kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок русского языка и музыки в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке повторяется правописание сложных прилагательных со значением цвета, составляется рассказ об осени по впечатлению от произведения П.И.Чайковского.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и музыки в 6 классе»

Интегрированный урок русского языка, музыки, в 6-м классе. Развитие речи.  Описание картины природы. Эмоциональный мир музыкальной гармонии.

Интегрированный урок русского языка, музыки, в 6-м классе. Развитие речи. Описание картины природы. Эмоциональный мир музыкальной гармонии.

  • Тема урока - Описание картины природы.
  • Развивающая цель - повторить правописание сложных прилагательных со значением цвета, степени сравнения прилагательных; опираясь на знания, полученные по теме «Прилагательное», составить рассказ об осени по впечатлению от музыкального произведения П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года».
  • Образовательная цель – развивать внимание, эмоциональное восприятие живописного и музыкального произведения, способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях, умение анализировать и сопоставлять, выделять общее, использовать межпредметные связи для целостного восприятия картины природы.
  • Воспитательная цель – воспитание ответственности, умения работать в группе, прислушиваться к мнению других членов группы.
  • Оборудование – муз.центр, диск с записью цикла П.И.Чайковского «Времена года», репродукция картины И.Левитана «Октябрь»,
Мотивационный этап.   

Мотивационный этап.  

  • Приглушенно, в записи звучит «Осенняя  песня»  П.И.Чайковского.
  • Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором Петром Ильичём Чайковским.
  • Давным–давно, в 19 веке, в Петербурге, где долгое время жил П.И.Чайковский, издавался журнал, который  назывался  «Нувеллист». Журнал выходил каждый месяц,  и  в каждом его  номере читателей ждал приятный сюрприз:  ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичём Чайковским. Каждая пьеса имела название одного из месяцев года:  январь, февраль, март, апрель... Все они позднее были  объединены в альбом  музыкальных картин природы, который получил название «Времена года».
  • А мы сегодня с вами услышали  пьесу «Октябрь»,   которую  композитор  назвал «Осенней песнью».
  • Осень была одним из любимых времён года композитора.  И это не случайно, ведь осень - удивительная пора. Исследователь творчества  Чайковского  Кайгородов говорил о композиторе:
  • «Чайковский обладал удивительно сильным,  можно сказать феноменальным чувством природы. Мне неизвестно  другого  примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал.  Мало сказать,  что Пётр Ильич страстно любил природу - он её обожал» [6]
  • Именно эта искренняя любовь к родной природе и делает  творение композитора столь близким и понятным каждому русскому человеку.
  • Как вы думаете,  почему осень называют прекрасным  временем года?
  • А почему осень - это печальное время года?
  • Как музыка, ее гармония, помогает нам эмоционально настроиться на картину природы, представить её? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.
Проверка знаний, необходимых для усвоения нового материала

Проверка знаний, необходимых для усвоения нового материала

  • Лингвистический диктант.
  • Теоретический материал.
  • 1. Лингвистический диктант.
  • золотой           =         серебряный ------------------------------ золотистый                    ?
  • яркий         =             прозрачный ------------------------------------- ярче                                ?    
  • сильный           =             ? ------------------------------------- сильнейший                     ?
  • более тёмный              =          ? ----------------------------------- тёмный                              светлый
  • красный             =                    ? --------------------------------- светло-красный              ярко-золотой
  • 2. Какая же часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов?
  • Какие художественные средства надо использовать, чтобы описание было красочным, выразительным, точным?

Результаты групповой работы:

  • Музыкальный язык Чайковского напоминает нам скромную, неяркую по  краскам,  русскую природу,  тоже очень «немногословную».  Гармония пьесы несложная,  однако, она все время развивается, переливается разными красками. С помощью простых аккордов композитор создаёт неповторимое звучание пьесы.  Аккорды субдоминантовой и доминантовой функций плавно переходят  из  одного в другой,  как бы переливаясь.  Пьеса написана в миноре, но вдруг появляются мажорные аккорды, что придаёт произведению особую прозрачность. Грусть просветляется.
  • В средней  части вдруг появляется новая,  мажорная тональность. Но, несмотря на мажорный лад, новая тональность  не  вносит большого контраста,   она  постепенно  растворяется и вновь затихает.  Опять появляется образ поздней осени.
  • Третья часть звучит более напряжённо,  насыщенно в гармоническом плане (появляются септаккорды).  Но постепенно напряжение спадает, движение затихает, как бы успокаиваясь. Меняется динамика. Все постепенно затихает… Но композитор не ставит в конце произведения точку, мелодия так и не приходит к тонике. Делая свой рассказ незаконченным, Чайковский создаёт образ неповторимой, изменчивой русской природы, столь дорогой его сердцу и сердцу каждого русского человека.

Музыковеды – выстроить с помощью карточек гармонический план пьесы и рассказать о нем.

Результаты групповой работы: Художник – (живописец, мастер кисти, пейзажист).  Музыкант – (композитор).  (Картина) чудесная – (замечательная, прекрасная)  (Небо) облачное – (низкое, тяжелое).  (Березки) стройные – (статные)  (Настроение) грустное – (осеннее, печальное, задумчивое). б) Найти в предложенных текстах средства выразительности. Как они помогают создать настроение?   Языковеды – подобрать синонимы к словам, выбрать карточки с художественными средствами, которые можно использовать в рассказе - впечатлении от музыки, найти в предложенных текстах средства выразительности. Как они помогают создать настроение?

Результаты групповой работы:

  • Художник – (живописец, мастер кисти, пейзажист). Музыкант – (композитор). (Картина) чудесная – (замечательная, прекрасная) (Небо) облачное – (низкое, тяжелое). (Березки) стройные – (статные) (Настроение) грустное – (осеннее, печальное, задумчивое).
  • б) Найти в предложенных текстах средства выразительности. Как они помогают создать настроение?

Языковеды – подобрать синонимы к словам, выбрать карточки с художественными средствами, которые можно использовать в рассказе - впечатлении от музыки, найти в предложенных текстах средства выразительности. Как они помогают создать настроение?

Результаты групповой работы:

Искусствоведы – ответить на вопросы:

  • В своей картине «Октябрь» И.Левитан передал поэзию увядания осенней природы на  пороге скорой зимы. С огромным мастерством  воплотил он печальную и светлую «прощальную красу» русской осени. 
  • Небо заволокло сплошной облачной пеленой, ветер играет верхушками берёз. Они  сбрасывают  свой убор на пожелтевшую траву. Легкими парашютиками летят по ветру последние листочки. Красно – коричневые - похожи на маленьких смешных лисят, а золотисто – желтые - на перья Жар – птицы. Есть и темно – зеленые, уставшие от воспоминаний о лете. Птицы уже улетели на юг, тишина опустилась на лес. Кажется, будто слышно даже легкое дыхание. Холодный колорит картины помогает художнику создать настроение грусти и одиночества. Эта картина о том настроении, которое испытывает человек в конце осени. Так жалко уходящего тепла и света, красоты и ярких красок!
  • Музыка Чайковского передает осенний танец, нежный, печальный. Мы слышим в ней дыхание осени.

Какую осень увидел и нарисовал художник  Исаак Ильич  Левитан?

К какому жанру относится эта картина?  Какой колорит картины? (Холодный или тёплый) Почему?

Как соотносится картина Левитана и музыка Чайковского?

Левитан  Исаак  Ильич    (1861-1900)   Октябрь (Осень)

Левитан  Исаак  Ильич    (1861-1900) Октябрь (Осень)

Выводы по поставленным целям по русскому языку и музыке. Итог урока.

  • Выступления учащихся.
  • Октябрь - это уже не ранняя, пышно убранная разноцветными листьями, чудесная и нарядная, а другая, не - видная собой, в последних лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем моросящего осеннего дождя, та, которую мы зовём поздней осенью.  Но и поздняя осень по-своему хороша.
  •   Помните, у Пушкина: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой...» Как-то особенно чувствуешь себя в опустевших полях и лесах.  Ничто не мешает взгляду.  Природа здесь сосредоточена сама на себе.  Кажется,  что она глубоко задумалась. В такие дни к нам приходят грустные воспоминания. Описать картину поздней осени нам помогают средства художественной выразительности. Особенно велика в тексте роль прилагательных, которые делают текст более выразительным, ярким.
  • Слушая пьесу П.И. Чайковского, мы зримо представляем себе картины осенней природы, помогает нам в этом не только мелодия, но и гармония. Именно она настраивает слушателя на особое эмоциональное восприятие музыкального произведения.

1.Рефлексия

2.Самостоятельная работа (возможно домашняя): написать мини-сочинение – впечатление по пьесе П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»

Русская природа в музыке и поэзии.

Русская природа в музыке и поэзии. "У нас в гостях А.С. Пушкин и П.А. Чайковский"

Если собрать воедино описание природы в поэзии Пушкина, то перед нами пройдут все четыре времени года: весна с первыми ласковыми лучами солнца, лето с жаркими днями, осень с таинственными лесами и торжество зимы. Отправимся в путешествие по стихам Пушкина о природе и музыкой Чайковского с его альбомом “Времена года”. Стихотворение Пушкина “Гонимы вешними лучами” Гонимы вешними лучами,  С окрестных гор уже снега  Сбежали мутными ручьями  На потопленные луга.  Улыбкой ясною природа  Сквозь сон встречает утро года;  Синея, блещут небеса.  Еще прозрачные леса  Как будто пухом зеленеют...
  • Если собрать воедино описание природы в поэзии Пушкина, то перед нами пройдут все четыре времени года: весна с первыми ласковыми лучами солнца, лето с жаркими днями, осень с таинственными лесами и торжество зимы. Отправимся в путешествие по стихам Пушкина о природе и музыкой Чайковского с его альбомом “Времена года”.
  • Стихотворение Пушкина “Гонимы вешними лучами”
  • Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса. Еще прозрачные леса Как будто пухом зеленеют...
Поэты описывают природу с помощью слов, средств художественной выразительности. А как композиторы изображают природу? ( С помощью звукоподражания или воспроизводя переживания, которые природа возбуждает в них). Сегодня мы постараемся услышать эти звуки и почувствовать настроение композитора. Настал черед и музыки. Послушайте пьесу Чайковского “Подснежники”. (Звучит пьеса “Подснежники”). Приложение 1
  • Поэты описывают природу с помощью слов, средств художественной выразительности. А как композиторы изображают природу? ( С помощью звукоподражания или воспроизводя переживания, которые природа возбуждает в них).
  • Сегодня мы постараемся услышать эти звуки и почувствовать настроение композитора.
  • Настал черед и музыки. Послушайте пьесу Чайковского “Подснежники”. (Звучит пьеса “Подснежники”). Приложение 1
  • Какие чувства рождает в вас музыка? Помогает ли она вам услышать переливы ручья, увидеть преображение природы?
  • Что вы заметили общего в стихотворении Пушкина и музыке Чайковского? (Ясность, прозрачность)

Образы природы в поэзии и музыке.  И.Бунин. С.Рахманинов

Образы природы в поэзии и музыке. И.Бунин. С.Рахманинов

Сегодня на уроке мы поговорим об образах природы в музыке и поэзии. И обратимся мы к творчеству вам уже известного русского композитора С.В.Рахманинова. Слушание романс «Весенние воды» С.Рахманинов. – Какую природу показал в этом произведении композитор? ( - природа весной, всё проснулось от зимнего сна; всё тянется навстречу солнцу, новому дню, воды бурлят, бегут, хлопочут) – В чём вы это услышали?  ( в фортепианном сопровождении)   Какое настроение в музыке?  ( - радостное, приподнятое, торжествующее, ликующее; звучание детского хора придаёт музыке особенно приподнятое, радостное, светлое  звучание) – Какой, по-вашему, музыкальный образ в этом произведении? ( образ стремительных безудержных  юных сил весны)
  • Сегодня на уроке мы поговорим об образах природы в музыке и поэзии. И обратимся мы к творчеству вам уже известного русского композитора С.В.Рахманинова.
  • Слушание романс «Весенние воды» С.Рахманинов.
  • Какую природу показал в этом произведении композитор?
  • ( - природа весной, всё проснулось от зимнего сна; всё тянется навстречу солнцу, новому дню, воды бурлят, бегут, хлопочут)
  • В чём вы это услышали?

( в фортепианном сопровождении)

  •   Какое настроение в музыке?

( - радостное, приподнятое, торжествующее, ликующее; звучание детского хора придаёт музыке особенно приподнятое, радостное, светлое  звучание)

  • Какой, по-вашему, музыкальный образ в этом произведении?
  • ( образ стремительных безудержных  юных сил весны)

Послушай: музыка вокруг: Она во всём – в самой природе, И для бесчисленных мелодий Она сама рождает звук. И.Ивенсен

–   Мир полон звуков, мир чуда ждёт.

              С листа берёзы капля упадёт

              Почти без стука в мягкий плащ травы.

              Мир полон звуков и ещё любви.

    Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает, в той или иной степени, «душу природы», её «язык», как выразился замечательный русский поэт Ф.И.Тютчев. Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие  - художники, поэты, композиторы.

    Именно в изображении природы особенно близко сходятся два вида искусства:   литература и музыка.  

И.А.Бунин     Чтение учащимся   стихотворения  «Бушует  полая  вода…». Беседа  о  стихотворении: Какое  настроение  вызывает  стихотворение?  Почему? Как  создается  красота  весеннего   пейзажа? Какие  краски  присутствуют  в  стихотворении? С  помощью  каких  слов  поэт  передает  движение  природы, ее изменения, бурление? Какие  поэтические  образы  вы  увидели  в  этом  стихотворении? Какие  средства  художественной  изобразительности помогают  нарисовать  незабываемые  образы  природы? Попробуйте   словесно  нарисовать  картину  бунинской  весны. – Картины русской природы волновали сердца не только композиторов, но и многих русских поэтов. Звуки,  движения, образы  возникают  под  пером  известных  поэтов, но  поэтический  язык -  особенный, таинственный. Необыкновенные  поэтические  образы, поражающие  нас  своей  красотой, музыкальностью  были  созданы  русским  поэтом  -  Иваном  Алексеевичем  Буниным.

И.А.Бунин

  •     Чтение учащимся   стихотворения  «Бушует  полая  вода…».
  • Беседа  о  стихотворении:
  • Какое  настроение  вызывает  стихотворение?  Почему?
  • Как  создается  красота  весеннего   пейзажа?
  • Какие  краски  присутствуют  в  стихотворении?
  • С  помощью  каких  слов  поэт  передает  движение  природы, ее изменения, бурление?
  • Какие  поэтические  образы  вы  увидели  в  этом  стихотворении? Какие  средства  художественной  изобразительности помогают  нарисовать  незабываемые  образы  природы?
  • Попробуйте   словесно  нарисовать  картину  бунинской  весны.

– Картины русской природы волновали сердца не только композиторов, но и многих русских поэтов. Звуки,  движения, образы  возникают  под  пером  известных  поэтов, но  поэтический  язык -  особенный, таинственный.

Необыкновенные  поэтические  образы, поражающие  нас  своей  красотой, музыкальностью  были  созданы  русским  поэтом  -  Иваном  Алексеевичем  Буниным.

  На фоне «Вокализа» С.Рахманинова ученица читает стихотворение И.Ивенсен «Музыка» Послушай: музыка вокруг: Она во всём – в самой природе, И для бесчисленных мелодий Она сама рождает звук.       Ей служат ветер, плеск волны.       Раскаты грома, звон капели.       Птиц несмолкаемые трели       Среди зелёной тишины. И дятла дробь, и поездов Гудки, чуть слышные в дремоте, И ливень песенкой без слов – Всё на одной звенящей ноте -       И снега хруст, и треск костра!       И металлическое пенье,       И звон пилы и топора!       И проводов степных гуденье! (продолжает читать учитель музыки) … Вот почему-то иногда Почудится в концертном зале, Что нам о солнце рассказали. О том, как плещется вода,       Как ветер шелестит листвою.       Как, заскрипев, качнулись ели.       А это арфы нам напели,       Рояль, и скрипка, и гобой.
  •  
  • На фоне «Вокализа» С.Рахманинова ученица читает стихотворение И.Ивенсен «Музыка»
  • Послушай: музыка вокруг:
  • Она во всём – в самой природе,
  • И для бесчисленных мелодий
  • Она сама рождает звук.
  •       Ей служат ветер, плеск волны.
  •       Раскаты грома, звон капели.
  •       Птиц несмолкаемые трели
  •       Среди зелёной тишины.
  • И дятла дробь, и поездов
  • Гудки, чуть слышные в дремоте,
  • И ливень песенкой без слов –
  • Всё на одной звенящей ноте -
  •       И снега хруст, и треск костра!
  •       И металлическое пенье,
  •       И звон пилы и топора!
  •       И проводов степных гуденье!
  • (продолжает читать учитель музыки)
  • Вот почему-то иногда
  • Почудится в концертном зале,
  • Что нам о солнце рассказали.
  • О том, как плещется вода,
  •       Как ветер шелестит листвою.
  •       Как, заскрипев, качнулись ели.
  •       А это арфы нам напели,
  •       Рояль, и скрипка, и гобой.

1. Попробуем  сравнить  настроения, звуки, краски, образы стихотворения  Бунина и романса Рахманинова.

Какой  вы  увидели  природу?

2.Союз   слова  и  музыкальных  интонаций   составляет  неразрывное  единство  в  создании  образов   природы.   Как  часто  и  глубоко  проникает  природа  в  искусство, как  тесно  они  связаны  друг  с  другом!   Почувствовали  ли    вы  это?  Что  вам  хочется   сказать  об  услышанном, чем  поделиться?

(ответы детей)

3.  Именно в изображении природы особенно близко сходятся два вида искусства:   литература и музыка.

4. И в заключении послушайте стихотворение Ивенсена «Музыка»

Привлечение музыки на уроке литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, способствующих формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Прослушивание музыкальных произведений и их сопоставление с произведениями литературы расширяет знания и умения учащихся, приобретение на уроках музыки. Основная задача этих уроков - развитие музыкального вкуса учащихся, повышение культуры восприятия музыки.  Воздействие на чувства, музыка создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературы произведений. В отличие от литературы, музыка не может передать конкретно представлений и понятий. Зато она способна глубоко и непосредственно передать переживания человека. Не случайно композитор А.Н.Серов называл музыку языком души, жизнью души, выраженных в звуках. Музыка стиха. Музыкальность прозы. Эти выражения говорят о тесном взаимопроникновении двух видов искусства-литературы музыки.
  • Привлечение музыки на уроке литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, способствующих формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Прослушивание музыкальных произведений и их сопоставление с произведениями литературы расширяет знания и умения учащихся, приобретение на уроках музыки. Основная задача этих уроков - развитие музыкального вкуса учащихся, повышение культуры восприятия музыки. Воздействие на чувства, музыка создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературы произведений. В отличие от литературы, музыка не может передать конкретно представлений и понятий. Зато она способна глубоко и непосредственно передать переживания человека. Не случайно композитор А.Н.Серов называл музыку языком души, жизнью души, выраженных в звуках.
  • Музыка стиха. Музыкальность прозы. Эти выражения говорят о тесном взаимопроникновении двух видов искусства-литературы музыки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Интегрированный урок русского языка и музыки в 6 классе

Автор: Борисова Ирина Вячеславовна

Дата: 02.11.2017

Номер свидетельства: 436160

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Технологическая карта урока русского языка  с презентацией по теме"Глагол" "
    ["seo_title"] => string(87) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-s-priezientatsiiei-po-tiemie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "229897"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441903407"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК  ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РУССКОГО ЯЗЫКА  4 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "intiegrirovannyi-urok-oznakomlieniia-s-okruzhaiushchim-mirom-i-russkogo-iazyka-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "124375"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689727"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока русского языка "Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-fonietika-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "131932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416247597"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Интегрированный урок на тему:"Изменение глаголов по временам"."
    ["seo_title"] => string(62) "intieghrirovannyiuroknatiemuizmienieniieghlagholovpovriemienam"
    ["file_id"] => string(6) "279279"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453214368"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства