Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:________________
Директор школы:
Приказ № _____ от __________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку - 3 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
2015 – 2016 учебный год
Общее количество часов: 170
Количество часов в неделю: 5
Учебник: Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 3 класс в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Дополнительная литература:
- Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 96 с.: ил.
- Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2006.
- Романова В.Ю., Петленко Г.В. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения/Под ред. С.В. Иванова. – М: Вентана – Граф, 2011.
- Беседы с учителем. Методика обучения: 3 класс/Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007
Тематическое планирование составлено на основе: авторской программы «Русский язык» С.В. Иванов (предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой).
учитель начальных классов
Ермакова К.А.
Пояснительная записка
Курс русского языка 3 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у обучающихся важнейших элементов учебной деятельности. Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
- он является основным средством общения между людьми;
- с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
- язык является основным средством познания окружающего мира;
- владение родным и государственным языком – это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
- использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у обучающихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка - социокультурной и научно-исследовательской (познавательной).
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи обучающихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Для реализации этой цели учитывается следующее:
- грамотное, безошибочное письмо формируется с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма формируется при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму опираются не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
- научить правильной речи – это значит научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская (познавательная) цель реализуется в процессе ознакомления обучающихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя обучающихся с тем, как устроен наш язык, на котором они говорят, формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего их мира.
Реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности обучающихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Осознание и принятие познавательной цели обучающимися возможно при формулировании следующих целевых установок:
- «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
- «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык – это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления учеников. В то же время научная информация и методический аппарат средств обучения учитывают психологические особенности обучающихся данного возраста и служат средством формирования учебной деятельности на уроках русского языка.
С целью соблюдения принципа научности предусмотрено выделение в учебном предмете «Русский язык» трёх содержательных линий: «Система языка», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи». Каждая из выделенных линий характеризуется своим объектом изучения:
- содержательная линия «Система языка» выделяет в качестве объекта изучения языковые единицы: звук (единица речи), морфему, слово, часть речи, предложение;
- содержательная линия «Орфография и пунктуация» выделяет в качестве объекта изучения орфограмму и пунктограмму;
- содержательная линия «Развитие речи» выделяет в качестве объекта изучения текст как законченное устное или письменное высказывание на определённую тему.
Данный курс предусматривает изучение каждого из выделенных объектов в рамках одного урока, без традиционного смешения: например, при изучении языковых единиц перед учениками не ставятся орфографические или речевые задачи.
Методический принцип «один урок – один объект – одна цель» позволил выделить в структуре программы и средств обучения, созданных на её основе, три блока: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения и изучающих один из объектов той или иной содержательной линии.
- Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют научно-исследовательскую (познавательную) цель – познакомить обучающихся начальной школы с основами лингвистических знаний; уроки данного блока соответствуют содержательной линии «Система языка» и изучают языковые единицы следующих уровней: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).
- Уроки блока «Правописание» направлены на достижение социокультурной цели – сформировать у обучающихся начальной школы навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Уроки данного блока соответствуют содержательной линии «Орфография и пунктуация» и изучают орфограммы и пунктограммы.
- Уроки блока «Развитие речи» реализуют социокультурную цель в аспекте совершенствования коммуникативных умений обучающихся в условиях устного и письменного общения; уроки данного блока соответствуют содержательной линии «Развитие речи» и изучают текст как законченное устное или письменное высказывание на определённую тему.
Такое структурирование курса позволяет успешно не только реализовать цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи обучающихся, предоставить возможность ученику стать субъектом обучения, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных объектов изучения.