Рабочая учебная программа по русскому языку 7 класс Количество часов- 170
Рабочая учебная программа по русскому языку 7 класс Количество часов- 170
Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку на профильном уровне, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.Русский язык. 7 класс. / под редакцией В.В. Бабайцевой. М.: Просвещение, 2012.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по русскому языку 7 класс Количество часов- 170»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 9
г. Невинномысска
Рассмотрено на заседании
кафедры _________________
«___»______________20__г.
Заведующий кафедры
_______________/__________/
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР__________/___________/
«____»____________20___г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ гимназия №9
______/О.А.Сверкунова/
приказ№ 257
приложение№__________
«____»____________20__г.
Рабочая учебная программа
по русскому языку
7 класс 2015-2016 учебный год
Количество часов ___170___
Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку на профильном уровне, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.Русский язык. 7 класс. / под редакцией В.В. Бабайцевой. М.: Просвещение, 2012.
Программу составили: Белякова Антонина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Ефанова Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Черядина Елена Федоровна, высшая квалификационная категория
Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА русский язык, 7 класс 170 часов
Данная рабочая программа по русскому языку создана на основе федерального компонента образовательного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программы по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина и др.).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение русского языка в 7 классе 170 часов (5 часов в неделю).
Данная рабочая программа призвана конкретизировать содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение часов по разделам курса.
Программа реализуется в трёх книгах, которые образуют учебный комплекс:
Учебник «Русский язык. Теория» для 5-9 классов с системным изложением теоретических сведений, иллюстрированных литературными примерами (без упражнений). Учебник выполняет не только учебную, но и справочную функцию, способствует формированию познавательной самостоятельности.
Учебник – пособие «Русский язык. Практика». Сборник задач и упражнений для каждого класса отдельный, который обеспечивает отработки практически важных умений и навыков системой заданий, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности класса.
Учебное пособие «Русская речь» обеспечивает специальные уроки по развитию связной речи как системой понятий и правил, так и задачами и упражнениями, формирующими умения и навыки устной и письменной речи.
В 7 классе необходимо использовать учебник «Русский язык. Практика» под редакцией С.Н. Пименовой, А.Ю. Купаловой, Г.К. Лидман – Орловой. В нем содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, представлены интересные дидактические материалы, в которых отображены разнообразные приемы работы с ними. В приложении даны ответы к наиболее трудным заданиям, что создает условия для самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении учащимися самостоятельной работы в классе и дома.
Распределение материала по трем книгам помогает реализовать задачи обучения и сконцентрировать необходимый материал для решения каждой из них. Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой, решают общие задачи обучения русскому языку в школе.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
• Конституция РФ
• Закон РФ «Об образовании»
• Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 )
• Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1321 )
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. №379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011/2012 учебный год».
• Программа по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, Дрофа,2010.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели и задачи:
формирование у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о языке умений и навыков грамотно и полноценно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения;
дать учащимся представления о роли языка в жизни общества;
обеспечить усвоение определённого круга знаний;
формирование умений применять полученные знания на практике;
развивать речь учащихся;
формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Обоснование выбора программы
Данная программа выбрана потому, что её структура и содержание обеспечивают условия для гибкого ее использования, реализации практической направленности обучения, осуществления принципов личностно-ориентированного обучения.
Кроме того, программа предусматривает использование элементов компетентно-деятельностного подхода в обучении, проектную методику, элементы современных педагогических технологий.
Изменения, внесённые в рабочую программу
Рабочая программа по русскому языку 7 класс на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс русского языка сочетает в себе элементы занимательности и практической направленности. Благодаря курсу русского языка учащиеся приобретают орфографические, пунктуационные навыки, учатся работать с текстами описания разных типов.
Курс русского языка в 7 классе способствует формированию мировоззренческой, гражданской позиций учащихся, расширяет их представление о культуре речи, помогает интеллектуальному и общекультурному развитию школьников. Курс русского языка обладает большим познавательным, нравственным и воспитательным значением. Он призван способствовать решению следующих общекультурных задач:
1) овладение системой знаний по орфографии, морфологии, грамматике;
2) формирование организованного логического мышления;
3) развитие познавательного интереса к русскому языку;
4) понимание изменений, происходящих в языке;
5) вооружение учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию познавательного характера.
Технологии, методики:
• Активные методы обучения
• Игровые технологии
• Исследовательская технология обучения
• Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
• Метод проектов
• Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
• Технологии уровневой дифференциации
• Информационно-коммуникационные технологии
• Здоровьесберегающие технологии
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации образовательного процесса при обучении русскому языку в 7 классе является урок. Кроме того, программа предполагает использование таких форм, как урок-семинар, урок-практикум, урок-деловая игра, урок-проект, урок-дискуссия, урок-исследование.
Для реализации рабочей программы по русскому языку в 7 классе используются следующие технологии: технология проблемного обучения, ИКТ, интерактивные технологии, групповую технологию, игровую технологию, технологии личностно-ориентированного обучения.
Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, самостоятельная работа, работа в малых группах, деловая игра, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, выполнение мини - исследовательских, проблемных заданий, письменных работ. Данные компетенции в свою очередь создают условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 7 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), работа с перфокартами, комплексный анализ текста, грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение на свободную тему, комплексный анализ текста.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-написание сочинений;
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
Компоненты учебного комплекса
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Систематический теоретический курс русского языка способствует формированию целостного представления о системе языка, его закономерностях и тенденциях развития.
Изложение теории дается в системе, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» реализует деятельностный подход к обучению, обеспечивая мотивацию учебной деятельности школьников, усвоение ими знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной формах. Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса — «Русская речь» обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Изменения, внесённые в рабочую программу
В примерную программу при разработке рабочей программы по русскому языку для 7 класса были внесены следующие изменения: увеличено количество часов на изучение темы «Правописание н и нн в причастиях и других частях речи» ввиду сложности изучаемого материала.. Кроме того, в календарно-тематическом планировании отражены предусмотренные стандартом, но не указанные в примерной программе по русскому языку в 7 классе, такие типы уроков и виды деятельности учащихся, как урок- тестирование, погружение в проблему, урок - беседа. Данные изменения позволяют формировать и развивать базовые компетенции учащихся, позволяют повысить интерес к изучению русского языка.
Рабочая программа по русскому языку 7 класс на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс русского языка сочетает в себе элементы занимательности и практической направленности. Благодаря курсу русского языка учащиеся приобретают орфографические, пунктуационные навыки, учатся работать с текстами описания разных типов.
Курс русского языка в 7 классе способствует формированию мировоззренческой, гражданской позиций учащихся, расширяет их представление о культуре речи, помогает интеллектуальному и общекультурному развитию школьников. Курс русского языка обладает большим познавательным, нравственным и воспитательным значением. Он призван способствовать решению следующих общекультурных задач: 1) овладение системой знаний по орфографии, морфологии, грамматике; 2) формирование организованного логического мышления; 3) развитие познавательного интереса к русскому языку; 4) понимание изменений, происходящих в языке; 5) вооружение учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию познавательного характера.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение русского языка в 7 классе 136 часов, но в связи с подготовкой к ОГЭ добавлены 34 часа . Всего-170 часов( (5 часов в неделю).
Срок реализации программы 1 год.
Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса:
понимать роль русского языка как национального языка, государственного языка РФ и средства межнационального общения;
понимать смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
знать особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
соблюдать основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
знать основные признаки и уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.
Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса
аргументировано доказывать принадлежность слова к определённой части речи;
правильно и уместно употреблять причастия и деепричастия в устной и письменной речи;
соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте;
соотносить деепричастие с подлежащим в предложении;
пользоваться предлогами-синонимами с учётом их стилистической окраски в разных сферах и ситуациях речи;
отличать союзы от других частей речи;
использовать частицы для выражения смысловых оттенков и для связи частей текста;
опознавать и объяснять изученные орфограммы и пунктограммы;
анализировать текст с разнотипными частями и различными средствами связи между ними;
писать сочинения типа описание;
строить устные и письменные высказывания типа рассуждения на лингвистические темы.
Раздел II. Содержание тем учебного курса
Введение
Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость (1 ч.)
Морфология
Причастие (39 ч.)
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки прилагательного у причастия:
изменение по родам, числам и падежам;
согласование с существительным; наличие полной и краткой формы, их роль в предложении.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами -вш-и -ш-.Словообразование страдательных причастий.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Планируемый уровень подготовки учащихся:
-усвоение семантики причастия, сферы употребления данной части речи;
- усвоение образования причастий;
-умение правильно писать причастия, употреблять в письменной речи;
-усвоение знаков препинания при причастном обороте.
Деепричастие (17 ч.)
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия.
Правописание нес деепричастиями.
Деепричастный оборот.
Выделение запятыми деепричастного оборота.
Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (1 ч.)
Требуемый уровень подготовки:
Знать:
-сферу употребления деепричастий в письменной и устной речи;
- синтаксические функции деепричастных оборотов:
Уметь:
- образовывать деепричастия от глаголов разных форм:
- применять деепричастия в письменной и устной речи.
Служебные части речи
Общее понятие о служебных частях речи (1 ч.)
Предлог (10 ч.)
Понятие о предлоге.
Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, целевые и др. Многозначность предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря наи др.).
Раздельное написание производных предлогов.
Слитное написание производных предлогов.
Буква ена конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Союз (14 ч.)
Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей текста.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.
Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.
Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
Правописание составных подчинительных союзов.
Правописание союзов чтобы, оттого чтои др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).
Частица (13 ч.)
Понятие о частицах. Значение частиц.
Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение).
Контрольный диктант по теме «Образование причастий».
3
Тест по теме «Не с причастиями».
4
Тест по теме «Н и НН в причастиях».
5
Контрольный диктант по теме «Причастие».
6
Тест по теме «Причастие».
7
Контрольный тест по теме «Деепричастие».
8
Тест по теме «Предлог».
9
Контрольный диктант по теме «Союз».
10
Контрольный диктант по теме «Частицы».
11
Зачёт по теме «Служебные части речи».
12
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»
13
Итоговая контрольная работа.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать/понимать:
- изученные разделы науки о языке;
- смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
-основные единицы языка, их признаки;
-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
-объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
-воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
-осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
-владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
-свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
-соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
-развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
Раздел V. Планируемые результаты
В процессе обучения русскому языку учащиеся 7 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:
Аудирование. Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; формулировать вопросы по содержанию текста; замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка.
Чтение. Понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; составлять конспект прочитанного текста; оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста.
Говорение. Создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка (Причастие — это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?).
Письмо. Владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания; писать изложения по публицистическим, художественным
текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст изложения элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования); писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи); совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки.
Текстоведение. Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений, строение текста, языковые и речевые средства, характерные для данного текста).
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. Владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей; верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; определять синтаксическую роль слов разных частей речи; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами. Пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов. Проводить орфографический анализ текста.
Синтаксис и пунктуация. Различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно читать предложения изученных видов; составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; уместно пользоваться синтаксическими синонимами; правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; проводить пунктуационный анализ текста; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Раздел VI. Учебно-методическое обеспечение
Рабочая программа рассчитана на 136 учебных часа, из них на развитие речи -32 ч. Количество часов в неделю -4
УМК
Примерная программа
Количество часов
Примерная программа
Количество часов
Примерная программа
Количество часов
1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2008
2. Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и др. Русский язык. Практика. 7 класс / Под ред. Пичугова Ю.С. – М.: Дрофа, 2008
3. Никитина Е. И. Русская речь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2008
170
170
170
Расхождений в часах нет
Перечень учебно-методического обеспечения.
для учащихся:
1.Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2008
2. Никитина, Е. И. Русский язык. Русская речь. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Никитина. – М. : Дрофа, 2009.
3. Пичугов Ю. С. Русский язык. Практика. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю. С. Пичугов. – М. : Дрофа, 2009.
для учителя:
1.Бабайцева В. В. Система членов предложения в современном русском языке. — М., 1988г.
2.Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. — М., 2000г.
3.Бабайцева В. В. Система односоставных предложений в современном русском языке. — М., 2004г.
4.Бабайцева В. В., БеднарскаяЛ. Д., Рудомазина Н.Е. Русский язык. Тренинг по пунктуации. — М., 2003г.
5.Бабайцева В. В., Сальникова О. А. Русский язык. Тренинг по орфографии. — М., 2004г.
6.Валгина Н. С. Современный русский язык. Пунктуация. — М., 1999.
7.Валгина Н. С. Теория текста. — М., 2003г.
8.Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа...— М., 1993г.
9.Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1987г.
10.Гран и к Г. Г., Бондаренко СМ., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994г.
11.ГраникГ. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995г.
12.Дроздова О. Е. Уроки языкознания для школьников 5—8 классов. — М., 2001г.
13.Земская Е. А. Как делаются слова. — М., 1963г.
14.Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. — М., 1994г.
15.Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002г.
16.Львова СИ. Там, где кончается слово... — М., 1991г.
17.Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? — Ш., 1988г.
18.Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1984г.
словари:
1.Ожегов С.И. Толковый словарь. -М :Мир и Образование, Оникс; 2011 г.
2. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М., 1985г.
Совершенствование навыка применения орфограммы «Дефис между частями слова в наречиях, местоимениях и прилагательных».
Уметь применять изученное правило; конструировать словосочетания с данными словами.
