kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: "Развитие функциональной грамотности учащихся по русскому языку и литературе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете. Презентация на тему: "Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка".•Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.Компоненты функциональной грамотности: 

•знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

•умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

•готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Развитие функциональной грамотности учащихся по русскому языку и литературе" »

ГУ «Глазуновская средняя школа»  «Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы» Агакишиева Т. Т., учитель русского языка и литературы 2014-2015 уч.год

ГУ «Глазуновская средняя школа» «Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

  • Агакишиева Т. Т., учитель

русского языка и литературы

2014-2015 уч.год

«Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации» Н. Назарбаев

«Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации»

Н. Назарбаев

Нормативная база обновления содержания образования Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании» Государственная Программа развития образования Республики Казахстан от 24 октября 2011 г. на 2011-2020 годы Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832 Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования от 29 июня 2012 г. №873  Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) , утвержденный постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 г. № 1080

Нормативная база обновления содержания образования

Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании»

Государственная Программа развития образования Республики Казахстан

от 24 октября 2011 г.

на 2011-2020 годы

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников

на 2012-2016 годы, постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832

Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования от 29 июня 2012 г. №873

Государственный общеобязательный стандарт

среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) , утвержденный постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 г. № 1080

Цель Национального плана: создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан Задачи Национального плана:

Цель Национального плана: создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан

Задачи Национального плана:

  • Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
  • Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
  • Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.
  • Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
  • Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
  • Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
Глоссарий

Глоссарий

  • Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
  • Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
  • Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Компоненты функциональной грамотности

Компоненты функциональной грамотности

  • знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
  • умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
  • готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Читательская грамотность

Естественно-научная

грамотность

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием

Математическая грамотность

способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину

Базовый навык

функциональной

грамотности

Педагогические технологии

Педагогические технологии

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
  • технология формирования типа правильной читательской деятельности;
  • технология проектной деятельности;
  • обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • уровневая дифференциация обучения;
  • информационные и коммуникационные технологии;
  • технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Содержание функциональной грамотности

Содержание функциональной грамотности

  • грамотность в чтении и письме
  • грамотность в естественных науках
  • математическая грамотность
  • Функциональная грамотность
  • компьютерная грамотность
  • грамотность в вопросах семейной жизни
  • грамотность в вопросах здоровья
  • юридическая грамотность
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы Логические приемы Примеры заданий 1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. уровень - использование Применить, проиллюстрировать, решить 4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план 6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Логические приемы

Примеры заданий

1. уровень - знание

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. уровень - понимание

Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3. уровень - использование

Применить, проиллюстрировать, решить

4. уровень - анализ

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. уровень - синтез

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план

6. уровень - оценка

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Международные оценочные исследования

TIMSS

«Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов»

PISA

PIRLS

«Изучение качества чтения и понимание текста»

«Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся»

изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей

изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования

оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях

Модель  формирования и развития функциональной грамотности Дерево – функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции Лейка –  учитель

Модель формирования и развития функциональной грамотности

Деревофункционально грамотная личность

Водапедагогические технологии

Яблочкиключевые компетенции

Лейка учитель

Алгоритм для учащихся по запоминанию словарных слов на основе ассоциаций  1.Проговорить слово по слогам. 2. Объяснить значение слова . 3. Поставить ударение. 4. Найти безударную гласную. 5.Подобрать ассоциации к букве, которую нельзя проверить. 6. Составить предложение со словом. 7. Подчеркнуть безударную гласную в слове (найти «опасное место»). 8. Записать слова в «веселый словарик» . 9. В начале следующего урока повторить записанное слово.

Алгоритм для учащихся по запоминанию словарных слов на основе ассоциаций

1.Проговорить слово по слогам.

2. Объяснить значение слова .

3. Поставить ударение.

4. Найти безударную гласную.

5.Подобрать ассоциации к букве, которую нельзя проверить.

6. Составить предложение со словом.

7. Подчеркнуть безударную гласную в слове (найти «опасное место»).

8. Записать слова в «веселый словарик» .

9. В начале следующего урока повторить записанное слово.

Проговариваем слово по слогам: О-вал Объясняем значение слова: слово произошло от лат. ovum  — яйцо А как нарисовать овал? На помощь брата я позвал. Брат взял фломастер и искусно Мне овал нарис овал : Ты слегка окружность сплюсни, Получается ОВАЛ. Сколько раз его видал, В ванной зеркало - овал ! Овал - окружность удлинённая И рожица в ней удивлённая 3. Ставим ударение («зовем слово») - ов А л (ударение падает на гласную «а») 4. Безударная гласная «а» 5. Какую букву нельзя проверить? Это буква «О ». Попробуйте, используя имеющиеся у вас знания, подобрать ассоциации к проверяемой букве. 6. Придумайте предложение с изученным словом: «Я нарисовал большой овал». 7. Подчеркните безударную гласную в словарном слове: «Я нарисовал большой о
  • Проговариваем слово по слогам: О-вал
  • Объясняем значение слова: слово произошло от лат. ovum  — яйцо

А как нарисовать овал?

На помощь брата я позвал.

Брат взял фломастер и искусно

Мне овал нарис овал :

Ты слегка окружность сплюсни,

Получается ОВАЛ.

Сколько раз его видал,

В ванной зеркало - овал !

Овал - окружность удлинённая

И рожица в ней удивлённая

3. Ставим ударение («зовем слово») - ов А л (ударение падает на гласную «а»)

4. Безударная гласная «а»

5. Какую букву нельзя проверить? Это буква «О ». Попробуйте, используя имеющиеся у вас знания, подобрать ассоциации к проверяемой букве.

6. Придумайте предложение с изученным словом: «Я нарисовал большой овал».

7. Подчеркните безударную гласную в словарном слове: «Я нарисовал большой о вал».

8. Запишите слово в «веселый словарик» .

Проблема: дети допускают ошибки в написании словарных слов.  Решение: надо помочь учащимся запоминать слова, не заучивая их наизусть. Метод ассоциативного запоминания слов. Суть метода.  Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Проблема:

дети допускают ошибки в написании словарных слов.

Решение:

надо помочь учащимся запоминать слова, не заучивая их наизусть.

Метод ассоциативного запоминания слов.

Суть метода.  Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Ассоциации по форме

Ассоциации по форме

Ассоциации по эмоциональному состоянию Ассоциации по вкусовым качествам

Ассоциации по эмоциональному состоянию

Ассоциации по вкусовым качествам

Формула успеха ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

Формула успеха

ОВЛАДЕНИЕ =

УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

Желаю вам успехов!

Желаю вам успехов!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Агакишиева Тамара Тофиковна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152804

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Доклад:Пути  формирования функциональной грамотности учащихся по русскому языку."
    ["seo_title"] => string(79) "dokladputiformirovaniiafunktsionalnoighramotnostiuchashchikhsiaporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "275316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452538406"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. "
    ["seo_title"] => string(111) "razvitiie-funktsional-noi-gramotnosti-chtieniia-mladshikh-shkol-nikov-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "234102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443350258"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях  формирования и реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116993"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412679877"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов"
    ["seo_title"] => string(68) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-dlia-10-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "290645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455008236"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Статья: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЦЫГАН В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ" "
    ["seo_title"] => string(79) "stat-ia-psikhologichieskiie-osobiennosti-obuchieniia-tsygan-v-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "114284"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411402716"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства