kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИМЯ ?СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Имя существительное.

Тип урока:  обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: создать условия для организации деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Имя существительное»

Задачи урока:

предметные: содействовать закреплению умения распознавать имена существительные в тексте, навыка правописания  имен существительных и разбора по составу; содействовать развитию орфографической зоркости учащихся; закреплять правила красивого письма; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку.

метапредметные:  способствовать формированию УУД:

регулятивных – умений выполнять учебные действия в устной и письменной речи, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

познавательных – произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач; подводить анализируемые объекты под понятие на основе распознавания объектов;

коммуникативных – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

личностные – воспитывать положительные личностные качества человека (дружеские отношения, взаимопонимание, взаимовыручку).

Ход урока

I. Орг. момент.

 - Поприветствуйте ребята друг друга улыбкой. Погоду мы изменить не можем, но в классе пусть будет прекрасное настроение и теплая обстановка. Я желаю, ребята, чтобы вы узнали много интересного на уроке. Пусть он пройдет с пользой для всех.

II. Вводно-мотивационный этап.

 Начать урок я хочу со стихотворения Ольги Безымянной.

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

Сегодня у нас не просто урок, а урок исследование. А вы все станете исследователями.

- Кто такой исследователь?

- Где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре)

- Давайте обратимся к словарю Сергея  Ивановича Ожегова.

(«  Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению»)

- Отгадайте анаграмму (ослво)

- Кто сформулирует объект исследования на уроке?

- Тема нашего исследования – слово. Это слово  спрятано в  загадке.

Загадка:

По полю рыщет,

Поёт да свищет,

Деревья ломает,

К земле траву приклоняет.  (Ветер.)

III. Познавательный этап.

1.- Что изучает лексика? (проблемный вопрос этапа урока вывешивается на доске) 

(Значение слова, словарный состав, многозначность, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы)

-    Чтобы узнать значения слова, для этого, куда нам следует посмотреть?

( в толковый словарь)

- На уроке мы работаем в группах. Я напоминаю вам, что в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу.  

- Ваша задача найти значение слова «ветер» в словарях С.И.Ожегова, В.И.Даля и в БЭС

- 1 группа находит толкование слова ветер в толковом словаре С.И. Ожегова.

- 2 группа находит толкование слова ветер в толковом словаре В.И. Даля

3 группа находит толкование слова ветер в толковом словаре  БЭС.

(Ученики зачитывают  из словарей найденные ответы).

а) В словаре С.И.Ожегова «ветер – поток воздуха».

б) В  словаре В.И. Даля  «ВЕ?ТЕР, ветр м. движение, течение, теча, ток, поток воздуха».

в) В большом энциклопедическом словаре (БЭС) «Ветер – движение воздуха) относительно земной поверхности, характеризующееся силой и скоростью»

- Как думаете, какое определение точнее? (в БЭС)

- Обычно, раскрывая понятие, мы берём  предметную картинку. Можно ли изобразить ветер с помощью художественных средств? Как?

(слайд с изображением ветра)

- Лексика рассматривает   наличие синонимов к слову? (ответы детей)

- Что такое синонимы? (слова близкие по значению, но различные по написанию)

- Как считаете, имеет синонимы слово, которое мы сегодня исследуем. Если да, то назовите их.  (слайд 2)

- Запишите их в тетрадь. На желтых карточках написаны слова. Найдите их значения в толковых словарях.

1 группа – находит значение слов  вихрь, вьюга, тайфун

2 группа – находит значение слов  дуновение, метель, бриз

3 группа – находит значение слов  шторм, шквал, ураган

4 группа  – находит значение слов  буря, пурга, буран,

- Сделайте вывод. (Сумели найти лексическое значение слова).

2.Что такое орфография? (проблемный вопрос этапа урока вывешивается на доске)

( Орфография – система правил о написании слов)

- Произнесём слово «ветер», как говорим.

- Какой звук стоит в слабой позиции? (ответы детей)

- Давайте проверим написание слова по словарю. К какому словарю следует обратиться?

 - Теперь после того как вы посмотрели написание слова, проговорим его написание несколько раз, чтобы запомнить:

  • громко, чтобы слышали все;
  • для себя шепотом;
  • «в уме», представляя себе образ слова, написанного на любом материале (на доске, на листке, на песке).

- Запишите слово в тетрадь, диктуя себе и сделайте фонетический разбор слова ветер.

3. Что будем рассматривать с позиции словообразования? (проблемный вопрос этапа урока вывешивается на доске)

(Словообразование – строение слова, способы образования новых слов)

- Назовите части слова? (Ребята называют части слова, их название и графическое изображение появляется на доске)

- Какие части слова  служат для образования новых слов?

- Давайте рассмотрим, как сконструировано слово «ветер».

- Разберите слово по составу.

 - Как доказать, что в слове нулевое окончание? Какие два условия есть, при которых изменяется окончание? Давайте  попробуем оба условия применить к слову. (Изменить по числам, изменить по вопросам).

