kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

БСП - тире 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Найчиться ставить тере в БСП, приводить примеры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«БСП - тире 9 класс»

Урок русского языка  в 9 классе  «Тире в БСП»

Урок русского языка в 9 классе «Тире в БСП»

Что объединяет данные предложения ?

Что объединяет данные предложения ?

  • 1. Я гость - вы хозяин.
  • 2. Сыр выпал -  с ним была плутовка такова.  
  • 3. Любишь кататься - люби и саночки возить.  
  • 4. Настанет утро - двинемся в путь.
  • 5. Молвит слово - соловей поёт.
  • 6. Солнце дымное встаёт - будет день горячий.
Определите смысловые отношения между частями БСП. Для этого перестройте БСП в СПП и ССП, используя соответствующие союзы. 1. Я гость - вы хозяин. [    ], а [    ]. (ССП) Значение противопоставления 2. Сыр выпал -  с ним была плутовка такова. [    ],и [    ]. (ССП)  - быстрая смена событий. 3. Любишь кататься - люби и саночки возить.   ( Если ), [    ]. СПП - условие 4. Настанет утро - двинемся в путь. ( Когда     ), [    ]. СПП - Время 5. Молвит слово - соловей поёт. [    ], ( как будто   ). СПП - Сравнение 6. Солнце дымное встаёт - будет день горячий.   [    ], ( так что  ).СПП -   Следствие, вывод  :

Определите смысловые отношения между частями БСП. Для этого перестройте БСП в СПП и ССП, используя соответствующие союзы.

  • 1. Я гость - вы хозяин. [    ], а [    ]. (ССП) Значение противопоставления
  • 2. Сыр выпал -  с ним была плутовка такова. [    ],и [    ]. (ССП)  - быстрая смена событий.
  • 3. Любишь кататься - люби и саночки возить.   ( Если ), [    ]. СПП - условие
  • 4. Настанет утро - двинемся в путь. ( Когда     ), [    ]. СПП - Время
  • 5. Молвит слово - соловей поёт. [    ], ( как будто   ). СПП - Сравнение
  • 6. Солнце дымное встаёт - будет день горячий.
  •   [    ], ( так что  ).СПП -   Следствие, вывод

:

Схема - кластер

Схема - кластер

Списать предложения, расставить знаки препинания. Подобрать соответствующие союзы, определить смысловые отношения между частями БСП.   Изменить предложения так, чтобы они стали бессоюзными, в которых ставится тире между частями. Определить смысловые отношения между частями БСП 1.Несусь я на коне степь отвечает мне 2. Брожу поздней порой небо светит мне луной. 3 Служить бы рад прислуживаться тошно. 4.Есть терпенье будет и уменье. 5. Кончишь школу поедешь в Академию художеств. 6.Было бы здоровье остальное будет   1.Отряд наш несколько отстал, а мы с Дерсу шли впереди и говорили между собой. 2. Сердце его сильно билось, но страха не было в душе его. 3. Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде. 4.Когда взошло солнце, вся природа ожила. 5.Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть. 6. Когда учитель вошёл в класс, все ученики встали.

Списать предложения, расставить знаки препинания. Подобрать соответствующие союзы, определить смысловые отношения между частями БСП.

 

Изменить предложения так, чтобы они стали бессоюзными, в которых ставится тире между частями. Определить смысловые отношения между частями БСП

1.Несусь я на коне степь отвечает мне 2. Брожу поздней порой небо светит мне луной. 3 Служить бы рад прислуживаться тошно. 4.Есть терпенье будет и уменье. 5. Кончишь школу поедешь в Академию художеств. 6.Было бы здоровье остальное будет

 

1.Отряд наш несколько отстал, а мы с Дерсу шли впереди и говорили между собой. 2. Сердце его сильно билось, но страха не было в душе его. 3. Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде. 4.Когда взошло солнце, вся природа ожила. 5.Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть. 6. Когда учитель вошёл в класс, все ученики встали.

Проверь себя!   Списать предложения, расставить знаки препинания. Подобрать соответствующие союзы, определить смысловые отношения между частями БСП.   Изменить предложения так, чтобы они стали бессоюзными, в которых ставится тире между частями. Определить смысловые отношения между частями БСП   1.Несусь я на коне - степь отвечает мне (когда) 2. Брожу поздней порой - небо светит мне луной (когда) 3.Служить бы рад – прислуживаться тошно (но) 4.Есть терпенье – будет и уменье (если) 5. Кончишь школу - поедешь в Академию художеств (когда) 6.Было бы здоровье - остальное будет (если) 1.Отряд наш несколько отстал - мы с Дерсу шли впереди и говорили между собой. 2. Сердце его сильно билось - но страха не было в душе его. 3. Ты сегодня же должен поговорить с отцом - он будет беспокоиться о твоём отъезде. 4 Взошло солнце - вся природа ожила. 5.Солнце ярко блеснуло ему в глаза - больно стало глядеть. 6. Учитель вошёл в класс - все ученики встали.

