Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "НЕ с именами прилагательными" в классе»
Урок по теме "НЕ с именами прилагательными" в 6 классе
Цели урока:
Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными
Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами
Активизировать познавательную деятельность учащихся , развивать мыслительные процессы, память, внимание.
Развивать творческие способности учащихся
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
А) Определите по лексическому значению слово и запишите его.
Грубый, невоспитанный человек.(Невежа)
Человек, которому не сидится на месте(непоседа).
Недоучившийся, мало знающий человек(недоучка)
Неуклюжий, неловкий человек(недотепа)
-Что объединяет все записанные вами существительные? (Они характеризуют человека ,все они общего рода)
-Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля? (Недоучка, недотепа)
-Почему все эти слова пишутся с не слитно?
Б )Не был в школе; не правда, а ложь, невнимание к человеку, недоумевал по поводу случившегося.
-Какие правила правописания мы повторили?
3.Изучение нового материала.
1) Определение темы и цели урока.
-Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?
-Почему вы так решили?
-Запишите тему урока в тетради.
-Попытайтесь сформулировать задачи, стоящие перед нами на уроке.
2)Исследовательская работа.
-На доске опорная таблица. Поработаем с ней.
Не с существительными
Не с прилагательными
1.Неряха
1.Неряшливый
2.Нерешительность
2.Нерешительный
3.Не правда,а ложь.
3.Не правдивый, а лживый
4.Вовсе не вкусный
5.Пруд неширокий,а рыбный.
-Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?
В чем разница? Сделаем вывод.
Откройте п.106 учебника и прочитайте правило.
4.Первичная проверка понимания материала.
1)-Прослушайте стихотворение Бориса Заходера. (Тексты на каждой парте)
Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не Посмотрел я вокруг с доуменьем: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И кругом была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная И гуляла собака счастная И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умытый причесанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шел суразный дотепа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна-Смеяна. Очень жаль ,что только во сне Есть страна без частицы не.
Выпишите все слова с не в два столбика.
Не с существительными
Не с прилагательными
(Проверка)
2)Объяснительный диктант.
Невзрачный на вид; неизвестный художник; далеко не большое расстояние; небрежный почерк; не красна изба углами,а красна пирогами, неглубокая речонка.
5.Закрепление изученного материала.
1)Разноуровневые задания (Выполняют на карточках)
1уровень
Задание: раскрыть скобки
(Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка;
2уровень
Задание ? : отметьте случаи слитного написания
? (не)опытный юноша
? (не)исправный прибор
? далеко(не)единственный
? очень (не)обычный
? (не)жаль
? (не)приятель
? (не)лепый поступок
? (не)широкая.,а глубокая
? Нисколько (не)умен
? (не)большой, но уютный
? (не)учтивый человек
? Вовсе(не)опасное предложение
3уровень
Задание:исправьте ошибки
Не брежный почерк
Несладкий чай
Вовсе не привлекательный человек
Очень не красивый
Не мелкая, а глубокая река
Ребенок не здоров
Не замысловатые постройки
Не дорогой,но удобный портфель
Не учтивый человек
Ничуть неинтересный фильм
Некаменный дом
Невысокий, но худой
Река неглубока
3)Работа с текстом.(Тексты у каждого ученика)
Приморская тайга- удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.
(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть(не )приметные.
Рядом с ними расцветают сибирские яблони. Люди часто пренебрегают их (не)крупными плодами, но птицы с наслаждением лакомятся ими. У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни. (По М.Деменюк)
Прочитайте и озаглавьте текст.
Определите стиль и тип речи.
Найдите прилагательные с не и объясните их правописание.