kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имена существительные: синонимы, антонимы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ:   закрепить знания о существительных синонимах и антонимах, научиться их различать и употреблять в речи;

                почувствовать красоту слова через работу над текстом «Весна в лесу», над выразительностью и техникой чтения;

                Прививать любовь у учащихся к родной природе, к весенним пейзажам.

ХОД УРОКА

1Сообщение цели урока.

2.Каллиграфическая минутка.

(назвать примету появления первых весенних цветов)

-Ребята, посмотрите на рисунок на ваших партах и назовите этот весенний цветок. (Подснежник)

-Давайте, проговаривая выученный о нем стих на уроке внеклассного чтения, распишем его элементами разных букв, чтобы подготовить руку к письму.

 

Разбор по составу

подснежник

 

3.Проверка Д/з

На доске слова: здоровье, обувь, платье, пылью.

Сверьтесь. С написанием всех вы согласны? Исправьте ошибку и докажите свою правоту.

4.Работа над синонимами.

а)– А подберите однокоренное слово к последнему в орф. Кроссворду,

Объясняя, что же несут на крыльях перелетные птицы?

       …вестники, весть

-корень?

Замените это слово по-другому:

…весть-новость, сообщение.

                Какие это слова по значению?

-Как они называются?

 

б)Работа над загадками Игра «телефон»

-Каких вестников весны вы знаете?

-А сейчас, проведя игру «телефон», узнаем, о каких птицах идет речь в загадках на карточках.

Ребята, 1 варианта наз. какой птицы допишите. Как правильно записать слово скворец?

-Найдите эту птицу по картинке.

2 вариант - о какой птице в вашей загадке шла речь?

 

в)Работа с учебником.

Подробнее об этих птицах узнаем из упр.134,67

-Что нового вы узнали? Еще раз.

-А теперь вместо них употребите в каждом предложении слово грач. Как этот текст прозвучит? Нравиться он вам?

Для чего же служат синонимы?

6.Работа над текстом.

а)чтение  учителем, проверка первичного восприятия.

 

б)Чтение сильными учениками.

-Подберите заголовок.

в)Чтение текста уч-ся «цепочкой»

  • Какое стало небо?
  • Почему солнце стало красным?
  • Как понимаете слово «почивает»?
  • С чем сравнивается ствол сосны?
  • А что такое медь? (металл красного цвета, входящий в медную руду)

 

г)Выборочное чтение.

-Найдите предложение соответ. схеме.

 

д)Физкультминутка

 

е)Работа над синонимами.

-Подберите синонимы к словам

Кулисы –., крона –…, чары –…,, чаща – ….

 

ж)Работа над предложением.

-Как названа в тексте зима и куда она уходит?

  Угрюмая зима отступает в тень дремучей чащи.  ( Повест.,  не!,  простое, нерасп., неуслож.)

5.Работа над антонимами.

-Мы поработали над синонимами. А сейчас подберите к самому слову синоним, противоположное по значению – антоним. Вот о них сейчас поговорим.

а)Игра «Поймай предложение с антонимами».

-Послушай сообщение ученицы о первом месяце весны и назовите предложение с антонимами существительными.

Март – первый месяц весны, хотя начало его бывает трудно отличить от вчерашнего зимнего февраля. О непостоянстве мартовской погоды ходит в народе много поговорок.

       Март зиму кончает, весну начинает.

Февраль силен метелью, а март капелью.

 

б)Комментированное письмо.

Запишем это предложение, комментируя написания.

Подчеркнем  антонимы, сделаем ф.р. слова капелью    к о п   э л   й у  - 7 б,  7 зв.

 

в)Работа над пословицами.

-Ребята, это мы записали поговорку. А очень часто антонимы встречаются в пословицах. В чем же разница вспомним, послушав сообщение ребят.

ПОГОВОРКА:

Выражение, преимущественно образное, не составляющее в отличии от пословицы, законченного высказывания.

Пословица – краткое изречение с назидательным, поучающим смыслом.

Как вы знаете пословицы увидим, когда поработаете в группе над их  составлением.

(в конвертах слова, записанные на отдельных карточках)

-Найдите антонимы.

 

г)Коллективная работа над антонимами.

-       И закрепим знания об антонимах, проработав все вместе над составлением в столбик карточек со словами, чтобы прочитать зашифрованное слово. Для этого в выставленных словах совмещайте буквы, написанные красным цветом. И так, подбирайте правильно антонимы на мои слова

                низ                                        верх

                начало                                конец

                горе                                     радость

                плюс                                    минус

                зной                                     жара

                Улыбкой ясною природа

                Сквозь сон встречает утро года.

 

6.Итог урока.

-Над какими существительными мы работали сегодня на уроке?

-Ваши знания о них я увижу после тестирования: (дети пишут да или нет на вопрос учителя)

-Синонимы – это слова близкие по значению?

-Однокоренные слова синонимы?

-День-ночь – это синонимы?

-Антонимы - это слова, противоположные по смыслу?

-Смелость - трусость – это антонимы?

Да                 нет                        нет        да           да

                Правильно подобрать синонимы и антонимы вам помогут словари, которые вы можете взять в школьной библиотеке.

7.Домашнее задание.

1 вр.                                     2 вр.

          упр.173     (А)                   упр.173(Б)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные: синонимы, антонимы.»

Зеленюк И.Ю.

Учитель-методист

Мариупольской ОШ № 41

Донецкой обл.


РУССКИЙ ЯЗЫК



ТЕМА: Имена существительные: синонимы, антонимы

«Весна в лесу»

ЦЕЛЬ: Соединить 2 предмета в одном уроке, что поможет детям закрепить знания о существительных синонимах и антонимах, научиться их различать и употреблять в речи;

Почувствовать красоту слова через работу над текстом «Весна в лесу», над выразительностью и техникой чтения;

Прививать любовь у учащихся к родной природе, к весенним пейзажам.

ОБОРУДОВАНИЕ: Индивидуальные листочки с текстом о весне;

Слайды весеннего пейзажа, таблица для тестирования «да, нет»;

индивидуальные конверты с поговорками;

карточки с загадками;

индивидуальный рисунок-схема «Подснежник»;

рисунок перелетных птиц;

словари.


ХОД УРОКА

1Сообщение цели урока.
  • Ребята, сегодня на уроке русского языка, более объемного и сложного, чем всегда, мы закрепим ваши знания об именах сущ., синонимах и антонимах. И весь урок будем помнить о приходе новой поры года, называя её приметы, читая и обсуждая тексты.

  • О какой поре года я говорю?

  • А какие приметы её прихода вы знаете?

  1. Каллиграфическая минутка.

(назвать примету появления первых весенних цветов)

  • Ребята, посмотрите на рисунок на ваших партах и назовите этот весенний цветок. (Подснежник)

  • Давайте, проговаривая выученный о нем стих на уроке внеклассного чтения, распишем его элементами разных букв, чтобы подготовить руку к письму.

П. Соловьев «Подснежник»

В саду, где березы столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Сперва понемногу

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна

Скажите, ведь правда,

Что это весна?»


  1. Орфографический кроссворд.

  • Как правильно записать слово подснежник, вспомним, начав работу над орфограф. кроссвордом, чтобы вспомнить орфограммы, грамотно и правильно.


Разбор по составу

  1. подснежник


  1. Что за красавица


Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку

И по снежку, и по цвету.

(Весна)


  1. Что меняется в природе, соответственно поговорке:

Март неверен: то плачет, то смеется

(Погода – сл. слово)


  1. Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут.

(Дождь)

  1. Одной из примет прихода весны вы назвали прилет перелетных птиц.

А как их называют в народе?

(Вестники)


  1. Д/з проверка

А сейчас проверив д/з, убедимся, смогли вы знания орфограмм применить при выполнении упражнений.

На доске слова: здоровье, обувь, платье, пылью.

Сверьтесь. С написанием всех вы согласны? Исправьте ошибку и докажите свою правоту.

