kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова,синонимы,антонимы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлен конспект урока по русскому языку по программе 2100, который нацелен на изучение  нового материала по теме "Имена существительные, многозначные слова, синонимы, антонимы, их роль в предложении и в речи".Главными целями данного урока являются:1) образовательная: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по теме имя существительное
- обогащение словарного запаса учащихся;
- формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, использовать синонимы и антонимы с целью обогащения речи;
    2) воспитательная:- воспитание потребности пользоваться толковыми и другими словарями, бережное отношение к родной природе;
3) развивающая:  -развивать коммуникативные навыки при работе в группе,  развивать умение правильно формулировать предложения, сопоставлять, сравнивать и делать выводы.

 Оборудование, необходимое для проведения урока: презентация,  учебник «Русский язык», 4 класс, часть 1. (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина), словари, листочки с заданиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова,синонимы,антонимы.»

Валиева Зулайха Фаритовна ,учитель высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №45 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Набережные Челны РТ Татарстан.


Русский язык.

Тема: Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Цели:

1) образовательная: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по теме имя существительное

- обогащение словарного запаса учащихся;

- формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, использовать синонимы и антонимы с целью обогащения речи;

2) воспитательная:

- воспитание потребности пользоваться толковыми и другими словарями, бережное отношение к родной природе;

3) развивающая:

-развивать коммуникативные навыки при работе в группе, развивать умение правильно формулировать предложения, сопоставлять, сравнивать и делать выводы.

Оборудование:

Презентация, учебник «Русский язык», 4 класс, часть 1. (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина), словари, листочки с заданиями

1.Мобилизующее начало урока:

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже закончился урок? (Нет!)

– Только начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

Повторение изученного и определение темы и цели урока.

-Утром я обнаружила необычное послание. Давайте хором прочитаем: (Презентация,1 слайд)

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову,

Я люблю гулять в лесу,

Всё в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Я веселый старичок,

Старичок – лесовичок.

- Назовите известные части речи в этом послании. (Дети перечисляют.)

-Назовите глаголы. Назовите существительные.

-Ребята, слова какой части речи вы чаще всего называли? (Существительные).

-А попробуйте убрать имена существительные. (Читает без существительных 1 ученик) Что у вас получилось? (Предложения не имеют смысла).

-Значит, как связаны между собой слова в предложении? (По смыслу)

-Мы сейчас убирали из предложений существительные и предложения потеряли смысл, так?

- Как вы думаете, какую проблему мы будем решать на уроке? (предположения детей)

Цель: (вывешиваю) Будем учиться наблюдать за ролью существительных в речи.

2. Продолжим наш урок, разберем существительные - как часть речи:

1 в. – в лесу, 2в.- день (2 человека работают у доски за шторой).

Проверка.

-Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руки. А 1ошибку? Более одной ошибки. (Я проверяю работы детей, работавших самостоятельно и оцениваю работы)

2слайд. «Чистая поляна» Что означает это высказывание?

-Прочитайте высказывание, как понимаете? (Б_р_ги р_стения, б_р_ги ж_вотных- все это ч_стица нашей Родины)(Охрана природы)

-Какие орфограммы встретились? (Безударные гласные и т.д.)

- В каком-то слове есть сомнения? Запишите это высказывание. Ребята, мы не изучали орфограмму, когда в слове растения в корне пишется а, когда о, раст, рос – это программа 5 класса. Береги растения, береги животных – все это частица нашей Родины. (Название страны пишем с заглавной буквы)

Проверяет 1 человек и получает оценку.

- Обозначьте существительные.

-Для чего в предложении служат существительные? (имена существительные уточняют предложение)

-Выполните фонетический разбор слова «Родина». (1 ученик выполняет работу на доске).

4.Активизация знаний учащихся. Работа со словарем.

-Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. А что особенно обогащает нашу речь? (Чтение)

- Вы любите читать? А какие произведения вам больше всего нравятся?

-А любите читать словари? Что за странность? Как можно их читать? Открываю 3слайд

Ответ на этот вопрос приготовил «Лесовичок» и его друзья из Франции. Откройте учебники стр. 80упр 109.

1 ученик читает вслух. Какова главная мысль текста?

(Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю)- подчеркните карандашом эти строки и запомните.

-О чем говорит звездочка справа над словом «филологический»? (Нужно узнать значение этого слова и обратиться к словарю в конце учебника) Читаем значение этого слова.

-А какие словари вам известны? (перечисляют)

-Сегодня в гости пришли словари. Вы их послушайте и догадайтесь, о каком словаре идет речь, какую информацию вы можете получить в нем.

Выходят словари: толковый, словарь синонимов, антонимов, словарь иностранных слов и рассказывают о себе:

1.Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. (Словарь синонимов)открываю слайды.

2.В меня включены наиболее распространенные в устной и письменной речи заимствованные из других языков слова. (Словарь иностранных слов)

3.Я содержу слова, представляющие трудности в написании и основные правила правописания. (Орфографический словарь)

4.Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи. Они противоположны по значению. (Словарь антонимов).

5.«Мое назначение – объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нем толкуются значения 120 тысяч слов».

(Толковый словарь).

- В толковом словаре Ожегова около 57 тысяч слов, в словаре Даля 200 тысяч слов. В «Большом толковом словаре русского языка» около 130 тысяч слов (выставляют словари)

Работа над деформированным предложением. -Переходим на следующую поляну. (Слайд 4)

-Посмотрите на слайд и скажите можно то, что записано назвать предложением. (Стекали, свинцовые, с листьев, росы, капли.)

-Нельзя.

Почему? Докажите. (В предложении слова связаны по смыслу).

Составьте и запишите предложение: С листьев стекали свинцовые капли росы.( слайд)

- Выполните синтаксический разбор этого предложения (комментирует с места ученик)

Вывод: Каким членом предложения могут быть существительные?

(Существительные в предложении могут быть как главными, так и второстепенными членами предложения)

-Что мы знаем о существительном? (Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что? Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду, изменяются по числам. В предложении бывают главными и второстепенными членами предложения. Употребляются в прямом и переносном значении. Приводят свои примеры)

6.Релаксация под музыку: «Классика музыки цветов».

-Закройте глаза, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Представьте, что вы на светлой поляне и на ладошке у вас лежит цветок Добра и хорошего настроения. Почувствуйте, как он согревает ваши руки, душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Помните, что уничтожать растения нельзя, ими лучше любоваться. Откройте глаза.

-Вы услышали сейчас много имен существительных. Какую роль они играли в речи?

-А сейчас вернемся к нашему предложению. Прочитайте его еще раз.

-Объясните значение слова свинцовые. (Тяжелые).

- А как называются такие слова? (синонимы)

Приведите примеры синонимов.

Из упр.113 на стр.92 выписать слова – синонимы

Автор передает гнев отца: вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун. Проверка.

-В каком значении употреблены имена существительные? ( В переносном)

-Какой делают речь эти маленькие восклицательные предложения? (Эмоциональной, выразительной)

Какие слова называются синонимами? (Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но произносятся и пишутся по- разному.)

-Для чего они нам нужны в речи? (делают нашу речь красивее)

-Назовите синонимы: бегемот – гиппопотам, метель – вьюга, пища – еда, отчизна – родина.

- Посмотрите на 5слайд. А что можете сказать про эти слова? Какие слова называются антонимами? (Слова с противоположным значением).

Ребята, у вас лежат листочки с заданиями: работаем в парах, разделите слова на две группы: (антонимы, синонимы)


Ураган-буря

Радость-печаль

Грусть-тоска

Труд-работа

Утро-вечер

Азбука-алфавит

Война-мир

Друг-приятель

Прохлада-холод

6Слайд: (слова - омонимы)

-Какие слова называются многозначными? (слова, имеющие несколько лексических значений)

-Приведите примеры. (Ручка, ключ, игла, кнопка, хвост)

Запишите несколько словосочетаний. Проверка.

В каком словаре можно узнать о многозначности слов? (В толковом)

Ребята, я хочу уточнить: синонимами, антонимами, многозначными числами могут быть не только существительные, но и другие части речи: Например, прилагательные.

Вернемся к нашей проблеме. Смогли мы ее решить. Что нам помогло? Ответьте на вопросы, которые вы сами ставили в начале урока. Роль имен существительных в речи .

Познакомились с ролью антонимов, синонимов и многозначными словами. А почему это необходимо знать? Чтобы быть культурным образованным человеком. Больше читать и охранять природу.

Спасибо за урок, вы молодцы.

Д/з – стр. 93 упр.115




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова,синонимы,антонимы.

Автор: Валиева Зулайха Фаритовна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260726


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства