программа разработана на основе примерной программы по русскому языку и авторской программы для начальной школы, разработанной Ивановым С.В., Кузнецовым М.В., Евдокимовой А.О., Петленко Л.В., Романовой В.Ю. в рамках проекта «Начальная школа XXI века».
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основании Примерной программы начального общего образования по русскому языку, а также программы курса русского языка для учащихся общеобразовательных учреждений (автор С. В. Иванов).
Заложение основ формирования функционально грамотной личности, обеспечение языкового и речевого развития ребенка, помощь ему осознать себя носителем языка.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов (5 часов в неделю) для обязательного изучения учебного предмета Русский язык в 3 классе. В 2016-2017 году в соответствии с календарным учебным графиком и расписанием лицея на изучение курса отводится 170 часов. Сохранение содержания образования осуществляется за счет уроков повторения.
Запланировано – 5 диктантов, 4 контрольные работы, 2 самостоятельные работы, 3 словарных диктанта, 4 списывания, 1 тест, 2 изложения, 4 итоговых контрольных работы, 1 комплексная работа.
Система оценки планируемых результатов выражена в самостоятельных и контрольных работах (тесты и текстовая форма). Показатели уровня успешности учащихся выражены в пятибальной системе.
№ | Раздел программы | Кол-во часов | Содержание | Планируемые результаты освоения учебного предмета | Система оценки планируемых результатов: формы и виды контроля |
1 | «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) | 62 ч | Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч). Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч). Синтаксис (18 ч) Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения. Морфология (37 ч) Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных. Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений. | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и аргументировано доказывать свою позицию. Понимать информацию, представленную в виде схемы, дополнять схему. Сравнивать транскрипцию с буквенной записью слов. Обобщать результаты наблюдений. Группировать слова по заданному основанию, осуществлять контроль по результату выполнения задания. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Анализировать группы слов, находить общий звук в словах и обозначать его с помощью транскрипции. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре и в группе). Контролировать правильность выполнения задания. Находить и объяснять ошибки. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Опознавать слова с ошибкой. Объяснять причины ошибок. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в группе). Находить слова по заданным основаниям. Сопоставлять звуковую модель, транскрипцию и буквенную запись слова. Знакомиться с алгоритмом фонетического разбора слов. Проводить фонетический разбор слова, систематизировать знания по фонетике. Анализировать правильность проведения фонетического разбора слова | Тест по темам «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу». Контрольная работа по темам «Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Главные члены предложения». Тест по темам «Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения».Контрольная работа за первое полугодие. Состав слова. Синтаксис. Простое предложение». Контрольная работа по теме «Грамматические признаки имени существительного». |
2 | «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) | 53 ч | Повторение правил правописания, изученных во 2 классе. Правописание надежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но). | Сопоставлять пары слов, распознавать орфограмму, объяснять условия написания прописной буквы. Контролировать собственные действия при работе по образцу. Заканчивать предложения, выбирать слова по смыслу, использовать правило написания прописной буквы для решения практической задачи. Находить слова по заданным основаниям. Заканчивать предложения, используя слова с указанными характеристиками. Устанавливать орфограмму и объяснять написание слов. Находить слова по заданным основаниям. Изменять форму слова, учитывая задание. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре и в группе). Выбирать правильный ответ из предложенных и аргументировать свой выбор. Распределять слова по заданным основаниям. Фиксировать (графически обозначать) деление слов для переноса. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Подбирать слова, удовлетворяющие заданным условиям. Контролировать собственные действия | Тест по теме «Повторение изученных орфограмм». Списывание по теме «Повторение изученных орфограмм».Словарные диктанты. Диктант по теме «Орфограммы, изученные во 2 классе». Диктант за первое полугодие по теме «Орфограммы, изученные в первом полугодии». Тест по теме «Род, число, падеж, склонение имен существительных». Диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных». |
3 | «Развитие речи» | 30 ч | Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы. Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов. | Понимать текст, выявлять признаки текста. Соотносить предложенный план с текстом, проверять правильность составленного плана. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Определять тип текста, подбирать заголовок, заканчивать текст. Анализировать варианты окончаний текста и высказывать предположение об основной мысли возможных текстов. Контролировать свои действия при устном ответе: логично строить высказывание, отбирать необходимые языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Устанавливать связь заголовка с текстом. Соотносить заголовок и части текста. Обосновывать значение заголовков. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Высказывать предположение и аргументировать его. Устанавливать связь заголовка с текстом. Соотносить заголовок и части текста. Обосновывать значение заголовков. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Высказывать предположение и аргументировать его | Изложение. Изложение с элементами сочинения. Самостоятельные работы |
4 | Резервные уроки | 25 ч | «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (20 ч) Повторение правил правописания, изученных в 3 классе. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (5 ч) | | Контрольная работа по теме «Части речи, род и число имен существительных». Диктант по темам «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. Удвоенные согласные в словах. Суффиксы имен существительных». Комплексная итоговая контрольная работа на материале блоков «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». |
№ | Дата | Тема урока |
1 | 01.09 | Повторяем фонетику. |
2 | 03.09 | Вспоминаем правила написания заглавной буквы. |
3 | 05.09 | Фонетический анализ слова. |
4 | 06.09 | Вспоминаем правило переноса слов. |
5 | 07.09 | Текст, его признаки и типы. |
6 | 08.09 | Фонетический анализ слов. |
7 | 10.09 | Правила обозначения гласных после шипящих. |
8 | 12.09 | Состав слова. |
9 | 13.09 | Правописание безударных гласных в корне слов. |
10 | 14.09 | Повторяем признаки и типы текстов. |
11 | 15.09 | Разбор слова по составу. Входная диагностическая работа. |
12 | 17.09 | Повторяем правила правописания согласных в корне. |
13 | 19.09 | Повторяем словообразование. |
14 | 20.09 | Текущий диктант или тест по теме «Повторение изученных орфограмм». |
15 | 21.09 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Правило написания непроизносимых согласных в корне слова. |
16 | 22.09 | Текст и его заглавие. |
17 | 24.09 | Разбор слова по составу и словообразование. |
18 | 26.09 | Повторяем правописание суффиксов. |
19 | 27.09 | Повторяем правописание приставок. |
20 | 28.09 | Текущая контрольная работа или тест по темам «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу». |
21 | 29.09 | Заглавие и начало текста. |
22 | 01.10 | Предложение и его смысл. Слова в предложении. |
23 | 03.10 | Виды предложения по цели высказывания и интонации. |
24 | 04.10 | Последовательность предложений в тексте. Самостоятельная работа по развитию речи по теме «Текст, заголовок текста». |
25 | 05.10 | Списывание по теме «Повторение изученных орфограмм». |
26 | 06.10 | Главные члены предложения. |
27 | 08.10 | Повторяем написание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков. |
28 | 10.10 | Главные члены предложения. |
29 | 11.10 | Учимся писать приставки. |
30 | 12.10 | Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з/с. |
31 | 13.10 | Словарный диктант. Подлежащее. |
32 | 15.10 | Сказуемое. |
33 | 17.10 | Учимся писать письма. |
34 | 18.10 | Сказуемое. |
35 | 19.10 | Итоговая контрольная работа по темам «Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Главные члены предложения». |
36 | 20.10 | Учимся писать письма. |
37 | 22.10 | Второстепенные члены предложения. |
38 | 24.10 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. |
39 | 25.10 | Учимся писать приставку с-. |
40 | 26.10 | Итоговый диктант по теме «Орфограммы, изученные во 2 классе». |
41 | 27.10 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. |
42 | 29.10 | Обстоятельство. |
43 | 07.11 | Учимся писать письма. |
44 | 08.11 | Определение. |
45 | 09.11 | Учимся писать слова с двумя корнями. |
46 | 10.11 | Определение. |
47 | 12.11 | Запоминаем соединительные гласные о, е. |
48 | 14.11 | Учимся писать письма. |
49 | 15.11 | Дополнение. |
50 | 16.11 | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. |
51 | 17.11 | Дополнение. |
52 | 19.11 | Текущая контрольная работа или тест по темам «Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения». |
53 | 21.11 | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. |
54 | 22.11 | Списывание. |
55 | 23.11 | Однородные члены предложения. |
56 | 24.11 | Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. |
57 | 26.11 | Однородные члены предложения. |
58 | 28.11 | Знаки препинания при однородных членах предложения. |
59 | 29.11 | Учимся писать письма. |
60 | 30.11 | Однородные члены предложения. |
61 | 01.12 | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. |
62 | 03.12 | Словарный диктант. Однородные члены предложения. |
63 | 05.12 | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. |
64 | 06.12 | Учимся писать письма. |
65 | 07.12 | Повторяем фонетику и состав слова. |
66 | 08.12 | Итоговая контрольная работа за первое полугодие по темам «Фонетика. Состав слова. Синтаксис. Простое предложение». |
67 | 10.12 | Повторение. |
68 | 12.12 | Итоговый диктант за первое полугодие по теме «Орфограммы, изученные в первом полугодии». |
69 | 13.12 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. |
70 | 14.12 | Части речи. |
71 | 15.12 | Самостоятельные и служебные части речи. |
72 | 17.12 | Повторение. |
73 | 19.12 | Имя существительное. |
74 | 20.12 | Повторение. |
75 | 21.12 | Учимся писать изложение. |
76 | 22.12 | Род имен существительных. |
77 | 24.12 | Род имен существительных. |
78 | 26.12 | Учимся писать изложение. |
79 | 27.12 | Число имен существительных. |
80 | 28.12 | Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных. |
81 | 29.12 | Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных. |
82 | 12.01 | Число имен существительных. |
83 | 14.01 | Изменение имен существительных по числам. |
84 | 16.01 | Изменение имен существительных по числам. |
85 | 17.01 | Текущая контрольная работа по теме «Части речи, род и число имен существительных». |
86 | 18.01 | Учимся писать изложение. |
87 | 19.01 | Изменение имен существительных по падежам. |
88 | 21.01 | Падеж имен существительных. Косвенные падежи. |
89 | 23.01 | Падеж имен существительных. Падежные предлоги. |
90 | 24.01 | Учим слова с удвоенными согласными в корне слова. |
91 | 25.01 | Учимся писать письма. |
92 | 26.01 | Падеж имен существительных. |
93 | 28.01 | Учимся писать суффикс -ок-в именах существительных. |
94 | 30.01 | Падеж имен существительных. |
95 | 31.01 | Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания ички ечк. |
96 | 01.02 | Работа с текстом. |
97 | 02.02 | Склонение имен существительных. Наблюдение. Понятие о склонении. |
98 | 04.02 | Учимся писать сочетания инк, енк. |
99 | 06.02 | Текущий диктант по темам «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. Удвоенные согласные в словах. Суффиксы имен существительных». |
100 | 07.02 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. |
101 | 08.02 | Склонение имен существительных. |
102 | 09.02 | Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. |
103 | 11.02 | Списывание. |
104 | 13.02 | Склонение имен существительных родительного падежа множественного числа. |
105 | 14.02 | Тест по теме «Род, число, падеж, склонение имен существительных». |
106 | 15.02 | Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. |
107 | 16.02 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. |
108 | 18.02 | Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения. |
109 | 20.02 | Учимся писать изложения. |
110 | 21.02 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. |
111 | 22.02 | Учимся писать безударные окончания имен существительных 2 склонения. |
112 | 25.02 | Имена существительные собственные и нарицательные. |
113 | 27.02 | Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц. |
114 | 28.02 | Учимся писать изложение. |
115 | 01.03 | Способы образования имен существительных. |
116 | 02.03 | Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения. |
117 | 04.03 | Способы образования имен существительных. |
118 | 06.03 | Итоговая контрольная работа по теме «Грамматические признаки имени существительного». |
119 | 07.03 | Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения. |
120 | 09.03 | Текущее изложение. |
121 | 11.03 | Повторяем фонетику и состав слова. |
122 | 13.03 | Словарный диктант. Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений. |
123 | 14.03 | Итоговый диктант по теме «Орфограммы, изученные в третьей четверти». |
124 | 15.03 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. |
125 | 06.03 | Имя прилагательное. |
126 | 18.03 | Правописание окончаний имен существительных множественного числа. |
127 | 20.03 | Повторение. |
128 | 21.03 | Имя прилагательное. |
129 | 22.03 | Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных. |
130 | 03.04 | Имя прилагательное. |
131 | 04.04 | Правописание имен существительных на ий, ия, ие. |
132 | 05.04 | Правописание имен существительных на ий, ия, ие. |
133 | 06.04 | Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных. |
134 | 08.04 | Текущий диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных». |
135 | 10.04 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. |
136 | 11.04 | Качественные имена прилагательные. |
137 | 12.04 | Изложение с элементами сочинения. |
138 | 13.04 | Степени сравнения качественных прилагательных. |
139 | 15.04 | Правописание окончаний имен прилагательных. |
140 | 17.04 | Учимся писать изложение. |
141 | 18.04 | Степени сравнения качественных прилагательных. |
142 | 19.04 | Правописание окончаний имен прилагательных. |
143 | 20.04 | Краткая форма качественных прилагательных. |
144 | 22.04 | Правописание окончаний имен прилагательных. |
145 | 24.04 | Учимся писать сочинение. |
146 | 25.04 | Относительные имена прилагательные. |
147 | 26.04 | Относительные имена прилагательные. Правописание относительных прилагательных. |
148 | 27.04 | Как образуются относительные имена прилагательные. |
149 | 29.04 | Правописание относительных прилагательных. |
150 | 02.05 | Учимся писать сочинение. |
151 | 03.05 | Текущая контрольная работа по теме «Имя прилагательное и его грамматическое значение». |
152 | 04.05 | Относительные имена прилагательные. |
153 | 06.05 | Правописание относительных прилагательных. |
154 | 08.05 | Притяжательные имена прилагательные. |
155 | 10.05 | Правописание притяжательных прилагательных. |
156 | 11.05 | Текущий диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных». |
157 | 13.05 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. |
158 | 15.05 | Правописание сравнительной степени качественных прилагательных. |
159 | 16.05 | Списывание. |
160 | 17.05 | Правописание превосходной степени качественных прилагательных. |
161 | 18.05 | Правописание краткой формы качественных прилагательных. Словарный диктант. |
162 | 20.05 | Местоимение. |
163 | 22.05 | Текущее изложение. |
164 | 23.05 | Личные местоимения. |
165 | 24.05 | Личные местоимения. |
166 | 25.05 | Правописание местоимений с предлогами. |
167 | 27.05 | Как изменяются местоимения. |
168 | 29.05 | Правописание местоимений. Как изменяются местоимения. |
169 | 30.05 | Комплексная итоговая контрольная работа. На материале блоков «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». |
170 | 31.05 | Праздник «Знатоки русского языка». |