М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, таблицу), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать.
Цель: правильно писать слова с изученной орфограммой.
Задачи: 1. Составить алгоритм действий. 2. Отличать корни с чередованием е-и от других видов корней. № Графически обозначать условия выбора орфограмм.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Чередующиеся гласные Е - И в корнях »
Буквы е–и в корнях с чередованиемТип урока: Урок открытия новых знаний
Лисовая Эльвира Тафиковна, учитель русского языка и литературы МОУ «Горютинская СОШ» Калининского района Тверской области
Цели и задачи:
М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, таблицу), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать
Цель: правильно писать слова с изученной орфограммой.
Задачи: 1. составить алгоритм действий;
2. отличать корни с чередованием е-и от других видов корней;
3. графически обозначать условия выбора орфограмм
Сиденьем города не б..рут.
Соб..рай по ягодке, наб..решь кузовок.
Б..РУТ – СОБ..РАЙ –
НАБ..РЁШЬ
Эталон
БЕРУТ – СОБИРАЙ –
НАБЕРЁШЬ
САЖА - САЖАТЬ
УЧИТЬ - УЧИТЫВАТЬ
ПОЛЕ - ПОЛЕМ
ДАЛЁКИЙ - УДАЛЬ
ИЗБИРАТЬ –
ЗАПИРАТЬ –
ОТДИРАТЬ –
ВЫТИРАТЬ –
ЗАМИРАТЬ – РАССТИЛАТЬ –
ВЫЖИГАТЬ -
Эталон
несов. вид сов. вид
ИЗБИРАТЬ – ИЗБЕРУ
ЗАПИРАТЬ – ЗАПЕР
ОТДИРАТЬ – ОТДЕРУ
ВЫТИРАТЬ – ВЫТЕР
ЗАМИРАТЬ – ЗАМЕР РАССТИЛАТЬ – РАССТЕЛЮ
ВЫЖИГАТЬ - ВЫЖЕГ
БЛИСТ- БЛЕСТ
Корни с чередованием
- БЕР- - БИР
- ПЕР - -ПИР-
- ДЕР- -ДИР-
- МЕР- - МИР-
-ТЕР - -ТИР-
- СТЕЛ - - СТИЛ –
- ЖЕГ - - ЖИГ-
- БЛЕСТ- -БЛИСТ-
Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с чередованием и назвать его
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ
ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ
ИЗБИРАТЬ – ИЗБЕРУ
ЗАПИРАТЬ – ЗАПЕР
ОТДИРАТЬ – ОТДЕРУ
ВЫТИРАТЬ – ВЫТЕР
ЗАМИРАТЬ – ЗАМЕР РАССТИЛАТЬ – РАССТЕЛЮ
ВЫЖИГАТЬ - ВЫЖЕГ
БЛИСТАТЬ- ЗАБЛЕСТЕЛИ
ИЗБИРАТЬ – ИЗБЕРУ
ЗАПИРАТЬ – ЗАПЕР
ОТДИРАТЬ – ОТДЕРУ
ВЫТИРАТЬ – ВЫТЕР
ЗАМИРАТЬ – ЗАМЕР РАССТИЛАТЬ – РАССТЕЛЮ
ВЫЖИГАТЬ - ВЫЖЕГ
БЛИСТАТЬ- ЗАБЛЕСТЕЛИ
Алгоритм
1. Выделяю в слове..
2. Вспоминаю…
3. Проверяю,….
4. Если…
Алгоритм
1. Выделяю в словекорень.
2. Вспоминаю…
3. Проверяю,….
4. Если…
Алгоритм
1. Выделяю в словекорень.
2. Вспоминаюкорни с чередованием.
3. Проверяю,….
4. Если…
Алгоритм
1. Выделяю в словекорень.
2. Вспоминаюкорни с чередованием.
3. Проверяю,есть ли суффикс А после корня или определяю вид глагола.
4. Если…
Алгоритм
1. Выделяю в слове корень.
2. Вспоминаю корни с чередованием Е-И.
3. Проверяю, есть ли суффикс А после корня или определяю вид глагола.
4. Еслиесть суффикс А, пишу И,
если нет – Е
ИЛИ несов в. – И - сов.в. - Е
Зашифруйте правило в схему
Проверьте себя.
Зашифруйте правило в схему
СТ..ЛИТЬ – РАССТ..ЛАТЬ
Работа с учебником
Страница 113, упражнение 647 (проговариваем во внешней речи)
Работа в парах
Задание: в диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в корне.
Слова для справок:
ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ
БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ
УД_РАТЬ ЗАБ_РАТЬСЯ
ЗАЖ_ГАТЬСЯ
Самопроверка по эталону
БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ
ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ
ЗАПИРАТЬ КАБИНЕТ
ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО
ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА
УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ
УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ
. Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону
Здравствуй, ослик ИА!
Давно соб..раюсь к тебе. Зап..раю бл..стящим ключиком свою дверь. Густой туман заст..лает тр..пинку. Соб..раются кл..чки тумана. Но вот забл..стели первые лучи солнышка. Они заж..гают маленькие ог..нёчки в каждой капельке р..сы. Бл..стательная картина!
Винни Пух .
Эталон
Здравствуй, ослик ИА!
Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная картина!
Винни Пух .
Самооценка
1.Во время урока встретил затруднения, и они ещё остались.
2.Во время урока не было затруднений и ошибок не совершал.
3.Во время урока не было затруднений, ошибок не совершал и могу научить ребят, у которых возникли затруднения
Домашняя работа
№647, стр. 113 (для уч-ся с?).
2) Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (15 слов) для уч-ся + -.
3) Творческая работа: рассказ «Как я убираю свою комнату» для уч-ся +.