Просмотр содержимого документа
«БСП - тире 9 класс»
Урок русского языка в 9 классе «Тире в БСП»
Что объединяет данные предложения ?
1. Я гость - вы хозяин.
2. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
3. Любишь кататься - люби и саночки возить.
4. Настанет утро - двинемся в путь.
5. Молвит слово - соловей поёт.
6. Солнце дымное встаёт - будет день горячий.
Определите смысловые отношения между частями БСП. Для этого перестройте БСП в СПП и ССП, используя соответствующие союзы.
1. Я гость - вы хозяин. [ ], а [ ]. (ССП) Значение противопоставления
2. Сыр выпал - с ним была плутовка такова. [ ],и [ ]. (ССП) - быстрая смена событий.
3. Любишь кататься - люби и саночки возить. ( Если ), [ ]. СПП - условие
4. Настанет утро - двинемся в путь. ( Когда ), [ ]. СПП - Время
5. Молвит слово - соловей поёт. [ ], ( как будто ). СПП - Сравнение
6. Солнце дымное встаёт - будет день горячий.
[ ], ( так что ).СПП - Следствие, вывод
:
Схема - кластер
Списать предложения, расставить знаки препинания. Подобрать соответствующие союзы, определить смысловые отношения между частями БСП.
Изменить предложения так, чтобы они стали бессоюзными, в которых ставится тире между частями. Определить смысловые отношения между частями БСП
1.Несусь я на коне степь отвечает мне 2. Брожу поздней порой небо светит мне луной. 3 Служить бы рад прислуживаться тошно. 4.Есть терпенье будет и уменье. 5. Кончишь школу поедешь в Академию художеств. 6.Было бы здоровье остальное будет
1.Отряд наш несколько отстал, а мы с Дерсу шли впереди и говорили между собой. 2. Сердце его сильно билось, но страха не было в душе его. 3. Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде. 4.Когда взошло солнце, вся природа ожила. 5.Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть. 6. Когда учитель вошёл в класс, все ученики встали.
Проверь себя!
Списать предложения, расставить знаки препинания.Подобрать соответствующие союзы, определить смысловые отношения между частями БСП.
Изменить предложения так, чтобы они стали бессоюзными, в которых ставится тире между частями. Определить смысловые отношения между частями БСП
1.Несусь я на коне - степь отвечает мне (когда) 2. Брожу поздней порой - небо светит мне луной (когда) 3.Служить бы рад – прислуживаться тошно (но) 4.Есть терпенье – будет и уменье (если) 5. Кончишь школу - поедешь в Академию художеств (когда) 6.Было бы здоровье - остальное будет (если)
1.Отряд наш несколько отстал - мы с Дерсу шли впереди и говорили между собой. 2. Сердце его сильно билось - но страха не было в душе его. 3. Ты сегодня же должен поговорить с отцом - он будет беспокоиться о твоём отъезде. 4 Взошло солнце - вся природа ожила. 5.Солнце ярко блеснуло ему в глаза - больно стало глядеть. 6. Учитель вошёл в класс - все ученики встали.
Графический тест. Знаки препинания при БСП. Укажите знаком + в таблице постановку знаков препинания в БСП
Знакипрепинания
1
Запятая
2
Тире
3
4
5
6
Кончил дело гуляй смело.
За селом синел далекий лес рожь качалась колос созревал.
Скучно тебе жить займись чем-нибудь.
Солнце дымное встает будет день горячий.
День становился все более ясным облака уходили гонимые ветром.
Папа вернётся с работы он вам почитает.
Проверь себя!
Знакипрепинания
1
Запятая
2
Тире
+
3
+
4
5
+
+
6
+
+
Кончил дело – гуляй смело.
За селом синел далекий лес, рожь качалась, колос созревал.
Скучно тебе жить – займись чем-нибудь.
Солнце дымное встает – будет день горячий.
День становился все более ясным, облака уходили, гонимые ветром.
Папа вернётся с работы – он вам почитает.
Писать предложения не нужно. Знаки препинания не проставлены. Соотнесите предложения с верным ответом. Ваш ответ в тетради должен иметь такой вид, например: 1-а, 2-в и т.д.
Делаю добро – чувствую себя хорошо.
А) ставится тире, т.к. это БСП со значением неожиданности действия, быстрой смены событий
Герой сел в экипаж – бричка выехала из ворот гостиницы.
Б) ставится тире, т.к. это БСП со значением противопоставления
Скажет слово - соловей запоет.
В ) ставится тире, т.к. это БСП со значением сравнения
Умный водит - неученый следом ходит.
Г ) ставится тире, т.к. это БСП со значением времени
Проверь себя!
1 – г, 2 – а, 3 – в, 4 –б
Соберите пословицы, расставьте знаки препинания, установите смысловые отношения между частями БСП.
Будешь трудиться
отворяй ворота
Ноги носят
люби и саночки возить
Любишь кататься
людей насмешишь
Лето припасает
в лес не ходить
Недруг поддакивает
друг спорит
Не спеши языком
будешь и кормиться
Волков бояться
руки кормят
Поспешишь
торопись делом
Пришла беда
зима поедает
Проверь себя:
Будешь трудиться – будешь и кормиться (если, условие)
- Ноги носят – руки кормят (а, противопоставление)
- Любишь кататься – люби и саночки возить (если, условие)
- Недруг поддакивает – друг спорит (а, противопоставление)
- Не спеши языком – торопись делом (а, противопоставление)
- Волков бояться – в лес не ходить (если, условие)
- Поспешишь – людей насмешишь (если, условие)
- Пришла беда – отворяй ворота (если, условие)
Подготовка к ОГЭ. Среди предложений 12–16 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений.
(12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые
Проверка:
Ответ: 14,16
Объясните постановку тире в БСП, установите соответствие между колонками таблицы .
1.Я был готов любить весь мир - меня никто не понял.
2.Выстрел раздался – дым наполнил комнату.
3.Я был скромен – меня обвинили в лукавстве.
4.Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце.
5.Попробовал идти пешком – ноги подкосились.
1. Следствие
2. Противопоставление
3. Время
Проверка
1 – 2; 2 – 3; 3 – 2; 4 – 3; 5 – 1
Практическая работа.
У вас на столах лежит раздаточный материал. Оформите плакат «Правила постановки тире в БСП
Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какой вид работы понравился?
- Что получилось хорошо?
- Над чем следует поработать?
- Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке:
Шевелить мозгами,
Хлопать ушами,
Краем уха
Домашнее задание
Д.З. П.35, упр.195:
Выписать из художественных произведений5 БСП, в которых ставится тире, объяснить постановку тире;
Записать 5 пословиц, в которых между частями БСП ставится тире.