kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чередующиеся гласные Е - И в корнях

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема:         Буквы е–и в корнях с чередованием

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, таблицу), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать.

Цель: правильно писать слова с изученной орфограммой.

Задачи: 1. Составить алгоритм действий.    2. Отличать корни с чередованием е-и от других видов корней. № Графически обозначать условия выбора орфограмм. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чередующиеся гласные Е - И в корнях »

Буквы е–и в корнях с чередованием   Тип урока: Урок открытия новых знаний   Лисовая Эльвира Тафиковна, учитель русского языка и литературы МОУ «Горютинская СОШ» Калининского района Тверской области

Буквы е–и в корнях с чередованием Тип урока: Урок открытия новых знаний

Лисовая Эльвира Тафиковна, учитель русского языка и литературы МОУ «Горютинская СОШ» Калининского района Тверской области

Цели и задачи: М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, таблицу), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать Цель: правильно писать слова с изученной орфограммой. Задачи: 1. составить алгоритм действий;  2. отличать корни с чередованием е-и от других видов корней;  3. графически обозначать условия выбора орфограмм

Цели и задачи:

  • М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, таблицу), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать
  • Цель: правильно писать слова с изученной орфограммой.
  • Задачи: 1. составить алгоритм действий;

2. отличать корни с чередованием е-и от других видов корней;

3. графически обозначать условия выбора орфограмм

Сиденьем города не б..рут.  Соб..рай по ягодке, наб..решь кузовок.
  • Сиденьем города не б..рут.

  • Соб..рай по ягодке, наб..решь кузовок.
Б..РУТ – СОБ..РАЙ –  НАБ..РЁШЬ

Б..РУТ – СОБ..РАЙ –

НАБ..РЁШЬ

Эталон БЕРУТ – СОБИРАЙ – НАБЕРЁШЬ

Эталон

БЕРУТ – СОБИРАЙ –

НАБЕРЁШЬ

  • САЖА - САЖАТЬ
  • УЧИТЬ - УЧИТЫВАТЬ
  • ПОЛЕ - ПОЛЕМ
  • ДАЛЁКИЙ - УДАЛЬ

  • ИЗБИРАТЬ –
  • ЗАПИРАТЬ –
  • ОТДИРАТЬ –
  • ВЫТИРАТЬ –
  • ЗАМИРАТЬ – РАССТИЛАТЬ –
  • ВЫЖИГАТЬ -
Эталон  несов. вид сов. вид

Эталон

несов. вид сов. вид

  • ИЗБ И РАТЬ – ИЗБ Е РУ
  • ЗАП И РАТЬ – ЗАП Е Р
  • ОТД И РАТЬ – ОТД Е РУ
  • ВЫТ И РАТЬ – ВЫТ Е Р
  • ЗАМ И РАТЬ – ЗАМ Е Р РАССТ И ЛАТЬ – РАССТ Е ЛЮ
  • ВЫЖ И ГАТЬ - ВЫЖ Е Г
  • БЛ И СТ- БЛ Е СТ
Корни с чередованием

Корни с чередованием

  • - БЕР- - БИР
  • - ПЕР - -ПИР-
  • - ДЕР- -ДИР-
  • - МЕР- - МИР-
  • -ТЕР - -ТИР-
  • - СТЕЛ - - СТИЛ –
  • - ЖЕГ - - ЖИГ-
  • - БЛЕСТ- -БЛИСТ-
Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с чередованием и назвать его
  • Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с чередованием и назвать его
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ

  • БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ

  • ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ

  • ИЗБИРАТЬ – ИЗБЕРУ
  • ЗАПИРАТЬ – ЗАПЕР
  • ОТДИРАТЬ – ОТДЕРУ
  • ВЫТИРАТЬ – ВЫТЕР
  • ЗАМИРАТЬ – ЗАМЕР РАССТИЛАТЬ – РАССТЕЛЮ
  • ВЫЖИГАТЬ - ВЫЖЕГ
  • БЛИСТАТЬ- ЗАБЛЕСТЕЛИ

  • ИЗБ И Р А ТЬ – ИЗБ Е РУ
  • ЗАП И Р А ТЬ – ЗАП Е Р
  • ОТД И Р А ТЬ – ОТД Е РУ
  • ВЫТ И Р А ТЬ – ВЫТ Е Р
  • ЗАМ И Р А ТЬ – ЗАМ Е Р РАССТ И Л А ТЬ – РАССТ Е ЛЮ
  • ВЫЖ И Г А ТЬ - ВЫЖ Е Г
  • БЛ И СТ А ТЬ- ЗАБЛ Е СТЕЛИ
Алгоритм 1. Выделяю в слове.. 2. Вспоминаю… 3. Проверяю,…. 4. Если…

Алгоритм

1. Выделяю в слове..

2. Вспоминаю…

3. Проверяю,….

4. Если…

Алгоритм 1. Выделяю в слове корень . 2. Вспоминаю… 3. Проверяю,…. 4. Если…

Алгоритм

1. Выделяю в слове корень .

2. Вспоминаю…

3. Проверяю,….

4. Если…

Алгоритм 1. Выделяю в слове корень . 2. Вспоминаю корни с чередованием . 3. Проверяю,…. 4. Если…

Алгоритм

1. Выделяю в слове корень .

2. Вспоминаю корни с чередованием .

3. Проверяю,….

4. Если…

Алгоритм 1. Выделяю в слове корень . 2. Вспоминаю корни с чередованием . 3. Проверяю, есть ли суффикс А после корня или определяю вид глагола . 4. Если…

Алгоритм

1. Выделяю в слове корень .

2. Вспоминаю корни с чередованием .

3. Проверяю, есть ли суффикс А после корня или определяю вид глагола .

4. Если…

Алгоритм 1. Выделяю в слове корень. 2. Вспоминаю корни с чередованием Е-И. 3. Проверяю, есть ли суффикс А после корня или определяю вид глагола. 4. Если есть суффикс А, пишу И,  если нет – Е  ИЛИ несов в. – И - сов.в. - Е

Алгоритм

  • 1. Выделяю в слове корень.
  • 2. Вспоминаю корни с чередованием Е-И.
  • 3. Проверяю, есть ли суффикс А после корня или определяю вид глагола.
  • 4. Если есть суффикс А, пишу И,

если нет – Е

ИЛИ несов в. – И - сов.в. - Е

Зашифруйте правило в схему

Зашифруйте правило в схему

  • Проверьте себя.
Зашифруйте правило в схему СТ..ЛИТЬ – РАССТ..ЛАТЬ

Зашифруйте правило в схему

СТ..ЛИТЬ – РАССТ..ЛАТЬ

Работа с учебником

Работа с учебником

  • Страница 113, упражнение 647 (проговариваем во внешней речи)
Работа в парах Задание: в диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в корне.  Слова для справок: ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ  УД_РАТЬ ЗАБ_РАТЬСЯ  ЗАЖ_ГАТЬСЯ

Работа в парах

  • Задание: в диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в корне.

  • Слова для справок:
  • ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ
  • БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ

УД_РАТЬ ЗАБ_РАТЬСЯ

ЗАЖ_ГАТЬСЯ

Самопроверка по эталону

Самопроверка по эталону

  • БЛ Е СТЕТЬ НА СОЛНЦЕ
  • ЗАБ И Р А ТЬСЯ В ГОРУ
  • ЗАП И Р А ТЬ КАБИНЕТ
  • ЗАЖ И Г А ТЬСЯ ЯРКО
  • ЗАМ Е РЕТЬ ОТ СТРАХА
  • УБ И Р А ТЬ СОРНУЮ ТРАВУ
  • УД И Р А ТЬ ОТ РЕБЯТ
. Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону  Здравствуй, ослик ИА!  Давно соб..раюсь к тебе. Зап..раю бл..стящим ключиком свою дверь. Густой туман заст..лает тр..пинку. Соб..раются кл..чки тумана. Но вот забл..стели первые лучи солнышка. Они заж..гают маленькие ог..нёчки в каждой капельке р..сы. Бл..стательная картина! Винни Пух .

. Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону

Здравствуй, ослик ИА!

Давно соб..раюсь к тебе. Зап..раю бл..стящим ключиком свою дверь. Густой туман заст..лает тр..пинку. Соб..раются кл..чки тумана. Но вот забл..стели первые лучи солнышка. Они заж..гают маленькие ог..нёчки в каждой капельке р..сы. Бл..стательная картина!

Винни Пух .

Эталон  Здравствуй, ослик ИА!  Давно соб и раюсь к тебе. Зап и раю бл е стящим ключиком свою дверь. Густой туман заст и лает тр о пинку. Соб и раются кл о чки тумана. Но вот забл е стели первые лучи солнышка. Они заж и гают маленькие ог о нёчки в каждой капельке р о сы. Бл и стательная картина! Винни Пух .

Эталон

Здравствуй, ослик ИА!

Давно соб и раюсь к тебе. Зап и раю бл е стящим ключиком свою дверь. Густой туман заст и лает тр о пинку. Соб и раются кл о чки тумана. Но вот забл е стели первые лучи солнышка. Они заж и гают маленькие ог о нёчки в каждой капельке р о сы. Бл и стательная картина!

Винни Пух .

Самооценка 1.  Во время урока встретил затруднения, и они ещё остались. 2.  Во время урока не было затруднений и ошибок не совершал. 3.  Во время урока не было затруднений, ошибок не совершал и могу научить ребят, у которых возникли затруднения

Самооценка

1. Во время урока встретил затруднения, и они ещё остались.

2. Во время урока не было затруднений и ошибок не совершал.

3. Во время урока не было затруднений, ошибок не совершал и могу научить ребят, у которых возникли затруднения

Домашняя работа № 647, стр. 113 (для уч-ся с?).  2) Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (15 слов) для уч-ся + -.  3) Творческая работа: рассказ «Как я убираю свою комнату» для уч-ся +.

Домашняя работа

  • 647, стр. 113 (для уч-ся с?).

2) Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (15 слов) для уч-ся + -.

3) Творческая работа: рассказ «Как я убираю свою комнату» для уч-ся +.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Чередующиеся гласные Е - И в корнях

Автор: Лисовая Эльвира Тафиковна

Дата: 28.04.2015

Номер свидетельства: 206564

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Урок на тему: "Чередующиеся гласные в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-na-tiemu-chierieduiushchiiesia-ghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "116693"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412591564"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Безударные чередующиеся гласные в корне слова "
    ["seo_title"] => string(59) "biezudarnyie-chierieduiushchiiesia-ghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "221469"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435315129"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Правописание чередующихся гласных a-о в корнях -лаг-  – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-)""
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-ros-rast-pashch"
    ["file_id"] => string(6) "300629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456764841"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Гласные в корне слова"
    ["seo_title"] => string(23) "glasnyie_v_kornie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "439309"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510924135"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Правописание корней с чередующимися гласными. "
    ["seo_title"] => string(55) "pravopisaniie-korniei-s-chierieduiushchimisia-ghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "130548"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415914209"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства