Тема: Изменение имён прилагательных по родам.
Цель: ознакомить с изменением имён прилагательных по родам
развивать умение определять род и число имён прилагательных;
развивать познавательную активность, наблюдательность; развитие умения различать прилагательные в единственном и множественном числе, правильно писать окончания прилагательных.
Задачи:
1.сформировать умение определять род имён прилагательных;
2.совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи ;
3. воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: Гномик, корабль, карточки, тесты,
Ход урока.
1.Организационный момент. Встали ровно. Садитесь. Здравствуйте, ребята давайте с вами психологически настроимся, к уроку:
«Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать, начинаем».
Девиз ур
-А вы ребята обещаете хорошо работать на уроке?
Учащиеся: ( обещания учащихся 2-го класса)
Обещаем не молчать,
Обещаем не кричать
Обещаем отвечать
И задания, любые
Все без лени выполнять.
Ребята, сегодня наш урок будет необычным, мы продолжим изучать тему “Имена прилагательные”, посмотрим, как вы подружились с этой частью речи. сегодня мы с вами отправимся в замок к великому гномику Всезнайки, за новыми знаниями который находится очень далеко, чтобы добраться до этого замка, нам нужно переплыть очень большое солнечное море. Но чтобы успешно его переплыть, вам нужно выполнить тестовую работу. Повторить то, что вы уже изучили.
Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза –
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
2.Работа с тестом
– Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. А поскольку урок у нас сказочный, он сможет отправиться в путь только тогда, когда вы расскажите всё, что вы знаете, об имени прилагательном.
- Чтобы очутиться в этом волшебном замке, надо правильно выполнить тестовую работу. Ну что ж поплыли?
Ученики меняются и проверяют тест соседа.
А давайте сделаем вывод:
Имя прилагательное
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Зима снежная.
Мама нежная.
Плывёт корабль
В невидимую даль.
3.Жужжащее чтение.
А теперь нам нужно ознакомится с правилами, которые вы должны соблюдать на корабле.
1.Не стоять близко у борта.
2.Не смотреть с корабля за борт
3. Знать где находятся на палубе спасательные жилеты
4.Палубу корабля нужно содержать в чистоте.
5.Убирать каюты корабля
6.Не бросать мусор и остатки пищи на палубе.
7. Не бросать мусор в море с корабля
Вот вы и ознакомились с правилами, которые вы должны соблюдать на корабле.
4.Минутка чистописания.
Ребята, посмотрите на море? Какое оно?
(Красивое, глубокое, прозрачное)
Вот сейчас запишем по одному словосочетанию. Глубокое море, ( Дима),большое море,( Тимур), красивое море ( Настя)
5.Объяснение нового материала.
Вот мы и прибыли на остров, где проживает великий гномик
А как же зовут гномика? Мы не знаем
Чтобы имя вам его узнать,
Нужно ребус отгадать. ( ВСЕЗНАЙКА).
– Вот нас встречает гномик Всезнайка, который поможет нам сегодня на уроке. Он не только вам объяснит новый материал, но и проверит ваши знания. Лучших знатоков русского языка наградит медалями.,
Всезнайка-Гномик помоги,
Ты тему нам всем объясни.
Чтоб получить оценку « 5»
Должны мы род уметь определять.
Всезнайка предлагает вам найти прилагательные в словосочетаниях:
синее море, синяя лента, синий карандаш, синие облака.
- Что происходит с прилагательным? (изменяется по родам и числам).
- От чего зависит род и число прилагательного? (от имени существительного).
Гномик выделил имена существительные. Докажите, что это имена существительные. Что их объединяет? (Неодушевленные, нарицательные.)
Подберите к каждому имени существительному подходящее имя прилагательное.
Прочитайте слова, которые он подобрал. (Погода, ветер, море, паруса).
- Давайте составим и запишем словосочетания с вопросами.
Погода (какая?) тёплая.
Ветер (какой?) резкий.
- Почему мы каждый раз задавали разные вопросы? От чего это зависело?
Найдите прилагательное во множественном числе. От чего зависит число имени прилагательного? (от имён существительных).
- Можно ли определить род имён прилагательных? От чего он будет зависеть? От существительных.
Окончания прилагательных тоже разные. (М.р. – ый, -ий, -ой; Ж.р. – ая,-яя; Ср.р.- ое,-ее; мн.ч.- ые, - ие).
Хоровое чтение правила учащимися
чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано.
6.Работа у доски.
Ну, сейчас ребята проверим, как вы усвоили новый материал, Всезнайка подготовил такое задание, где нужно выделить окончания у прилагательных и указать род.
Трудная дорога ж.р.
холодная ночь ж.р.
Молодцы с этим заданием вы справились.
7.Игра «Соединяй –ка». Ну а сейчас мы с вами поиграем, покажите ваши способности.
Нужно соединить существительные с именами прилагательными по значению. Соединить вишенки.
Семья Мелкое
Озеро Маленькая
Лодка Дружная
Друзья Песчаный
Берег Высокое
Дерево Верные
8.Работа в тетради. Упр.418.
Вам нужно ответить на вопросы и определить род у имён прилагательных.
Какая сегодня погода? Тёплая ж.р.
Какое небо? Облачное ср. р.
Какое солнце? Яркое ср. р.
Какой ветер? Сильный м.р.
Какое у тебя настроение? Хорошее ср. р.
9.Разминка для глаз. «Круг».
10.Работа с текстом В этом задании нужно выписать, словосочетание имён прилагательных с существительными, в скобочках указать род и число. ( Один ученик выполняет задание за доской, остальные на оценку в тетради).
На стене висит большая картина. На ней светит яркое солнце. Длинная дорога ведёт к старинному замку. Рядом с замком растёт могучий дуб. Над замком летают белогрудые ласточки. Талантливый художник изобразил красивый пейзаж.
Большая картина ( ед. ч. ж.р.),яркое солнце ( ед.ч. ср.р.), длинная дорога ( ед.ч. ж.р.),. могучий дуб ( ед.ч. м.р.), белогрудые ласточки ( мн.ч. ж.р.) красивый пейзаж( ед.ч. м.р.).
Молодцы! Вы очень хорошо справились и с этим заданием.
11.Физкультминутка. Давайте немного отдохнем.
Вот мы и отдохнули. А теперь приступаем к работе.
12. Работа с учебником.
Найдите упр.420. стр.158.Развивай фантазию и догадку. Вам нужно назвать предмет по его признакам.Указать род
Красная, шелковая, длинная - лента ж.р.
Резиновый, круглый, звонкий- мяч м.р.
Чистое, белое, мягкое- полотенце ср. р.
Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием.
13.Музыкальная разминка
Оранжевое небо,
-Что происходит с прилагательным оранжевый? (Изменяется окончание)
- С чем это связано? (существительные зависят от прилагательных)
14.Игра « Распеделяйка» Ну что устали, давайте опять с вами поиграем.
Вам нужно распределить прилагательные по корзинам ( родам)
Добрый, холодная, весёлая, глубокое, белый, тёмное. красивая, умная, шустрый. Сладкое, вкусное.
15.Работа на местах.
- Последнее задание в нашем сказочном путешествии устное.
Распределите слова в 3 столбика. В первый прилагательные м.р, во второй столбик прилагательные ж.р. и в третий столбик прилагательные ср. рода. Если я назову прилагательное м.р. вы хлопаете в ладоши один раз. Если я назову прилагательное ж.р. вы хлопаете в ладоши два раза, если я назову прилагательное ср. р. Вы хлопаете в ладоши три раза. Ну что, начнём?
( Весёлый, робкий, свежая, умные, красивая, радостный, светлое, аккуратный, прекрасный, вежливые)
16.Итог урока.
Молодцы ребята, вы такие способные, вы выполнили все задания, которые вам подготовил гномик Всезнайка. И гномик Всезнайка вручает вам вот такие медали.
Медали вам вручаю,
За хорошую работу,
Вас ребята награждаю.
Я надеюсь, что вы ещё приплывёте ко мне за новыми знаниями по русскому языку
Учащиеся:
Нам домой уже пора,
Ждет корабль у двора
Море мы переплывём
И в наш класс все попадём.
17.Рефлексия.
Запишите на лепестках ромашки свои впечатления о плавании на корабле к гномику. Всезнайки.
Выберите за работу жетоны – рожицы, которые соответствуют вашему настроению. ( Вручаются жетоны)
18.Домашнее задание.
Упр. 421 стр. 158. выучить правило.