Проверь себя!

Списать предложения, расставить знаки препинания. Подобрать соответствующие союзы, определить смысловые отношения между частями БСП.

 

Изменить предложения так, чтобы они стали бессоюзными, в которых ставится тире между частями. Определить смысловые отношения между частями БСП

 

1.Несусь я на коне - степь отвечает мне (когда) 2. Брожу поздней порой - небо светит мне луной (когда) 3.Служить бы рад – прислуживаться тошно (но) 4.Есть терпенье – будет и уменье (если) 5. Кончишь школу - поедешь в Академию художеств (когда) 6.Было бы здоровье - остальное будет (если)

1.Отряд наш несколько отстал - мы с Дерсу шли впереди и говорили между собой. 2. Сердце его сильно билось - но страха не было в душе его. 3. Ты сегодня же должен поговорить с отцом - он будет беспокоиться о твоём отъезде. 4 Взошло солнце - вся природа ожила. 5.Солнце ярко блеснуло ему в глаза - больно стало глядеть. 6. Учитель вошёл в класс - все ученики встали.

Графический тест. Знаки препинания при БСП. Укажите знаком + в таблице постановку знаков препинания в БСП Знаки  препинания   1 Запятая 2   Тире   3     4     5   6          

Графический тест. Знаки препинания при БСП. Укажите знаком + в таблице постановку знаков препинания в БСП

Знаки препинания

 

1

Запятая

2

 

Тире

 

3

 

 

4

 

 

5

 

6

 

 

 

 

 

  • Кончил дело гуляй смело.
  • За селом синел далекий лес рожь качалась колос созревал.
  • Скучно тебе жить займись чем-нибудь.
  • Солнце дымное встает будет день горячий.
  • День становился все более ясным облака уходили гонимые ветром.
  • Папа вернётся с работы он вам почитает.
Проверь себя! Знаки  препинания   1 Запятая   2 Тире +  3   +     4   5   +   + 6   +       + Кончил дело – гуляй смело. За селом синел далекий лес, рожь качалась, колос созревал. Скучно тебе жить – займись чем-нибудь. Солнце дымное встает – будет день горячий. День становился все более ясным, облака уходили, гонимые ветром. Папа вернётся с работы – он вам почитает.  

Проверь себя!

Знаки препинания

 

1

Запятая

 

2

Тире

3

  +

 

 

4

 

5

  +

  +

6

  +

 

 

  +

Кончил дело – гуляй смело.

За селом синел далекий лес, рожь качалась, колос созревал.

Скучно тебе жить – займись чем-нибудь.

Солнце дымное встает – будет день горячий.

День становился все более ясным, облака уходили, гонимые ветром.

Папа вернётся с работы – он вам почитает.

 

Писать предложения не нужно. Знаки препинания не проставлены. Соотнесите предложения с верным ответом. Ваш ответ в тетради должен иметь такой вид, например: 1-а, 2-в и т.д.   Делаю добро – чувствую себя хорошо.   А) ставится тире, т.к. это БСП со значением неожиданности действия, быстрой смены событий Герой сел в экипаж – бричка выехала из ворот гостиницы.   Б) ставится тире, т.к. это БСП со значением противопоставления Скажет слово - соловей запоет.   В ) ставится тире, т.к. это БСП со значением сравнения Умный водит - неученый следом ходит. Г ) ставится тире, т.к. это БСП со значением времени  

Писать предложения не нужно. Знаки препинания не проставлены. Соотнесите предложения с верным ответом. Ваш ответ в тетради должен иметь такой вид, например: 1-а, 2-в и т.д.

Делаю добро – чувствую себя хорошо.

 

А) ставится тире, т.к. это БСП со значением неожиданности действия, быстрой смены событий

Герой сел в экипаж – бричка выехала из ворот гостиницы.

 

Б) ставится тире, т.к. это БСП со значением противопоставления

Скажет слово - соловей запоет.

 

В ) ставится тире, т.к. это БСП со значением сравнения

Умный водит - неученый следом ходит.

Г ) ставится тире, т.к. это БСП со значением времени

 

Проверь себя! 1 – г, 2 – а, 3 – в, 4 –б

Проверь себя!

1 – г, 2 – а, 3 – в, 4 –б

Соберите пословицы, расставьте знаки препинания, установите смысловые отношения между частями БСП.   Будешь трудиться отворяй ворота Ноги носят люби и саночки возить Любишь кататься людей насмешишь Лето припасает в лес не ходить Недруг поддакивает друг спорит Не спеши языком будешь и кормиться Волков бояться руки кормят Поспешишь торопись делом Пришла беда зима поедает

Соберите пословицы, расставьте знаки препинания, установите смысловые отношения между частями БСП.

Будешь трудиться

отворяй ворота

Ноги носят

люби и саночки возить

Любишь кататься

людей насмешишь

Лето припасает

в лес не ходить

Недруг поддакивает

друг спорит

Не спеши языком

будешь и кормиться

Волков бояться

руки кормят

Поспешишь

торопись делом

Пришла беда

зима поедает

Проверь себя:

Проверь себя:

  • Будешь трудиться – будешь и кормиться (если, условие)
  • - Ноги носят – руки кормят (а, противопоставление)
  • - Любишь кататься – люби и саночки возить (если, условие)
  • - Лето припасает – зима поедает (а, противопоставление)
  • - Недруг поддакивает – друг спорит (а, противопоставление)
  • - Не спеши языком – торопись делом (а, противопоставление)
  • - Волков бояться – в лес не ходить (если, условие)
  • - Поспешишь – людей насмешишь (если, условие)
  • - Пришла беда – отворяй ворота (если, условие)
Подготовка к ОГЭ. Среди предложений 12–16 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений.

Подготовка к ОГЭ. Среди предложений 12–16 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений.

  • (12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые
Проверка:

Проверка:

  • Ответ: 14,16
Объясните постановку тире в БСП, установите соответствие между колонками таблицы .      1.Я был готов любить весь мир - меня никто не понял. 2.Выстрел раздался – дым наполнил комнату. 3.Я был скромен – меня обвинили в лукавстве. 4.Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. 5.Попробовал идти пешком – ноги подкосились.   1. Следствие 2. Противопоставление 3. Время

Объясните постановку тире в БСП, установите соответствие между колонками таблицы .  

1.Я был готов любить весь мир - меня никто не понял.

2.Выстрел раздался – дым наполнил комнату.

3.Я был скромен – меня обвинили в лукавстве.

4.Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце.

5.Попробовал идти пешком – ноги подкосились.

 

1. Следствие

2. Противопоставление

3. Время

Проверка

Проверка

  • 1 – 2; 2 – 3; 3 – 2; 4 – 3; 5 – 1
Практическая работа.

Практическая работа.

  • У вас на столах лежит раздаточный материал. Оформите плакат «Правила постановки тире в БСП
Рефлексия. Подведение итогов урока.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

  • - Что нового узнали на уроке?
  • - Какой вид работы понравился?
  • - Что получилось хорошо?
  • - Над чем следует поработать?
  • - Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке:
  •  
  •  
  • Шевелить мозгами,
  • Хлопать ушами,
  • Краем уха
Домашнее задание  Д.З. П.35, упр.195: Выписать из художественных произведений5 БСП, в которых ставится тире, объяснить постановку тире; Записать 5 пословиц, в которых между частями БСП ставится тире.

Домашнее задание

Д.З. П.35, упр.195:

Выписать из художественных произведений5 БСП, в которых ставится тире, объяснить постановку тире;

Записать 5 пословиц, в которых между частями БСП ставится тире.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
БСП - тире 9 класс

Автор: Гречишкина Галина Анатольевна

Дата: 18.04.2018

Номер свидетельства: 466642

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Интонация БСП» (9 класс)            Технология встречных усилий"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosintonatsiiabsp9klasstiekhnologhiiavstriechnykhusilii"
    ["file_id"] => string(6) "304983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457857954"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "краткосрочный план по русскому языку "Тире в БСП" "
    ["seo_title"] => string(50) "kratkosrochnyi-plan-po-russkomu-iazyku-tirie-v-bsp"
    ["file_id"] => string(6) "115233"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411906943"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Среднесрочное планирование серии 4 уроков по русскому языку для 9 класса казахской школы "
    ["seo_title"] => string(98) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-sierii-4-urokov-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-kazakhskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "129523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415720833"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Разработка урока. Тире в бессоюзном сложном предложении 9 класс "
    ["seo_title"] => string(69) "razrabotka-uroka-tirie-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "160955"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422160389"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "открытый урок "Знаки препинания в БСП" 9класс. "
    ["seo_title"] => string(45) "otkrytyi-urok-znaki-priepinaniia-v-bsp-9klass"
    ["file_id"] => string(6) "198463"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428409576"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства