Интегрированный урок русского языка и музыки в 6 классе
Интегрированный урок русского языка и музыки в 6 классе
На уроке повторяется правописание сложных прилагательных со значением цвета, составляется рассказ об осени по впечатлению от произведения П.И.Чайковского.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и музыки в 6 классе»
Интегрированный урок русского языка, музыки, в 6-м классе. Развитие речи.Описание картины природы. Эмоциональный мир музыкальной гармонии.
Тема урока - Описание картины природы.
Развивающая цель - повторить правописание сложных прилагательных со значением цвета, степени сравнения прилагательных; опираясь на знания, полученные по теме «Прилагательное», составить рассказ об осени по впечатлению от музыкального произведения П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года».
Образовательная цель – развивать внимание, эмоциональное восприятие живописного и музыкального произведения, способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях, умение анализировать и сопоставлять, выделять общее, использовать межпредметные связи для целостного восприятия картины природы.
Воспитательная цель – воспитание ответственности, умения работать в группе, прислушиваться к мнению других членов группы.
Оборудование – муз.центр, диск с записью цикла П.И.Чайковского «Времена года», репродукция картины И.Левитана «Октябрь»,
Мотивационный этап.
Приглушенно, в записи звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского.
Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором Петром Ильичём Чайковским.
Давным–давно, в 19 веке, в Петербурге, где долгое время жил П.И.Чайковский, издавался журнал, который назывался «Нувеллист». Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём Чайковским. Каждая пьеса имела название одного из месяцев года: январь, февраль, март, апрель... Все они позднее были объединены в альбом музыкальных картин природы, который получил название «Времена года».
А мы сегодня с вами услышали пьесу «Октябрь», которую композитор назвал «Осенней песнью».
Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень - удивительная пора. Исследователь творчества Чайковского Кайгородов говорил о композиторе:
«Чайковский обладал удивительно сильным, можно сказать феноменальным чувством природы. Мне неизвестно другого примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал. Мало сказать, что Пётр Ильич страстно любил природу - он её обожал» [6]
Именно эта искренняя любовь к родной природе и делает творение композитора столь близким и понятным каждому русскому человеку.
Как вы думаете, почему осень называют прекрасным временем года?
А почему осень - это печальное время года?
Как музыка, ее гармония, помогает нам эмоционально настроиться на картину природы, представить её? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.
Проверка знаний, необходимых для усвоения нового материала
Лингвистический диктант.
Теоретический материал.
1. Лингвистический диктант.
золотой = серебряный ------------------------------ золотистый ?
сильный = ? ------------------------------------- сильнейший ?
более тёмный = ? ----------------------------------- тёмный светлый
красный = ? --------------------------------- светло-красный ярко-золотой
2. Какая же часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов?
Какие художественные средства надо использовать, чтобы описание было красочным, выразительным, точным?
Результаты групповой работы:
Музыкальный язык Чайковского напоминает нам скромную, неяркую по краскам, русскую природу, тоже очень «немногословную». Гармония пьесы несложная, однако, она все время развивается, переливается разными красками. С помощью простых аккордов композитор создаёт неповторимое звучание пьесы. Аккорды субдоминантовой и доминантовой функций плавно переходят из одного в другой, как бы переливаясь. Пьеса написана в миноре, но вдруг появляются мажорные аккорды, что придаёт произведению особую прозрачность. Грусть просветляется.
В средней части вдруг появляется новая, мажорная тональность. Но, несмотря на мажорный лад, новая тональность не вносит большого контраста, она постепенно растворяется и вновь затихает. Опять появляется образ поздней осени.
Третья часть звучит более напряжённо, насыщенно в гармоническом плане (появляются септаккорды). Но постепенно напряжение спадает, движение затихает, как бы успокаиваясь. Меняется динамика. Все постепенно затихает… Но композитор не ставит в конце произведения точку, мелодия так и не приходит к тонике. Делая свой рассказ незаконченным, Чайковский создаёт образ неповторимой, изменчивой русской природы, столь дорогой его сердцу и сердцу каждого русского человека.
Музыковеды – выстроить с помощью карточек гармонический план пьесы и рассказать о нем.
б) Найти в предложенных текстах средства выразительности. Как они помогают создать настроение?
Языковеды – подобрать синонимы к словам, выбрать карточки с художественными средствами, которые можно использовать в рассказе - впечатлении от музыки, найти в предложенных текстах средства выразительности. Как они помогают создать настроение?
Результаты групповой работы:
Искусствоведы – ответить на вопросы:
В своей картине «Октябрь» И.Левитан передал поэзию увядания осенней природы на пороге скорой зимы. С огромным мастерством воплотил он печальную и светлую «прощальную красу» русской осени.
Небо заволокло сплошной облачной пеленой, ветер играет верхушками берёз. Они сбрасывают свой убор на пожелтевшую траву. Легкими парашютиками летят по ветру последние листочки. Красно – коричневые - похожи на маленьких смешных лисят, а золотисто – желтые - на перья Жар – птицы. Есть и темно – зеленые, уставшие от воспоминаний о лете. Птицы уже улетели на юг, тишина опустилась на лес. Кажется, будто слышно даже легкое дыхание. Холодный колорит картины помогает художнику создать настроение грусти и одиночества. Эта картина о том настроении, которое испытывает человек в конце осени. Так жалко уходящего тепла и света, красоты и ярких красок!
Музыка Чайковского передает осенний танец, нежный, печальный. Мы слышим в ней дыхание осени.
Какую осень увидел и нарисовал художник Исаак Ильич Левитан?
К какому жанру относится эта картина? Какой колорит картины? (Холодный или тёплый) Почему?
Как соотносится картина Левитана и музыка Чайковского?