- Словообразование также рассматривает и группу родственных слов.

- Прочитайте задание на голубых карточках. Что вы должны сделать?

- 1 группа - придумать однокоренные слова, используя суффикс.

- 2 группа - придумать однокоренные слова, используя приставку.

- 3 группа - придумать однокоренные слова,  которые являются глаголами.

- 4 группа – придумать сложные слова.

- О чём нам сообщает слово ветерок?  (Лёгкий ветер).

-Через какую часть слова выражено его значение? (Суффикс –ок-).

- Что значит безветренный? Какие части слова помогли нам это определить? (Суффикс –енн и приставка –без)

- Какой корень в слове ветерок и в слове безветренный? (ветер- и ветр-)

- Почему? (потому что в слове безветренный беглая гласная)

- Какие части слова вы использовали, чтобы образовать слово выветрить? (приставка вы-)

- Из каких слов образовалось слово ветрозащитный? (ветер и защита)

- Какая соединительная гласная?

4. Что исследует раздел морфология? (проблемный вопрос этапа урока вывешивается на доске)

( Морфология – правила изменения слов)

- Какой частью речи является слово ветер? 

- Вспомните, что такое имя существительное?

- Назовите все признаки имени существительного в данном слове и сделайте  морфологический разбор слова.

(морфологический разбор слова)

5. Что рассматривает синтаксис? (проблемный вопрос этапа урока вывешивается на доске)

( Синтаксис – изучает словосочетания и предложения)

-Что  будем исследовать на данном этапе? ( Как это слово взаимодействует  с другими словами)

- Поработаем в парах. Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь, пожмите друг другу  руки. Вы коллеги по работе. Главное в общении – уважение, терпение, культура поведения. Каждой паре свое задание. 

Составить синквейн со словами, которые на  розовых карточках.

(Вихрь, пурга, буря,вьюга, буран, ураган, шторм, шквал, метель, дуновение)

6. Фразеология.( Наука об устойчивых сочетаниях в языке)

- Я вас просила найти устойчивые сочетания со словом «ветер». Прочитайте их. Запишем  фразеологические  обороты в тетрадь. По ходу записи, объясните значение оборотов.

Бросать слова на ветер, ветер в голове, прокатиться с ветерком

свободный как ветер (ни от кого не зависит  в своих желаниях и поступках), мчатся как ветер (двигаться с большой скоростью), как ветром сдуло (неожиданно исчез)

IV.Этап подведение итогов исследования.

- Посмотрите на доску, где мы с вами  помещали все этапы урока. Кто догадался, что у нас получилось?

У  нас составлен план исследования слова «ветер». Как вы думаете, можно ли по этому плану исследовать и другие существительные?

План (на доске)

1. Лексика

2.Орфография

3.Словообразование

4.Морфология

5.Синтаксис

6.Фразеология

- Если кто-то из вас заинтересовался проблемой  исследования слов, то он сам по составленному нами плану на сегодняшнем уроке сможет  это сделать.

- Готовясь к уроку, я нашла строчки поэтов и писателей о ветре. Мне хочется сегодня вам их подарить.( Строчки появляются на доске по мере их чтения)

1) «По осеннему лесу ходит ветер. Ходит, опираясь на сосны. Стонут сосны, роняют шишки» (С. Козлов)

2)  «С ночи подул сильный ветер снеговой ветер, завыл в печных трубах, засвистел на чердаках» (С. Никонов)

3) «Над всем холодным безлюдьем лишь гуляка ветер посвистывает, подвывает». (Н. Никонов).

4) «Ветер весело примчал, все деревья закачал» (А.Леонтьев)

5) «Полдня сегодня ветер укачивал сосну,

     И так устал под вечер, что … вместе с ней уснул».   (А. Стариков).

Рефлексия.

Дети, вы молодцы! Хорошо поработали.

И это удалось сделать в результате вашей активной работы.

Как оцениваете свою работу?  Расскажите по схеме:

- Я рада, что наши настроения совпадают.

Пусть всегда сторонкой

Вас обходит лень.

Пусть пятёрки с вами дружат

Каждый день.

- Большое всем вам спасибо за сотрудничество на уроке.

V.  Домашнее задание.

 1) Найти в любой книге строчки  у писателей о ветре.

 2) Составить предложение про ветер.

 3)  У кого будет желание,  составить не одно предложение, а небольшой связный рассказ,  из 3-5 предложений о ветре.

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

№ 12

с углубленным изучением отдельных предметов»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
3 класс

 

ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
                      

  учитель начальных классов
                                                     Щербакова  Ирина Анатольевна
                         

г. Губкин

2012г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИМЯ ?СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ »

ОСЛВО

ОСЛВО

1 .  ЛЕКСИКА «Ветер – поток воздуха» (словарь С.И.Ожегова) «Ветер – движение воздуха относительно земной поверхности, характеризующееся силой и скоростью (БЭС).   «ВЕ́ТЕР, ветр движение, течение, поток воздуха» ( словарь В.И.Даля)

1 . ЛЕКСИКА

«Ветер – поток воздуха» (словарь С.И.Ожегова)

«Ветер – движение воздуха относительно земной поверхности, характеризующееся силой и скоростью (БЭС).  «ВЕ́ТЕР, ветр движение,

течение, поток воздуха»

( словарь В.И.Даля)

Изображение ветра с помощью художественных средств

Изображение ветра с помощью художественных средств

Синонимы

Синонимы

  • вихрь
  • пурга
  • буря
  • вьюга
  • буран
  • ураган
  • шторм
2. ОРФОГРАФИЯ Правила написания слов.

2. ОРФОГРАФИЯ

Правила написания слов.

Запомни написание   Вет е р

Запомни написание Вет е р

3. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ   ( Морфологическое  строение слова  и способы  образования  новых слов)

3. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ( Морфологическое строение слова и способы образования новых слов)

Родственные слова  I группа II группа III группа  ветер ок   без ветрие вы ветрить    ветр ищ е за ветр енн ый об ветрить  ветр як по ветрие про ветрить  ветр ян ой безветр енн ый про ветрить ся  ветрян к а  (болезнь, мельница) IV группа  ветр о двигатель  ветр о защитный  ветр о мер  ветр о станция

Родственные слова

I группа II группа III группа ветер ок без ветрие вы ветрить ветр ищ е за ветр енн ый об ветрить ветр як по ветрие про ветрить ветр ян ой безветр енн ый про ветрить ся ветрян к а (болезнь, мельница) IV группа ветр о двигатель ветр о защитный ветр о мер ветр о станция

4. МОРФОЛОГИЯ   (правила изменения слов)

4. МОРФОЛОГИЯ (правила изменения слов)

Вет е р Вопрос – что? Обозначает - предмет Число – единственное Род – мужской Склонение – второе  Вывод : является именем существительным

Вет е р

Вопрос – что?

Обозначает - предмет

Число – единственное

Род – мужской

Склонение – второе

Вывод : является именем существительным

5. СИНТАКСИС  Структура словосочетаний  и предложений.

5. СИНТАКСИС Структура словосочетаний и предложений.

6.  ФРАЗЕОЛОГИЯ Устойчивые словосочетания. Бросать слова на ветер. Бросать деньги на ветер. Искать ветра в поле. Ветер в голове. Прокатиться с ветерком. Мчаться как ветер. Ветром сдуло. Свободный как ветер

6. ФРАЗЕОЛОГИЯ

Устойчивые словосочетания.

Бросать слова на ветер.

Бросать деньги на ветер.

Искать ветра в поле.

Ветер в голове.

Прокатиться с ветерком.

Мчаться как ветер.

Ветром сдуло.

Свободный как ветер

Этапы подведения итогов исследования Лексика Орфография Словообразование Морфология Синтаксис Фразеология

Этапы подведения итогов исследования

Лексика

Орфография

Словообразование

Морфология

Синтаксис

Фразеология

ПИСАТЕЛИ О ВЕТРЕ «По осеннему лесу ходит ветер. Ходит, опираясь на сосны. Стонут сосны, роняют шишки»  (С. Козлов) «С ночи подул сильный ветер снеговой ветер, завыл в печных трубах, засвистел на чердаках»  (С. Никонов) «Ветер весело примчал, все деревья закачал»  (А.Леонтьев) «Полдня сегодня ветер укачивал сосну,  И так устал под вечер, что … вместе с ней уснул».  (А. Стариков )

ПИСАТЕЛИ О ВЕТРЕ

«По осеннему лесу ходит ветер. Ходит, опираясь на сосны. Стонут сосны, роняют шишки»

(С. Козлов)

«С ночи подул сильный ветер снеговой ветер, завыл в печных трубах, засвистел на чердаках»

(С. Никонов)

«Ветер весело примчал, все деревья закачал»

(А.Леонтьев)

«Полдня сегодня ветер укачивал сосну,

И так устал под вечер, что … вместе с ней уснул».

(А. Стариков )

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ИМЯ ?СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Автор: Щербакова Ирина Анатольевна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203887

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Тесты Набор контролирующих карт тестового характера по модулю "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(99) "tiesty-nabor-kontroliruiushchikh-kart-tiestovogho-kharaktiera-po-moduliu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "100497"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402382072"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
    ["seo_title"] => string(111) "imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-postoiannyie-i-niepostoiannyie-priznaki-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "251240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447218101"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiiaporusskomuiazykunatiemuimiasushchiestvitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "280508"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453385908"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "ССП пр русскому языку по теме:"Имя существительное"."
    ["seo_title"] => string(51) "sspprrusskomuiazykupotiemieimiasushchiestvitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "293791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455547478"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Имена  существительные собственные и нарицательные."
    ["seo_title"] => string(55) "imienasushchiestvitielnyiesobstviennyieinaritsatielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "282672"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453722860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства