kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Языковые особенности публицистического стиля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для подготовки написания сочинения ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Языковые особенности публицистического стиля.»

урок русского языка в 10 классе  учитель русского языка и литературы  МОБУ СОШ д.Николаевка  Старцева Маргарита Сергеевна Тема : « Языковые особенности публицистического стиля»

урок русского языка в 10 классе учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ д.Николаевка Старцева Маргарита Сергеевна

Тема : « Языковые особенности публицистического стиля»

Цель :  1. Обобщить знания об особенностях публицистического стиля. 2. Познакомить с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля, закрепить навыки правописания. 3. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с используемыми в текстах разных стилей речи средствами художественной выразительности.

Цель :

1. Обобщить знания об особенностях публицистического стиля.

2. Познакомить с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля, закрепить навыки правописания.

3. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с используемыми в текстах разных стилей речи средствами художественной выразительности.

Словарная работа   ..пл..дисменты, вд..хновлять, д..структивный, ко(л,лл)едж, д..стоинство, п..л..м..зировать, ун..чтожать, цел..устремлённый, че(?)ствовать, чу(?)ства, чу..кий, экстр..мизм, п..рламент,  ко(м,мм) юнике, ..(п,пп)..нент, ц..в..л..зация, кр..миногенный, к..(м,мм)уникативный, ко(р,рр)умпированный, к..нсенсус, журнали(с,ст)ское ра(с,сс)ледование,  публ..цистика, ..ратор.

Словарная работа

..пл..дисменты, вд..хновлять, д..структивный, ко(л,лл)едж, д..стоинство, п..л..м..зировать, ун..чтожать, цел..устремлённый, че(?)ствовать, чу(?)ства, чу..кий, экстр..мизм, п..рламент,

ко(м,мм) юнике, ..(п,пп)..нент, ц..в..л..зация, кр..миногенный, к..(м,мм)уникативный, ко(р,рр)умпированный, к..нсенсус, журнали(с,ст)ское ра(с,сс)ледование,

публ..цистика, ..ратор.

Проверь себя   Аплодисменты, вдохновлять, деструктивный, колледж, достоинство, полемизировать, уничтожать, целеустремлённый, чествовать, чувства, чуткий, экстремизм, парламент, коммюнике, оппонент, цивилизация, криминогенный, коммуникативный, коррумпированный, консенсус, журналистское расследование,  публицистика, оратор.

Проверь себя

Аплодисменты, вдохновлять, деструктивный, колледж, достоинство, полемизировать, уничтожать, целеустремлённый, чествовать, чувства, чуткий, экстремизм, парламент, коммюнике, оппонент, цивилизация, криминогенный, коммуникативный, коррумпированный, консенсус, журналистское расследование,

публицистика, оратор.

Запомни

Запомни

  • Д е структивный - ведущий к разрушению чего-либо, неплодотворный
  • Кр и миногенный -чреватый преступлениями
  • Ко мм юнике -официальное сообщение по вопросам международного характера
  • Публ и цистика – литературный жанр, посвященный рассмотрению актуальных тем общественно-политической жизни
Стили речи Разговорный  Книжные: 1)художественный; 2)официально-деловой; 3)научный; 5)публицистический.

Стили речи

Разговорный

Книжные:

1)художественный;

2)официально-деловой;

3)научный;

5)публицистический.

Публицистический стиль Функция Сфера применения Задачи Характеристика Рассматриваемые  проблемы

Публицистический стиль

Функция

Сфера применения

Задачи

Характеристика

Рассматриваемые

проблемы

Публицистический стиль Функция Воздействие, агитация и пропаганда. Сфера применения Задачи Характеристика Рассматриваемые  проблемы

Публицистический стиль

Функция

Воздействие, агитация и пропаганда.

Сфера применения

Задачи

Характеристика

Рассматриваемые

проблемы

Публицистический стиль Функция Воздействие, агитация и пропаганда. Сфера применения Выступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры, язык СМИ. Задачи Характеристика Рассматриваемые  проблемы

Публицистический стиль

Функция

Воздействие, агитация и пропаганда.

Сфера применения

Выступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры, язык СМИ.

Задачи

Характеристика

Рассматриваемые

проблемы

Публицистический стиль Функция Воздействие, агитация и пропаганда. Сфера применения Выступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры, язык СМИ. Задачи Передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирование общественного мнения. Характеристика Рассматриваемые  проблемы

Публицистический стиль

Функция

Воздействие, агитация и пропаганда.

Сфера применения

Выступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры, язык СМИ.

Задачи

Передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирование общественного мнения.

Характеристика

Рассматриваемые

проблемы

Публицистический стиль Функция Воздействие, агитация и пропаганда. Сфера применения Выступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры, язык СМИ. Задачи Передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирование общественного мнения. Характеристика Призывность, страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность информативной насыщенности. Рассматриваемые  проблемы

Публицистический стиль

Функция

Воздействие, агитация и пропаганда.

Сфера применения

Выступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры, язык СМИ.

Задачи

Передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирование общественного мнения.

Характеристика

Призывность, страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность информативной насыщенности.

Рассматриваемые

проблемы

Публицистический стиль Функция Воздействие, агитация и пропаганда. Сфера применения Выступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры, язык СМИ. Задачи Передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирование общественного мнения. Характеристика Призывность, страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность информативной насыщенности. Рассматриваемые  проблемы политические, философские, нравственные, бытовые, социальные

Публицистический стиль

Функция

Воздействие, агитация и пропаганда.

Сфера применения

Выступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры, язык СМИ.

Задачи

Передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирование общественного мнения.

Характеристика

Призывность, страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность информативной насыщенности.

Рассматриваемые

проблемы

политические, философские, нравственные, бытовые, социальные

Языковые средства Лексические особенности слова и фразеологические обороты общественно-политического характера, устаревшие слова, торжественно-приподнятые слова, использование слов в переносном значении, совмещение книжного и разговорного стилей Морфологичес-кие особенности существительные в родительном падеже, активны причастия и деепричастия

Языковые средства

Лексические особенности

слова и фразеологические обороты общественно-политического характера, устаревшие слова, торжественно-приподнятые слова, использование слов в переносном значении, совмещение книжного и разговорного стилей

Морфологичес-кие особенности

существительные в родительном падеже, активны причастия и деепричастия

Языковые средства  Эмоциональные средства выразительности   Эпитеты, метафоры, сравнения, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном смысле Синтаксические особенности  Риторические вопросы и восклицания  - повторы, синтаксический параллелизм  - присоединительные конструкции, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения  - вводные слова и предложения  - причастные и деепричастные обороты  - сложные синтаксические конструкции  - распространённые обращения

Языковые средства

Эмоциональные средства выразительности

Эпитеты, метафоры, сравнения, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном смысле

Синтаксические особенности

Риторические вопросы и восклицания

- повторы, синтаксический параллелизм

- присоединительные конструкции, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения

- вводные слова и предложения

- причастные и деепричастные обороты

- сложные синтаксические конструкции

- распространённые обращения

Ораторские дебаты, выступление на митинги Газетный очерк, фельетон, статья, репортаж Аналитическая программа, диалог в прямом эфире, информационное сообщение Жанры Рекламные объявления, плакаты, лозунг Пресс-конференция, «встреча без галстуков»

Ораторские дебаты, выступление на митинги

Газетный очерк, фельетон, статья, репортаж

Аналитическая программа, диалог в прямом эфире, информационное сообщение

Жанры

Рекламные объявления, плакаты, лозунг

Пресс-конференция, «встреча без галстуков»

Работа с мини- текстами 1.Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. 2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

Работа с мини- текстами

1.Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

3.Наш мир достиг критической стадии. Дети не слушаются своих родителей, видимо, конец мира не очень далек. 4. Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен, не сумеют сохранить нашу культуру.

3.Наш мир достиг критической стадии. Дети не слушаются своих родителей, видимо, конец мира не очень далек.

4. Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен, не сумеют сохранить нашу культуру.

Сократ (470-399 гг до н.э.) 1.Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

Сократ (470-399 гг до н.э.)

1.Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

Гесиод (720 г до н.э.) 2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

Гесиод (720 г до н.э.)

2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

Египетский жрец (2000 лет до н.э) 3.Наш мир достиг критической стадии. Дети не слушаются своих родителей, видимо, конец мира не очень далек.

Египетский жрец (2000 лет до н.э)

3.Наш мир достиг критической стадии. Дети не слушаются своих родителей, видимо, конец мира не очень далек.

Развалины Вавилона  (3000 лет )  4. Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен, не сумеют сохранить нашу культуру.

Развалины Вавилона (3000 лет )

4. Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодежь былых времен, не сумеют сохранить нашу культуру.

Работа с текстом

Работа с текстом

  • Какую проблему поднимает автор в тексте?
  • Каким эпитетом автор обозначает поднятую тему?
  • Назовите основные мысли.
  • Определить тип текста.
  • Определить стиль текста.
  • Выписать тропы (I вариант)
  • Выписать фигуры (II вариант)
Подведение итогов

Подведение итогов

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
Подведение итогов

Подведение итогов

  • Зачем необходимо знать языковые особенности публицистического стиля.
  • Зачем нам нужно это умение?
  • Что общего у художественного и публицистического стиля?
Домашнее задание  Используя материал урока, составьте рассуждение по данному тексту.  Выразите свое отношение к проблеме, поднятой автором.  Аргументируйте свое мнение, опираясь на читательский опыт.

