Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по русскому языку для 5 класса ФГОс»
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федерального Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом №1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.;
3. Авторской программы по русскому языку для 5 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2014г.
. Данная программа ориентирована на использование учебника «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2014, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»). Программа рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю) .
Программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся в начальной школе.
Цели изучения русского (родного) языка в основной школе:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Цели изучения русского языка могут быть достигнуты при выполнении следующих задач:
• развить речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексы-повествования небольшого объёма;
• воспитать у обучающихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
II .Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения обучающимися программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения обучающимися о программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения обучающимися программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
III. Содержание учебного предмета
Введение - 2 час
Язык и языкознание. Разделы языкознания
Речь и речевое общение – 2ч
Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Речевая ситуация.
Текст – 4ч.
Текст. Тема. Основная мысль текста. Описание, повествование и рассуждение как функционально-смысловые типы речи.Повествование
Невыдуманный рассказ о себе. Доказательства и объяснение в рассуждении.
Фонетика. Графика. Орфография - 20ч.
Графика как раздел лингвистики. Фонетика. Звук как единица языка. Алфавит. Согласные звуки. Глухие и звонкие согласные. Оглушение и озвончение согласных звуков. Соотношение звука и буквы. Орфограмма и орфографическое правило. Соотношение звука и буквы. Непроизносимые согласные. Согласные твердые и мягкие. Гласные звуки и обозначающие их буквы. Слог и ударение. Правописание безударных гласных в корне слова. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я.
РР Подготовка к домашнему сочинению по картине Б. Кустодиева «Масленица».
РР Сочинение-рассуждение по данному началу. Заголовок текста. Опорные тематические слова текста.
Лексикология – 44ч Лексическое значение слова. Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари. Правописание букв о и ё после шипящих в корне слова. Однозначные и многозначные слова. Понятие о лексической сочетаемости. Тематическая группа. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Многозначные слова. Понятие о чередовании. Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.
Чередование букв е//и в корнях. Чередование букв а//о в корнях. Суффиксы -чик и –щик. Буквы и - ы после приставок. Особенности написания приставок на з/с. Фразеологизмы. Крылатые слова.
РРРазговорная речь и книжная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика.Изложение текста.Изложение с продолжением текста с сохранением заданного стиля и типа речи.Сочинение-повествование.
Морфология – 73 ч Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Грамматическое значение слова. Собственные и нарицательные имена существительные. Имя существительное как часть речи. Род имён существительных. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Существительные общего рода. Типы склонений имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Правильное употребление имен существительных в речи. Склонение имён существительных. Падеж. Число. Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных. Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Правописание НЕ с именами существительными.
Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Краткие прилагательные. Ь после шипящих в кратких именах прилагательных. Правописание НЕ с именами прилагательными. Морфологический разбор имени прилагательного. Правильное употребление имен прилагательных в речи.
Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числи тельного
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Склонение местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Глагол как часть речи. Инфинитив. Время глагола. Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. Правописание окончаний глаголов. Морфологический разбор глагола. Правильное употребление глагола в речи. -ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях глаголов.
Наречие как часть речи. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах наречий. Ь на конце наречий.
Служебные части речи. Предлог. Союз.
РР Текст и его основные признаки. Анализ текста. Тип текста. Время в предложении и тексте. Работа с текстом. Подготовка к написанию выборочного изложения.Сочинение по картине Ф.Васильева «Мокрый луг».Подробное изложение текста.Сочинение по картине И.Билибина «Гвидон и царица».
Синтаксис и пунктуация –40ч Что изучает синтаксис. Словосочетание. Виды словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетания. Предложение — основная единица речевого общения. Признаки предложения . Виды предложений по цели высказывания. Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? Наши эмоции и их отражение в предложении. Предложения двусоставные и односоставные. Что такое грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения. Второстепенные члены, их роль в предложении. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Синтаксический разбор простого предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обращение. Распространённое обращение. Знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Союзное сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения. Язык и культура. Взаимосвязь языка и культуры.
РР Как писать отзыв.Работа с текстом. Написание подробного изложения.
Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Орфография. Орфограммы корня.
РР Культура речи.
В связи с тем, что расписание уроков совпадает с праздничными и выходными днями 23 февраля, 8,9 марта,17 апреля, 1,2,9 мая, тематическое планирование сокращено до 204 часов.
IV.Тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Количество часов на тему
Форма контроля
Дата по плану
Дата по факту
Д/з
Примечание
(корректировка даты и причина)
I четверть
Введение – 2ч
1
Язык и языкознание
(§1)
1
1.09
§1, упр. 2
2
Разделы языкознания
(§1)
1
УО
4.09
§1, упр. 4
Речь и речевое общение – 2ч
3
РР Речь и речевое общение. Речь устная и письменная
(§2)
1
ФО
6.09
§2, упр.8
4
РР Речь и речевое общение. Речевая ситуация.
(§2)
1
С/р
6.09
§2, упр.11
Текст – 4ч.
5
РР Текст. Тема. Основная мысль текста .(§3)
1
УО
7.09
§3, упр.12
6
РР Описание, повествование и рассуждение как функционально-смысловые типы речи.
(§3)
1
С/р
7.09
§2, упр.16
7
Стартовый контроль (диктант) №1
1
К/д
8.09
Правописание словарных слов выучить
8
Работа над ошибками
1
Инд.раб.
11.09
Запись пословиц о книге
Фонетика. Графика. Орфография - 19ч.
9
Графика как раздел лингвистики.
(§ 4)
1
УО
13.09
§4, упр.21
10
Фонетика. Звук как единица языка.
(§ 4)
1
ФО
13.09
§4, упр.22
11
Алфавит.
(§ 4)
1
УО
14.09
§4, упр.30
12
Согласные звуки. Глухие и звонкие согласные.
(§5)
1
14.09
§5, упр.38
13
Оглушение и озвончение согласных звуков. Соотношение звука и буквы.
(§5)
1
Сл.дикт.
15.09
§2, упр.39
14
РР Повествование
Невыдуманный рассказ о себе. Подготовка к написанию.
1
18.09
15
РР Невыдуманный рассказ о себе. Написание сочинения.
1
Сочинение
20.09
Повторение словарных слов
16
Орфограмма и орфографическое правило.
(§5)
1
УО
20.09
§5, упр.41
17
Непроизносимые согласные. (§6)
1
Инд.раб.
21.09
§6, упр.48
18
Согласные твердые и мягкие.
(§6)
1
ФО
21.09
§6, упр.52
19
Гласные звуки и обозначающие их буквы.
(§7)
1
С/Р
22.09
§7, упр.57
20
Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я
(§7)
1
Инд.раб.
25.09
§7, упр.59
21
Слог и ударение.
(§8)
1
ФО
27.09
§8, упр.61
22
РР Подготовка к домашнему сочинению по картине
Б. Кустодиева «Масленица».
1
27.09
§8, упр.66, написать сочинение
23
Правописание безударных гласных в корне слова.
(§9)
1
28.09
§9, упр.70
24
Фонетический разбор
(§10)
1
ФО
28.09
§10, фонетический разбор слов
25
Обобщение и систематизация знаний по теме «Фонетика»