  • Какое устное задание еще было?

  • Какие слова мы наз. однокоренными, назовите их из упр.?


  1. Работа над синонимами.

  1. – А подберите однокоренное слово к последнему в орф. Кроссворду,

Объясняя, что же несут на крыльях перелетные птицы?

…вестники, весть

  • корень?

Замените это слово по-другому:

…весть-новость, сообщение.

Какие это слова по значению?

  • Как они называются?


  1. Работа над загадками Игра «телефон»

  • Каких вестников весны вы знаете?

  • А сейчас, проведя игру «телефон», узнаем, о каких птицах идет речь в загадках на карточках.


Ученикам на первых партах раздают карточки с загадками.

Прочитали, выучили, четко передали сзади сидящему соседу.

1 вар

Есть на дереве дворец

Во дворце живет…

2вар

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.


ПРОВЕРКА.

Любой ученик из цепочки должен четко повторить загадку.

  • Какие орфограммы вспомнили при написании?


Ребята, 1 варианта наз. какой птицы допишите. Как правильно записать слово скворец?

  • Найдите эту птицу по картинке.

2 вариант - о какой птице в вашей загадке шла речь?


  1. Работа с учебником.

Подробнее об этих птицах узнаем из упр.

  • Что нового вы узнали? Еще раз.

  • Читая текст, подумайте каким словом в предложениях заменено слово грач?

Как они называются?

  • А теперь вместо них употребите в каждом предложении слово грач. Как этот текст прозвучит? Нравиться он вам?

Для чего же служат синонимы?

Да ребята, синонимы позволяют нам употреблять слова конкретно для каждого текста, не повторяясь.


  1. Работа над текстом.

Мы в основном наблюдаем приход весны в городе. А как это происходит в лесу мы узнаем, поработав над текстом, написанным на отдельных листах.

  1. чтение учителем, проверка первичного восприятия.

- Ребята, вам задание назвать приметы прихода весна в лес.

Раннее утро. Еще почивает лес – богатырь, усыпленный чарами волшебницы – зимы.

Морозно и ветрено, но в воздухе уже чувствуется приближение весны. Робко выглядывает юная красавица из-за лесных кулис, пугают ее залежи сугробов.

Снег снегом, мороз морозом, а солнце красное берет свое. Голубое небо проглядывает в рамке леса. Медный ствол смолы порозовел на солнце.

Крона ярче зеленеет хвоей.

Лес еще не одет, но пахнет корой и березовым соком.

Чуть дымиться первая зелень на ивах, как мелкие кружева.

Появляются первые весенние цветы – белые и голубоватые подснежники.

Угрюмая зима отступает в тень дремучей чащи.

Как прекрасно в весеннем лесу!


  1. Чтение сильными учениками.

  • Подберите заголовок.


  1. Чтение текста уч-ся «цепочкой»

  • Какое стало небо?

  • Почему солнце стало красным?

  • Как понимаете слово «почивает»?

  • С чем сравнивается ствол сосны?

  • А что такое медь? (металл красного цвета, входящий в медную руду)


  1. Выборочное чтение.

  • Найдите предложение соответ. схеме.




  • Зачитайте предложение, в котором описана весна.

  • Предложение, в котором зима показана волшебницей.

  • Предложение, в котором слышится уверенность в приходе весны.

Соблюдайте интонацию.

  • Предложение, в котором описана первая зелень?

  • Почему ее сравнивают именно с кружевами.


  1. Физкультминутка

  • А теперь отдохнем – представив себя цветком:

Нежный маленький бутон

Туго-туго стянут он.

Солнце луч ему протянет

И бутон гвоздикой станет.

Распустились, потянулись,

Нежно лепестки стряхнув,

Покружились мы и сели отдохнув.


  1. Работа над синонимами.

  • Подберите синонимы к словам и запишем их на доске парами и в тетрадь.

Кулисы – шторы, занавес, крона – листва, чары – магия, волшебство, чаща – лес, бор, роща.


