-Мы поработали над синонимами. А сейчас подберите к самому слову синоним, противоположное по значению – антоним. Вот о них сейчас поговорим.
а)Игра «Поймай предложение с антонимами».
-Послушай сообщение ученицы о первом месяце весны и назовите предложение с антонимами существительными.
Март – первый месяц весны, хотя начало его бывает трудно отличить от вчерашнего зимнего февраля. О непостоянстве мартовской погоды ходит в народе много поговорок.
Март зиму кончает, весну начинает.
Февраль силен метелью, а март капелью.
б)Комментированное письмо.
Запишем это предложение, комментируя написания.
Подчеркнем антонимы, сделаем ф.р. слова капелью к о п э л й у - 7 б, 7 зв.
в)Работа над пословицами.
-Ребята, это мы записали поговорку. А очень часто антонимы встречаются в пословицах. В чем же разница вспомним, послушав сообщение ребят.
ПОГОВОРКА:
Выражение, преимущественно образное, не составляющее в отличии от пословицы, законченного высказывания.
Пословица – краткое изречение с назидательным, поучающим смыслом.
Как вы знаете пословицы увидим, когда поработаете в группе над их составлением.
(в конвертах слова, записанные на отдельных карточках)
-Найдите антонимы.
г)Коллективная работа над антонимами.
- И закрепим знания об антонимах, проработав все вместе над составлением в столбик карточек со словами, чтобы прочитать зашифрованное слово. Для этого в выставленных словах совмещайте буквы, написанные красным цветом. И так, подбирайте правильно антонимы на мои слова
низ верх
начало конец
горе радость
плюс минус
зной жара
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
6.Итог урока.
-Над какими существительными мы работали сегодня на уроке?
-Ваши знания о них я увижу после тестирования: (дети пишут да или нет на вопрос учителя)
-Синонимы – это слова близкие по значению?
-Однокоренные слова синонимы?
-День-ночь – это синонимы?
-Антонимы - это слова, противоположные по смыслу?
-Смелость - трусость – это антонимы?
Да нет нет да да
Правильно подобрать синонимы и антонимы вам помогут словари, которые вы можете взять в школьной библиотеке.
7.Домашнее задание.
1 вр. 2 вр.
упр.173 (А) упр.173(Б)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Имена существительные: синонимы, антонимы.»
Зеленюк И.Ю.
Учитель-методист
Мариупольской ОШ № 41
Донецкой обл.
РУССКИЙ ЯЗЫК
ТЕМА: Имена существительные: синонимы, антонимы
«Весна в лесу»
ЦЕЛЬ: Соединить 2 предмета в одном уроке, что поможет детям закрепить знания о существительных синонимах и антонимах, научиться их различать и употреблять в речи;
Почувствовать красоту слова через работу над текстом «Весна в лесу», над выразительностью и техникой чтения;
Прививать любовь у учащихся к родной природе, к весенним пейзажам.
ОБОРУДОВАНИЕ: Индивидуальные листочки с текстом о весне;
Слайды весеннего пейзажа, таблица для тестирования «да, нет»;
индивидуальные конверты с поговорками;
карточки с загадками;
индивидуальный рисунок-схема «Подснежник»;
рисунок перелетных птиц;
словари.
ХОД УРОКА
1Сообщение цели урока.
Ребята, сегодня на уроке русского языка, более объемного и сложного, чем всегда, мы закрепим ваши знания об именах сущ., синонимах и антонимах. И весь урок будем помнить о приходе новой поры года, называя её приметы, читая и обсуждая тексты.
О какой поре года я говорю?
А какие приметы её прихода вы знаете?
Каллиграфическая минутка.
(назвать примету появления первых весенних цветов)
Ребята, посмотрите на рисунок на ваших партах и назовите этот весенний цветок. (Подснежник)
Давайте, проговаривая выученный о нем стих на уроке внеклассного чтения, распишем его элементами разных букв, чтобы подготовить руку к письму.
П. Соловьев «Подснежник»
В саду, где березы столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой.
Сперва понемногу
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна
Скажите, ведь правда,
Что это весна?»
Орфографический кроссворд.
Как правильно записать слово подснежник, вспомним, начав работу над орфограф. кроссвордом, чтобы вспомнить орфограммы, грамотно и правильно.
Разбор по составу
подснежник
Что за красавица
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цвету.
(Весна)
Что меняется в природе, соответственно поговорке:
Март неверен: то плачет, то смеется
(Погода – сл. слово)
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут.
(Дождь)
Одной из примет прихода весны вы назвали прилет перелетных птиц.
А как их называют в народе?
(Вестники)
Д/з проверка
А сейчас проверив д/з, убедимся, смогли вы знания орфограмм применить при выполнении упражнений.
На доске слова: здоровье, обувь, платье, пылью.
Сверьтесь. С написанием всех вы согласны? Исправьте ошибку и докажите свою правоту.
Какое устное задание еще было?
Какие слова мы наз. однокоренными, назовите их из упр.?
Работа над синонимами.
– А подберите однокоренное слово к последнему в орф. Кроссворду,
Объясняя, что же несут на крыльях перелетные птицы?
…вестники, весть
корень?
Замените это слово по-другому:
…весть-новость, сообщение.
Какие это слова по значению?
Как они называются?
Работа над загадками Игра «телефон»
Каких вестников весны вы знаете?
А сейчас, проведя игру «телефон», узнаем, о каких птицах идет речь в загадках на карточках.
Ученикам на первых партах раздают карточки с загадками.
Мы поработали над синонимами. А сейчас подберите к самому слову синоним, противоположное по значению – антоним. Вот о них сейчас поговорим.
Игра «Поймай предложение с антонимами».
Послушай сообщение ученицы о первом месяце весны и назовите предложение с антонимами существительными.
Март – первый месяц весны, хотя начало его бывает трудно отличить от вчерашнего зимнего февраля. О непостоянстве мартовской погоды ходит в народе много поговорок.
Март зиму кончает, весну начинает.
Февраль силен метелью, а март капелью.
Комментированное письмо.
Запишем это предложение, комментируя написания.
Подчеркнем антонимы, сделаем ф.р. слова капелью к о п э л й у - 7 б, 7 зв.
Работа над пословицами.
Ребята, это мы записали поговорку. А очень часто антонимы встречаются в пословицах. В чем же разница вспомним, послушав сообщение ребят.
ПОГОВОРКА:
Выражение, преимущественно образное, не составляющее в отличии от пословицы, законченного высказывания.
Пословица – краткое изречение с назидательным, поучающим смыслом.
Как вы знаете пословицы увидим, когда поработаете в группе над их составлением.
(в конвертах слова, записанные на отдельных карточках)
Найдите антонимы.
Запишите пословицу, составленную в тетрадь.
Лето собирает, а зима поедает;
Начало трудно, а конец мудрен;
Здоровый нищий счастливее больного богача;
Труд на ноги ставит, а лень валит;
Ученье – свет, а не ученье – тьма;
Мир – строит, а война разрушает.
Коллективная работа над антонимами.
- И закрепим знания об антонимах, проработав все вместе над составлением в столбик карточек со словами, чтобы прочитать зашифрованное слово. Для этого в выставленных словах совмещайте буквы, написанные красным цветом. И так, подбирайте правильно антонимы на мои слова
низ верх
начало конец
горе радость
плюс минус
зной жара
Да, ребята, весна с каждым днем все увереннее будет заявлять о своем приходе и вступать в свои права.
Послушайте, как ее назвал А.С.Пушкин. Подумайте почему?
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
Итог урока.
Над какими существительными мы работали сегодня на уроке?
Ваши знания о них я увижу после тестирования: (дети пишут да или нет на вопрос учителя)
Синонимы – это слова близкие по значению?
Однокоренные слова синонимы?
День-ночь – это синонимы?
Антонимы - это слова, противоположные по смыслу?
Смелость - трусость – это антонимы?
Да нет нет да да
Правильно подобрать синонимы и антонимы вам помогут словари, которые вы можете взять в школьной библиотеке.