Доклад на тему: "Развитие функциональной грамотности учащихся по русскому языку и литературе"
Доклад на тему: "Развитие функциональной грамотности учащихся по русскому языку и литературе"
Выступление на педсовете. Презентация на тему: "Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка".•Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.Компоненты функциональной грамотности:
•знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
•умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
•готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Развитие функциональной грамотности учащихся по русскому языку и литературе" »
ГУ «Глазуновская средняя школа» «Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Агакишиева Т. Т., учитель
русского языка и литературы
2014-2015 уч.год
«Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации»
Н. Назарбаев
Нормативная база обновления содержания образования
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании»
Государственная Программа развития образования Республики Казахстан
от 24 октября 2011 г.
на 2011-2020 годы
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников
на 2012-2016 годы, постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832
Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования от 29 июня 2012 г. №873
Государственный общеобязательный стандарт
среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) , утвержденный постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 г. № 1080
Цель Национального плана: создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан
Задачи Национального плана:
Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.
Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
Глоссарий
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Компоненты функциональной грамотности
знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Читательская грамотность
Естественно-научная
грамотность
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием
Математическая грамотность
способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину
Базовый навык
функциональной
грамотности
Педагогические технологии
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
технология формирования типа правильной читательской деятельности;
технология проектной деятельности;
обучение на основе «учебных ситуаций»;
уровневая дифференциация обучения;
информационные и коммуникационные технологии;
технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Содержание функциональной грамотности
грамотность в чтении и письме
грамотность в естественных науках
математическая грамотность
Функциональная грамотность
компьютерная грамотность
грамотность в вопросах семейной жизни
грамотность в вопросах здоровья
юридическая грамотность
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Логические приемы
Примеры заданий
1. уровень - знание
Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
2. уровень - понимание
Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
3. уровень - использование
Применить, проиллюстрировать, решить
4. уровень - анализ
Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
5. уровень - синтез
Создать, придумать дизайн, разработать, составить план
«Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов»
PISA
PIRLS
«Изучение качества чтения и понимание текста»
«Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся»
изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей
изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности:заканчиваетсяобучение чтению(технике чтения),начинаетсячтение для обучения– использование письменных текстов как основного ресурса самообразования
оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях
Модель формирования и развития функциональной грамотности
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка–учитель
Алгоритм для учащихся по запоминанию словарных слов на основе ассоциаций
1.Проговорить слово по слогам.
2. Объяснить значение слова .
3. Поставить ударение.
4. Найти безударную гласную.
5.Подобрать ассоциации к букве, которую нельзя проверить.
6. Составить предложение со словом.
7. Подчеркнуть безударную гласную в слове (найти «опасное место»).
8. Записать слова в «веселый словарик» .
9. В начале следующего урока повторить записанное слово.
Проговариваем слово по слогам: О-вал
Объясняем значение слова: слово произошло от лат. ovum — яйцо
А как нарисовать овал?
На помощь брата я позвал.
Брат взял фломастер и искусно
Мнеовалнарисовал:
Ты слегка окружность сплюсни,
ПолучаетсяОВАЛ.
Сколько раз его видал,
В ванной зеркало -овал!
Овал - окружность удлинённая
И рожица в ней удивлённая
3. Ставим ударение («зовем слово») - ов А л (ударение падает на гласную «а»)
4. Безударная гласная «а»
5. Какую букву нельзя проверить? Это буква «О ». Попробуйте, используя имеющиеся у вас знания, подобрать ассоциации к проверяемой букве.
6. Придумайте предложение с изученным словом: «Я нарисовал большой овал».
7. Подчеркните безударную гласную в словарном слове: «Я нарисовал большой о вал».
8. Запишите слово в «веселый словарик» .
Проблема:
дети допускают ошибки в написании словарных слов.
Решение:
надо помочь учащимся запоминать слова, не заучивая их наизусть.
Метод ассоциативного запоминания слов.
Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
object(ArrayObject)#865 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}