Тема: "Склонение имен прилагательных во множественном числе".
Цель: познакомить учащихся со склонением имен прилагательных во множественном числе.
Задачи:
- формировать умения склонять имена прилагательные во множественном числе;
- развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
- воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку.
Ход урока.
1. Орг.момент.
Прозвенел звонок
Начался урок.
Тихо мы за парты встали
И друг другу покивали.
(Проверка готовности к уроку)
2. Повторение пройденного материала.
а) проверка дом.задания
б) устный опрос:
- что обозначает имя прилагательное? (С)
- на какой вопрос отвечает имя прилагательное? (К)
- как определить род прилагательного? (Л)
- какие окончания имеют прилагательные среднего рода? (О)
- каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении? (Н)
- Какое прилагательное является близким по значению "старательный"? (вежливый, аккуратный, хлопотливый) (Е)
- с чем связано прилагательное в предложении? (Н)
- от какого слова образовалось прилагательное "водный"? (И)
- как определить падеж имени прилагательного? (Е)
- Какое ключевое слово вы получили? (склонение)
- Что такое склонение?
3. Изучение нового материала.
- Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А. Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока:
Улыбнулись сонн. березки,
Растрепали шелков. косы.
Шелестят зелен. сережки,
И горят серебрян. росы.
- Что можете сказать о теме урока? Что будем изучать?
- Как определили, что это прилагательное во множественном числе?
4. Словарная работа.
Чтение стихотворения учащимися:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
- Назовите словарное слово, которое встретилось вам в стихотворении? (берёза)
- Берёза - символ России. Известно, что ни в одной стране нет такого обилия берёз, как у нас. О берёзе пели песни, слагали стихи, написано много картин. Мила она русскому сердцу.
- О чём говорится в стихотворении?
- Какими признаками мы можем охарактеризовать берёзу?
- Составьте различные словосочетания со словом берёзе во множественном числе. (высокие берёзки, красивые берёзки, стройные берёзки и т.д.)
- Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (по падежам)
- Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?
- Давайте просклоняем словосочетание стройные берёзки. (учащиеся по очереди выходят к доске, остальные в тетрадях).
- Какие окончания имеют имена прилагательные множественного числа?
5. Физминутка.
6. Закрепление изученного материала.
а) Составление алгоритма определения падежа у имен прилагательных множественного числа.
- Какие шаги мы должны сделать?
1 шаг - найти существительное, связанное с именем прилагательным.
2 шаг - определить падеж имени существительного.
3 шаг - по падежу существительного определить падеж прилагательного.
б) Работа по группам:
1 группа. Списать словосочетания, выделить окончания прилагательных, указать падеж.
За воздушными шарами, о летних каникулах, в сыпучих песках, на задних лапах, из колючих кустов, с трескучими морозами, по речным волнам.
2 группа. Списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Выделить окончания прилагательных, указать падеж.
За воздушн. шарами, о летн. каникулах, в сыпуч. песках, на задн. лапах, из колюч. кустов, с трескуч. морозами, по речн. волнам.
в) Самостоятельная работа.
с.138, упр.178
- списать, вставить пропущенные окончания прилагательных множественного числа.
7. Дом. задание
с. 139, упр. 180
8. Итог урока
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?