Пояснительная записка
Государственная (итоговая) аттестация по математике за курс основной школы обязательна для всех учащихся 9 класса.
В настоящее время развивается и совершенствуется новая форма государ¬ственной итоговой аттестации по математике в 9 классе — аналог Единого го¬сударственного экзамена по математике в 11 классе. Государственная итоговая аттестация и Единый государственный экзамен образуют двухступенчатую си¬стему контроля знаний и объединены общей идеологией. Основная цель новых форм экзамена — создание объективной и независимой процедуры оценки знаний учащихся. Результаты такой оценки в форме ГИА способствуют осознанному выбору школьниками дальнейшего пути получения образования и могут быть учтены при формировании профильных десятых классов.
Работа состоит из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная мате¬матика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входят две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» — одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях. Проведение курса индивидуальных и групповых консультаций по подготовке к ГИА по математике позволяет расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.
Индивидуальные и групповые консультации по подготовке к ГИА в 8 классе направлены на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку типовых заданий ГИА по математике на тестовом материале. Курс составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ. Основная подготовка выпускников к ГИА по математике, осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и гораздо раньше, начиная с 7-8 классов. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ГИА. Безусловно, на последние годы обучения в школе приходится максимальная нагрузка на учащихся. При этом возрастает роль и ответственность в подготовительной работе и учителя, и самого ученика.
Основные цели курса:
• Формирование "базы знаний" по алгебре, геометрии, позволяющей беспрепятственно оперировать математическим материалом вне зависимости от способа проверки знаний.
• Научить правильной интерпретации спорных формулировок заданий
• Развить навыки решения тестов
• Подготовить к успешной сдачи ГИА по математике.
• диагностика проблемных зон;
• эффективное выстраивание стратегии и тактики систематического повторения;
• помочь приобрести опыт планирования деятельности, решения разнообразного класса задач курса 5-8 классов, в том числе, требующих поиска путей и способов решения, ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в формате работ ГИА.
Задачи курса:
• Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
• Выявление и развитие их математических способностей.
• Подготовка к дальнейшему обучению в старших классах.
• Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
• Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
• Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённых в программы сдачи ГИА.
• Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
• Повторение, обобщение и систематизирование знаний учащихся по курсу математики с 5 по 8 класс, а также познакомить со с структурой и особенностями экзаменационной работы
Место курса в учебном плане
Данный курс индивидуальных и групповых консультаций по математике в 8 классе рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
Ценностные ориентиры содержания
Особенности курса:
1. Краткость изучения материала.
2. Практическая значимость для учащихся.
Программа предполагает повторение теоретического материала и его практическую реализацию в ходе выполнения типичных заданий экзаменационной работы. Курс включает в себя все основные разделы математики
Обязательный минимум содержания
• Приближенные значения. Округление чисел. Стандартный вид числа
• Отношения. Пропорции
• Проценты
• Арифметические действия. сравнение чисел
• Числовые подстановки в буквенные выражения. Формулы
• Буквенные выражения
• Степень с целым показателем
• Многочлены. Преобразование выражений
• Алгебраические дроби. Преобразования рациональных выражений
• Квадратные корни
• Линейные и квадратные уравнения
• Системы двух уравнений с двумя неизвестными
• Составление математической модели по условию текстовой задачи
• Неравенство с одной переменной и системы неравенств
• Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии
• Представление данных в виде таблиц, диаграмм и графиков
• Текстовые задачи
• Задачи, содержащие параметр
• Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
• Геометрия
Результаты освоения курса
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
-знать теоретический материал по математике за курс 5-8 классов, особенности государственной (итоговой) аттестации по математике;
- уметь применять свои знания в решении практических заданий по математике за курс5-8 классов
- уметь пользоваться контрольно-измерительными материалами.
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
- формирование базы знаний в области алгебры, геометрии;
- формирование устойчивых навыков определения типа задачи и оптимального способа ее решения независимо от формулировки задания
- формирование умений работать с задачами в нетипичной постановке условий;
- формирование умений работать с тестовыми заданиями;
- овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста;
- усвоят основные приемы мыслительного поиска.
- выработают умения самоконтроля времени выполнения заданий;
- научатся оценивать трудность заданий и, соответственно, разумно выбирать задания для решения, а также «прикидывать» результат выполнения работы.
Содержание курса
Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений
Арифметические действия, сравнение чисел. Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Приближенные значения. Округление чисел. Формулы сокращённого умножения Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Тема 2. Уравнения
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и приводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений степеней).
Тема 3. Системы уравнений
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения).
Тема 4. Неравенства
Способы решения различных неравенств (числовых, линейных). Системы неравенств.
Тема 5. Координаты и графики
Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой.
Тема 6. Функции
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная). Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Тема7. Текстовые задачи
Отношения. Пропорции. Проценты. Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «смеси и сплавы», на «работу» и т.п. Задачи геометрического содержания.
.
Тема 9. Уравнения и неравенства с параметром
Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек.
Тема 10. Обобщающее повторение
Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА (первая часть).
Тема 11. Обобщающее повторение
Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА
Тема 13. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Тема 14. Геометрия