КГУ Ново-Урицкая средняя школа
Интегрированный урок
( русский язык и литература)
3 – «Б» класс КРО
Учитель начальных классов
Ново – Урицкой средней школы
Виоарэ Ольга Андреевна
3- «б»класс КРО. Интегрированный урок. (Русский язык, литература).
Тема: «Изменение глаголов по временам».
Цели: закрепить знания детей о существенных признаках глагола как части речи, совершенствовать умение определять время глагола, изменять глаголы по временам; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, внимание, мышление; воспитывать любовь к русскому языку с помощью сказок А.С.Пушкина, трудолюбие, аккуратность, интерес к предмету, умение слушать и слышать себя, товарища, учителя.
Оборудование: Слайды, флипчарты, кроссворд, книжная выставка произведений А. С. Пушкина, портрет поэта, иллюстрации к сказкам.
- Психологический настрой.
Встаньте дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
Учитель: Мне очень хочется, чтобы сегодня на нашем уроке присутствовало хорошее настроение.
Начнём трудиться, чтобы жить,
Ведь жизнь-это движение!
И весь наш урок,
Тому подтверждение!
2. Чистописание.
-Откройте тетради, запишите число. Сегодня на минутке чистописания мы будем писать соединения буквы о с согласными буквами л,м.
ол ом
3. Словарная работа.
Сейчас проведём словарную работу, а поможет нам в этом корабль, на котором мы сегодня отправимся путешествовать и завести его можно только сказочным путём с помощью отгадывания кроссворда.
- Я буду вам зачитывать отрывки из сказок А. С. Пушкина, пропуская слово. Это слово вы угадаете, и запишите в тетрадь. (Для проверки слова записываются в кроссворд на доске)
Вот открыл царевич очи,
Отрясая грёзы ночи
И, дивясь, перед собой
Видит (город) он большой…
Пушки с пристани палят,
(кораблю) пристать велят…
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная (картина)!
Перед ним его два сына.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге –
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три (богатыря)…
Корабельщики в ответ:
“Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит наш путь далёк:
Восвояси на (восток)…”
Вот въезжает в город он…
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей (столицы)
Петушок вспорхнул со спицы…
- Прочитайте слово по вертикали. Правильно, это глагол.
4.Состаление кластера о глаголе. (показ слайда, после ответов учащихся).
5.Стихотворение о глаголе.
-Послушайте его и назовите, какие слова, обозначающие действия предметов, встретились в этом стихотворении.
Я, страшное дело, какой деловой,
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю,
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю,
Укроп поливаю, кусты подстригаю,
И чисто – пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
6.Учитель: Послушайте ещё стихотворение и скажите, что изобрёл глагол?
Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл
«Ухожу», - кричит сегодня.
«А вчера,- кричит, - ушёл».
«Завтра,- скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему!
- Правильно, время.
- В каком времени могут употребляться глаголы?
-Запишите эти глаголы в тетрадь.( Ухожу, ушёл, уйду).
7.Гимнастика для глаз.(Слайд).
8.Комментированное письмо.
(На партах тексты стихотворений).
- Сейчас мы будет находить глаголы в стихотворениях и определять время.
(Первый ученик).
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
А с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
-Запишем глаголы и обозначим время.
-Что обозначают глаголы настоящего времени?(слайд)
(Второй ученик).
Наступят дни весенние.
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые.
- Какие глаголы встретились в этих строках?
- Запишем глаголы и обозначим время.
- Что обозначают глаголы будущего времени? (слайд).
(третий ученик).
Снег теперь уже не тот -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
- Назовите глаголы.
- Определите время.
Правильно, это глаголы прошедшего времени.
- Запишите глаголы: п. в. потемнел, треснул, раскололи.
-Что обозначают глаголы прошедшего времени? (слайд).
Физкультминутка.
- Я называю глагол в прошедшем времени - вы потягиваетесь, в настоящем времени – приседаете, в будущем времени – выполняете наклоны.
Пою, спою, пел. Посадим, сидим, просидел.
- О каком времени года говорилось в строках стихотворений?
-А теперь отгадайте загадку. (На фоне звучит музыка «Весна, весна к нам пришла весна»)
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движением полна.
Зовут меня. (весна).
9.Упражнения на закрепление (флипчарты)
Распредели глаголы в три столбика:
наст. вр прош.вр буд. Вр
вздуется, течёт, бурлила, отплыл, плещет, волнуется, закипит, пристанет, успокоились.
10. Игра «Лишнее слово».(флипчарт)
1. Чертил, идёт, пел.
2. Сбивает, строит, улетел.
11.Рефлексия.
-Узнал новое….
-На уроке мне понравилось……
- Мне было интересно….
-Откройте дневники и запишите Д/З стр85 П. У-198 выписать глаголы в 3 столбика.
Наш урок подошёл к концу. Я хочу, чтобы дружили с глаголами и в жизни совершали действия и поступки только хорошие. Вам поможет в этом золотая рыбка. Напишите своё желание, будьте добрыми и оно исполнится.
Резерв
Звуковая разминка. Произнеси правильно глаголы.
Начáть, нáчал, нáчали, началá.
Понять, пóнял, пóняли, понялá.
Принять, прúнял, прúняли, принялá.
! В глаголах женского рода ударение падает на окончание.