| Организационный (установление связи, объявление темы, постановка цели и задач, мотивация). | 1. Приветствие педагога. 2. Проверка готовности к занятию. 3. Краткий инструктаж по технике безопасности. 4. Знакомство с темой и целью занятия. 5. Конструирование проекта решения задач. | 1. Приветствие обучающихся. 2. Проверка готовности к занятию. 3. Повторение краткого инструктажа по технике безопасности. | 1.Образовательный ресурс: «Фоксфорд» 2.Информационный ресурс: АИС СГО «Сетевой город. Образование» 3.Коммуникативный ресурс: Вайбер, Zoom, |
| Основной ход занятия. | 1.Актуализация и систематизация изученного материала. 2.Объяснение нового материала. 1. Информационная справка. История возникновения публицистического стиля Публицистический стиль стал зарождаться в XVI веке в России. Начало становления стиля связано с перепиской Иван IV с князем Курбским. Дальнейшее развитие стиль получил в XVIII веке в произведениях И.А.Крылова, Н. И. Новикова и др. Окончательное оформление публицистический стиль получил в XIX веке. Большой вклад в его развитие внесли В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов и Н.Г.Чернышевский. Основные жанры публицистического стиля назывались: -сочинения, -переписка, -послание, -письмо. 2. Просмотр и комментарий текстового материала презентации «Основной стиль журналистики» 3.Конструирование алгоритма решения проблемы. Особенности публицистического стиля Цель использования: воздействие на читателя, утверждение нравственных и духовных ценностей общества. Сфера использования: газеты, общественно-политические и агитационные выступления (газетная статья, журнальная статья, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление на радио, телевидении, доклад, рекламный текст. Основные черты: полемичность изложения, доходчивость, яркость средств языка, сочетание экспрессии и стандарта, собирательность, призывность, чувствительность к зову времени. Языковые особенности: частые употребления местоимений МЫ и НАШ; использование глаголов 1 и 3 лица в общественном значении, использование общественно-политических терминов (бизнес, оппонент, спонсор), использование экспрессивно окрашенных слов и фразеологизмов. Синтаксические особенности: широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, использование элементов поэтического синтаксиса – риторических вопросов, экспрессивных повторов; ряды однородных членов без союзов или с повторяющимися союзами; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов. | 1. Самостоятельное выполнение пробной задачи для фиксации проблемы. Ответы на вопросы педагога по темам: - Стили русского языка. - Книжные стили. - Особенности разговорного стиля. 2.Выделение точечных проблемных моментов в ходе выполнения заданий. Самостоятельно найти ответы на вопросы в интернете: - В каких журналистских жанрах используются книжные стили? - Какая группа жанров журналистики использует средства выразительности художественного стиля? 3.Обсуждение действий, в ходе которых при консультативной поддержке педагога обучающиеся определяют приоритетные формы работы над вопросом: «Жанровые особенности текстов публицистического стиля». Работа по основным направлениям: - цель использования публицистического стиля; - жанры журналистики; - сфера употребления; - языковые средства; - стилистические особенности. |
| Контроль и закрепление усвоения материала. | Реализация усвоения новых знаний. В ходе обсуждения образовательной деятельности обучающиеся при поддержке педагога определяют место знаний о публицистическом стиле в системе изученного материала о стилях русского языка, о применении этих знаний в дальнейшем обучении по журналистике. Практическая работа с текстом. Что значит быть воспитанным? Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой) | Решение конструктивных вопросов по теме занятия, интеллектуальный мини-марафон "Жанровые многообразие публицистического стиля". Выполните задание к практической работе: 1. Прочитайте текст. 2. Назовите слова, определяющие стилевую принадлежность текста. —именительный представления (Воспитанный человек...); —непосредственное обращение к собеседнику (Если о вас скажут...); —риторический вопрос; —неполные предложения; — оправданный повтор (см. третий абзац); —противопоставления; — ряды однородных членов; —отвлеченная лексика (воспитанность, человечность, побуждения). |