Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова,синонимы,антонимы.
Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова,синонимы,антонимы.
В данном материале представлен конспект урока по русскому языку по программе 2100, который нацелен на изучение нового материала по теме "Имена существительные, многозначные слова, синонимы, антонимы, их роль в предложении и в речи".Главными целями данного урока являются:1) образовательная: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по теме имя существительное
- обогащение словарного запаса учащихся;
- формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, использовать синонимы и антонимы с целью обогащения речи;
2) воспитательная:- воспитание потребности пользоваться толковыми и другими словарями, бережное отношение к родной природе;
3) развивающая: -развивать коммуникативные навыки при работе в группе, развивать умение правильно формулировать предложения, сопоставлять, сравнивать и делать выводы.
Оборудование, необходимое для проведения урока: презентация, учебник «Русский язык», 4 класс, часть 1. (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина), словари, листочки с заданиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова,синонимы,антонимы.»
Валиева Зулайха Фаритовна ,учитель высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №45 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Набережные Челны РТ Татарстан.
Русский язык.
Тема: Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Цели:
1) образовательная: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по теме имя существительное
- обогащение словарного запаса учащихся;
- формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, использовать синонимы и антонимы с целью обогащения речи;
2) воспитательная:
- воспитание потребности пользоваться толковыми и другими словарями, бережное отношение к родной природе;
3) развивающая:
-развивать коммуникативные навыки при работе в группе, развивать умение правильно формулировать предложения, сопоставлять, сравнивать и делать выводы.
Оборудование:
Презентация, учебник «Русский язык», 4 класс, часть 1. (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина), словари, листочки с заданиями
1.Мобилизующее начало урока:
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
Повторение изученного и определение темы и цели урока.
-Утром я обнаружила необычное послание. Давайте хором прочитаем: (Презентация,1 слайд)
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову,
Я люблю гулять в лесу,
Всё в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок – лесовичок.
- Назовите известные части речи в этом послании. (Дети перечисляют.)
-Назовите глаголы. Назовите существительные.
-Ребята, слова какой части речи вы чаще всего называли? (Существительные).
-А попробуйте убрать имена существительные. (Читает без существительных 1 ученик) Что у вас получилось? (Предложения не имеют смысла).
-Значит, как связаны между собой слова в предложении? (По смыслу)
-Мы сейчас убирали из предложений существительные и предложения потеряли смысл, так?
- Как вы думаете, какую проблему мы будем решать на уроке? (предположения детей)
Цель: (вывешиваю) Будем учиться наблюдать за ролью существительных в речи.
2. Продолжим наш урок, разберем существительные - как часть речи:
1 в. – в лесу, 2в.- день (2 человека работают у доски за шторой).
Проверка.
-Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руки. А 1ошибку? Более одной ошибки. (Я проверяю работы детей, работавших самостоятельно и оцениваю работы)
2слайд. «Чистая поляна» Что означает это высказывание?
-Прочитайте высказывание, как понимаете? (Б_р_ги р_стения, б_р_ги ж_вотных- все это ч_стица нашей Родины)(Охрана природы)
-Какие орфограммы встретились? (Безударные гласные и т.д.)
- В каком-то слове есть сомнения? Запишите это высказывание. Ребята, мы не изучали орфограмму, когда в слове растения в корне пишется а, когда о, раст, рос – это программа 5 класса. Береги растения, береги животных – все это частица нашей Родины. (Название страны пишем с заглавной буквы)
Проверяет 1 человек и получает оценку.
- Обозначьте существительные.
-Для чего в предложении служат существительные? (имена существительные уточняют предложение)
-Выполните фонетический разбор слова «Родина». (1 ученик выполняет работу на доске).
4.Активизация знаний учащихся. Работа со словарем.
-Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. А что особенно обогащает нашу речь? (Чтение)
- Вы любите читать? А какие произведения вам больше всего нравятся?
-А любите читать словари? Что за странность? Как можно их читать? Открываю 3слайд
Ответ на этот вопрос приготовил «Лесовичок» и его друзья из Франции. Откройте учебники стр. 80упр 109.
1 ученик читает вслух. Какова главная мысль текста?
(Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю)- подчеркните карандашом эти строки и запомните.
-О чем говорит звездочка справа над словом «филологический»? (Нужно узнать значение этого слова и обратиться к словарю в конце учебника) Читаем значение этого слова.
-А какие словари вам известны? (перечисляют)
-Сегодня в гости пришли словари. Вы их послушайте и догадайтесь, о каком словаре идет речь, какую информацию вы можете получить в нем.
Выходят словари: толковый, словарь синонимов, антонимов, словарь иностранных слов и рассказывают о себе:
1.Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. (Словарь синонимов)открываю слайды.
2.В меня включены наиболее распространенные в устной и письменной речи заимствованные из других языков слова. (Словарь иностранных слов)
3.Я содержу слова, представляющие трудности в написании и основные правила правописания. (Орфографический словарь)
4.Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Они противоположны по значению. (Словарь антонимов).
5.«Мое назначение – объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нем толкуются значения 120 тысяч слов».
(Толковый словарь).
- В толковом словаре Ожегова около 57 тысяч слов, в словаре Даля 200 тысяч слов. В «Большом толковом словаре русского языка» около 130 тысяч слов (выставляют словари)
Работа над деформированным предложением. -Переходим на следующую поляну. (Слайд 4)
-Посмотрите на слайд и скажите можно то, что записано назвать предложением. (Стекали, свинцовые, с листьев, росы, капли.)
-Нельзя.
Почему? Докажите. (В предложении слова связаны по смыслу).
Составьте и запишите предложение: С листьев стекали свинцовые капли росы.( слайд)
- Выполните синтаксический разбор этого предложения (комментирует с места ученик)
Вывод: Каким членом предложения могут быть существительные?
(Существительные в предложении могут быть как главными, так и второстепенными членами предложения)
-Что мы знаем о существительном? (Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что? Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду, изменяются по числам. В предложении бывают главными и второстепенными членами предложения. Употребляются в прямом и переносном значении. Приводят свои примеры)
6.Релаксация под музыку: «Классика музыки цветов».
-Закройте глаза, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Представьте, что вы на светлой поляне и на ладошке у вас лежит цветок Добра и хорошего настроения. Почувствуйте, как он согревает ваши руки, душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Помните, что уничтожать растения нельзя, ими лучше любоваться. Откройте глаза.
-Вы услышали сейчас много имен существительных. Какую роль они играли в речи?
-А сейчас вернемся к нашему предложению. Прочитайте его еще раз.
-Объясните значение слова свинцовые. (Тяжелые).
- А как называются такие слова? (синонимы)
Приведите примеры синонимов.
Из упр.113 на стр.92 выписать слова – синонимы
Автор передает гнев отца: вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун. Проверка.
-В каком значении употреблены имена существительные? ( В переносном)
-Какой делают речь эти маленькие восклицательные предложения? (Эмоциональной, выразительной)
Какие слова называются синонимами? (Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но произносятся и пишутся по- разному.)
-Для чего они нам нужны в речи? (делают нашу речь красивее)
В каком словаре можно узнать о многозначности слов? (В толковом)
Ребята, я хочу уточнить: синонимами, антонимами, многозначными числами могут быть не только существительные, но и другие части речи: Например, прилагательные.
Вернемся к нашей проблеме. Смогли мы ее решить. Что нам помогло? Ответьте на вопросы, которые вы сами ставили в начале урока. Роль имен существительных в речи .
Познакомились с ролью антонимов, синонимов и многозначными словами. А почему это необходимо знать? Чтобы быть культурным образованным человеком. Больше читать и охранять природу.