Возможности для критического мышления -какие возможности были предоставлены детям для свободного излагания мыслей? -была ли организована самостоятельная работа? | Повторение темы “Постановка тире в простом предложении”. - Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой? -Я обращаю ваше внимание: читаем предложение, объясняем правило Человеком стать – большое искусство. (Новалис) Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боу “Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном”, - утверждал К.Паустовский. Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К.Боуви) Жить – Родине служить. Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать. Ребята, прокомментируйте понравившееся вам высказывание. - Итак, применяя правило постановки тире, в первую очередь определяем структуру предложения. |
Новая информация -активизировать деятельность уч-ся -организовать работу детей, системно используя стратегии крит.мышления (-умение совместно работать -использование других источников Рефлексия -закрепление пройденного материала, использование его в своей жизни -систематизировать полученные знания, проверить, насколько дети уяснили для себя тему | Объяснение нового материала. - Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы, ребята, выступите в роли учителя, объясняющего классу новую тему. Для этого вы самостоятельно изучали параграф учебника, объединившись в группы. Каждая группа представляет одно положение правила. ( Ученики каждой группы выходят к доске и объясняют тему, используя подготовленные плакаты, выполненные в виде таблицы, опорного конспекта, схемы. 1 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, когда первая часть имеет значение времени или условия. Например: Наконец, пробила слеза – мы очнулись. 2 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если вторая часть имеет значение следствия, результата. Например: Говорят, нынче новая эра – устарели отцы для примера. 3 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если содержание первой части противопоставляется содержанию второй части, например: Труд человека кормит –лень портит. 4 группа: Тире также ставится, если в бессоюзном сложном предложении выражена быстрая смена событий. Например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Кроме того, мы поработали со справочником Д.Розенталя и хотим добавить ещё один пункт: Тире ставится, когда содержание второй части сравнивается с содержанием первой части, например: Молвит слово– соловей поёт. Ребята, я обобщу сказанное вами. Внимание на экран. - Итак, тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда первая часть имеет значение времени или условия. Скажите, каким сложным предложениям синонимичны бессоюзные предложения в данном случае? (Такие БСП синонимичны СПП с придаточными времени или условия). - Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда вторая часть имеет значение следствия, результата. В этом случае они синонимичны…? (В этом случае они синонимичны СПП с придаточными следствия). - Тире в БСП ставится, если вторая часть имеет значение сравнения. Такие БСП синонимичны…? (Такие БСП синонимичны СПП с придаточными сравнения). - Тире ставится, если в предложении есть противопоставление. Они синонимичны…? (Они синонимичны ССП с противительными союзами). - В БСП ставится тире, если в предложении выражена быстрая смена событий. - Давайте вернёмся к предложению из карточки и объясним постановку тире в нём. Закрепление изученного. Упражнение № 273 (учебник) – комментированное письмо. Тест (устно) – Проверочная работа (срез знаний). Цифровой диктант. У каждого ученика карточка с таблицей, которую нужно заполнить. Условие / время | 1 3 4 9 | Следствие, результат | 2 7 | Противопоставление | 8 | Быстрая смена событий | 5 | Сравнение | 6 10 | Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений.
Делаю добро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо. Наблюдайте за вашим телом – ум будет работать правильно. Хочешь добиться уважения – начинай с себя. Хочешь преуспеть – догоняй тех, кто впереди. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Идёт – лебёдушка плывёт. Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду. Лето припасает – зима поедает. Совесть потеряешь – другой не купишь. Посмотрит – рублём подарит. - Обменяйтесь карточками в парах, проверьте работу одноклассника.
- А теперь смотрим на экран, сверяем с правильными ответами Сообщение “Частотность употребления двоеточия и тире в современной печати и в художественной литературе”. Я просмотрела несколько газет, журналов с целью сравнить употребление двоеточия и тире. Как выяснилось, чаще отдаётся предпочтение тире, чем двоеточию. Ту же картину я увидела. Читая произведения художественной литературы, особенно стихотворения. Вероятно, это объясняется тем, что тире требует длительной паузы, а это помогает пишущему привлечь внимание читателя, сделать акцент на важных вопросах, противопоставить явления. В процентном соотношении получилось приблизительно так: 70% -постановка тире, 30% - постановка двоеточия. Так что можно сделать вывод, что тире –модный знак сегодня. Тем не менее мы должны в первую очередь ориентироваться на правила, которые изучили. |