слова и фразеологические обороты общественно-политического характера, устаревшие слова, торжественно-приподнятые слова, использование слов в переносном значении, совмещение книжного и разговорного стилей
Морфологичес-кие особенности
существительные в родительном падеже, активны причастия и деепричастия
Языковые средства
Эмоциональные средства выразительности
Эпитеты, метафоры, сравнения, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном смысле
Синтаксические особенности
Риторические вопросы и восклицания
- повторы, синтаксический параллелизм
- присоединительные конструкции, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения
- вводные слова и предложения
- причастные и деепричастные обороты
- сложные синтаксические конструкции
- распространённые обращения
Ораторские дебаты, выступление на митинги
Газетный очерк, фельетон, статья, репортаж
Аналитическая программа, диалог в прямом эфире, информационное сообщение
Жанры
Рекламные объявления, плакаты, лозунг
Пресс-конференция, «встреча без галстуков»
Работа с мини- текстами
1.Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.
3.Наш мир достиг критической стадии. Дети не слушаются своих родителей, видимо, конец мира не очень далек.
4. Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен, не сумеют сохранить нашу культуру.
Сократ (470-399 гг до н.э.)
1.Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
Гесиод (720 г до н.э.)
2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.
Египетский жрец (2000 лет до н.э)
3.Наш мир достиг критической стадии. Дети не слушаются своих родителей, видимо, конец мира не очень далек.
Развалины Вавилона(3000 лет )
4. Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен, не сумеют сохранить нашу культуру.
Работа с текстом
Какую проблему поднимает автор в тексте?
Каким эпитетом автор обозначает поднятую тему?
Назовите основные мысли.
Определить тип текста.
Определить стиль текста.
Выписать тропы (I вариант)
Выписать фигуры (II вариант)
Подведение итогов
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Подведение итогов
Зачем необходимо знать языковые особенности публицистического стиля.
Зачем нам нужно это умение?
Что общего у художественного и публицистического стиля?
Домашнее задание
Используя материал урока, составьте рассуждение по данному тексту.
Выразите свое отношение к проблеме, поднятой автором.
Аргументируйте свое мнение, опираясь на читательский опыт.
КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ
1.Вступление
А) Начать с размышления по поводу прочитанного
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему…(Знаете ли вы, что..; Зачем…? Скажите, …)
Б)Проблема( глобальная (войны и мира); жизненно важная (экологии); нравственная (понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости, нормы общежития); философская (роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь, т.е , на которыми можно бесконечно рассуждать)
В центре внимания автора..проблема… ( автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы…), касается следующих вопросов…, особо останавливается ( на чём?).
Автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, описывает , отмечает важность….
2.Комментарий
а) Содержание 1-2 предложениями
3 Вырази своё отношение к проблемам.
Я согласен с позицией автора….., потому что…(аргумент + пример)
С автором нельзя не согласиться в том, что
4.Вывод
РЕКОМЕНДУЮ ИСПОЛЬЗОВАТЬ:
Я думаю (считаю, полагаю, мне кажется, по-моему).
Я согласен с автором.
Позиция автора достойна уважения, производит глубокое впечатление, точка зрения автора оригинальна, своеобразна
Манера изложения отличается краткостью, точностью выбора слова, чувством слова
Точка зрения автора не только оригинальна, эффектна, но и глубоко продумана, выстрадана и т.д.
Словарь синонимов
Понравиться- глубоко взволновать, произвести большое впечатление.
Запомниться-привлечь внимание, запечатлеться в памяти,