Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Тема урока:Закрепление:Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Цели урока:Закрепить полученные знания учащихся о склонении прилагательных во множественном числе; развивать интеллектуальные способности уч-ся, познавательную активность; развивать интерес к изучению русского языка.
О чем будем говорить сегодня на уроке? (Повторять прилагательные в форме множественного числа.) Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)
– Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)
Объявление темы и цели урока
3. Минутка чистописания. Оформление тетради.Я тетрадь свою открою, уголочком положу.Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу. В некотором царстве в Тридевятом гос-ве жили были Иван Царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван Царевич пожужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти,где искать Василису? Мы узнаем выполнив 1-ое задание.
– На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются в нашем стихотворении окончаниями прилагательных во множественном числе. Какие это окончания? (-ые)
– Напишите до конца строчки.
4. Словарно-орфографическая работа. Иван Царевич отправляется в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч,посланный Кощеем.Хотите сразиться со Змеем?Нужно победить все три головы змея.
– Новое слово из словаря, с которым мы с вами познакомимся на уроке вы назовете если правильно определите смысловую связь между данными словами слева и справа:
магазин – покупатель
театр – зритель
транспорт – ?
(В левом столбике находятся слова, обозначающие общественные места, в правом – слова, обозначающие, для кого эти места предназначены: Магазин – для покупателей, театр – для зрителей, транспорт – для пассажиров. Значит, сегодня мы познакомимся со словом пассажир).(Запишите в тетрадь)
– Что обозначает слово пассажир?
(Пассажир – это человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта.)
– Что можно сказать о написании слова пассажир?
(В слове пассажир две непроверяемые безударные гласные а, удвоенная с. После согласной ж пишется и , т.к. жи-ши пиши с буквой и.) Вы победили Змея Горыныча.
– Прочитайте пословицы и поговорки. Найдите среди данных фразеологических выражений слова, связанные с темой урока.
Ехал в Казань – заехал в Рязань
Тише едешь – дальше будешь
Поехала кума неведомо куда
Долгие проводы – лишние слезы(В пословице Долгие проводы – лишние слезы есть прилагательные во множественном числе: долгие, лишние).
5. Изучение нового материала
Добрались до Кащея. Он встретил Ивана -Царевича такими словами. «Раз ты смог до меня добраться , выполни мои задания и Василиса твоя, если не выполнишь голова с плеч»
Работа в парах. Упражнение в склонении имен прилагательных во множественном числе Просклоняйте эти имена прилагательные с существительными во множественном числе. Окончания прилагательных выделите, И.п. какие? долгие проводы, лишние слезы
Р.п. каких? долгих провод, лишних слезах
Д:п. каким? долгим проводам, лишним слезам
В.п. какие? долгие проводы, лишние слезы
Т.п. какими? долгими проводами, лишними слезами
П.п о каких? долгих проводах, о лишних слезах
2. Проверка заданий: долгие, лишние. Справились с заданием Иван –Царевич забрал Василису.
–Что вы заметили при склонения прилагательных во множественном числе? (Совпадают окончания родительного и предложного падежей, именительного и винительного.)
– С существительными, какого рода мы склоняли прилагательные долгие, лишние?
(Проводы– мн. число, слезы– ж.р.)
– Изменяются ли прилагательные множественного числа по родам? (Нет.)
–каким образом узнать падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому он относится.) Справились с заданием.
– Обобщите наши рассуждения по плану:
Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?(числам и падежам)
Изменяются ли по родам имена прилагательные во множественном числе?(нет)
Как узнать падеж имени прилагательного во множественном числе?( по падежу существительного, к которому он относится)
«Юмористическая викторина»
-В каких словах по сто согласных?(стог, стол, стон, стоп)
-Ск-ко горошин может войти в стакан? ( сами не могут войти)
- Может ли страус называть себя птицей? ( не может, так как не умеет говорить)
-Чем кончается день и ночь?(мягким знаком)
- Кто говорит на всех языках? (эхо)
-Из какого полотна не сошьешь рубашку? (из железнодорожного)
-В каком слове сорок «А»
-Что у зайца впереди, а у цапли позади( Буква Ц)
6. Работа по таблице падежных вопросов и окончаний имен прилагательных во множественном числе? Учитель обращает внимание на таблицу.
И.п.
Какие? -ые, -ие
Р.п.
каких? - ых, -их
Д.п.
каким? -ым, -им
В.п.
какие? -ые, -ие
Т.п.
какими? -ыми, -ими
П.п
о) каких? -ых, -их
– Какие падежи в таблице можно объединить? Почему? (Родительный и предложный, т.к. они имеют
одинаковые вопросы и окончания.)
7. Физкультминутка
– Я буду называть словосочетания с прилагательными в единственном и множественном числе. Если назову прилагательное в единственном числе, вы делаете наклон вперед, если прилагательное во множественном числе, вы делаете наклон назад. Сосчитайте сколько прилагательных во множественном числе.
Для слабых учащихся (письмо с комментированием у доски).
Списать словосочетания, выделить окончания имен прилагательных, указать падеж. За воздушными шарами, о летних каникулах, в сыпучих песках, соседние подъезды, на задних лапах, из колючих кустов, с трескучими морозами, к соседским мальчикам, до ранних заморозков, по речным волнам.
В рус... ких ска...ках и былинах н...родные песни и пляски обычно сопровождаются игрой на гуслях..Могучими переливами гусли создают яркие музыкальные к...ртины.
2.Индивидуальная работа..Работа по карточкам.
Прочитайте. Напишите последовательность событий.
Определите падеж прилагательных во множественном числе..
2.Мать повела крошечных птенцов к воде. 1.Появились птенцы гаги на свет.
4.Ярким отблеском засветилась полянка.3. Показалось над лесом золотое солнышко.
5.Лесные пчелы начали жалить медведя. 6.Медведь закричал и покатился по земле.
9. Рефлексия урока– С чем познакомились на уроке? – Что узнали об изменении имен прилагательных во множественном числе? Назовите падежные окончания и вопросы прилагательных во множественном числе?
10. Д\ З\.выучить таблицу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Склонение имен прилагательных во множественном числе. »
29.11.13 г.Русский язык.
Тема урока:Закрепление:Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Цели урока:Закрепить полученные знания учащихся о склонении прилагательных во множественном числе; развивать интеллектуальные способности уч-ся, познавательную активность; развивать интерес к изучению русского языка.
О чем будем говорить сегодня на уроке? (Повторять прилагательные в форме множественного числа.) Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания прилагательных во множественном числе.)
– Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)
Объявление темы и цели урока
3. Минутка чистописания. Оформление тетради.Я тетрадь свою открою, уголочком положу.Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу. В некотором царстве в Тридевятом гос-ве жили были Иван Царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван Царевич пожужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти,где искать Василису? Мы узнаем выполнив 1-ое задание.
– На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются в нашем стихотворении окончаниями прилагательных во множественном числе. Какие это окончания? (-ые)
– Напишите до конца строчки.
4. Словарно-орфографическая работа. Иван Царевич отправляется в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч,посланный Кощеем.Хотите сразиться со Змеем?Нужно победить все три головы змея.
– Новое слово из словаря, с которым мы с вами познакомимся на уроке вы назовете если правильно определите смысловую связь между данными словами слева и справа:
магазин – покупатель
театр – зритель
транспорт – ?
(В левом столбике находятся слова, обозначающие общественные места, в правом – слова, обозначающие, для кого эти места предназначены: Магазин – для покупателей, театр – для зрителей, транспорт – для пассажиров. Значит, сегодня мы познакомимся со словом пассажир).(Запишите в тетрадь)
– Что обозначает слово пассажир?
(Пассажир – это человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта.)
– Что можно сказать о написании слова пассажир?
(В слове пассажир две непроверяемые безударные гласные а, удвоенная с. После согласной ж пишется и , т.к. жи-ши пиши с буквой и.) Вы победили Змея Горыныча.
– Прочитайте пословицы и поговорки. Найдите среди данных фразеологических выражений слова, связанные с темой урока.
Ехал в Казань – заехал в Рязань Тише едешь – дальше будешь Поехала кума неведомо куда Долгие проводы – лишние слезы(В пословице Долгие проводы – лишние слезы есть прилагательные во множественном числе: долгие, лишние).
5. Изучение нового материала
Добрались до Кащея. Он встретил Ивана -Царевича такими словами. «Раз ты смог до меня добраться , выполни мои задания и Василиса твоя, если не выполнишь голова с плеч»
Работа в парах. Упражнение в склонении имен прилагательных во множественном числе Просклоняйте эти имена прилагательные с существительными во множественном числе. Окончания прилагательных выделите, И.п. какие? долгие проводы, лишние слезы
Р.п. каких? долгих провод, лишних слезах
Д:п. каким? долгим проводам, лишним слезам
В.п. какие? долгие проводы, лишние слезы
Т.п. какими? долгими проводами, лишними слезами
П.п о каких? долгих проводах, о лишних слезах
2. Проверка заданий: долгие, лишние. Справились с заданием Иван –Царевич забрал Василису.
–Что вы заметили при склонения прилагательных во множественном числе? (Совпадают окончания родительного и предложного падежей, именительного и винительного.)
– С существительными, какого рода мы склоняли прилагательные долгие, лишние?
(Проводы– мн. число, слезы– ж.р.)
– Изменяются ли прилагательные множественного числа по родам? (Нет.)
–каким образом узнать падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому он относится.) Справились с заданием.
– Обобщите наши рассуждения по плану:
Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?(числам и падежам)
Изменяются ли по родам имена прилагательные во множественном числе?(нет)
Как узнать падеж имени прилагательного во множественном числе?( по падежу существительного, к которому он относится)
«Юмористическая викторина»
-В каких словах по сто согласных?(стог, стол, стон, стоп)
-Ск-ко горошин может войти в стакан? ( сами не могут войти)
- Может ли страус называть себя птицей? ( не может, так как не умеет говорить)
-Чем кончается день и ночь?(мягким знаком)
- Кто говорит на всех языках? (эхо)
-Из какого полотна не сошьешь рубашку? (из железнодорожного)
-В каком слове сорок «А»
-Что у зайца впереди, а у цапли позади( Буква Ц)
6. Работа по таблице падежных вопросов и окончаний имен прилагательных во множественном числе? Учитель обращает внимание на таблицу.
И.п.
Какие? -ые, -ие
Р.п.
каких? - ых, -их
Д.п.
каким? -ым, -им
В.п.
какие? -ые, -ие
Т.п.
какими? -ыми, -ими
П.п
о) каких? -ых, -их
– Какие падежи в таблице можно объединить? Почему? (Родительный и предложный, т.к. они имеют
одинаковые вопросы и окончания.)
7. Физкультминутка
– Я буду называть словосочетания с прилагательными в единственном и множественном числе. Если назову прилагательное в единственном числе, вы делаете наклон вперед, если прилагательное во множественном числе, вы делаете наклон назад. Сосчитайте сколько прилагательных во множественном числе.
Для слабых учащихся (письмо с комментированием у доски).
Списать словосочетания, выделить окончания имен прилагательных, указать падеж. За воздушными шарами, о летних каникулах, в сыпучих песках, соседние подъезды, на задних лапах, из колючих кустов, с трескучими морозами, к соседским мальчикам, до ранних заморозков, по речным волнам.
В рус... ких ска...ках и былинах н...родные песни и пляски обычно сопровождаются игрой на гуслях..Могучими переливами гусли создают яркие музыкальные к...ртины.
2.Индивидуальная работа..Работа по карточкам.
Прочитайте. Напишите последовательность событий.
Определите падеж прилагательных во множественном числе..
2.Мать повела крошечных птенцов к воде. 1.Появились птенцы гаги на свет.
4.Ярким отблеском засветилась полянка.3. Показалось над лесом золотое солнышко.
5.Лесные пчелы начали жалить медведя. 6.Медведь закричал и покатился по земле.
9. Рефлексия урока– С чем познакомились на уроке? – Что узнали об изменении имен прилагательных во множественном числе? Назовите падежные окончания и вопросы прилагательных во множественном числе?