Современные процессы развития Казахстана выдвигают к сфере образования республики ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы - воспитание и обучение функционально- грамотных людей. В этом плане важную роль приобретает овладение учащимися функциональной грамотностью, служащие инструментом повышения качества и конкурентоспособности человеческого капитала.
Следовательно, на учителей, возложено большая ответственность за воспитание, обучение, развитие наших учеников, способных вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Актуальность: Одним из главных путей формирования функционально - грамотной личности, является введение детей через чтение литературы в мир человеческих отношений нравственных ценностей. Функционально грамотность закладывается в начальных классах и основывается на различных видах речевой деятельности – чтении и письме, говорении и слушании. Формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, формирования такого направления функциональной грамотности, как грамотности чтения, которой является необходимым условиям социализации учащихся посредством формирования навыка работы с информацией, заключенной в текстах разного типа и формата.
Цель работы: создать условия для развития функциональной грамотности чтения младших школьников.
Одним из средств достижения этой цели является использование на уроках приемов критического мышления. Ведь именно данная технология направлена на развитие навыков работы с информацией (текстом), умение анализировать и применять данную информацию, учиться присваивать
информацию, увязывая новое с уже имеющимися знаниями, представлениями, полученные на стадии вызова, умений интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии. Велика и коммуникативная роль данной технологии, которая заключается в умении вести диалог, дискутировать на уроке, работать в группах, в парах.
Таким образом, можно выдвинуть следующую гипотезу использование приемов критического мышления на уроках чтения и письма способствует развитию функциональной грамотности чтения младших школьников.
Цель уроков чтения- формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель- это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Процесс чтения состоит из трех фаз.
Первая - это восприятие текста, раскрытие его содержания, своеобразная расшифровка, когда из отдельных предложений складывается общее содержание ( просмотр, установление значений слов, анализ сюжета, воспроизведение и пересказ)
Вторая - это интерпретация текста: объяснение, сравнение и сопоставление, анализ обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
Третья - это создание нового смысла, т.е « присвоение» добытых новых знаний как собственных. Чтение включает в себя выдвижение гипотез, предположений, моделирование и обобщение, применение на практике в жизни, учебе, профессиональной деятельности. В ответ на прочитанное у читателя возникают чувства, мысли, образы. Это одно из объяснений существования различных точек зрения по многим вопросам.
Те, кто останавливаются на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу. Однако сегодня на первый план выдвигается творческое чтение, требующее осмысление полученной в процессе чтения информации, ее интерпретации, оценки и создания собственных смыслов.
Чтение может быть:
- рациональным или эмоциональным ( по участию психических процессов мышления, памяти, воображения, воли, чувств);
- функциональным или эстетическим (по целям);
- деловым или досуговым (по мотивам);
- быстрым или медленным по скорости (по скорости);
Очень важную роль играет функциональное чтение. Это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Существуют специальные требования к текстам для
развития функционального чтения, правила составления заданий, алгоритмы, которыми можно пользоваться при подготовке к уроку. Владения навыками функционального чтения- опора для развития когнитивнрго (познавательного) и творческого мышления.
Понимая значимость обучения чтению, на своих уроках я применяю разнообразные формы, методы и виды работы. Это- пятиминутки чтения на каждом уроке, речевые разминки, зрительные диктанты и другие виды работы с текстом. Кроме того на уроках чтения использую приемы технологии критического мышления.
Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Опыт показывает, что моделировать урок в этой технологии непросто, особенно если это 1 класс. Поэтому я ограничилась только элементами.
В стадии вызова мною был применен прием «Верите ли вы, что…»
Этот прием позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, умение доказательно обосновывать свое мнение ( использую квадрат зеленого цвета- да, квадрат красного цвета- нет). Например:
Верите ли вы, что буква П следует за буквой О в алфавите?
Верите ли вы, что мягкий знак имеет звук?
Верите ли вы, что в алфавите 36 букв?
Верите ли вы, в русском языке 10 гласных?
Прием помогает учителю не только оценить работу учащихся, но и самому ученику узнать свою степень понимания и оценить свою деятельность, установить и устранить причины возникающих трудностей.
Прием «Чтение с остановками» использую, чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его к осмыслению текста. Задача читателя выявить связь отдельных элементов анализируемого текста и сложить единый художественный образ.
Условия использования:
1 Изучение художественных текстов остросюжетного характера, там, где сюжеты делают неожиданные повороты в своем развитии.
2. Текст должен быть у каждого ученика.
3.Текст должен быть незнаком детям
Подготовка к уроку:
1. Учитель изучает заранее текст и делит его на смысловые части таким образом, чтобы остановка приходилась перед поворотом в событиях сюжета.
2. Выясняет, значение, каких слов дети могут понять из контекста, а какие нужно пояснить, записав на доске.
3. В каждой части разрабатывает систему многоуровневых вопросов, таким образом, чтобы в результате выйти на идею произведения. Включает вопросы по анализу выразительных средств и авторской точки зрения.
К приему «Знал, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснение нового материала, так и на стадии закрепления. Например при изучении произведения Е.Чарушина «Журавль», дети самостоятельно составляют таблицу. Что знали о журавлях, что узнали нового и что еще хотели бы узнать. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации.
Прием «Стенка на стенку». Использую после всего произведения, при характеристике героя, для решения проблемного вопроса. Так после работы над произведением Ш. Перро «Золушка» был поставлен вопрос –Любила ли мачеха Золушку? Класс разделился на две группы. Одна группа готовила доказательства, что любила, вторая – нет. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения, умение доказывать свою точку зрения.
Прием «Написания творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изучения темы. Например, рассказ М. Пляцковского «Сосульки» детям предлагается написать продолжение рассказа. Задаю вопросы: «Если бы сосульки улетали? Если бы сосульки умели разговаривать?» Работая с текстом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
Делая вывод своего доклада, хочу сказать, что в процессе применения на своих уроках технологии критическое мышление, я могу перечислить положительные стороны. Ведь сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая государственная программа обучение ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности.
Для развития функциональной грамотности чтения во внеурочное время я, использую в работе с детьми акции по чтению, которые провожу на переменах, после уроков.
Объявляю акцию по чтению в начале четверти. За определенное время самостоятельного чтения ученик получает фишку. Названия акции по чтению могут быть самые разные «Книжный червячок», «Золотой колокольчик», «Мудрый ежик», «Зернышко», «Закрась лягушонка»
и т.д. Итог акций провожу в конце четверти. Награждаю победителей.
Дети были заинтересованы, появилось желание читать книги.
Также практикую в своей работе домашнее чтение книг, где каждый родитель ведет контроль над чтением дома. Заводится тетрадь, где родители записывают дату, название произведения прочитанного дома, время чтения и ставят свою роспись.
Уже в 1 классе мои дети все посещали библиотеку 2 раза в неделю.
Мониторинг по технике чтения показывает, сравнивая результаты всей четвертей, уровень чтения намного повысился.