~~Урок русского языка в 7-классе разработала Арифуллина Фяридя Идрисовна,учитель первой категории филиала Среднетерешанской СОШ-МОУ Верхнетерешанская ООШ Старокулаткинского района Ульяновской области.
Тема урока:
Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.
Цель урока:
дать понятие лексического оборота и его функции в тексте;
сформировать умение использовать описательный оборот в качестве лексического средства связи;
продолжить развитие познавательной деятельности учащихся, их коммуникативно-речевых навыков по составлению собственного высказывания;
используя интегрированные методы обучения, сформировать у учащихся чувство прекрасного, умение выражать собственное отношение к произведениям искусства, давать им оценку;
содействовать воспитанию интереса к художественным ценностям, гордости за богатство творческого наследия своего народа, государства.
Оборудование:
• Учебник по развитию связной речи "Русская речь" Е.И.Никитиной для 5-7 классов.
• Презентация
• Тексты для развития речи
• Компьютер, проектор
• Плакат «Лексические средства связи предложений»
Ход урока.
I.Психологический настрой.
Дорогие ребята и наши уважаемые гости, не правда ли, удивительно хороший сегодня день. Просыпаешься утром и слышишь весёлое пение птиц (звучит запись голосов птиц), а посмотришь в окно - и вспомнишь знакомые строчки стихотворения Ф.Тютчева (Слайд-2):
В небе тают облака,
И ,лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубравам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века-
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
А думаете, почему я так лирично начинаю сегодня наш урок? Да потому, что мы будем учиться писать сочинение, используя описательный оборот для связи предложений в тексте. Мы будем учиться придумывать описательные обороты, чтобы избежать в сочинении речевых повторов. Итак, в путь! А пока повторим изученные ранее лексические средства связи предложений в тексте.
II. Повторение по теме «Лексические средства связи предложений»- презентация.
Определите способы связи предложений в текстах.
(Слайд 3). 1.Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. (Ю.Казаков).
(лексический повтор)
(Слайд 4).2.В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.
(синонимы)
(Слайд 5).3.Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.(А.Пушкин).
(текстовые синонимы)
(Слайд 6).4.У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
(антонимы)
(Слайд 7).5.В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай.(И.Соколов-Микитов)
(родо-видовые слова)
(Слайд 8).
Прекрасно ! Вспомнили лексические средства связи предложений в тексте. И сейчас мы добавим ещё одно- описательный оборот. Ёще раз назовем их по плакату:
Лексические средства связи предложений в тексте.
1. Лексический повтор.
2. Синонимы.
3.Текстовые синонимы.
4.Антонимы.
5.Родо-видовые слова.
6.Описательный оборот.
III. Новая тема.
(Слайд 9).
1.Объяснение значения выражения описательный оборот.
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – словосочетание или группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов и явлений. Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение.
Описательный оборот-оборот речи, в котором описывается что-то, например: 1) солнце - светило небесное, 2) воздух - свежий аромат, 3) тучка - хмурый мешок ненастья
(Слайд 10).
2.Прочитайте текст, укажите описательный оборот, употребленный вместо слова радуга.
Над чистым сияющим миром - огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко – далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину Истры. (С.Шуртаков).
(Слайд 11).
3. Прочитайте текст, укажите описательный оборот.
Из кустов я вижу пролётную стайку чибисов. Белобокие птицы сидят, вобрав голову, на лужке, отдыхают. Проносятся стаи скворцов. Суетливо кричат в нестройном полёте дрозды…(В.Песков).
(Слайд 12).
4.Выберите для связи предложений наиболее уместный описательный оборот.
А). Мальчик встал в полный рост, чтобы лучше рассмотреть танцующих на болоте журавлей …. побежали в разные стороны.
Б). Над самой головой раздавался громкий настойчивый стук дятла. …обследовал больное дерево.
В). Мальчик стоял над обрывом и наблюдал за полётом стрижей. …то стремительно падали вниз, то легко и упруго взмывали в поднебесье.
Для выбора:1. большие голенастые птицы; длинноногие спокойные великаны;
2.небольшие птицы с длинными острыми крыльями; быстрые, как молнии птицы;
3.лесной санитар; очень полезная лесная птица; лесной доктор.
(Слайд 13).
5. В отрывке из очерка В.Пескова «У зимы на пороге» укажите описательные обороты.
Звуки…их очень немного в осеннем лесу. Изредка слышишь перекличку синиц. На фоне серого неба их не сразу и разглядишь. Пушистые шарики с длинными, как у сороки, хвостами оживлённо снуют по веткам, окликают друг друга. Чтобы не потеряться в пасмурном дне. А вот ещё один звук, характерный для этой предзимней погоды,- меланхоличные тихие посвисты. Снегири?..красногрудые птицы сидят на покрытых каплями влаги ветках ольхи, необычным для леса цветом напоминают: не все краски природа порастеряла.
IV.Сочинение на тему «Слушая музыкальную пьесу Сен-Санса «Слоны» .
1.Рабочий материал: арена, огромные умные животные, четвероногие артисты, на тумбу, стойка, вальс, зверь-великан, похвала, любимое лакомство, кланяются, аплодисменты.
2.Слушание музыки Сен-Санса «Слоны».(Презентация фотографий). (Слайд 14-20)
3.Самостоятельная работа.
Сочинение на заданную тему о том, что вы мысленно видите, слушая музыку. Используйте описательные обороты во избежание повторения слова слоны.
V.Чтение, анализ и оценивание сочинений учащихся.
(Понаблюдать, как авторам удалось избежать неоправданного повторения слова слоны).
1.Оценивание сочинений учеников.
2. Сравнительный анализ образцового ученического сочинения.
(Слайд 21)
(На арену цирка выходят слоны. Всего их три. Огромные умные животные выглядят сегодня нарядно: на головах у них - золотые блестящие наколки, а на спинах - яркие фиолетово- зеленые коврики.
Четвероногие артисты встают полукругом и начинают выполнять свои номера.
Первый слон передние ноги поставил на тумбу, а задние отрывает от пола и делает стойку, второй кружится беспрерывно на одном месте- танцует вальс. Да не какой-нибудь простой, а особенный, слоновий! Третий зверь- великан неуклюже, но послушно прыгает через скакалку, которую крутят артисты цирка. Все очень стараются, чтобы заслужить похвалу и получить любимое лакомство.
Под конец слоны опускаются на колени, кланяются зрителям, а потом вы страиваются в ряд и под громкие , дружные аплодисменты уходят с арены.)
VI. Подведение итогов урока. Оценивание.
Домашнее задание – слушая пьесу «Королевский марш львов» из той же сюиты, написать подобное сочинение, употребляя описательные обороты .