kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по русскому языку: "Жанры публицистического стиля".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация. 

Цель:  обобщение ранее полученныхобучающимися знаний о публицистическом стиле речи.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля;
  • формировать языковые компетенции обучающихся в области стилистики;
  • закрепить навыки правописания.

развивающие:

  • содействовать развитию коммуникативных компетенций; 
  • развивать навыки самоанализа, анализа, сопоставления и сравнения;
  • способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку: "Жанры публицистического стиля".»

Тема урока Публицистический стиль речи. Стилевые и языковые особенности, жанры.

Тема урока

Публицистический стиль речи. Стилевые и языковые особенности, жанры.

Запишите слова, вставьте пропущенные орфограммы Ко…едж, оск..рбить, к..нсенсус, ц..вилизация, собстве…ость, д..вальвация, к..ммюнике, конс..лидация, пу…лицистика.

Запишите слова, вставьте пропущенные орфограммы

Ко…едж, оск..рбить, к..нсенсус, ц..вилизация, собстве…ость, д..вальвация, к..ммюнике, конс..лидация, пу…лицистика.

Словарная работа  Запишите слова в тетрадь  П ь еса  М а сон  Р е сурс  Ф е льетон  Оч е рк  А сс истент  А сс онанс  Д е сант  П ь едестал  М е зонин - Какие из слов вам не знакомы?  Обратитесь к словарю.

Словарная работа

Запишите слова в тетрадь

П ь еса

М а сон

Р е сурс

Ф е льетон

Оч е рк

А сс истент

А сс онанс

Д е сант

П ь едестал

М е зонин

- Какие из слов вам не знакомы?  Обратитесь к словарю.

- Назовите особенности публицистического стиля? - Назовите жанры публицистического стиля?
  • - Назовите особенности публицистического стиля?
  • - Назовите жанры публицистического стиля?
Основные особенности публицистического стиля речи: Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах. Задачи речи : информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям. Стилевые черты
  • Основные особенности публицистического стиля речи:
  • Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.
  • Задачи речи : информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
  • Стилевые черты . Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
Жанры публицистики:

Жанры публицистики:

  • статья в газете, журнале;
  • очерк;
  • репортаж;
  • ораторская речь;
  • судебная речь;
  • выступления по радио, телевидению;
  • доклад.
Заметка – краткое сообщение в печати. Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете. Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению). Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом. Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
  • Заметка – краткое сообщение в печати.
  • Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
  • Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
  • Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).
  • Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
  • Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
Найдите соответствие А) жанр новостной журналистики, вторичный текст, представляющий собой подборку сообщений, констатирующих наличие события в настоящем, ближайшем прошлом или ближайшем будущем; 1. репортаж Б) аналитический жанр, в котором представлены результаты исследования события или проблемы; 2. хроника В) жанр, представляющий событие или проблему в сатирическом или, реже, юмористическом освещении; 3. статья Г) рассказ о событии ведется (в электронных СМИ) или как бы ведется (в прессе) одновременно с развертыванием действия. 4. фельетон

Найдите соответствие

А) жанр новостной журналистики, вторичный текст, представляющий собой подборку сообщений, констатирующих наличие события в настоящем, ближайшем прошлом или ближайшем будущем;

1. репортаж

Б) аналитический жанр, в котором представлены результаты исследования события или проблемы;

2. хроника

В) жанр, представляющий событие или проблему в сатирическом или, реже, юмористическом освещении;

3. статья

Г) рассказ о событии ведется (в электронных СМИ) или как бы ведется (в прессе) одновременно с развертыванием действия.

4. фельетон

А) 2 Б)3 В)4 Г)1
  • А) 2 Б)3 В)4 Г)1
Бегло просмотрите номер газеты, найдите заметку , аргументируйте свой ответ. Найдите интервью
  • Бегло просмотрите номер газеты, найдите заметку , аргументируйте свой ответ.
  • Найдите интервью в газете, аргументируйте свой ответ.

 

1. В принесенных вами на занятие газетах или журналах выберите статью публицистического стиля. 2. Определите жанр Вашего текста. Какова тема текста? 3. Какую задачу ставит перед собой автор текста?  привлечь внимание читателей к проблеме…  призвать к чему-либо…  вызвать читательский отклик…  сформировать читательское мнение… 4. Какие лексические средства автор использует для воздействия на читателей? 5. Какие стандартные фразы вы заметили? 6. Приметы каких других стилей увидели вы в тексте?

1. В принесенных вами на занятие газетах или журналах выберите статью публицистического стиля.

2. Определите жанр Вашего текста. Какова тема текста?

3. Какую задачу ставит перед собой автор текста?

  • привлечь внимание читателей к проблеме…
  • призвать к чему-либо…
  • вызвать читательский отклик…
  • сформировать читательское мнение…

4. Какие лексические средства автор использует для воздействия на читателей?

5. Какие стандартные фразы вы заметили?

6. Приметы каких других стилей увидели вы в тексте?

Посмотрите видео отрывки, определите стиль речи, тему, цель выступления, языковые особенности.
  • Посмотрите видео отрывки, определите стиль речи, тему, цель выступления, языковые особенности.
Учимся анализировать текст.

Учимся анализировать текст.

  • Прочитайте текст.
  • Укажите, к какому стилю и типу речи принадлежит этот текст.
  • 1)научно-популярный стиль, повествование;
  • 2)публицистический стиль, рассуждение;
  • 3)публицистический стиль, повествование;
  • 4) научный стиль, описание.
  • Укажите в тексте тезис, аргументы, контраргументы, вывод.
Умение общаться становится искусством тогда, когда мы так ясно осознаём происходящее между нами и другими в процессе коммуникации, что это не влечёт за собой искусственности и затруднений во взаимопонимании. Лишь тогда мы можем по горячим следам воспользоваться тем, что мы осознали для улучшения контакта. Говорят, что этому можно научиться. Я думаю, что каждый может проявить максимум старания, чтобы с достаточной степенью точности понимать, что хотят сообщить другие.  (Журнал «Наука и жизнь»)

Умение общаться становится искусством тогда, когда мы так ясно осознаём происходящее между нами и другими в процессе коммуникации, что это не влечёт за собой искусственности и затруднений во взаимопонимании. Лишь тогда мы можем по горячим следам воспользоваться тем, что мы осознали для улучшения контакта. Говорят, что этому можно научиться. Я думаю, что каждый может проявить максимум старания, чтобы с достаточной степенью точности понимать, что хотят сообщить другие.

(Журнал «Наука и жизнь»)

ПОДУМАЙТЕ!

ПОДУМАЙТЕ!

  • О чём заставляет задуматься текст?
  • Какие проблемы поднимает?
  • Что значит «процесс коммуникации»?
  • Что значит «уметь общаться»?
  • Всегда ли мы довольны общением?
  • Что мешает общению?
  • Как вы понимаете выражение «искусственность во взаимопонимании»?
В каких ситуациях возникает эта проблема? Согласны ли вы с авторами текста? Почему? Можно ли научиться общаться? Всегда ли вас понимают? Как вы думаете, почему происходит непонимание? Как научиться понимать друг друга? Что значит «слышать» другого человека?
  • В каких ситуациях возникает эта проблема?
  • Согласны ли вы с авторами текста? Почему?
  • Можно ли научиться общаться?
  • Всегда ли вас понимают?
  • Как вы думаете, почему происходит непонимание?
  • Как научиться понимать друг друга?
  • Что значит «слышать» другого человека?
Задание. Создайте на основе просмотренного мультфильма текст публицистического стиля. Или создайте текст публицистического стиля на одну из предложенных тем. Темы: 1. Что значит найти себя? 2. Что важнее: как жить или для чего жить? 3. Все работы хороши, выбирай на вкус.
  • Задание. Создайте на основе просмотренного мультфильма текст публицистического стиля.
  • Или создайте текст публицистического стиля на одну из предложенных тем.
  • Темы:
  • 1. Что значит найти себя?
  • 2. Что важнее: как жить или для чего жить?
  • 3. Все работы хороши, выбирай на вкус.
Вывод: Публицистический стиль – это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

Вывод:

Публицистический стиль – это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

Мы узнали……
  • Мы узнали……
Основные особенности публицистического стиля речи: Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах. Задачи речи : информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям. Стилевые черты
  • Основные особенности публицистического стиля речи:
  • Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.
  • Задачи речи : информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
  • Стилевые черты . Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
Языковые средства : а) общественно-политическая лексика; б) эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении; в) побудительные и вопросительные предложения; г) риторические вопросы; д) распространенные обращения; е) вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.  5. Жанры публицистики
  • Языковые средства :
  • а) общественно-политическая лексика;
  • б) эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении;
  • в) побудительные и вопросительные предложения;
  • г) риторические вопросы;
  • д) распространенные обращения;
  • е) вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.
  • 5. Жанры публицистики : статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Язык– самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
  • Язык– самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Домашнее задание :

Домашнее задание :

  • 1. Сделайте видеозапись интервью, используя Интернет-сайты, телевидение. Установите зависимость языковых средств от ситуации публичного общения.
  • ИЛИ
  • 2. Найти дома или в библиотеке старые газеты (вышедшие 5, 10, 20 лет назад) и сопоставить их лексику с лексикой современных газет.
Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация по русскому языку: "Жанры публицистического стиля".

Автор: Кузнецова Ирина Юрьевна

Дата: 22.10.2017

Номер свидетельства: 433864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Публицистический стиль речи"
    ["seo_title"] => string(29) "publitsistichieskiistilriechi"
    ["file_id"] => string(6) "261018"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449058852"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 6 классе "Официально-деловой стиль""
    ["seo_title"] => string(59) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-ofitsial-no-dielovoi-stil"
    ["file_id"] => string(6) "260631"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448984478"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Публицистический стиль. Репортаж-повествование. "
    ["seo_title"] => string(51) "publitsistichieskii-stil-rieportazh-poviestvovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "130184"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415845125"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Работа с текстом. Шаблоны печатных изданий "
    ["seo_title"] => string(46) "rabota-s-tiekstom-shablony-piechatnykh-izdanii"
    ["file_id"] => string(6) "118186"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413054987"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства