Число, классная работа «Идеальный опрос» - Кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? «4»? «3»? - Давайте проверим, с какими знаниями мы подошли к сегодняшнему уроку. Соответствует ли наш настрой знаниям. 1. | У им.существительных 3 скл. Р.п. пишем окончание -Е | | 2. | Букет цветов стоял в кувшини на окне. - все окончания в этом предложении написаны правильно. | | 3. | К лошад..., по степ..., к мыш... - нужно писать окончание -И | | 4. | У сущ. 1 скл. в Р., Д., П. падежах пишем окончание -И. | | 5. | Коля подарил подарок другу Серёж... и подруг... Маш... - нужно вставить окончание -Е. | | - Представьте себе, что гуляя однажды по парку вы встретили инопланетянина и вместе с ним полетели на другую планету! Смогли бы вы с ним общаться? - Попробуйте объяснить ему значение некоторых слов: ученик, портфель. - Как называется раздел русского языка, который вам только что помог? (лексика) - Как думаете, какая тема сегодняшнего урока? - Поставим цели. 1) Синонимы - Обобщать наши знания о лексике мы начнём выполнив задание в группе. У вас на партах лежит текст про ребёнка. Прочтите его. - Всё ли вам понравилось? Сделайте текст интересным и правильным. Ребёнок лежал в коляске. Ребёнок был маленький и прелестный. У ребёнка в руках была погремушка. Мама любовалась ребёнком. Глазки у ребенка были голубые и сияющие. - Что помогло вам улучшить текст? - Слова какой части речи это были? - У существительного кроме лексического есть грамматическое значение, что оно включает? - Зачем нужны синонимы? 2) Антонимы - Выполним задание, которое называется "Лошадь и жокей". У каждого из вас лежат листочки с началом о окончанием пословицы. Нужно найти две части и соединить, дописав при этом недостающее слово. Готовь сани летом, а ______ зимой. Работа с зубами, а _____ с языком. Труд человека кормит, а _____ портит. Ученье свет - неученье _____. Работа не волк - в _____ не убежит. - Выпишите в тетрадь слова-антонимы. - Какие грамматические признаки объединяют эти слова? - Какая тема объединяет пословицы? - Какая лишняя? - Можно отнести пословицу Ученье свет - неученье тьма к труду? - А что же лишнее? Почему? (Работа не волк, в лес не убежит) - Давайте немного отдохнём и проведём дискуссию. 4 и 5 группа докажут, что это на самом деле так, а 1, 2, 3 опровергнут её. Многозначные слова, омонимы - Слова очень разнообразны, чтобы повторить следующее понятие посмотрим на доску. Лист Месяц - Что такое лист? - Какое значение у слова месяц? Лист – у тетради и у растения Месяц – в календаре; на небе - Что вы можете сказать об этих словах? (лист это многозначное слово, месяц - омонимы) - Чем они отличаются? - Как быть, если затрудняешься определить, что это? С помощью словаря запишите в два столбика: Норка, нос, лук, кисть, коса, конь. - Просклоняйте слова (1,2 - 1 скл., 3, 4 - 2 скл., 5 - 3 склонения.) - Выберите подходящие фразеологизмы, можно дополнить своими вариантами Фразеологизмы-синонимы к выражению «Усердно, прилежно трудиться»: не покладая рук, засучив рукава, не жалея сил, до седьмого пота. «Быстро бежать»: со всех ног, сломя голову, только пятки засверкали, мчаться на всех парусах. «Совсем близко»: в двух шагах, рукой подать, быть под боком. «Очень бледный»: как мел, как полотно, ни кровинки в лице, на нём лица нет. «Очень тесно»: повернуться негде, яблоку негде упасть, как сельдей в бочке. Тест 1. Какое слово является многозначным: а) топор б) кисть в) человек 2. Найдите синоним к слову огромный: а) громадный б) маленький 3. Подберите антоним к слову румяный: а) бледный б) краснощекий 4. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы: а) они помогают точно и образно выражать мысли. б) используются для раскрытия значения частей слова. 5. То, что обозначает слово, является его: а) грамматическим значением. б) лексическим значением. 6. Отметьте грамматическое значение слова снегопад: а) выпадение снега. б) существительное, мужской род , единственное число , именительный падеж. - Посчитаем баллы. Выведем оценку за урок. - Дорисуйте смайлик, ваше настроение. - Какие цели поставите на будущее? - Что ещё хотели бы узнать о склонение? - Где может пригодиться? - Дома упражнение 251, а тем кто работал на "5" - составить ??? |