5 класс
Тема: Видовые пары глагола.
Цели урока:
-Повторить полученные знания, а также углубить, дополнить и систематизировать, познакомиться с видами глагола, научиться распознавать видовые пары по вопросам и значениям;
- Повышать познавательную активность на уроке.
-Помогать друг другу, работать сообща.
Тип урока: усвоение нового материала
Оборудование: рабочие тетради, учебное пособие
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие.
Девиз урока: Один за всех, все за одного.
2.Систематизация и актуализация опорных знаний.
- Ребята, что мы знаем о глаголе?
- Что хотели бы узнать о глаголе?
Заполняется таблица ЗХУ:
Знаю
Хочу узнать
Узнал
«Дети решали задачу», а под какой- «Дети решили задачу!»?(на доске)
-Какова разница в значении выделенных глаголов?
-На какие вопросы они отвечают?
-Поставьте вопросы к выделенным глаголам.
3.Объяснение нового материала.
Глаголы в русском языке имеют два вида: несовершенный (что делать?)
-писать, читать, рассказывать, отвечать и совершенный (что сделать?)
-написать, прочитать, рассказать, спросить.
Глаголы совершенного и несовершенного вида объединяются в пары:
писать-написать
читать-прочитать
играть-выиграть.
Эти пары называются видовыми: они имеют одно значение и различаются только грамматически- относятся к разным видам.
В каком столбике даны глаголы совершенного вида, в каком-несовершенного? Чем отличаются по составу глаголы, входящие в эти видовые пары?
1) расти, строить; вырасти, построить;
2) окружать, вспахивать, окружить, вспахать,
преодолевать; преодолеть;
3) сооружать, освещать; соорудить, осветить;
4) срезать, рассыпать. срезать, рассыпать
Глаголы совершенного вида образуются при помощи приставок, суффиксов и перестановкой мест ударения.
Также, ребята, видовые пары могут образовываться и от других основ, то есть могут иметь разные корни.
Запомните глаголы, видовые пары которых имеют разные корни.
Несовершенный вид
Совершенный вид
говорить
ловить
брать
садиться
ложиться
находить
класть
сказать
поймать
взять
сесть
лечь
найти
положить
Образуйте видовые пары глаголов.
1 группа 2 группа
Бежать- Учить-
Прыгать- Любить-
Петь- Закрывать
Спать Смотреть
Думать Сидеть
Видеть- Красить
4.Работа с учебником
-Правило на стр 208 (записать в тетрадь для правил)
5. Обсуждение
Прочитайте предложения. Скажите, глаголы какого вида указывают на длительность, повторяемость действий.
Я долго решал задачу. Я быстро решил задачу.
Я долго решаю задачу. Я быстро решу задачу.
Я долго буду решать задачу. Я сегодня решу задачу.
Я каждый день буду решать задачи.
Обратите внимание на то, что глаголы совершенного вида указывают на единичное действие, имеют значение результата (задачу уже решил или решу обязательно).
Глаголы НВ-1. Длительность
2. Повторяемость
3. незавершенность
Глаголы СВ- единичное действие
- значение результата
- завершенность
6.Физминутка
7.Закрепление материала.
Напишите предложения, добавляя из таблицы слова, которые подходят по смыслу. Подчеркните эти слова, задайте к глаголам вопросы.
Несовершенный вид
Совершенный вид
каждый раз
всегда
иногда
часто что делал?
долго
весь день
много раз
один раз
на этот раз
наконец
сразу же что сделал?
тут же
уже
Прочитайте предложения, используя глаголы из правого столбика.
Вчера вечером я долго. задачу. решить,
Наконец я ее. решать
Мы долго. задание в классе. выполнять
Дома я его вдруг. очень быстро. выполнить
Прозвенел звонок, но мы еще записать
долго. слова в словари записывать
-самостоятельно упражнение 520
Обратите внимание на наличие приставок и глаголах совершенного вида.
8.Заключительная часть. Рефлексия.
Ребята, давайте подведем итоги нашего урока.
- Какова была цель урока?
- Что нового вы узнали о глаголе?
- Как вы узнаете глаголы НВ (СВ)?
- Что такое видовая пара?
- Для чего мы используем глаголы НВ и СВ?
Заполняется графа «Узнал» в таблице ЗХУ.
Давайте составим синквейн (пятистишье) о глаголе.
9.Домашнее задание
-выучить правило
-упражнение 523