Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ «СОШ № 42» ЭМР Саратовской области программа определяет приоритеты в содержании языковой грамотности и способствует интеграции и координации деятельности по реализации начального общего образования;
- для администрации МБОУ «СОШ № 42» программа является основанием для определения качества реализации курса русского языка начального общего образования
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: на изучение русского языка в 1 классе отводится 165 часов в год (33 учебные недели по 5 часов в неделю), из них 80 часов – на первое полугодие (16 учебных недель, по 5 часов в неделю), 85 часов на второе полугодие (17 учебных недель по 5 часов в неделю)
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 5 час в неделю, по 1 часу.
Курс русского языка 1 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Планирование обеспечивает выполнение программы государственного стандарта. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
УМК по предмету составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. В планировании указано название тем, цели их изучения, способы достижения цели, оценочная деятельность на каждом этапе урока, способы достижения цели.
В рабочей программе отражено формирование ключевых образовательных предметных КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ:
Календарно-тематическое планирование по русскому языку – 170ч.
№ | Содержание | Общее кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Контроль л/р, п/р, и т.д. | Дата план | Дата факт | Повторение |
| Добукварный период | 16ч | | | | | |
1 | Ориентировка по страницам прописей. | | 1 | | 2.09 | | |
2 | Отработка алгоритма при проведении линии в заданном направлении. | | 1 | | 3.09 | | |
3 | Отработка алгоритма при проведении линии в заданном направлении. | | 1 | | 4.09 | | |
4 | Отработка алгоритма действий при проведении параллельных и непараллельных линий. ИКТ | | 1 | | 5.09 | | |
5 | Тренировка в проведении наклонных параллельных линий. | | 1 | | 8.09 | | |
6 | Отработка алгоритма действий при проведении наклонных параллельных линий. | | 1 | | 9.09 | | |
7 | Отработка умений при проведении параллельных линий. | | 1 | | 10.09 | | |
8 | Отработка алгоритма действий при проведении полуовалов.. | | 1 | | 11.09 | | |
9 | Отработка алгоритма действий при проведении параллельных линий и полуовалов. | | 1 | | 12.09 | | |
10 | Ориентировка в рабочей строке. Отработка умения находить середину надстрочного пространства. | | 1 | | 15.09 | | |
11 | Отработка алгоритма действий при проведении наклонных параллельных линий. | | 1 | | 16.09 | | |
12 | Проведение линий сложной траектории. ИКТ | | 1 | | 17.09 | | |
13 | Прописывание на рабочей строке элементов букв. | | 1 | | 18.09 | | |
14 | Развитие свободы движения руки. Проведение линий сложной траектории. | | 1 | | 19.09 | | |
15 | Развитие умения ориентироваться на высоту строки при использовании рабочих строк двух видов. ИКТ | | 1 | | 22.09 | | |
16 | Прописывание на рабочей строке элементов букв. | | 1 | | 23.09 | | |
| Букварный период | 64ч | | | | | |
17 | Письмо заглавной и строчной буквы Аа. | | 1 | | 24.09 | | |
18 | Тренировка в написании букв. ИКТ | | 1 | | 25.09 | | |
19 | Письмо заглавной и строчной буквы Яя. | | 1 | | 26.09 | | |
20 | Тренировка в написании букв. ИКТ | | 1 | | 29.09 | | |
21 | Письмо заглавной и строчной буквы Оо. | | 1 | | 30.09 | | |
22 | Письмо заглавной и строчной буквы Ёё. | | 1 | | 1.10 | | |
23 | Письмо букв в системе обучения грамоте. | | 1 | | 2.10 | | |
24 | Тренировка в написании букв. ИКТ | | 1 | | 3.10 | | |
25 | Письмо заглавной и строчной буквы Уу. | | 1 | | 6.10 | | |
26 | Письмо заглавной и строчной буквы Юю. | | 1 | | 7.10 | | |
27 | Тренировка в правильном написании букв. ИКТ | | 1 | | 8.10 | | |
28 | Письмо букв в системе обучения грамоте. | | 1 | | 9.10 | | |
29 | Письмо заглавной и строчной буквы Ээ. | | 1 | | 10.10 | | |
30 | Письмо заглавной и строчной буквы Ее. | | 1 | | 13.10 | | |
31 | Тренировка в правильном написании букв. ИКТ | | 1 | | 14.10 | | |
32 | Письмо строчной буквы ы. | | 1 | | 15.10 | | |
33 | Письмо букв в системе обучения грамоте. | | 1 | | 16.10 | | |
34 | Письмо заглавной и строчной буквы Ии. | | 1 | | 17.10 | | |
35 | Отработка написания изученных букв. | | 1 | | 20.10 | | |
36 | Отработка написания изученных букв. ИКТ | | 1 | | 21.10 | | |
37 | Письмо заглавной и строчной буквы Мм. | | 1 | | 22.10 | | |
38 | Письмо букв в системе обучения грамоте. | | 1 | | 23.10 | | |
39 | Письмо заглавной и строчной буквы Нн. | | 1 | | 24.10 | | |
40 | Письмо заглавной и строчной буквы Рр. | | 1 | | 27.10 | | |
41 | Письмо заглавной и строчной буквы Лл. | | 1 | | 28.10 | | |
42 | Письмо заглавной и строчной буквы Йй. | | 1 | | 29.10 | | |
43 | Письмо букв в системе обучения грамоте. | | 1 | | 30.10 | | |
44 | Отработка написания изученных букв. Письмо слогов, слов и предложений. ИКТ | | 1 | | 31.10 | | |
45 | Письмо заглавной и строчной буквы Гг. | | 1 | | 10.11 | | |
46 | Письмо заглавной и строчной буквы Кк. | | 1 | | 11.11 | | |
47 | Отработка написания изученных букв. Письмо слогов, слов и предложений. ИКТ | | 1 | | 12.11 | | |
48 | Письмо букв в системе обучения грамоте. | | 1 | | 13.11 | | |
49 | Письмо заглавной и строчной буквы Зз. | | 1 | | 14.11 | | |
50 | Письмо заглавной и строчной буквы Сс. | | 1 | | 17.11 | | |
51 | Отработка написания изученных букв. Письмо слогов, слов и предложений. ИКТ | | 1 | | 18.11 | | |
52 | Письмо заглавной и строчной буквы Дд. | | 1 | | 19.11 | | |
53 | Письмо букв в системе обучения грамоте. | | 1 | | 20.11 | | |
54 | Письмо заглавной и строчной буквы Тт. | | 1 | | 21.11 | | |
55 | Отработка написания изученных букв. Письмо слогов, слов и предложений. ИКТ | | 1 | | 24.11 | | |
56 | Письмо заглавной и строчной буквы Бб. | | 1 | | 25.11 | | |
57 | Письмо заглавной и строчной буквы Пп. | | 1 | | 26.11 | | |
58 | Письмо букв в системе обучения грамоте. | | 1 | | 27.11 | | |
59 | Письмо заглавной и строчной буквы Вв. | | 1 | | 28.11 | | |
60 | Письмо заглавной и строчной буквы Фф. | | 1 | | 1.12 | | |
61 | Письмо заглавной и строчной буквы Жж. | | 1 | | 2.12 | | |
62 | Письмо заглавной и строчной буквы Шш. | | 1 | | 3.12 | | |
63 | Письмо слогов, слов, предложений. | | 1 | | 4.12 | | |
64 | Письмо заглавной и строчной буквы Чч. | | 1 | | 5.12 | | |
65 | Письмо заглавной и строчной буквы Щщ. | | 1 | | 8.12 | | |
66 | Письмо заглавной и строчной буквы Хх. | | 1 | | 9.12 | | |
67 | Письмо заглавной и строчной буквы Цц. | | 1 | | 10.12 | | |
68 | Письмо слогов, слов, предложений. | | 1 | | 11.12 | | |
69 | Письмо строчной буквы ь. | | 1 | | 12.12 | | |
70 | Письмо буквосочетаний, слов, предложений в системе обучения грамоте. ИКТ | | 1 | | 15.12 | | |
71 | Письмо строчной буквы ъ. | | 1 | | 16.12 | | |
72 | Закрепление написания всех букв алфавита. Исследовательская работа: «Такие разные буквы» | | 1 | | 17.12 | | |
73 | Закрепление написания всех букв алфавита. | | 1 | | 18.12 | | |
74 | Закрепление написания всех букв алфавита. | | 1 | | 19.12 | | |
75 | Повторение и закрепление написания букв. ИКТ | | 1 | | 22.12 | | |
76 | Повторение и закрепление написания букв | | 1 | | 23.12 | | |
77 | Повторение и закрепление написания букв | | 1 | | 24.12 | | |
78 | Повторение и закрепление написания букв | | 1 | | 25.12 | | |
79 | Повторение и закрепление написания букв | | 1 | | 26.12 | | |
80 | Повторение и закрепление написания букв | | 1 | | 29.12 | | |
| Русский язык | | | | | | |
81 | Язык как средство общения. Порядок действий при списывании. ИКТ | | 1 | | 12.01 | | |
82 | Язык как средство общения. Порядок действий при списывании. | | 1 | | 13.01 | | |
83 | Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения. | | 1 | | 14.01 | | |
84 | Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения. | | 1 | | 15.01 | | |
85 | Речевой этикет: слова приветствия. Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений. ИКТ | | 1 | | 16.01 | | |
86 | Речевой этикет: слова приветствия. Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений. | | 1 | | 19.01 | | |
87 | Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. Отработка порядка действий при списывании. | | 1 | | 20.01 | | |
88 | Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. Отработка порядка действий при списывании. ИКТ | | 1 | | 21.01 | | |
89 | Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | | 1 | | 22.01 | | |
90 | Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | | 1 | | 23.01 | | |
91 | Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто?что?; знаки препинания в конце предложения. | | 1 | | 26.01 | | |
92 | Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто?что?; знаки препинания в конце предложения. ИКТ | | 1 | | 27.01 | | |
93 | Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена, их правописание. | | 1 | | 28.01 | | |
94 | Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена, их правописание. | | 1 | | 29.01 | | |
95 | Речевой этикет: использование слов ты, вы при общении. Правописание собственных имен. | | 1 | | 30.01 | | |
96 | Правила речевого поведения. Отработка порядка действий при списывании . | | 1 | | 2.02 | | |
97 | Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы какая?какой?какое?какие? | | 1 | | 3.02 | | |
98 | Описание внешности. Повторение слогоударных схем. Проект на тему: «Ты и я все ли мы похожи» | | 1 | | 4.02 | | |
99 | Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы кто?что?какая?какой?какое? какие? ИКТ | | 1 | | 5.02 | | |
100 | Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем | | 1 | | 6.02 | | |
101 | Письменная речь: оформление адреса на конверте. Правила переноса слов. | | 1 | | 16.02 | | |
102 | Письменная речь: оформление адреса на конверте. Правила переноса слов. | | 1 | | 17.02 | | |
103 | Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. Знакомство с образованием слов в русском языке. ИКТ | | 1 | | 18.02 | | |
104 | Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. Отработка умения задавать вопросы к словам. | | 1 | | 19.02 | | |
105 | Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? | | 1 | | 20.02 | | |
106 | Речевая ситуация: обсуждение выбора будущей профессии. Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? ИКТ | | 1 | | 24.02 | | |
107 | Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правила написания сочетаний жи-ши | | 1 | | 25.02 | | |
108 | Речевая ситуация: использование речи для убеждения. Повторение правила правописания сочетаний ча-ща, чу-щу. | | 1 | | 26.02 | | |
109 | Речевая ситуация: описание своего характера и своих поступков. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делать? что сделать? ИКТ | | 1 | | 27.02 | | |
110 | Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | | 1 | | 2.03 | | |
111 | Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Знакомство с родственными словами. | | 1 | | 3.03 | | |
112 | Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делать? что сделать? | | 1 | | 4.03 | | |
113 | Письменная речь: объявление. Повторение постановки знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний жи-ши. ИКТ | | 1 | | 5.03 | | |
114 | Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов | | 1 | | 6.03 | | |
115 | Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов. | | 1 | | 9.03 | | |
116 | Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. | | 1 | | 10.03 | | |
117 | Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения ИКТ | | 1 | | 11.03 | | Повторение правил переноса слов. |
118 | Письменная речь: объявление. | | 1 | | 12.03 | | Повторение слов, отвечающих на вопрос какая?, какие? и правила написания собственных имен |
119 | Письменная речь: объявление | | 1 | | 13.03 | | Повторение слов, отвечающих на вопрос какая?, какие? и правила написания собственных имен |
120 | Описание внешности животного. ИКТ | | 1 | | 16.03 | | Повторение правила написания сочетаний жи-ши и работы со звуковыми моделями |
121 | Описание внешности животного. | | 1 | | 17.03 | | Повторение правила написания сочетаний жи-ши и работы со звуковыми моделями |
122 | Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. | | 1 | | 18.03 | | Отработка порядка действий при списывании и звукового анализа. |
123 | Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. | | 1 | | 19.03 | | Отработка порядка действий при списывании и звукового анализа. |
124 | Описание внешности и повадок животного. | | 1 | | 20.03 | | Отработка умения задавать вопросы к словам. |
125 | Описание внешности и повадок животного. ИКТ | | 1 | | 31.03 | | Отработка умения задавать вопросы к словам. |
126 | Описание внешности и повадок животного. | | 1 | | 1.04 | | Отработка умения задавать вопросы к словам, порядка действий при списывании; повторение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща. |
127 | Описание внешности и повадок животного. | | 1 | | 2.04 | | Отработка умения задавать вопросы к словам, порядка действий при списывании; повторение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща. |
128 | Речевой этикет: слова приветствия. | | 1 | | 3.04 | | Отработка порядка действий при списывании. |
129 | Речевой этикет: слова приветствия. | | 1 | | 6.04 | | Отработка порядка действий при списывании. |
130 | Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении ИКТ | | 1 | | 7.04 | | Отработка умений задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании. |
131 | Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении | | 1 | | 8.04 | | Отработка умений задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании. |
132 | Речевая ситуация: обсуждение интересов. | | 1 | | 9.04 | | Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правил правописания сочетаний ча-ща, чу-щу. |
133 | Речевая ситуация: обсуждение интересов. | | 1 | | 10.04 | | Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правил правописания сочетаний ча-ща, чу-щу. |
134 | Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса. | | 1 | | 13.04 | | Отработка порядка действий при списывании. |
135 | Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса. | | 1 | | 14.04 | | Отработка порядка действий при списывании. |
136 | Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. ИКТ | | 1 | | 15.04 | | Отработка порядка действий при списывании. |
137 | Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. | | 1 | | 16.04 | | Отработка порядка действий при списывании. |
138 | Речевая ситуация: выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного возраста. | | 1 | | 17.04 | | Повторение функции ь |
139 | Речевая ситуация: выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного возраста. | | 1 | | 20.04 | | Повторение функции ь |
140 | Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка. Повторение функции ь и порядка действий при списывании. | | 1 | | 21.04 | | Повторение функции ь и порядка действий при списывании. |
141 | Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка. Повторение функции ь и порядка действий при списывании. ИКТ | | 1 | | 22.04 | | Повторение функции ь и порядка действий при списывании. |
142 | Точность и правильность речи. | | 1 | | 23.04 | | Повторение звукового анализа и правила переноса слов. |
143 | Точность и правильность речи. | | 1 | | 24.04 | | Повторение звукового анализа и правила переноса слов. |
144 | Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Знакомство с правилом правописания сочетаний чк, чн. | | 1 | | 27.04 | | Повторение звукового анализа и правила переноса слов. |
145 | Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Знакомство с правилом правописания сочетаний чк, чн. | | 1 | | 28.04 | | Повторение звукового анализа и правила переноса слов. |
146 | Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению. ИКТ | | 1 | | 29.04 | | Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании |
147 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном | | 1 | | 30.04 | | Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании |
148 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Знакомство с нормами произношения и ударения. | | 1 | | 4.05 | | Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании |
149 | Научная и разговорная речь. Наблюдение за образованием слов и местом возможной ошибки в написании слова. | | 1 | | 5.05 | | Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании. |
| Научная и разговорная речь. | | | | 6.05 | | Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании. |
150 | Письменная речь: написание писем. Знакомство с изменяемыми и неизменяемыми словами. ИКТ | | 1 | | 7.05 | | Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании. |
151 | Письменная речь: написание писем. Знакомство с изменяемыми и неизменяемыми словами. | | 1 | | 8.05 | | Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании. |
152 | . Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет. | | 1 | | 11.05 | | Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам |
153 | Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет. | | 1 | | 12.05 | | Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам |
154 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Отработка умения задавать вопросы к словам. | | 1 | | 13.05 | | Повторение правила переноса слов. |
155 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Отработка умения задавать вопросы к словам. | | 1 | | 14.05 | | Повторение правила переноса слов. |
156 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа о летнем отдыхе. | | 1 | | 15.05 | | Комплексное повторение пройденного |
157 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа о летнем отдыхе. | | 1 | | 18.05 | | Комплексное повторение пройденного |
158 | Речевая ситуация: составление объявления. | | 1 | | 19.05 | | Комплексное повторение пройденного |
159 | Речевая ситуация: составление объявления. | | 1 | | 20.05 | | Комплексное повторение пройденного |
160 | Комплексное повторение пройденного | | 1 | | 21.05 | | |
161 | Комплексное повторение пройденного | | 1 | | 22.05 | | |
162 | Комплексное повторение пройденного | | 1 | | 25.05 | | |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
2. Печатные пособия
- карточки с заданиями.
– www festival. ru;
- www.it -n. ru
- www. Labirint.ru