Предмет:
Русская речь
Дата проведения: 06.03.2015г
Тема урока
Глагол- как самостоятельная часть речи
Общая цель
Повторение известных признаков глагола
Задачи
-умения находить в предложении глаголы
-Обогащение словарного запаса
- Формирование у учащихся умений критически мыслить.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать, что такое глагол, уметь определять
морфологические признаки глагола,синтаксическую роль в предложении,
самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме;
работать в группах, сравнивать, анализировать, формулировать вопросы
Ход урока
1
Организационный момент (3 мин)
Цветовой тест
Цель: объективная оценка, обратная связь
Учитель:Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные геометрические фигуры: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Каждый ученик берет одну фигуру, и распеределяется по группам
Деление на 3 группы ( по геометрическим фигурам-круг, треугольник, квадрат)
2. Мотивация к учебной деятельности (5мин)
Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации
Учитель: Попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
А поможет вам в этом стихотворение:
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поет,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит —
Все расскажет нам …. (глагол)
Учитель: - О какой части речи пойдёт разговор на уроке? Как вы догадались?
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.(5мин)
Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.
Учитель: - Ребята, вспомните всё, что вы знали раньше о глаголе и запишите в первую колонку таблицы «Знал…»
Знал(а)
Узнал(а)
Хочу знать
.
Учитель:- Информацию, с которой согласны оба, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.
(На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:
- На какие вопросы может отвечать глагол?
- Что обозначает глагол как часть речи?
- Какие морфологические признаки имеет глагол?
- Как он изменяется?
- Каким членом предложения обычно бывает?
Ученики: Заполняют первую колонку таблицы.
Объединяются в пары и обсуждают свои списки.
Одна-две пары зачитывают информацию.
Учитель: записывает информацию учащихся на доске.
- А теперь попробуйте сформулировать тему урока. Поставьте перед собой цель.
Ученики: Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь.
Проблемное объяснение нового знания(10м)
Цель этапа:зафиксировать преодоление затруднения
Ученики: Индивидуальная работа с текстом. Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации.
Словами или словосочетаниями записывают новую информацию во 2-ой столбик таблицы.
В 3-ий столбик записывают вопросы (только в том случае, если они возникают)
Информационный текст
1.Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
2. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.
3.Глаголы имеют общеграмматическое значение «действие».
4. Глагол имеет следующие морфологические признаки:
1) Постоянные признаки:
а).вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?) б).переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе
прямого дополнения);
в).возвратность и невозвратность(возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ;
г).спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.
2)Непостоянные признаки:
а) наклонение: изъявительное, условное, повелительное
б) время: настоящее (что делает? Что делают?),прошедшее (что делал (а,о )?),будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)?;
в) число: единственное и множественное;
г) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО)
Учитель: А теперь обратимся к учебнику. Прочитаем правило в учебнике на с.136
Ученики: Самостоятельно читают правило
Практическая часть
1.Работа с учебником (7мин)
Учитель: выполните упражнения по группам
1 группа-упражнение 3
2 группа-упражнение 4
3 группа-упражнение 5
Ученики: выполняют упражнения
2.Работа с текстом (10м). Наити в тексте глагол.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Самооценивание и взаимооценивание с помощью стикера
Физминутка (2 мин)
Цель: снятие усталости во время работы
Рефлексия (3мин)
Таблица самооценивания.
Шкала оценивания.
«+», участвовал в работе – 1 балл,
«0», не участвовал в работе – 0 баллов,
«-», мешал работе – минус 1 балл.