  1. Работа над предложением.

  • Как названа в тексте зима и куда она уходит?

Запишем это предложение в тетрадь и охарактеризуем его: почему именно отступает.

Угрюмая зима отступает в тень дремучей чащи. ( Повест., не!, простое, нерасп., неуслож.)

  1. Работа над антонимами.

  • Мы поработали над синонимами. А сейчас подберите к самому слову синоним, противоположное по значению – антоним. Вот о них сейчас поговорим.

  1. Игра «Поймай предложение с антонимами».

  • Послушай сообщение ученицы о первом месяце весны и назовите предложение с антонимами существительными.

Март – первый месяц весны, хотя начало его бывает трудно отличить от вчерашнего зимнего февраля. О непостоянстве мартовской погоды ходит в народе много поговорок.

Март зиму кончает, весну начинает.

Февраль силен метелью, а март капелью.


  1. Комментированное письмо.

Запишем это предложение, комментируя написания.

Подчеркнем антонимы, сделаем ф.р. слова капелью к о п э л й у - 7 б, 7 зв.


  1. Работа над пословицами.

  • Ребята, это мы записали поговорку. А очень часто антонимы встречаются в пословицах. В чем же разница вспомним, послушав сообщение ребят.

ПОГОВОРКА:

Выражение, преимущественно образное, не составляющее в отличии от пословицы, законченного высказывания.

Пословица – краткое изречение с назидательным, поучающим смыслом.

Как вы знаете пословицы увидим, когда поработаете в группе над их составлением.

(в конвертах слова, записанные на отдельных карточках)

  • Найдите антонимы.

Запишите пословицу, составленную в тетрадь.


  • Лето собирает, а зима поедает;

  • Начало трудно, а конец мудрен;

  • Здоровый нищий счастливее больного богача;

  • Труд на ноги ставит, а лень валит;

  • Ученье – свет, а не ученье – тьма;

  • Мир – строит, а война разрушает.


  1. Коллективная работа над антонимами.

- И закрепим знания об антонимах, проработав все вместе над составлением в столбик карточек со словами, чтобы прочитать зашифрованное слово. Для этого в выставленных словах совмещайте буквы, написанные красным цветом. И так, подбирайте правильно антонимы на мои слова

низ верх

начало конец

горе радость

плюс минус

зной жара

Да, ребята, весна с каждым днем все увереннее будет заявлять о своем приходе и вступать в свои права.

Послушайте, как ее назвал А.С.Пушкин. Подумайте почему?

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.


  1. Итог урока.

  • Над какими существительными мы работали сегодня на уроке?

  • Ваши знания о них я увижу после тестирования: (дети пишут да или нет на вопрос учителя)

  • Синонимы – это слова близкие по значению?

  • Однокоренные слова синонимы?

  • День-ночь – это синонимы?

  • Антонимы - это слова, противоположные по смыслу?

  • Смелость - трусость – это антонимы?

Да нет нет да да

Правильно подобрать синонимы и антонимы вам помогут словари, которые вы можете взять в школьной библиотеке.

  1. Домашнее задание.

1 вр. 2 вр.

упр. упр.

6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Имена существительные: синонимы, антонимы.

Автор: Зеленюк Инна Юрьевна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Имена существительные: синонимы, антонимы."
    ["seo_title"] => string(43) "imienasushchiestvitielnyiesinonimyantonimy1"
    ["file_id"] => string(6) "277529"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452929289"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Лексика. Имя существительное"
    ["seo_title"] => string(32) "lieksikaimiasushchiestvitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "327256"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463409571"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "ИМЯ ?СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ "
    ["seo_title"] => string(31) "imia-dwaegsushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "203887"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429553324"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова,синонимы,антонимы."
    ["seo_title"] => string(87) "rolimiensushchiestvitielnykhvpriedlozhieniiivriechimnoghoznachnyieslovasinonimyantonimy"
    ["file_id"] => string(6) "260726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448991550"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по теме: "Имя существительное (закрепление)""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "277592"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452942070"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства