Оборудование: компьютер, раздаточный материал (иллюстрации), индивидуальные карточки.
Ход урока:
Здравствуйте ребята. Сегодня урок русского языка.
1 . Психологический настрой. (картинка Солнце.)
В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие. Куда, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Город этот не простой,
он дремучий и густой.
(картинка Лес, текст загадки.)
В лесу много разных деревьев, но нам сегодня будет помогать в оценивании ёлочка. (показ ёлочки) На столах у вас лежат листочки на которых изображена ёлочка.
По выполнению какого либо задания, вы по моей команде возьмете в руки коричневый карандаш и будете рисовать шишку.
Посмотрите, в каком лесу мы оказались. Давайте опишем природу этого леса, в этом нам поможет картина.
Какая часть речи помогла описать красоту леса? (имя прилагательное)
Сегодня мы и будем продолжать изучать имя прилагательное.
Что же такое имя прилагательное? Вы дома должны были выучить правило об имени прилагательном. Правило (4 уч-ся)
3. Актуализация знаний (карточка №1)
– Прочитайте слова на карточках, и составьте пары слов из левого и правого столбиков и соединим их линиями.
На столах у детей – карточки с двумя столбиками слов:
Сугробы трескучий Ель яркое Мороз большие Солнце зелёная
Обменялись карточками и проверяем. ( на доске правильный вариант)
По какому признаку объединены слова в первом столбике? (Они отвечают на вопросы кто?, что? Это имена существительные) – А что общего у слов во втором столбике? (Они отвечают на вопросы какой? Какая? …это какая часть речи?) – Молодцы, эти слова называются именами прилагательными. Они отвечают на вопросы какой?, какая?, какие?, какое?
-Давайте хором повторим правило «Имя прилагательное» (индивидуально)
–Что мы сейчас с вами сделали? (Вспомнили имя сущ. и повторили имя прилагательное) Поднимите руки у тех у кого все верно рисуют шишку на ёлочке. Остальные будьте внимательными при выполнении след. задания.
-А теперь перейдем к работе в тетрадях. Для начала выполним пальчиковую гимнастику.
Лл- дайте характеристику (Буква Л обозначает 2 согласных звонких непарных звука – твердый (Л) и мягкий (Л );
Лес –соединения (среднее, верхнее)
Возле леса жить- голодным не быть. Как понимаете смысл этой пословицы?
Чем же в лесу можно полакомиться?...(грибами, ягодами, орехами)
5. Творческая работа «Конструктор предложения» (карточка №2)
У вас на парте у каждого лежат слова.
1 вариант: кислый, снежный, загадочный, зимний.
2 вариант: дремучий, густой, сказочный, железный.
Ваша задача к существительному слову ЛЕС подобрать подходящие имена прилагательные.
Кто выбрал 3 прилагательного к слову ЛЕС, поднимите руки.
-какое прилагательное лишнее? (1 вариант -кислый, 2 вариант- железный)
Ребята, кто правильно выполнил задание, поднимите руку и нарисуйте шишку на ёлочке.
6. Физминутка
Вы, наверное устали? Ну тогда все дружно встали. Я предлагаю вам физкультминутку
Я буду перечислять слова, а вы должны очень внимательно слушать. Если я называю, имя существительное вы приседаете, а если имя прилагательное вы хлопаете. Мороз, волшебный, сосна, морозный, голубое, снег, яркое, пушистое, сугроб, зелёная, тихий. А теперь тихонечко сели.
Кто правильно и без ошибок выполнил физминутку, рисует на ёлочке шишку.
7. Игра «Волшебный сундучок»
Ребята, а нам из зимнего леса прислали волшебный сундучок. Сейчас я попрошу ... подойти ко мне. Попробуй описать то, то ты увидел в сундучке, используя только имена прилагательные (серая, маленькая, боязливая, шустрая, ...). –Ребята, а вы догадались кто это? Молодцы, ребята, это и правда мышка. А если бы ... не использовал имена прилагательные ... смог бы объяснить, что находится в сундучке? (нет) верно, не смог бы. ( Ещё 1 уч-ся описание лимона)
Какой можно сделать вывод? ВЫВОД: Имена прилагательные помогают точно определить предмет. Вывод: Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. Что мы сейчас с вами сделали?
8. Работа по учебнику
Открыли учебники на стр.171 упр. 455 в котором описаны сказочные герои, а о ком именно идет речь мы должны догадаться. (1 читает, другой отгадывает, 3 записывает, остальные у себя в тетрадях)
-Сказочные герои пишутся с какой буквой? (с заглавной)
-Почему? (собственные имена существительные)
-Что мы сейчас сделали?
9.Исследовательская деятельность. (Работа в парах)
Один ученик, который не знает имен прилагательных, описал зиму.
Возьмите карточку №3 и прочитайте текст.
Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки.
Понравился текст? (ответы уч-ся)
Как помочь ученику украсить текст ? (Вставить прилагательное)
Поработайте в паре над текстом, сделайте его ярким и выразительным.
Обсудите, какие прилагательные вы вставите в пропущенных местах. Вам на помощь ниже перечислены Слова помощники: снежная, сильные, зеленые, пушистым, красивыми.
Прочитайте полученный текст.(читают 3 ученика)
(ключ на доске)
Пришла снежная зима. Стоят сильные морозы. Земля покрыта пушистым снегом. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны зелёные ёлочки.
Сравните первый текст без прилагательных и второй и сделайте вывод, какую роль выполнило имя прилагательное? (украсило словами текст)
Вывод: имя прилагательное украшает нашу речь, делает ее яркой и выразительной, речь становится более красивой, разговор интереснее. Молодцы!
Ребята, поднимите руку, кто правильно выполнил задание, рисуют шишку на ёлке.
10. Закрепление. Прием «Составление кластера»
Чтобы закрепить все знания об имени прилагательном предлагаю составить кластер. Главное слово в середине «Имя прилагательное» В каждом кружочке вы должны дописать не достающие слова. У вас у каждого есть такой кластер на парте.
Отвечает на вопросы:
Часть
Обозначает
Имя прилагательное
1.часть речи
2.отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
3.обозначает признак предмета
-Что мы с вами сейчас выполнили? Для чего? Вывод: Для того чтобы закрепить ЗУН.
Ребята, кто правильно выполнил задание, поднимите руку, нарисуйте шишку.
11.Итог урока
-чему научились на уроке? (определять имя прилагательное по значению и вопросу)
Ребята, у меня тоже есть ёлочка, но она не наряжена шишками, как ваши, но её можно нарядить новогодними шариками. На столах у вас лежат 2 кружочка оранжевый и синий. Если у вас не возникало никаких затруднений при работе на уроке возьмите в руки оранжевый шарик, если вы испытывали затруднения то синий шарик. И каждый сейчас из вас поможет нарядить мою ёлочку вашими шариками. (уч-ся подходят и украшают елочку шариками)
-Ребята на этом урок наш закончен, спасибо.
Самоанализ урока:
Этап урока
Задачи обучения
Виды деятельности учащихся
Включая всех
Оценивание
Результат обучения
Основные ресурсы
Организационный этап. Психологический настрой.
Настроить на работу.
Отгадывание загадки
Словесная похвала, одобрение
Вовлечение всего класса в работу.
Картинки зимы
Актуализация знаний
Повторить пройденный материал. Настроится на следующий этап работы.
Индивидуальная работа.
работа в карточке
Работа со снеговиком.
Заработанный балл (снежинка)
Переход к следующему этапу урока
карточка
Чистописание. Словарная работа.
Формировать навыки правильного письма.
Пополнение словарного запаса.
Индивидуальная работа в тетради.
Составление предложения со словарным словом
Работа со снеговиком.
Заработанный балл (снежинка)
Обогащение словарного запаса
тетрадь
Постановка учебной проблемы.
Развивать умение выделять главное, сравнивать.
Коллективная работа (подбор подходящих слов)
Самостоятельная запись последнего предложения.
Словесная похвала, одобрение
Умение различать существительные единственного и множественного числа.
Тетрадь, доска.
Поиск решения, открытие новых знаний.
Учить работать с существительными единственного и множественного числа
Подведение итогов.
Работа с правилом (чтение хором)
Словесная похвала, одобрение
Умение изменять число имен существительных с помощью окончаний.
учебник
Физ. минутка.
Отдохнуть. Учить различать формы им. Сущ.
Работа со снеговиком.
Заработанный балл (снежинка)
Умение различать существительные единственного и множественного числа.
Закрепление изученного материала.
Дать понятие о словах исключениях. Проверки безударных гласных. Проверки звонких согласных на конце слова.