Домашнее задание

Используя материал урока, составьте рассуждение по данному тексту.

Выразите свое отношение к проблеме, поднятой автором.

Аргументируйте свое мнение, опираясь на читательский опыт.

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ 1.Вступление А) Начать с размышления по поводу прочитанного  Задумывались ли вы когда-нибудь, почему…(Знаете ли вы, что..; Зачем…? Скажите, …)  Б)Проблема( глобальная (войны и мира); жизненно важная (экологии); нравственная (понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости, нормы общежития); философская (роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь, т.е , на которыми можно бесконечно рассуждать) В центре внимания автора..проблема… ( автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы…), касается следующих вопросов…, особо останавливается ( на чём?). Автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, описывает , отмечает важность…. 2.Комментарий а) Содержание 1-2 предложениями 3 Вырази своё отношение к проблемам. Я согласен с позицией автора….., потому что…(аргумент + пример) С автором нельзя не согласиться в том, что 4.Вывод

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ

1.Вступление

А) Начать с размышления по поводу прочитанного

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему…(Знаете ли вы, что..; Зачем…? Скажите, …)

Б)Проблема( глобальная (войны и мира); жизненно важная (экологии); нравственная (понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости, нормы общежития); философская (роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь, т.е , на которыми можно бесконечно рассуждать)

В центре внимания автора..проблема… ( автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы…), касается следующих вопросов…, особо останавливается ( на чём?).

Автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, описывает , отмечает важность….

2.Комментарий

а) Содержание 1-2 предложениями

3 Вырази своё отношение к проблемам.

Я согласен с позицией автора….., потому что…(аргумент + пример)

С автором нельзя не согласиться в том, что

4.Вывод

РЕКОМЕНДУЮ ИСПОЛЬЗОВАТЬ:   Я думаю (считаю, полагаю, мне кажется, по-моему). Я согласен с автором.  Позиция автора достойна уважения, производит глубокое впечатление, точка зрения автора оригинальна, своеобразна Манера изложения отличается краткостью, точностью выбора слова, чувством слова Точка зрения автора не только оригинальна, эффектна, но и глубоко продумана, выстрадана и т.д.  Словарь синонимов Понравиться- глубоко взволновать, произвести большое впечатление. Запомниться-привлечь внимание, запечатлеться в памяти, запасть в душу. Интересный - увлекательный, занимательный, любопытный. Описывать - обрисовывать, очерчивать. Изображать - показывать, рассказывать о , знакомить с , вводить в… Автор-поэт, писатель, прозаик, художник слова.

РЕКОМЕНДУЮ ИСПОЛЬЗОВАТЬ:

Я думаю (считаю, полагаю, мне кажется, по-моему).

Я согласен с автором.

Позиция автора достойна уважения, производит глубокое впечатление, точка зрения автора оригинальна, своеобразна

Манера изложения отличается краткостью, точностью выбора слова, чувством слова

Точка зрения автора не только оригинальна, эффектна, но и глубоко продумана, выстрадана и т.д.

Словарь синонимов

Понравиться- глубоко взволновать, произвести большое впечатление.

Запомниться-привлечь внимание, запечатлеться в памяти,

запасть в душу.

Интересный - увлекательный, занимательный, любопытный.

Описывать - обрисовывать, очерчивать.

Изображать - показывать, рассказывать о , знакомить с , вводить в…

Автор-поэт, писатель, прозаик, художник слова.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Языковые особенности публицистического стиля.

Автор: Старцева Маргарита Сергеевна

Дата: 28.11.2017

Номер свидетельства: 441179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Особенности публицистического стиля."
    ["seo_title"] => string(38) "osobennosti_publitsisticheskogo_stilia"
    ["file_id"] => string(6) "548246"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1588071998"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Культура речи. Публицистический стиль". "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-po-tiemie-kul-tura-riechi-publitsistichieskii-stil"
    ["file_id"] => string(6) "224212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438600447"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Тема урока: «Публицистический стиль речи. Жанры публицистического стиля»"
    ["seo_title"] => string(79) "tiema_uroka_publitsistichieskii_stil_riechi_zhanry_publitsistichieskogho_stilia"
    ["file_id"] => string(6) "433862"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508686494"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "«Речь Повторение: публицистический стиль речи; жанры публицистического стиля: заметка в газету, портретный очерк, репортаж»"
    ["seo_title"] => string(80) "rech_povtorenie_publitsisticheskii_stil_rechi_zhanry_publitsisticheskogo_stilia_"
    ["file_id"] => string(6) "561741"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603977195"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Презентация по русскому языку: "Жанры публицистического стиля"."
    ["seo_title"] => string(70) "priezientatsiia_po_russkomu_iazyku_zhanry_publitsistichieskogho_stilia"
    ["file_id"] => string(6) "433864"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1508686776"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства