Конспект урока русского языка "Видовые пары глаголов"
Конспект урока русского языка "Видовые пары глаголов"
Урок изучения нового материала в 5 классе "Видовые пары глаголов". На данном занятии рассматриваются особенности глагольного вида, ученики учатся образовывать видовые пары, использовать их в речи и на письме. Урок построен в соответствии методу критического мышления и имеет в своей структуре три этапа: вызов, осмысление, рефлексию. На стадии вызова актуализирован прием визуализации материала, соответствующий возрастным особенностям данной категории учащихся. На стадии осмысления использована групповая форма работы, а именно составление кластеров. Стадия рефлексии реализуется через прием "Закончи предложение"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Видовые пары глаголов" »
Урок русского языка в 5 классе
Учитель: Зайнуллина Людмила Васильевна
Бескольская средняя школа-гимназия Кызылжарского района
Тема: Парные глаголы. Способы образования видовых пар (5 класс).
Урок изучения нового материала.
Цель: знать особенности глагольного вида, уметь образовывать видовые пары, использовать их в речи и на письме.
Задачи:
образовательная: научиться различать совершенный и несовершенный вид глагола; познакомиться с четырьмя основными средствами образования глагольных видов: приставки, чередование суффиксов, ударение, замена корней;
воспитательная: обеспечить условия для уважительного отношения к окружающим;
развивающая: развить умение систематизировать полученные ранее знания, применять их на практике.
Ход урока
Организационный момент. Игра на сплочение «Что нового?».
Ученики должны, внимательно изучив друг друга в течение 1 минуты, сказать, что нового по сравнению с вчерашним днем появилось в каждом из одноклассников. По завершении игры дети должны придти к выводу, что нужно быть внимательнее по отношению друг к другу.
Слово учителя. На прошлом уроке мы с вами вспомнили, что такое инфинитив и отработали правило написания –тся, -ться. Давайте вспомним еще раз правописание мягкого знака в инфинитиве.
- Работа со светофором (ученики слушают словосочетание и поднимают карточку красного цвета, если в глаголе нет мягкого знака, зеленую – мягкий знак есть).
Пар расстилается, быстро мчаться, свет разливается, долго купаться, лес умывается, не успела оглянуться, вышла прогуляться.
Вызов.
На интерактивной доске две иллюстрации.
- Рассмотрите рисунки и определите, в чем между ними разница.
- Можете ли вы связать эти рисунки с вашим домашним заданием? (Дети отвечают, что на картинках и в д/з использованы глаголы совершенного/несовершенного вида). Работа в парах ( 1-2 минуты).
Рис. 1
Рис. 2
- Назовем нашего героя, предположим, Ваней. Что делает Ваня на первом рисунке? (Он еще только строит дом. И неизвестно, закончит ли Ваня строительство, если ему не помогут.) А на втором рисунке? ( Видимо, Ваня получил помощь, ибо он уже построил дом и скоро будет праздновать новоселье.)
- Чем же отличаются два этих глагола: строить – построить? (лексическое значение). (Первый – обозначает сам процесс строительства, без указания на его завершение, а вот второй – завершенный процесс и даже конечный результат (дом)).
- А грамматически они различаются? (видом, первый глагол – несовершенного вида (проверим с помощью вопроса: что делать? Строить), а второй – совершенного (что сделать? Построить)).
- Какой словообразовательный элемент участвует в выражении совершенного вида? (Правильно, приставка по-).
- Есть ли еще какое-нибудь значение у этой приставки в глаголе построить, кроме грамматического значения совершенного вида? (Нет. Значит, это видовая пара).
Какова тема сегодняшнего урока? Какую цель можем перед собой поставить?
Осмысление. Работа в группах (7-8 минут). Использование светофора (при готовности/неготовности).
Далее происходит совместное обсуждение. Детям предлагается объединиться в группы по 4 человека, выработать алгоритм определения видовой пары (доказывают, что 2 предложенных глагола являются видовой парой или не являются).
Делать – сделать, опускались – опустились, разрезать – разрезать (ударение), класть – положить (сделать акцент на эту видовую пару).
С) Презентация (10 минут). Прикрепляют на доску, выбирают наиболее приемлемый алгоритм по совместно выработанным критериям.
Закрепление. Работа в парах, взаимопроврка по ключам.
Замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида (эти глаголы должны составлять видовую пару).
1) Я быстро решаю задачи по геометрии.
2) Бабушка часто рассказывала свои сказки.
3) Он иногда заканчивает сочинения раньше других.
4) Мы всегда телеграфируем родным перед приездом.
5) Я долго делаю работу по дому.
6) Она обычно кладёт всё на свои места.
7) Тут часто пробегали спортсмены.
Работа с электронным тренажером «Фраза»
Стадия рефлексии «Дерево пожеланий» (обратная связь). Ученики на стикерах в форме яблок пишут свое мнение по уроку и пишут пожелание самому себе. (Например: урок мне понравился или не понравился, потому, что…, я хочу пожелать себе быть внимательнее, активнее).
Домашнее задание. Выполнить упражнение по учебнику, либо написать мини-рассказ ( 6-7 предложений) с использованием глаголов одного вида на тему : «Весенний день».