Этап урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий) |
Организационный момент | 1 мин | Быстренько проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Ручки, книжки и тетрадки? Давайте постараемся сделать наше общение полезным и интересным. | Создание ситуации на успех | | Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу. | Готовность к уроку Приветствуют учителя. | Личностные УУД Принимать учебные цели, проявлять желание учиться |
Словарный диктант | 10 мин | Росли на грядке зелёные ветки, А на них – красные детки. (помидор) Бусы красные висят Из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (малина) Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? (картофель) | словесный иллюстративный индивидуальная работа | | Работает с компьютерной презентацией, загадывает загадки
Проводит словарный диктант "Внимание" | Учащиеся отгадывают загадки и пишут отгадки – словарные слова, один ученик работает на индивидуальной доске Оценивают выполнение работы у доски | Регулятивные УУД Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Познавательные УУД Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу |
| | Ветер дует-дует - Никак не сорвёт! Солнышко пригреет - Само спадёт. (пальто) Раскололся тесный домик На две половинки. И посыпались оттуда Бусинки-дробинки. (горох) Он большой, как мяч футбольный, Если спелый - все довольны. Так приятен он на вкус! Что это за шар?(арбуз) С виду он как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь. В нём полезный витамин Это спелый ... (апельсин) -А как вы думаете, на какие признаки можно разделить все слова? (по количеству слогов, по наличию мягких и твёрдых согласных) - Найдите и подчеркните слова, в которых все согласные обозначают твёрдые согласные звуки? (горох, арбуз) |
словесный исследовательский | фронтальная | Организует проверку
Задает вопросы, на развитие логического мышления Учит обобщать знания Предлагает распределить данные слова на 2 группы. | Учащиеся анализируют слова и отвечают на вопрос учителя Учащиеся обобщают знания Обсуждают данный вопрос в паре. Высказывают и защищают своё мнение. | Познавательные УУД Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. Регулятивные УУД Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. |
Проверка домашнего задания Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний Работа по теме. | 5 мин | Он больше всех зверей на свете. Такой один он на планете, Его поменьше даже слон), Пускать фонтаны любит он, В воде он плавает и спит. Кто скажет первым? Это - …(КИТ) - Скажите, а где вы встречались с названием этого животного? - Вам нужно было подумать, над двумя наборами предложений и выписать тот, который можно назвать текстом. - Прочтите. - Докажите, почему вы считаете, что это текст? - А кто записал другой набор? Почему? | иллюстративный словесный | | Работает с компьютерной презентацией
| Читают полученную запись, объясняют свой выбор | Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Личностные УУД Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников. |
Сообщение темы, цели урока и мотивация учебной деятельности Ознакомление с новым материалом Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения | 4 мин 13 мин | - Докажите, что это просто набор предложений. - Сформулируйте правило о том, что же такое текст? - А теперь прочтите 1 правило в учебнике. - Как вы думаете, всё ли мы уже знаем о тексте? - Чем же по-вашему мнению, мы будем заниматься сегодня на уроке? (будем учиться строить текст) - Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Внимание на экран. Прочтите предложение В лесу каждый готовится к зиме по-своему. - А теперь самостоя тельное задание: вы должны из текста упражнения №24 выписать только те предложения, которые продолжат эту мысль. Посмотрим, получится ли у вас текст? Вам придётся доказать свою мысль. Будьте внимательны. | словесный словесный частично-поисковый наглядный индивидуальная работа | фронтальная работа самостоятельная работа | Помогает сформулировать тему урока, цели и определить степень знания по этой теме. Подводит к определению понятия "текст". Создаёт проблемную ситуацию Даёт инструкцию по выполнению заданий Организует практическую работу Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке |
Формулируют определение текста, сравнивают его с определением в учебнике. Учащиеся самостоятельно выполняют задание | Регулятивные УУД Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия. Познавательные УУД Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Личностные УДД Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем |
| | Птицы приносят большую пользу. Птицы улетают в тёплые края. Бабочки, стрекозы, жуки – это насекомые. Насекомые прячутся под кору, в трещинки деревьев и засыпают. Проверка работы. Чтение записанных предложений. (на экране появляются те предложения, которые записали дети) - Скажите, почему вы не записали остальные предложения? - Подведите итог работы: что же такое текст? - Какие главные признаки текста вы теперь знаете? ( у текста есть тема и есть главная мысль) - А теперь прочтите 2 часть правила? О чём она? - Озаглавьте текст. А можно ли дать заголовок оставшимся предложениям? Почему? | иллюстративный частично-поисковый словесный | фронтальная | Организует работу по проверке выполнения самостоятельной работы. Предлагает вспомнить необходимые понятия. | | Познавательные: общеучебные - анализ объектов с целью распределения по признакам Коммуникативные УУД Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. |
| | - А теперь отгадайте ещё одну загадку Любит наряжаться свечка В разноцветные колечки. Надевай скорее, ну же: Снизу - шире, сверху - уже. (Пирамидка ) - Как вы думаете, почему мы вспомнили об этой игрушке? - Какая самая главная часть у пирамидки? На чём держатся колечки? Так вот и у текста есть свой стержень, без которого не может существовать текст. - Как вы думаете, без чего не может существовать текст? (без главной мысли, без темы, которая объединяет все предложения в тексте и связывает их между собой по смыслу) - А сейчас внимание на доску. Незнайка нам принёс телеграммы, на которых вот такие названия: Зима. Зимняя прогулка. Зимний лес. Зимние забавы. Самый интересный день зимних каникул. | словесный наглядный наглядный | фронтальный опрос | Подводит обучающихся к выводу о том, что такое стержень текста Организует учащихся на постановку частной учебной задачи на следующий урок. | Высказывают свое мнение | Коммуникативные УУД Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения. |
Домашнее задание Подведение итогов урока Рефлексия | 7 мин | - Как вы думаете, о чём могут рассказывать тексты с такими названиями? Будет ли различаться их содержания? - Дома вы постараетесь написать свои небольшие мини-сочинения по любой понравившейся вам теме так, чтобы у вас получился текст. Не забудьте о том, что у текста должен быть заголовок или название. На уроке я узнал…. Мне надо ещё поработать над …. Мне было трудновато…. Я могу похвалить себя за … - Если вы довольны сегодняшним уроком, у вас всё получилось, поставьте на полях тетради красный кружок, если вам было трудно, то синий. А если совсем ничего не получилось, то зелёный. | практический | | Организует учащихся на повторную рефлексию с помощью цветовой гаммы. | Дети делятся своими мыслями, обмениваются мнениями, поправляют, дополняют ответы друг друга Записывают задания в дневники Рефлексируют свою деятельность на уроке, свои ощущения. | Коммуникативные УУД Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности |