Просмотр содержимого документа
«Склонение имён существительных во множественном числе»
Тема урока: Склонение имён существительных во множественном числе
Цель: у учащихся формируется умение правильно склонять имена существительные во множественном числе, распознавать единственное и множественное число существительного по окончанию и по значению.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
III. Словарно-орфографическая работа.
1. Разгадывание кроссворда.
– Разгадайте кроссворд и в вертикальном столбце под номером 7 прочтёте новое слово из словарика.
1. Утренний приём пищи. (Завтрак.)
2. Подземная железная дорога. (Метро.)
3. Космический летательный аппарат. (Ракета.)
4. Дерево со светлой корой. (Берёза.)
5. Вид городского электротранспорта. (Трамвай.)
6. Дорожка в парке. (Аллея.)
– Какое слово получилось? (Вокзал.)
– Запишите все слова в тетрадь, обозначьте орфограммы и ударение.
2. Знакомство с этимологией слова «вокзал».
– Слово это появилось в XVII в. в Англии. В окрестностях Лондона был загородный сад (для концертов, танцев, прогулок и т. д.), владелицей которого была некая Джеймс Вокс. Сад назвали Воксхолл (холл – «зал»). Постепенно название распространилось на другие парки, которые стали появляться в разных городах Европы.
В России под Петербургом в городе Павловске, вблизи императорского дворца, тоже был увеселительный сад с музыкальным павильоном для танцев и концертов. Его на английско-французский манер стали называть «воксалом» (позже – «вокзалом»). В здании не только давали концерты, но и продавали билеты пассажирам. Так у станции появилось название Вокзал. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции. Впервые железная дорога прошла по территории современного Казахстана в 1893—1894 году. Это была узкоколейная (1000 мм) железнодорожная линия Покровская Слобода — Уральск протяженностью 369 км, из которых 113 км пролегли в Казахстане. Таким образом первый вокзал в Казахстане был построен в Уральске.
IV. Сообщение темы и цели урока, постановка учебной задачи.
– Прочитайте стихотворение-загадку. Что это будет?
Хлопушки, конфеты,
Сосульки,
Шары золотистого цвета.
Подарки,
Мерцанье цветных огоньков,
Звёзды, снежинки,
Гирлянды флажков;
Песни и пляски,
И смех без умолка.
Что это будет,
По-вашему? ... (Ёлка.)
– Какую особенность имён существительных, использованных в стихотворении, вы заметили? (Почти все употреблены во множественном числе.)
– Догадайтесь, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О существительных во множественном числе.)
– Прочитайте вопросы на с. 113. Ответы на них мы найдём в течение урока.
V. Наблюдение над особенностями имён существительных во множественном числе.
1. Существительные во множественном числе обозначают несколько предметов.
– Как вы догадались, что существительные из загадки стоят в форме множественного числа?
– Значит, если необходимо определить число существительных, нужно выяснить, сколько предметов оно обозначает. Подтвердите своими примерами.
–Сейчас выполните задание из упражнения 235, с. 113 (самостоятельно). После выполнения работы обменяйтесь тетрадями и сделайте взаимопроверку.
2. Наблюдение над окончаниями существительных множественного числа.
– Какие окончания у существительных множественного числа вы выделили? (Окончания
– Что вы ответите Почемучке на его второй вопрос?
– Выполните упражнение 236 самостоятельно.
Упр. 237 – устно
Работа с таблицей - упр. 238.
Вывод – проговаривание в парах.
3. Знакомство с правилами на с. 115.
VI. Ознакомление со склонением существительных во множественном числе.
– На какие типы склонения разделяются все имена существительные? Почему?
– Как вы думаете, будут ли различаться существительные по склонениям во множественном числе?
– Давайте проверим ваши предположения. Существительные берёза, ученик, гнездо, тетрадь поставьте во множественном числе и просклоняйте.
– Что заметили? (Окончания одинаковые у всех существительных.)
VII. Сопоставление именительного и винительного падежей существительного в форме множественного числа.
1. Упр. 239 – комментированное письмо
2. Фронтальный опрос.
– Что можете сказать о падежных формах имён существительных множественного числа в именительном и винительном падежах? (Они совпадают.)
– У каких существительных? (У неодушевлённых.)
– Может это вызвать трудности при определении падежа?
– Вспомните, каким образом определяются именительный и винительный падежи у существительных в единственном числе? (По вопросу; предлогу, если он есть; по роли в предложении.)
VIII. Составление таблицы падежных окончаний существительных во множественном числе.
И. -ы, -и, -а, -я
Р. -ов, -ев, -ей,
Д. -ам, -ям
В. -ы, -и, -а, -я
-ов, -ев, -ей
Т. -ами, - ями
П. -ах, -ях
IX. Знакомство с особыми случаями написания окончаний существительных в форме родительного падежа множественного числа.
1. Выполнение упражнения 242, с. 116.
2. Упражнение в запоминании слов. Работа по таблицам.
1) Запись слов в тетрадь.
2) Составление словосочетаний и предложений с данными словами (устно).