Левитан Исаак Ильич (1861-1900)Октябрь (Осень)
Выводы по поставленным целям по русскому языку и музыке. Итог урока.
Выступления учащихся.
Октябрь - это уже не ранняя, пышно убранная разноцветными листьями, чудесная и нарядная, а другая, не - видная собой, в последних лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем моросящего осеннего дождя, та, которую мы зовём поздней осенью. Но и поздняя осень по-своему хороша.
Помните, у Пушкина: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой...» Как-то особенно чувствуешь себя в опустевших полях и лесах. Ничто не мешает взгляду. Природа здесь сосредоточена сама на себе. Кажется, что она глубоко задумалась. В такие дни к нам приходят грустные воспоминания. Описать картину поздней осени нам помогают средства художественной выразительности. Особенно велика в тексте роль прилагательных, которые делают текст более выразительным, ярким.
Слушая пьесу П.И. Чайковского, мы зримо представляем себе картины осенней природы, помогает нам в этом не только мелодия, но и гармония. Именно она настраивает слушателя на особое эмоциональное восприятие музыкального произведения.
1.Рефлексия
2.Самостоятельная работа (возможно домашняя): написать мини-сочинение – впечатление по пьесе П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»
Русская природа в музыке и поэзии. "У нас в гостях А.С. Пушкин и П.А. Чайковский"
Если собрать воедино описание природы в поэзии Пушкина, то перед нами пройдут все четыре времени года: весна с первыми ласковыми лучами солнца, лето с жаркими днями, осень с таинственными лесами и торжество зимы. Отправимся в путешествие по стихам Пушкина о природе и музыкой Чайковского с его альбомом “Времена года”.
Стихотворение Пушкина “Гонимы вешними лучами”
Гонимы вешними лучами,С окрестных гор уже снегаСбежали мутными ручьямиНа потопленные луга.Улыбкой ясною природаСквозь сон встречает утро года;Синея, блещут небеса.Еще прозрачные лесаКак будто пухом зеленеют...
Поэты описывают природу с помощью слов, средств художественной выразительности. А как композиторы изображают природу? ( С помощью звукоподражания или воспроизводя переживания, которые природа возбуждает в них).
Сегодня мы постараемся услышать эти звуки и почувствовать настроение композитора.
Настал черед и музыки. Послушайте пьесу Чайковского “Подснежники”. (Звучит пьеса “Подснежники”).Приложение 1
Какие чувства рождает в вас музыка? Помогает ли она вам услышать переливы ручья, увидеть преображение природы?
Что вы заметили общего в стихотворении Пушкина и музыке Чайковского? (Ясность, прозрачность)
Образы природы в поэзии и музыке. И.Бунин. С.Рахманинов
Сегодня на уроке мы поговорим об образах природы в музыке и поэзии. И обратимся мы к творчеству вам уже известного русского композитора С.В.Рахманинова.
Слушание романс «Весенние воды» С.Рахманинов.
–Какую природу показал в этом произведении композитор?
( - природа весной, всё проснулось от зимнего сна; всё тянется навстречу солнцу, новому дню, воды бурлят, бегут, хлопочут)
–В чём вы это услышали?
( в фортепианном сопровождении)
Какое настроение в музыке?
( - радостное, приподнятое, торжествующее, ликующее; звучание детского хора придаёт музыке особенно приподнятое, радостное, светлое звучание)
–Какой, по-вашему, музыкальный образ в этом произведении?
( образ стремительных безудержных юных сил весны)
Послушай: музыка вокруг:Она во всём – в самой природе,И для бесчисленных мелодийОна сама рождает звук.И.Ивенсен
– Мир полон звуков, мир чуда ждёт.
С листа берёзы капля упадёт
Почти без стука в мягкий плащ травы.
Мир полон звуков и ещё любви.
Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает, в той или иной степени, «душу природы», её «язык», как выразился замечательный русский поэт Ф.И.Тютчев. Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие - художники, поэты, композиторы.
Именно в изображении природы особенно близко сходятся два вида искусства: литература и музыка.
С помощью каких слов поэт передает движение природы, ее изменения, бурление?
Какие поэтические образы вы увидели в этом стихотворении? Какие средства художественной изобразительности помогают нарисовать незабываемые образы природы?
– Картины русской природы волновали сердца не только композиторов, но и многих русских поэтов. Звуки, движения, образы возникают под пером известных поэтов, но поэтический язык - особенный, таинственный.
Необыкновенные поэтические образы, поражающие нас своей красотой, музыкальностью были созданы русским поэтом - Иваном Алексеевичем Буниным.
На фоне «Вокализа» С.Рахманинова ученица читает стихотворение И.Ивенсен «Музыка»
2.Союз слова и музыкальных интонаций составляет неразрывное единство в создании образов природы. Как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом! Почувствовали ли вы это? Что вам хочется сказать об услышанном, чем поделиться?
(ответы детей)
3. Именно в изображении природы особенно близко сходятся два вида искусства: литература и музыка.
4. И в заключении послушайте стихотворение Ивенсена «Музыка»
Привлечение музыки на уроке литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, способствующих формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Прослушивание музыкальных произведений и их сопоставление с произведениями литературы расширяет знания и умения учащихся, приобретение на уроках музыки. Основная задача этих уроков - развитие музыкального вкуса учащихся, повышение культуры восприятия музыки. Воздействие на чувства, музыка создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературы произведений. В отличие от литературы, музыка не может передать конкретно представлений и понятий. Зато она способна глубоко и непосредственно передать переживания человека. Не случайно композитор А.Н.Серов называл музыку языком души, жизнью души, выраженных в звуках.
Музыка стиха. Музыкальность прозы. Эти выражения говорят о тесном взаимопроникновении двух видов искусства-литературы музыки.