ГИА по русскому языку состоит, как известно, из трех частей. Подготовка учащихся к первой и третьей частям - сжатому изложению и сочинению-рассуждению - не предполагает больших теоретических знаний, нужна лишь практика. По-иному обстоит дело со второй, тестовой, частью экзамена.
В данной работе в удобном и компактном виде представлен теоретический минимум, необходимый учащимся девятого класса для успешной сдачи тестовой части ГИА по русскому языку. Материал опробован в 2014 году.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ГИА. Теория к тестовой части. »
ГИА по русскому языку часть 2
Теряев Владислав Вадимович учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 996 г. Москвы
Вторая часть состоит из двух блоков заданий:
задания А1—А7 (с выбором ответа) связаны с содержательным анализом напечатанного текста и проверяют умение извлекать основную информацию из текста при чтении, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности, а также владение нормами орфографии;
2) задания В1—В9 открытого типа (с кратким ответом) проверяют языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знания пунктуации и синтаксиса, владение основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях). Кроме того, задания части В ориентирует учащихся на успешное выполнение задания С2 (третьей части работы).
Целью заданий А1—А7 является выявление уровня сформированности практических умений по текстоведению (речеведению): способность точно понимать содержание прочитанного текста, его основные проблемы; извлекать информацию из текста, определять основную мысль, позицию автора текста или одного из его героев, авторское отношение к герою или вопросу, затронутому в тексте; опознавать языковые средства выразительности, использованные в тексте; здесь также проверяется и орфографическая компетентность.
В заданиях блока А предлагаются для выбора 4 варианта ответов, из которых верен только один.
Задания В1-В9 направлены на проверку ряда специальных лингвистических и языковых умений. Вопросы проверяют знания в основном из области синтаксиса: находить грамматические основы предложения, определять их количество, опознавать предложения заданной структуры (например, бессоюзное сложное предложение), преобразовывать словосочетание одного типа в синонимичное по значению словосочетание другого типа и т. п. Все эти задания имеют практическую направленность и составляют необходимую лингвистическую основу владения речевыми, орфографическими и пунктуационными нормами.
Задания с кратким ответом (блок В) представляют собой вопросы без вариантов ответов. Вы должны сами сформулировать ответ и записать в краткой форме. Им может быть одно или несколько слов, словосочетание, номер или номера предложений.
Максимальная
сумма баллов
за выполнение второй части — 16
А1
А2
А5
А3
В2
А6
А4
А7
В3
В6
В1
В4
В7
В5
В8
В9
нет
теории
А1
почитать
теорию
А2
А2
почитать
теорию
(презентация «Словарь
лингвистических терминов»
АЗ
почитать
теорию
Задание А4 посвящено фонетике. Вопросы задания проверяют навыки звуко-буквенного анализа и знание фонетических процессов.
почитать
теорию
А5А6
почитать
теорию
почитать
теорию
Задание А7 посвящено правописанию Н и НН в прилагательных и причастиях, а также правописанию окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
почитать
теорию
Задание В1 проверяет ваши знания по лексике и фразеологии. Чаще всего это вопросы, ориентированные на стилистическую принадлежность слов. Например, необходимо заменить стилистически или эмоционально окрашенное слово нейтральным (парнишка — мальчик). Могут быть и вопросы, имеющие отношение к таким языковым явлениям, как
- исконная лексика и лексика, заимствованная из других языков.
почитать
теорию
В задании В2 проверяется умение определять вид словосочетания. Это задание обычно хорошо освоено выпускниками и выполняется без особых трудностей. Наиболее часто в нём используется следующая формулировка: «Замените словосочетание «подмосковные деревни», построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание».
почитать
теорию
В задании ВЗ рассматривается понятие о грамматической основе предложения.
почитать
теорию
Задание В4 проверяет знания об осложнённом простом предложении.
почитать
теорию
В5
почитать
теорию
Задания В6 , В7 , В8 и В9 посвящены синтаксическому и пунктуационному анализу сложного предложения.
сольсоль рассказасуть
продолжение
А4. Теория
А4. Теория. Продолжение
продолжение
продолжение
А5 + А6. Теория. Продолжение
продолжение
А5 + А6. Теория. Продолжение
продолжение
А5 + А6. Теория. Продолжение
продолжение
А5 + А6. Теория. Продолжение
продолжение
А5 + А6. Теория. Продолжение
продолжение
А5 + А6. Теория. Продолжение
продолжение
А5 + А6. Теория. Продолжение
продолжение
А5 + А6. Теория. Продолжение
продолжение
А5 + А6. Теория. Продолжение
А5 + А6. Теория. Продолжение
продолжение
продолжение
А7. Теория. Продолжение
А7. Теория. Продолжение
продолжение
продолжение
В1. Теория. Продолжение
ПРЯМОМПЕРЕНОСНОМсольсоль рассказасуть
продолжение
В1. Теория. Продолжение
метафора метонимия синекдоха
продолжение
В1. Теория. Продолжение
Лексика с точки зрения происхождения:
Исконно русская
Заимствованная
продолжение
В1. Теория. Продолжение
Лексика с точки зрения употребления:
Общеупотребительная (слова, использование которых свободно, ничем не ограничено): наблюдать, история, лес дом, знать
Необщеупотребительная (слова, которые знают и используют в речи не все)
Неологизм (от греч. neos — новый + logos — слово, понятие). Слово или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия. Астронавт, космодром, лавсан . После того как слово входит в широкое употребление, оно перестаёт быть неологизмом (ср. шагающий экскаватор, программированное обучение). А некоторые неологизмы советской эпохи перешли уже в разряд устаревших слов ( продналог, губком, наркомат, нэпман, партмаксимум, комсомолец, трудодень и др.).