kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 9 классе Тире в БСП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для учителей русского языка и литературы.

Тема урока

Тире в БСП

Указатели

Учебник «Русский язык »

Цель урока

усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;

 Задачи урока

 Умеют  устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторяют случаи постановки тире в простом предложении; 

Основные идеи на уроке

 1 опираться на знания учащихся

Научить мыслить критически

Ожидаемый результат

1. Могут определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;

Задания, дополнительная литература

1 карточки

Задания для групп

Вопросы урока

План урока: действия учителя и учеников Организационный момент 0,5мин

В чем значение урока-

-что узнают дети?

-как сумели использовать свои знания?

-принесет ли пользу то, что узнали на уроке?

 А сейчас давайте вспомним тему, которую мы изучили на предыдущем уроке.
- Ребята, в каких случаях ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?
Карточка (знаки не проставлены):
Я доверяю любящим они великодушны.

Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.

Я смотрю на часы мы точно выполняем расчёты штурмана.

Мир строит война разрушает.

Однако пора спать уже без четверти шесть.

Погода была ужасная мокрый снег падал хлопьями.

Укажите предложения, где двоеточие ставится потому, что вторая часть имеет значение причины; затем предложения, где вторая часть имеет значение пояснения; и предложения, в которых вторая часть имеет значение изъяснения.
- Ребята, какое предложение вызвало затруднения?
(Мир строит – война разрушает).
 Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить двоеточие. Оно относится к теме сегодняшнего урока. Открываем тетради, записываем число и тему урока.
- Кто попробует сформулировать цель нашего урока?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 9 классе Тире в БСП»

Класс: 9 Дата:

Тема урока

Тире в БСП

Указатели

Учебник «Русский язык »

Цель урока

усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;

Задачи урока


 Умеют устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторяют случаи постановки тире в простом предложении; 

Основные идеи на уроке

1 опираться на знания учащихся

Научить мыслить критически

Ожидаемый результат

1. Могут определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;

Задания, дополнительная литература

1 карточки

Задания для групп

Вопросы урока

План урока: действия учителя и учеников Организационный момент 0,5мин

В чем значение урока-

-что узнают дети?

-как сумели использовать свои знания?

-принесет ли пользу то , что узнали на уроке?

 А сейчас давайте вспомним тему, которую мы изучили на предыдущем уроке.
- Ребята, в каких случаях ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?
Карточка (знаки не проставлены):
Я доверяю любящим они великодушны.

Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.

Я смотрю на часы мы точно выполняем расчёты штурмана.

Мир строит война разрушает.

Однако пора спать уже без четверти шесть.

Погода была ужасная мокрый снег падал хлопьями.

Укажите предложения, где двоеточие ставится потому, что вторая часть имеет значение причины; затем предложения, где вторая часть имеет значение пояснения; и предложения, в которых вторая часть имеет значение изъяснения.
- Ребята, какое предложение вызвало затруднения?
(Мир строит – война разрушает).
Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить двоеточие. Оно относится к теме сегодняшнего урока. Открываем тетради, записываем число и тему урока.
- Кто попробует сформулировать цель нашего урока?





Возможности для критического мышления

-какие возможности были предоставлены детям для свободного излагания мыслей?

-была ли организована самостоятельная работа?

Повторение темы “Постановка тире в простом предложении”.
- Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?
-Я обращаю ваше внимание: читаем предложение, объясняем правило

Человеком стать – большое искусство. (Новалис)

Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боу

“Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном”, - утверждал К.Паустовский.

Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К.Боуви)

Жить – Родине служить.

Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.

Ребята, прокомментируйте понравившееся вам высказывание.
- Итак, применяя правило постановки тире, в первую очередь определяем структуру предложения.

Новая информация -активизировать деятельность уч-ся

-организовать работу детей, системно используя стратегии крит.мышления (-умение совместно работать

-использование других источников

Рефлексия

-закрепление пройденного материала, использование его в своей жизни

-систематизировать полученные знания, проверить, насколько дети уяснили для себя тему


Объяснение нового материала.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы, ребята, выступите в роли учителя, объясняющего классу новую тему. Для этого вы самостоятельно изучали параграф учебника, объединившись в группы. Каждая группа представляет одно положение правила. 
( Ученики каждой группы выходят к доске и объясняют тему, используя подготовленные плакаты, выполненные в виде таблицы, опорного конспекта, схемы.

1 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, когда первая часть имеет значение времени или условия. Например: Наконец, пробила слеза – мы очнулись.
2 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если вторая часть имеет значение следствия, результата. Например: Говорят, нынче новая эра – устарели отцы для примера.
3 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если содержание первой части противопоставляется содержанию второй части, например: Труд человека кормит –лень портит.

4 группа: Тире также ставится, если в бессоюзном сложном предложении выражена быстрая смена событий. Например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Кроме того, мы поработали со справочником Д.Розенталя и хотим добавить ещё один пункт: Тире ставится, когда содержание второй части сравнивается с содержанием первой части, например: Молвит слово– соловей поёт.

 Ребята, я обобщу сказанное вами. Внимание на экран.
- Итак, тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда первая часть имеет значение времени или условия. Скажите, каким сложным предложениям синонимичны бессоюзные предложения в данном случае?
(Такие БСП синонимичны СПП с придаточными времени или условия).
- Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда вторая часть имеет значение следствия, результата. В этом случае они синонимичны…?
(В этом случае они синонимичны СПП с придаточными следствия).
- Тире в БСП ставится, если вторая часть имеет значение сравнения. Такие БСП синонимичны…?
(Такие БСП синонимичны СПП с придаточными сравнения).
- Тире ставится, если в предложении есть противопоставление. Они синонимичны…?
(Они синонимичны ССП с противительными союзами).
- В БСП ставится тире, если в предложении выражена быстрая смена событий.
- Давайте вернёмся к предложению из карточки и объясним постановку тире в нём.

 Закрепление изученного.
Упражнение № 273 (учебник) – комментированное письмо.

Тест (устно) –

Проверочная работа (срез знаний).
Цифровой диктант. 
У каждого ученика карточка с таблицей, которую нужно заполнить.

Условие / время

1 3 4 9

Следствие, результат

2 7

Противопоставление

8

Быстрая смена событий

5

Сравнение

6 10


Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений.

  1. Делаю добро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо.

  2. Наблюдайте за вашим телом – ум будет работать правильно.

  3. Хочешь добиться уважения – начинай с себя.

  4. Хочешь преуспеть – догоняй тех, кто впереди.

  5. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

  6. Идёт – лебёдушка плывёт.

  7. Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду.

  8. Лето припасает – зима поедает.

  9. Совесть потеряешь – другой не купишь.

  10. Посмотрит – рублём подарит.


- Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника.

- А теперь смотрим на экран, сверяем с правильными ответами

Сообщение “Частотность употребления двоеточия и тире в современной печати и в художественной литературе”.
Я просмотрела несколько газет, журналов с целью сравнить употребление двоеточия и тире. Как выяснилось, чаще отдаётся предпочтение тире, чем двоеточию. Ту же картину я увидела. Читая произведения художественной литературы, особенно стихотворения. Вероятно, это объясняется тем, что тире требует длительной паузы, а это помогает пишущему привлечь внимание читателя, сделать акцент на важных вопросах, противопоставить явления. В процентном соотношении получилось приблизительно так: 70% -постановка тире, 30% - постановка двоеточия. Так что можно сделать вывод, что тире –модный знак сегодня. Тем не менее мы должны в первую очередь ориентироваться на правила, которые изучили.


-как закончить урок

Вид рефлексии

-прийти к общему выводу

-доказать свое мнение

 Ребята, напишите о ваших впечатлениях об уроке в виде синквейна или небольшого эссе. Прочитайте.
(Ученики зачитывают несколько работ).

Оценивание-самооценивание

-оценивание в группе

-оценка учителя

Итоговая оценка


Самооценивание

Упр.269

Выписать из художественной литературы 5-7 предложений на разные случаи постановки тире в БСП. 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока в 9 классе Тире в БСП

Автор: Карабатырова Гульнар Казезкановна

Дата: 16.02.2016

Номер свидетельства: 294032

Похожие файлы

object(ArrayObject)#940 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Интонация БСП» (9 класс)            Технология встречных усилий"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosintonatsiiabsp9klasstiekhnologhiiavstriechnykhusilii"
    ["file_id"] => string(6) "304983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457857954"
  }
}
object(ArrayObject)#962 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока "Понятие о бессоюзном сложном предложении". "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-poniatiie-o-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "106909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403111124"
  }
}
object(ArrayObject)#940 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока в 9 классе на тему "Тире в бессозном сложном предложении" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-v-9-klassie-na-tiemu-tirie-v-biessoznom-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "207918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430683833"
  }
}
object(ArrayObject)#962 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока русского языка в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekturokarusskoghoiazykav9klassie"
    ["file_id"] => string(6) "306280"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458099748"
  }
}
object(ArrayObject)#940 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "краткосрочный план по русскому языку "Тире в БСП" "
    ["seo_title"] => string(50) "kratkosrochnyi-plan-po-russkomu-iazyku-tirie-v-bsp"
    ["file_id"] => string(6) "115233"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411906943"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства