«Средняя общеобразовательная школа №35 г. Орска»
г. Орск, 2013
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы «Русский язык» Иванова В.С. УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.
Основные содержательные линии Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в 3 классе выделяется 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели).
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
- характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки)
- постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Имя существительное; общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог:
образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и
нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное; общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.
Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание падежных окончаний имея существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-,
Правописание падежных окончании имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а. но).
Продолжение работы над структурой текста, начатой во2 классе: «озаглавливание текстов» написание собственных текстов по заданным заглавиям;
корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану.
Определение типов текстов (повествование описание, рассуждение) и создание собственных текста» заданного типа. Знакомство с изложением и
сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной "открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи
(с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во втором классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов,
заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Календарные сроки | № урока | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Основные предметные знания | Возможные виды деятельности |
I четверть (45 часов) |
| 1 | «Как устроен наш язык» Повторяем фонетику | 1 | Повторить классификацию звуков и соотношение «звук - буква»; транскрипцию. Различать звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные. | Работа со схемой (задание «Дополни схему»). Проблемные ситуации в рубриках «Вспомни 2 класс» и «Давай подумаем». Работа с таблицами. Упражнения: сравнение буквенной записи слов с записью слов при помощи транскрипции. |
| 2 | «Правописание» Вспоминаем правила написания прописной буквы | 1 | Повторить правила написания прописной буквы: написание прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Сопоставление, анализ слов и выбор сочетания слов по образцу. |
| 3 | «Как устроен наш язык» Фонетический разбор слова | 1 | Закрепить умение различать звуки и буквы. Делить слова на слоги для переноса. Отрабатывать умения определять ударный гласный в слове. | Упражнение: правила, анализ ошибок. Обсуждение порядка выполнения фонетического анализа слова. Коллективное обсуждение правила. Упражнение: отработка алгоритма правила. |
| 4 | «Правописание» Вспоминаем правила переноса слова | 1 | Повторить и закрепить правила переноса слов. | Упражнения: правила переноса слов. Обсуждение правил переноса слов. Фронтальная работа. Тренировочные упражнения по учебнику. |
| 5 | «Развитие речи» Повторяем: текст, его признаки и типы | 1 | Повторить выбор заголовка текста, окончание текста. Типы текста, определение типа текстов, план. | Беседа. Работа с текстом стихотворения. Коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над текстом-описанием. Индивидуальная работа: подбор заголовка и выбор окончания текста. |
| 6 | «Как устроен наш язык» Фонетический разбор слова | 1 | Повторить деление слов на слоги. Различать согласные и гласные, звонкие и глухие. | Наблюдения над языковым материалом «Вспомни 2 класс». Работа в парах. Упражнения: алгоритма фонетического анализа слов. |
| 7 | «Правописание» Повторяем правила обозначения гласных после шипящих | 1 | Повторить правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Индивидуальная работа: отработка правила обозначения гласных после шипящих. Осложненное списывание. |
| 8 | «Как устроен наш язык» Повторяем состав слова | 1 | Знать части слова и их обозначения, образование слов в русском языке. Уметь разбирать слова по составу. | Повторение: части слова и их обозначение. Фронтальная работа. Обсуждение порядка выполнения разбора слова по составу |
| 9 | «Правописание» Контрольная работа №1 (списывание) «Повторение орфограмм корня» | 1 | Уметь писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | Упражнения на повторение орфограммы: письмо с пропусками букв. Классификация слов по наличию (отсутствию) данной орфограммы замена звуковой записи слов буквенной. |
| 10 | «Правописание» Работа над ошибками. Повторяем правописание безударных гласных в корне слова | 1 | Анализ ошибок, допущенных в работе. Повторить и закрепить подбор однокоренных слов для проверки безударных гласных. | Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Упражнения на повторение орфограммы: письмо с пропусками букв. Классификация слов по наличию (отсутствию) данной орфограммы замена звуковой записи слов буквенной. |
| 11 | «Правописание» Контрольная работа №2 (входной диктант) «Орфограммы, изученные во втором классе» | 1 | Проверка знаний и умений. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. |
| 12 | «Развитие речи» Работа над ошибками. Повторяем признаки и типы текстов | 1 | Анализ ошибок, допущенных в работе. Уметь различать предложение и текст, формулировать основную мысль текста, определять типы текстов, выбирать подходящий заголовок, составлять план. | Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Комплексная фронтальная работа над текстами: формулирование основной мысли текста, определение типа текста, выбор подходящего заголовка, составление плана. Решение проблемных ситуаций. |
| 13 | «Как устроен наш язык» Разбор слова по составу | 1 | Закрепить навык разбора слов по составу. Составлять слова по образцу. | Упражнения на отработку операций алгоритма разбора слов по составу (нахождение суффикса и приставки). Решение проблемных задач. Фронтальная работа и работа в парах. |
| 14 | «Правописание» Повторяем правописание согласных в корне слова | 1 | Повторить правила правописания согласных в корне слова. | Знать правила написания парных согласных в корне слов и на конце. Уметь подбирать проверочные слова. |
| 15 | «Как устроен наш язык» Повторяем словообразование | 1 | Повторить способы образования слов – суффиксальный и приставочный. Образование слов, их объяснение и толкование. | Повторение изученных способов словообразования. Упражнения: развернутое толкование слов, образование слов заданным способом, работа с таблицей учебника. |
| 16 | «Правописание» Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | Закрепить навыки правописания непроизносимых согласных в корне слов. Учить различным способам проверки. | Выполнение упражнений на повторение данной орфограммы: классификация слов. Замена звуковой записи слов буквенной. Повторение правила деления слов для переноса. |
| 17 | «Развитие речи» Текст и его заголовок | 1 | Уметь выделять в тексте главное, доказывать и обосновывать свой выбор, отвечать на вопросы. | Фронтальная работа: возможные тексты по данным заголовкам, выбор наиболее подходящего заголовка и окончания текста, имеющего данный заголовок. Индивидуальная работа: продолжение текста. |
| 18 | «Как устроен наш язык» Разбор слова по составу и словообразование | 1 | Уметь выделять значимые части слова. Повторить разбор слов по составу. | Упражнения: полный письменный разбор слов по составу; исправление неверно выполненных разборов; нахождение слов, соответствующих данной схеме. |
| 19 | «Правописание» Вспоминаем правописание суффиксов | 1 | Повторить всё о суффиксе. Уметь конструировать и классифицировать слова. | Упражнения на повторение изученных орфограмм, конструирование слов с использованием изученных правил, классификация слов. |
| 20 | «Правописание» Повторяем правописание приставок | 1 | Повторить правописание приставок. Уметь грамотно писать слова на изученные орфограммы. | Анализ языкового материала: определение принципа классификации слов. Упражнение на повторение изученных орфограмм. Индивидуальная работа. |
| 21 | «Развитие речи» Заголовок и начало текста | 1 | Учить выбирать заголовок текста. Начало текста. Уметь выделять главное в тексте, анализировать и корректировать текст. | Коллективное обсуждение начала текста. Озаглавливание текста. Анализ и корректирование текста. Запись исправленного текста в тетрадь. |
| 22 | «Как устроен наш язык» Предложение и его смысл. Слова в предложении | 1 | Повторить все о предложении. Учить определять границы предложения; определять предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. | Сопоставление определений предложения в рубрике «Вспомни 2 класс». Наблюдение над языковым материалом: смысл предложения, слова в предложении, границы предложения. |
| 23 | «Как устроен наш язык» Виды предложений по цели высказывания и интонации | 1 | Учить осмысленному прочитыванию текста. Восстановление последовательности предложений в тексте. | Фронтальная работа: выбор ответа на вопрос о целях высказывания предложения. Индивидуальная работа: определение целей высказывания предложения. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Работа с рисунками. |
| 24 | «Развитие речи» Последовательность абзацев в тексте | 1 | Уметь излагать текст последовательно устно и письменно, восстанавливает последовательность предложений в тексте. | Работа в группах по восстановлению последовательности предложений в тексте. Индивидуальная работа: подбор заглавий к тексту, анализ и корректирование текста. |
| 25 | «Развитие речи» Деление текста на абзацы | 1 | Учить делить текст на абзацы, определять микротему, восстановление последовательности в тексте. | Фронтальная работа: восстановление последовательности абзацев. Наблюдение над особенностями абзаца как микротемы текста. |
| 26 | «Как устроен наш язык» Главные члены предложения | 1 | Знать понятия: « главные члены предложения», «грамматическая основа в предложении». Уметь находить грамматическую основу в предложении. | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Анализ языкового материала. Коллективное обсуждение правила. Работа в парах. |
| 27 | «Правописание» Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знака | 1 | Повторить написание разделительных ь и ъ знаков. Уметь доказывать правильность выбора знака. | Проблемная ситуация: различение разделительного твёрдого и мягкого знака. Наблюдение над языковым материалом. Повторение: слова с непроизносимым согласным звуком. |
| 28 | «Как устроен наш язык» Главные члены предложения | 1 | Учить находить главные члены предложения. Уметь выделять в предложении грамматическую основу. | Коллективное обсуждение правила и алгоритма нахождения подлежащего и сказуемого. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Анализ языкового материала. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». |
| 29 | «Правописание» Учимся писать приставки | 1 | Уметь анализировать и писать слова с приставками на з- и с-. | Наблюдение над языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Анализ слов с приставками на з//с. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. |
| 30 | «Правописание» Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//с. | 1 | Уметь применять правило написания приставок на з- и с-. | Классификация слов с приставками на з//с. Упражнения: отработка алгоритма применения правила. Тренировочные упражнения по учебнику. Самостоятельная работа. |
| 31 | «Как устроен наш язык» Подлежащее | 1 | Введение понятия подлежащего. Уметь определять подлежащие в предложении. | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем».Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Упражнения: отработка алгоритма нахождения подлежащего, корректирование и исправление ошибок в употреблении подлежащего и сказуемого. |
| 32 | «Как устроен наш язык» Сказуемое | 1 | Введение понятия сказуемого. Уметь находить сказуемое в предложении. | Наблюдение над языковым материалом. Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Анализ алгоритма нахождения сказуемого. Упражнения: отработка алгоритма нахождения сказуемого. |
| 33 | «Развитие речи» Учимся писать письма | 1 | Познакомить с жанром письма. Знать понятие «обращение». | Коллективная работа: составление плана текста по вопросам Наблюдение над обращением в письмах. |
| 34 | «Как устроен наш язык» Подлежащее и сказуемое | 1 | Уметь выделять сказуемое в предложении и грамматическую основу. | Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Сопоставление слов, словосочетаний и предложений. Работа с кроссвордом. Анализ языкового материала: сочетаемость слов. Работа в парах: конструирование предложений. |
| 35 | «Развитие речи» Учимся писать письма | 1 | Введение понятия «адресат». Уметь подписывать письма, обращаться к адресату. | Беседа. Анализ текстов учащихся, корректирование. Самостоятельная работа: написание письма. |
| 36 | «Как устроен наш язык» Второстепенные члены предложения | 1 | Введение понятия второстепенные члены предложения. Уметь различать распространенное предложение и нераспространенное. | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Упражнения: нахождение второстепенных членов в предложении. Коллективная работа по усвоению алгоритма действия. Индивидуальная работа: составление предложений. |
| 37 | «Как устроен наш язык» Обстоятельство | 1 | Уметь находить в предложении второстепенные члены предложения. | Сравнение предложений и решение проблемной ситуации. Работа с таблицей. Коллективное выведение правила. Анализ языкового материала. Тренировочные упражнения по учебнику. |
| 38 | «Как устроен наш язык» Обстоятельство | 1 | Уметь находить в предложении второстепенные члены предложения. | Сравнение предложений и решение проблемной ситуации. Работа с таблицей. Анализ языкового материала. Тренировочные упражнения по учебнику. |
| 39 | «Правописание» Учимся писать приставку - с. | 1 | Уметь выделять приставку - с в словах. | Обсуждение правила. Устная работа. |
| 40 | «Как устроен наш язык» Учимся писать письма | 1 | Знать понятие «обращение». Уметь составлять план текста, корректировать письмо. | Беседа. Работа в парах: корректирование текста письма. Коллективная работа: составление плана письма. Самостоятельная работа: написание письма. |
| 41 | «Как устроен наш язык» Определение | 1 | Введение понятия определение. Уметь работать с правилом, разбирать предложения. | Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Работа с правилом. Сравнение предложений с определениями и без них. Наблюдения над значением определений. Решение проблемного вопроса: роль определений. |
| 42 | «Правописание» Контрольная работа №3. Итоговый диктант за 1 четверть | 1 | Проверка знаний и умений. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. |
| 43 | «Как устроен наш язык» Работа над ошибками. Определение | 1 | Анализ ошибок, допущенных в работе. Уметь находить в предложении второстепенные члены предложения. | Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. |
| 44 | «Правописание» Учимся писать слова с двумя корнями | 1 | Уметь писать сложные слова. Применять правила написания слов с двумя корнями. | Анализ языкового материала: сложные слова с соединительной гласной. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Повторение: проверяемые безударные гласные. Письмо под диктовку. |
| 45 | «Правописание» Запоминаем соединительные гласные о, е | 1 | Уметь находить сложные слова, записывать их правильно. Учиться писать слова с соединительными гласными. | Упражнения: сложные слова с соединительными гласными. Классификация слов с орфограммами в приставке, в корне, в суффиксе. Письмо под диктовку. |
II четверть (35 часов) |
| 1 | «Развитие речи» Учимся писать письма | 1 | Учить составлять примерный план письма, корректировать текст. | Беседа. Работа с текстом: восстановление начала письма. Самостоятельная работа: исправление текста. |
| 2 | «Как устроен наш язык» Дополнение | 1 | Учить разбирать предложение по членам, находить дополнение в предложениях. | Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Наблюдения над языковым материалом. Коллективное обсуждение правила. Упражнения: нахождение дополнений. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». |
| 3 | «Как устроен наш язык» Дополнение | 1 | Учить находить дополнение в тексте, значение дополнения. Уметь находить второстепенные члены предложения. | Обсуждение проблемной ситуации. Наблюдения над значениями дополнений. Сравнительная работа: каким членами предложения являются формы одного и того же слова. Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение рубрики «Путешествие в прошлое». |
| 4 | «Правописание» Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова | 1 | Учить писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. Уметь находить слова с данной орфограммой. | Наблюдение над обозначением звука -о- после шипящих в корнях слов. Коллективное выведение правила. Обсуждение алгоритма применения правила. Тренировочные упражнения. |
| 5 | «Правописание» Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова | 1 | Учить писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. Уметь находить слова с данной орфограммой. | Классификация слов с о, ё после шипящих в корне слова. Тренировочные упражнения. Выборочный диктант. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти. |
| 6 | «Развитие речи» Учимся писать текст | 1 | Познакомить с понятием фразеологизм. Уметь называть фразеологизмы, использовать в тексте письма фразеологизмы. | Беседа. Работа с текстом. Рецензирование работ. Индивидуальная работа: корректирование текста с избыточным употреблением фразеологизмов. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». |
| 7 | «Как устроен наш язык» Однородные члены предложения | 1 | Учить находить в предложениях однородные члены и определять, какими членами предложения они являются. | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем» Обсуждение правила. Работа с рубрикой «Обрати внимание». Работа со схемами. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. |
| 8 | «Правописание» Учимся обозначать звук «ы» после звука «ц» | 1 | Учить обозначать звуки «ы» после звука «ц». Уметь находить данную орфограмму в словах. Знать приёмы проверки. | Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, постановка орфографической задачи. Обсуждение алгоритма применения правила. Классификация слов с –ци в корне, с окончанием –ы. |
| 9 | «Как устроен наш язык» Однородные члены предложения | 1 | Учить находить в предложениях однородные члены. Союзы при однородных членах предложения. | Тренировочные упражнения устного характера. Комментированное письмо. Индивидуальная работа со схемами. Работа в группах: примеры с законченным и с незаконченным перечислением Обсуждение рубрики «Обрати внимание». |
| 10 | «Правописание» Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | Познакомится со знаками препинания при однородных членах предложения. | Наблюдение над языковым материалом. Обсуждение проблемной ситуации. Коллективное формулирование правила. Письмо по памяти и под диктовку. Тренировочные упражнения. Комментированное письмо. |
| 11 | «Развитие речи» Учимся писать письма | 1 | Учить составлять план текста. | Беседа. Коллективное обсуждение текста. Самостоятельная работа: написание письма с опорой на текст. Творческая работа. |
| 12 | «Как устроен наш язык» Контрольная работа №4 (диктант) «Простое предложение» | 1 | Уметь писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. |
| 13 | «Как устроен наш язык» Работа над ошибками. Однородные члены предложения | 1 | Анализ ошибок, допущенных в работе. Уметь составлять предложения с однородными членами предложения. | Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Коллективная работа над упражнениями учебника. Упражнения: однородные члены, связанные союзами и интонацией. Работа в парах. Комментированное письмо. Конструирование предложений по схемам. |
| 14 | «Правописание» Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | Учить доказывать правильность постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. | Наблюдение: пунктуация при однородных членах, соединенных союзами. Анализ схем. Фронтальная и индивидуальная работа со схемами. Повторение: буква -и в корне, правила переноса слов. |
| 15 | «Как устроен наш язык» Однородные члены предложения | 1 | Учить правильно писать предложения с однородными членами, связанными союзами и интонацией. | Упражнения: связь между однородными членами, исправление ошибок в употреблении однородных членов. Работа с рубрикой «Давай подумаем». |
| 16 | «Правописание» Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | Учить выделять грамматические основы в предложениях, устанавливать связь между однородными членами предложения. | Анализ языкового материала: доказательство постановки знаков препинания, исправление ошибок, конструирование предложений. Повторение: буква ё после шипящих в корне слова. |
| 17 | «Развитие речи» Учимся писать письма | 1 | Учить подписывать точный адрес на конверте. | Обсуждение проблемного вопроса. Работа с рисунком учебника. Беседа. Самостоятельная работа. Обсуждение написанных работ. |
| 18 | «Как устроен наш язык» Повторяем фонетику и состав слова | 1 | Повторить состав слова, деление слов на слоги. Учить доказывать сущность усвоенных знаний и обосновывать свой выбор. | Комплексная работа с текстами упражнений: фонетический анализ слов и разбор слов по составу. Творческая работа. Самостоятельная работа по вариантам. |
| 19 | «Как устроен наш язык» Контрольная работа №5 (диктант) «Фонетический анализ слова, разбор слова, простое предложение, члены простого предложения» | 1 | Уметь писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. |
| 20 | «Правописание» Работа над ошибками. Повторение | 1 | Анализ ошибок, допущенных в работе. Уметь доказывать сущность усвоенных знаний и обосновывать свой выбор. | Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Классификация родственных слов. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов. Конструирование предложений с однородными членами. Комментированное письмо. Объяснительный диктант. |
| 21 | «Как устроен наш язык» Части речи | 1 | Знать понятие «части речи». Уметь различать слова, относящиеся к различным частям речи. | Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Классификация слов по значению: слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Какой? Что делать? Коллективное обсуждение правила. Работа с рисунком учебника. |
| 22 | «Как устроен наш язык» Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Учить устанавливать связь с ранее изученным, находить и определять части речи. | Наблюдение: самостоятельные и служебные части речи. Коллективное формулирование правила. Проблемные вопросы в рубрике «Давай подумаем». Классификация: изменение слов по данным образцам. Работа с рубрикой «Обрати внимание». |
| 23 | «Развитие речи» Повторение | 1 | Проверка навыков осознанного прочитывания текста и применения изученных правил. Уметь списывать текст. | Индивидуальная работа с последующим обсуждением: подбор заглавия, составление плана текста, разграничение и сравнение текста-описания и текста-повествования, создание собственного текста. |
| 24 | «Как устроен наш язык» Имя существительное | 1 | Учить классифицировать существительные по вопросам, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением имени существительного. Работа с рубрикой «Давай подумаем». Классификация существительных по вопросам и значениям. |
| 25 | «Правописание» Повторение | 1 | Учить устанавливать связь изученного на уроке материала с ранее изученным, применять правила на практике. | Обобщение изученных орфограмм, решение орфографической задачи, работа в парах: конструирование предложений. Комментированное письмо. Объяснительный диктант |
| 26 | «Развитие речи» Учимся писать изложение | 1 | Введение понятий «изложение», «повествование». Учить писать изложение. | Работа с текстом: тип, смысловая цельность. Обсуждение проблемной ситуации. Работа в группах. |
| 27 | «Правописание» Контрольная работа №6. Итоговый диктант за 2 четверть | 1 | Уметь писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. |
| 28 | «Как устроен наш язык» Работа над ошибками. Род имён существительных | 1 | Анализ ошибок, допущенных в работе. Учить определять род имен существительных. | Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Коллективное обсуждение правила. Упражнения: определение рода имен существительных. Работа с рубрикой «Обрати внимание». |
| 29 | «Как устроен наш язык» Род имён существительных | 1 | Пронаблюдать над родом неизменяемых имен существительных. Уметь определять род имени существительного. | Наблюдения и упражнения: род неизменяемых имен существительных. Обсуждение материала рубрики «Обрати внимание». Выборочный диктант. Работа с карточками. |
| 30 | «Развитие речи» Учимся писать изложение | 1 | Учить передавать содержание текста, прочитанного самостоятельно. | Индивидуальная работа: написание изложения текста – описания, взаимопроверка (работа в парах). Решение проблемной задачи. |
| 31 | «Как устроен наш язык» Число имён существительных | 1 | Учить изменять существительные по числам, определять число существительных. | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Классификация: имена существительные в форме единственного и множественного числа. Самостоятельная работа: определение числа имен существительных в тексте. |
| 32 | «Правописание» Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных | 1 | Учить писать слова с ь после шипящих у имен существительных. | Наблюдение над языковым материалом. Обсуждение проблемной ситуации. Коллективное формулирование правила. Обсуждение алгоритма применения правила. Классификация слов с Ь после шипящих и без него. Творческая работа: отгадать слово по его значению. |
| 33 | «Правописание» Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных | 1 | Отрабатывать письмо слов с ь после шипящих у имен существительных. | Словарный диктант. Тренировочные упражнения по учебнику. Работа с рубрикой «Давай подумаем». Работа с загадками. Выборочный диктант. Осложненное списывание. |
| 34 | «Как устроен наш язык» Число имён существительных | 1 | Уметь определять род имен существительных, ставить имя существительное в определенную форму числа. | Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение материала рубрики «Обрати внимание». Выборочный диктант. Упражнения: определение рода и числа имен существительных. |
| 35 | «Правописание» Изменение имён существительных по числам | 1 | Учить определять род имен существительных во множественном числе, записывать слова в нужной форме. | Наблюдение над языковым материалом. Письмо под диктовку. Самостоятельная работа: определение числа имен существительных в тексте. Выборочный диктант. Словарный диктант. Тренировочные упражнения по учебнику. |
III четверть (50 часов) |
| 1 | «Правописание» Изменение имён существительных по числам | 1 | Отрабатывать умения в определении рода и числа имен существительных. | Наблюдения над существительными на – мя. Тренировочные упражнения по учебнику. Выборочный диктант. Осложненное списывание Составление словосочетаний. Комментированное письмо. |
| 2 | «Развитие речи» Учимся писать изложение | 1 | Учить передавать содержание услышанного текста, составлять план. | Фронтальная работа: анализ текста. Индивидуальная работа: составление плана и запись по памяти одного образца текста. Творческая работа: знакомство с легендой о камнях, исправление текста. |
| 3 | «Как устроен наш язык» Изменение имён существительных по падежам | 1 | Знать понятие «изменение слова по падежам». Учить склонять имена существительные. | Введение понятия «изменение слова по падежам». Решение проблемной задачи. Коллективное обсуждение правила. Выполнение упражнений учебника. |
| 4 | «Как устроен наш язык» Падеж имён существительных | 1 | Учить различать падежи, определять падеж имени существительного в предложении. | Знакомство с названием падежей и падежными вопросами. Фронтальная работа с таблицей учебника. Знакомство с алгоритмом определения падежа слова в предложении. Тренировочные упражнения. |
| 5 | «Как устроен наш язык» Падеж имён существительных | 1 | Учить определять падеж имени существительного в предложении, распределять имена существительные по падежам. | Сопоставление слов в форме именительного и винительного падежа. Введение понятия «косвенный падеж». Фронтальная работа с таблицей учебника. Работа с алгоритмом определения падежа слова в предложении. Тренировочные упражнения. |
| 6 | «Правописание» Учим слова с удвоенными согласными в корне | 1 | Учить писать слова с удвоенными согласными. | Написание слов с удвоенными согласными в корне слова. |
| 7 | «Развитие речи» Учимся писать письма | 1 | Учить писать письма с пересказом от первого лица. Уметь воспринимать на слух прочитанный текст. | Фронтальная работа: анализ текста учебника. Индивидуальная работа: написание письма с пересказом изложенной истории от первого лица. |
| 8 | «Как устроен наш язык» Падеж имён существительных | 1 | Учить изменять имена существительные по падежам. | Решение проблемной задачи. Упражнения: различение падежного и синтаксического вопроса к слову, нахождение слов в форме родительного падежа, постановка слов в форму определенного падежа. |
| 9 | «Правописание» Учимся писать суффикс -ок в именах существительных | 1 | Учить писать суффиксы –ок в именах существительных. Уметь выделять значимую часть слова, выделять суффикс. | Наблюдение над языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Составление слов по заданной модели. Сравнение слов с различными орфограммами в суффиксе. Разбор слов по составу. Словарный диктант. |
| 10 | «Как устроен наш язык» Падеж имён существительных | 1 | Учить изменять имена существительные по падежам. | Работа в парах. Упражнения: постановка слов в форму творительного падежа, нахождение слов в форме творительного падежа. Повторение. Объяснительный диктант. |
| 11 | «Правописание» Учимся писать суффиксы -ец и -иц и сочетания -ичк и -ечк | 1 | Учить писать суффиксы –ец-, -иц- и сочетания – ичк-, -ечк-. Знать состав слова. | Анализ языкового материала. Коллективное формулирование выводов. Обсуждение правил и алгоритмов их применения. Замена звуковой записи слов буквенной. Составление слов по заданной модели. Комментированное письмо. |
| 12 | «Развитие речи» Работаем с текстом | 1 | Учить составлять текст с элементами описания. Уметь различать различные типы текстов. | Комплексная фронтальная работа над текстами учебника. Индивидуальная работа: рассказ о животном. Беседа. Самостоятельная работа с упражнением учебника. |
| 13 | «Как устроен наш язык» Склонение имён существительных | 1 | Учить различать склонения имен существительных. Классификация по склонениям. | Фронтальная работа: наблюдение над языковым материалом. Формирование понятия «склонение». Классификация имен существительных по склонениям. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». |
| 14 | «Правописание» Учимся писать сочетания -инк и -енк | 1 | Знает правило написания сочетаний –инк – и –енк - . | Наблюдение над языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Обсуждение алгоритма применения правила. Составление слов по заданной модели. Словарная работа. Комментированное письмо. |
| 15 | «Как устроен наш язык» Склонение имён существительных | 1 | Уметь выделять основные грамматические признаки имен существительных. | Решение проблемной задачи: рубрика «Давай подумаем». Анализ языкового материала, классификация слов. Выборочный диктант. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти. Индивидуальная работа. Объяснительный диктант. Работа со словарем. |
| 16 | «Как устроен наш язык» Контрольная работа №7 (диктант) «Склонение имён существительных» | 1 | Уметь писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. |
| 17 | «Правописание» Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения | 1 | Анализ ошибок, допущенных в работе. Учить писать безударные окончания существительных 1-го склонения. | Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Фронтальная работа с материалом рубрики «Давай подумаем». Развернутое объяснение выбора падежного окончания. Словарная работа. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». |
| 18 | «Развитие речи» Работаем с текстом | 1 | Учить работать с текстом. Знать правила продолжения текста. Уметь выделять главное в тексте. | Комплексная фронтальная работа над текстами учебника. Индивидуальная работа . Беседа. Самостоятельная работа с упражнением учебника. |
| 19 | «Как устроен наш язык» Склонение имён существительных | 1 | Учить склонять имена существительные, классифицировать слова по склонениям. | Решение проблемной задачи. Введение понятия «несклоняемые имена существительные». Наблюдение над формой родительного падежа некоторых имен существительных. Итоговое повторение. Тестирование по теме: род, число, падеж, склонение имен существительных. |
| 20 | «Правописание» Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения | 1 | Учить объяснять выбор безударного падежного окончания существительного. | Беседа. Индивидуальная работа . Упражнения: отработка алгоритма применения изученного правила. Комментированное письмо. Самостоятельная работа с упражнением учебника. Развернутое объяснение выбора падежного окончания. Словарная работа. |
| 21 | «Как устроен наш язык» Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | Ввести понятие одушевленные и неодушевлённые имена существительные. Уметь классифицировать слова. | Наблюдение над языковым материалом. Введение понятия «одушевленные и неодушевленные имена существительные». Классификация слов. Решение проблемной задачи. Упражнение (работа в парах). |
| 22 | «Правописание» Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения | 1 | Уметь писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения. | Анализ языкового материала. Работа с таблицей учебника. Развернутое объяснение выбора падежного окончания. Словарная работа. Повторение (индивидуальная работа). Тренировочные упражнения по учебнику. |
| 23 | «Развитие речи» Учимся писать изложение | 1 | Уметь выполнять порядок действий при написании изложения. | Беседа по повторению знаний о тексте. Комплексная фронтальная работа над текстом. Пересказ от первого лица (индивидуальная работа). Корректировка готового плана текста. |
| 24 | «Как устроен наш язык» Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | Учить различать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | Классификация слов. Наблюдение над языковым материалом. Самостоятельная работа. Распределительный диктант. Тренировочные упражнения по учебнику. |
| 25 | «Правописание» Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения | 1 | Познакомить с правописанием падежных окончаний имен существительных 2-го склонения. Уметь разъяснять сущность усвоенных правил и применять их. | Упражнения: отработка алгоритма применения изученного правила. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Выборочный диктант. Комментированное письмо. |
| 26 | «Как устроен наш язык» Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | Познакомить с понятием имена существительные собственные и нарицательные. | Анализ языкового материала. Введение понятия «собственные и нарицательные имена существительные». Классификация слов. Решение проблемной задачи. |
| 27 | «Правописание» Гласные -о и -е в окончаниях имён существительных после шипящих и -ц | 1 | Познакомить с алгоритмом написания гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц. | Наблюдение над языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Классификация слов. Упражнения: отработка алгоритма применения изученного правила. Словарный диктант. |
| 28 | «Развитие речи» Учимся писать изложение | 1 | Уметь выполнять порядок действий при написании изложения. | Беседа по повторению знаний о тексте. Комплексная фронтальная работа над текстом. Обсуждение порядка действий при написании изложения. Работа в парах: подготовка к написанию изложения. Самостоятельная работа: написание изложения. |
| 29 | «Как устроен наш язык» Способы образования имён существительных | 1 | Познакомить с приемом различения слов по способу их образования. | Анализ слов, образованных сложением целых слов без соединительных гласных. Классификация слов по способу образования. Тренировочные упражнения по учебнику. |
| 30 | «Как устроен наш язык» Способы образования имён существительных | 1 | Учить образовывать имена существительные разными способами. | Решение проблемной задачи. Тренировочные упражнения по учебнику. Итоговое повторение. Самостоятельная работа. Словарная работа. |
| 31 | «Правописание» Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения | 1 | Учить развернуто объяснять выбор безударного окончания. | Фронтальная работа с материалом рубрики «Давай подумаем».Развернутое объяснение выбора падежного окончания. Словарная работа. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Выборочный диктант. Комментированное письмо. |
| 32 | «Правописание» Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения | 1 | Уметь писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения. | Развернутое объяснение выбора падежно го окончания. Упражнения: отработка алгоритма применения изученного правила. Словарная работа. Повторение. Самостоятельная работа. |
| 33 | «Правописание» Контрольная работа №8 (списывание) «Правописание окончаний имен существительных» | 1 | Уметь писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. |
| 34 | «Развитие речи» Работа над ошибками. Учимся писать изложение | 1 | Анализ ошибок, допущенных в работе. Познакомить с приемами анализа и корректировки текста изложения. | Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Беседа по повторению знаний о тексте. Комплексная фронтальная работа с текстом. Анализ текстов. Корректировка текстов. |
| 35 | «Как устроен наш язык» Повторяем фонетику и состав слова | 1 | Закрепить знания, полученных при изучении темы. Уметь выполнять транскрипцию слова. | Упражнения на повторение. Составление слов по заданной модели. Разбор слов по составу. Словарный диктант. Самостоятельная работа. Комментированное письмо. |
| 36 | «Правописание» Повторяем правописание безударных окончани1 имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения | 1 | Отрабатывать правописание безударных окончаний имен существительных. | Тренировочные упражнения. Выборочный диктант. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти. Индивидуальная работа. Объяснительный диктант. Работа со словарем. |
| 37 | «Как устроен наш язык» Имя прилагательное | 1 | Учить классифицировать имена прилагательные, согласовывать с именем существительным, видеть связь между прилагательным и существительным. | Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением имени прилагательного. Классификация имен прилагательных. Работа в парах. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Упражнения: связь имени прилагательного и имени существительного, начальная форма имени прилагательного. |
| 38 | «Правописание» Правописание окончаний имён существительных множественного числа | 1 | Учить изменять имена существительные по числам и падежам, правильно писать безударные гласные окончания имен существительных множественного числа. | Наблюдения над окончаниями имен существительных. Упражнения: классификация . Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Выборочный диктант. Комментированное письмо. |
| 39 | «Развитие речи» Повторение | 1 | Совершенствовать умение восстанавливать порядок предложений в тексте, подбирать заголовок, составлять план. | Фронтальная работа с текстом: восстановление порядка предложений, подбор заголовка, составление плана. Языковой анализ текста. |
| 40 | «Как устроен наш язык» Имя прилагательное | 1 | Учить изменять имена прилагательные по родам и числам. | Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем» (сравнение). Обсуждение правила. Упражнения по определению рода, числа, падежа имен прилагательных. Самостоятельное наблюдение над склонением имен прилагательных. |
| 41 | «Правописание» Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных | 1 | Развивать умение классифицировать слова по орфограммам, орфографическую зоркость. | Закрепление знаний, полученных при изучении данной темы. Правописание безударных окончаний имен существительных. |
| 42 | «Правописание» Контрольная работа №9 (диктант). Итоговый диктант за 3 четверть | 1 | Уметь писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. |
| 43 | «Как устроен наш язык» Работа над ошибками. Имя прилагательное | 1 | Анализ ошибок, допущенных в работе. Учить работать в коллективе, находить имена прилагательные в роли сказуемых. | Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Урок повышенной сложности. Наблюдения над языковым материалом только на уровне предъявления. Коллективная работа. |
| 44 | «Правописание» Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие | 1 | Учить работать с таблицей, формулировать правило. Учить правильно писать окончания имен существительных на -ий, -ия, -ие, | Наблюдения: работа с таблицей учебника. Коллективное формулирование правила. Тренировочные упражнения по учебнику. |
| 45 | «Правописание» Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие | 1 | Уметь правильно писать окончания имен существительных на -ий, -ия, -ие. Уметь устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным, применять полученные знания. | Тренировочные упражнения. Выборочный диктант. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти. Индивидуальная работа. Объяснительный диктант. Работа со словарем. |
| 46 | «Правописание» Повторение правописания безударных окончаний имён существительных | 1 | Учить применять знания о правописании безударных окончаний имён существительных. | Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Коллективное формулирование и обсуждение правила. Работа с таблицей учебника. Обобщение и отработка правил правописания безударных окончаний имен существительных. |
| 47 | «Как устроен наш язык» Качественные имена прилагательные | 1 | Учить сравнивать признаки предмета, различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним. | Наблюдения: значение имен прилагательных. Работа с рисунком учебника. Сравнение признаков предмета. Обсуждение рубрики «Обрати внимание» и правила: степени сравнения имен прилагательных, качественные имена прилагательные. |
| 48 | «Как устроен наш язык» Качественные имена прилагательные | 1 | Учить различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним, образовывать прилагательные с приставкой не-, с суффиксами -оват, -еват, -оньк, -енък. | Наблюдения над признаками качественных имен прилагательных: подбор антонимов, образование прилагательных с приставкой не-, с суффиксами –оват-,-еват-,-оньк-,-еньк-. |
| 49 | «Развитие речи» Изложение с элементами сочинения | 1 | Познакомить с правилом составления текста-рассуждения. Развивать умение писать текст по плану. | Работа в группах: смысловая цельность текста. Самостоятельная работа: написание текста по данному плану. Работа с рубриками «Путешествие в прошлое» и «Обрати внимание». Анализ текста, создание текста-рассуждения. |
| 50 | «Правописание» Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | Учить изменять имена прилагательные по падежам. | Работа с таблицей учебника. Формулирование выводов о правописании окончаний имен прилагательных. Упражнения: изменение имен прилагательных по падежам, выделение окончаний. Письмо под диктовку. Тренировочные упражнения по учебнику. |
IV четверть (40 часов) |
| 1 | «Развитие речи» Учимся писать изложение | 1 | Учить анализировать текст, составлять план, письменно пересказывать текст с элементами сочинения. | Анализ текста, составление плана. Самостоятельная работа: письменный пересказ текста с элементами сочинения. |
| 2 | «Правописание» Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | Учить правильному написанию окончаний имен прилагательных. | Группировка слов по орфограммам. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Самостоятельная работа: исправление ошибок в написании окончаний имен прилагательных. |
| 3 | «Как устроен наш язык» Краткая форма качественных прилагательных | 1 | Дать понятие о краткой форме качественных прилагательных. Учить наблюдать за языковым материалом в устной и письменной речи. | Урок повышенной трудности. Наблюдение над языковым материалом только на уровне предъявления. Фронтальная работа: обсуждение правила, работа с текстом «Пейзаж». Остальные упражнения – по выбору. |
| 4 | «Правописание» Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | Учить работать с таблицей учебника. Развивать умение классифицировать слова с буквами о и е в окончании. Знать и применять правила правописания окончаний имен прилагательных | Наблюдение над языковым материалом. Работа с таблицей учебника. Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Коллективное формулирование и обсуждение правила. Классификация слов с буквами О и Ё в окончании. |
| 5 | «Развитие речи» Учимся писать сочинение | 1 | Показать отличие сочи нения от изложения. Развивать умение исправлять нарушения в тексте. | Работа с рубрикой «Обрати внимание»: Отличие сочинения от изложения. Анализ текста (сочинения): подбор заголовков. Коллективная работа: исправление нарушений в тексте. |
| 6 | «Как устроен наш язык» Относительные имена прилагательные | 1 | Развивать умение классифицировать имена прилагательные, которые имеют или не имеют степени сравнения. | Классификация имен прилагательных Коллективное обсуждение правила. Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Обрати внимание». |
| 7 | «Правописание» Правописание относительных прилагательных | 1 | Совершенствовать умение в классификации слова с -н- и -нн-. | Классификация имен прилагательных: Н и НН. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти. Индивидуальная работа. Объяснительный диктант. Работа со словарем. |
| 8 | «Как устроен наш язык» Как образуются относительные имена прилагательные | 1 | Развивать умение образовывать относительные имена прилагательные суффиксальным и приставочно – суффиксальным способом. | Творческая работа. Наблюдение над языковым материалом. Коллективное обсуждение правила. Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Работа в парах: способы образования относительных имен прилагательных. Тренировочные упражнения |
| 9 | «Правописание» Правописание относительных прилагательных | 1 | Совершенствовать умение образовывать слова по схемам. Классифицировать слова с суффиксами -ое-, -он-, -ян-, -енн-. | Работа с рубрикой «Давай подумаем». Фронтальная работа: образование слов по схеме. Классификация : слова с суффиксами -ов-, -ан-// -ян-, -енн-. Фронтальная работа с карточками. Тренировочные упражнения по учебнику. Самостоятельная работа. Выборочный диктант. |
| 10 | «Развитие речи» Учимся писать сочинение | 1 | Учить анализировать текст и обсуждать план, создавать собственный текст. | Беседа. Коллективная работа: анализ текста, обсуждение плана. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Работа с рисунком учебника. Самостоятельная творческая работа: создание собственно го текста. |
| 11 | «Правописание» Правописание относительных прилагательных | 1 | Закрепить знания о правописании относительных имен прилагательных. | Работа с рубрикой «Давай подумаем». Фронтальная работа: образование слов по схеме. Фронтальная работа с карточками. Тренировочные упражнения по учебнику. |
| 12 | «Как устроен наш язык» Притяжательные прилагательные | 1 | Учить различать качественные и относительные прилагательные. | Наблюдения над разрядами имен прилагательных в рубрике «Давай подумаем». Индивидуальная работа: различение качественных и относительных имен прилагательных. Коллективное обсуждение правила. Наблюдения над притяжательными именами прилагательными. |
| 13 | «Правописание» Правописание притяжательных прилагательных | 1 | Совершенствовать умение в правописании суффиксов притяжательных прилагательных. | Наблюдение над языковым материалом. Работа с таблицей учебника. Тренировочные упражнения: суффиксы притяжательных прилагательных. Выборочный диктант. |
| 14 | «Правописание» Контрольная работа №10 (диктант) «Имя прилагательное и его грамматические признаки» | 1 | Уметь писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. |
| 15 | «Развитие речи» Работа над ошибками. Повторение | 1 | Анализ ошибок, допущенных в работе. Учить восстанавливать текст по его части. | Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Индивидуальная работа по восстановлению цельности текста. Работа в группах: выбор и обсуждение подходящего по смыслу начала текста. |
| 16 | «Как устроен наш язык» Повторяем фонетику и состав слова | 1 | Учить выполнять фонетический анализ слов. | Упражнения на повторение. Составление слов по заданной модели. Разбор слов по составу. Тренировочные и творческие упражнения: способы образования относительных имен прилагательных. |
| 17 | «Правописание» Правописание краткой формы имён прилагательных | 1 | Учить образовывать краткую форму имён прилагательных, формулировать правило. | Упражнения: образование краткой формы имен прилагательных. Наблюдение в рубрике «Давай подумаем». Коллективное формулирование и отработка правила. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти. Объяснительный диктант. |
| 18 | «Как устроен наш язык» Местоимение | 1 | Учить коллективно обсуждать вопросы, связанные с изучением местоимения; находить местоимения в тексте. | Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением местоимения. Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Наблюдение над языковым материалом. Коллективное обсуждение правила. Упражнения. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Самостоятельная работа. |
| 19 | «Развитие речи» Работаем с текстом | 1 | Развивать умение работать в группах, индивидуальной работы по выполнению самостоятельно выбранного задания. | Индивидуальная работа: задания по выбору. Работа в группах: подбор начала текста. Обсуждение выполненной работы. |
| 20 | «Как устроен наш язык» Личные местоимения | 1 | Учить находить местоимения и слова, которые они заменяют. | Наблюдение и анализ над языкового материала: местоимения и слова, которые они заменяют в тексте. Индивидуальная работа: конструирование текста. Анализ таблицы учебника. Тренировочные упражнения по учебнику. Самостоятельная работа. Выборочный диктант. |
| 21 | «Как устроен наш язык» Личные местоимения | 1 | Совершенствовать умение в нахождении личных местоимений. | Наблюдение над языковым материалом. Коллективное обсуждение правила. Самостоятельная работа с таблицей учебника. Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем».Работа в парах. Тренировочные упражнения по учебнику. |
| 22 | «Правописание» Правописание местоимений с предлогами | 1 | Учить писать местоимения с предлогами. | Обсуждение рубрики «Обрати внимание». Тренировочные упражнения по учебнику. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». |
| 23 | «Как устроен наш язык» Как изменяется местоимение | 1 | Показать, как изменяется местоимение. | Наблюдение над языковым материалом : изменение местоимений по падежам. Работа с таблицей учебника. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: род местоимений. |
| 24 | «Правописание» Правописание местоимений | 1 | Учить определять грамматические признаки местоимений | Беседа. Тренировочные упражнения по учебнику. Работа в орфографической тетради. |
| 25 | «Как устроен наш язык» Как изменяется местоимение | 1 | Уметь изменять местоимения по падежам. | Тренировочные упражнения. Классификация: местоимения существительные и местоимения-прилагательные. |
| 26 | «Правописание» Контрольная работа №11 (списывание) «Правописание местоимений» | 1 | Уметь писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. |
| 27 | «Правописание» Работа над ошибками | 1 | Анализ ошибок, допущенных в работе. | Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. |
| 28 | Резервные уроки Повторение пройденного: фонетика и состав слова | 1 | Уметь разбирать слова по составу и выполнять фонетический разбор слова. | Тренировочные упражнения по учебнику. Самостоятельная работа. Выборочный диктант. Комментированное письмо. Работа с карточками. Тестирование. Работа в парах. |
| 29 | Резервные уроки Повторение пройденного: фонетика и состав слова | 1 | Уметь разбирать слова по составу и выполнять фонетический разбор слова. | Упражнения на повторение. Составление слов по заданной модели. Разбор слов по составу. |
| 30 | Резервные уроки Повторение правописания имён существительных | 1 | Уметь применять правила правописания имён существительных. | Выполнение упражнений в грамматической тетради; проверка навыков выполнения самостоятельной работы. |
| 31 | Резервные уроки Повторение правописания имён существительных | 1 | Уметь применять правила правописания имён существительных. | Выполнение упражнений в грамматической тетради; проверка навыков выполнения самостоятельной работы. |
| 32 | Резервные уроки Контрольная работа №12 (диктант). Итоговый диктант за год | 1 | Уметь писать под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. |
| 33 | Резервные уроки Работа над ошибками. | 1 | Анализ ошибок, допущенных в работе. | Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. |
| 34 | Резервные уроки Повторение правописания имён прилагательных | 1 | Уметь применять правила правописания имён прилагательных. | Выполнение упражнений в грамматической тетради; проверка навыков выполнения самостоятельной работы. |
| 35 | Резервные уроки Повторение правописания имён прилагательных | 1 | Уметь применять правила правописания имён прилагательных. | Выполнение упражнений в грамматической тетради; проверка навыков выполнения самостоятельной работы. |
| 36 | Резервные уроки Повторение правописания местоимений | 1 | Уметь находить местоимения и слова, которые они заменяют. Изменять местоимения по падежам, определять их грамматические признаки. | Работа в парах. Тренировочные упражнения по учебнику. Выполнение упражнений в грамматической тетради; проверка навыков выполнения самостоятельной работы. |
| 37 | Резервные уроки Повторение правописания местоимений | 1 | Уметь находить местоимения и слова, которые они заменяют. Изменять местоимения по падежам, определять их грамматические признаки. | Выполнение упражнений в грамматической тетради; проверка навыков выполнения самостоятельной работы. |
| 38 | Резервные уроки Повторение пройденного | 1 | Уметь применять изученные орфографические правила. | Самостоятельная работа. Выборочный диктант. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти. |
| 39 | Резервные уроки Повторение пройденного | 1 | Уметь применять изученные орфографические правила. | Самостоятельная работа. Выборочный диктант. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти. Работа со словарем. |
| 40 | Резервные уроки Повторение пройденного | 1 | Уметь применять изученные орфографические правила. | Самостоятельная работа. Выборочный диктант. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти. Работа со словарем. |