Тестовые задания
Упр. 31
10
Правописание числительных. Повторение.
1
Урок систематизации знаний.
Нормы употребления числительных в речи.
Знать/понимать особенности склонения числит.
Уметь правильно употреблять числит.в речи.
Творческое задание.
Индивид. задание
11
НЕ с различными частями речи. Повторение.
1
Комбинированный
Формулировка обобщен-ного правила «Написание НЕ со словами разных частей речи».
Уметь применять правило написания «НЕ со словами разных частей речи».
Составление алгоритма.
Электронная таблица
Правило;
Упр. 33, 35(у)
12
Входная контрольная работа
1
Урок конт-роля ЗУН по теме.
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.
Уметь применять изученные орфо-граммы; соблюдать основные правила орфографии.
Практикум
Словарные слова –
А – Г
13
Анализ контрольного диктанта.
1
Индивид. задание
Причастие (39 час)
14
Понятие о причастии.
1
Урок-иссле-дование
Знакомство с понятием «Причастие». Повторение известных учащимся мор-фологических признаков прилаг. и глаголов. Свойства прилагательных и глаголов у причастий.
Знать формальные признаки прич., семантику.
Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки прич.
Устный опрос.
Презентация
§132;
Упр. 52, 48
15
Признаки прилагательного у причастия.
1
Урок объяснения нового материала
Нормы согласования причастий с определя-емыми словами.
Знать грамматичес-кие признаки прич., сходные с призна-ками прилаг.
Уметь находить главные и зависи-мые слова в словосочетаниях с причастиями.
Составление сказки.
§ 133;
Упр. 59,49*
16
Признаки глагола у причастия.
1
Комбиниро-ванный
Морфологические приз-наки глагола, присущие причастиям. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия
Знать формальные признаки прич., семантику.
Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки прич.
Самост.работа
§ 134;
Упр. 71, у прич. указать признаки глагола
17-
18
Р/Р Подготовка к изложению.
Р/Р. Изложение, близкое к тексту.
2
Урок развития речи.
Отработка навыков написания подробного изложения по заданному тексту.
Знать определение темы и основной мысли текста, требования к написанию изложения.
Творческая работа
презентация
Словарные слова;
Упр. 72 (у)
19-
20
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.
2
Урок объяснения нового материала
Знакомство с понятием о причастном обороте, его местом по отношению к определяемому слову, правилами выделения его запятыми, нормами согласования причастия с определяемыми словами
Знать понятие о прич. обороте, его место по отноше-нию к определяя-емому слову, правила выделения его запятыми.
Уметь находить прич. оборот в предложении, верно определять его границы.
Практикум. Творческое задание.
Презентация
§ 135;
Упр. 74 –
1 урок;
§ 135;
Упр. 81, 89 – 2 урок
21-22
Обособление причастного оборота на письме.
2
Комбиниро-ванный
Тестовые задания
§ 135;
Упр. 82
23-24
Использование предложений с причастным оборотом в речи. Конструирование предложений.
Грамматические ошибки в предложениях с причастными оборотами.
1
Комбиниро-ванный
Самост. работа.
Упр. 94, карточки*
25-
26
НЕ с причастиями. Правописание НЕ с причастиями.
Тест по теме «Правописание не с причастиями»
2
Комбиниро-ванный
Урок контроля
Освоение орфограммы «Не с причастиями», усвоение алгоритма действий при применении правила.
Знать правило написания не с причастиями.
Уметь обозначать эту орфограмму, знать условия ее выбора.
Работа с учебником. Комментир. письмо.
§ 140;
Упр.107(у), 105 – 1 ур;
Упр. 101 –
2 урок
27
Р/Р. Типы речи. Описание общего вида местности.
1
Урок развития речи.
Обучение созданию собственного текста заданного типа.
Знать признаки текста, особенности текста-описания, композиционные признаки текста-описания.
Уметь создавать собственный текст на заданную тему.
Организация совместной учебной деятельности.
Творческое задание.
28
Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению «Вид из моего окна» и т.д.
1
Составление плана.
Сочинение «Вид из моего окна»
29
Действительные и страдательные причастия.
1
Урок объяснения нового материала
Усвоение залоговых отношений в причастиях.
Знать значение действительных и страдательных причастий.
Уметь различать действительные и страдательные причастия.
Конспект, практикум.
Электронная таблица
§ 134;
№ 110, 117
30-31
Образование действительных причастий настоящего времени.
2
Урок объяснения нового материала
Знакомство с образова-нием и правописанием прич. наст. времени, совершенствование навыков нормированного употребления причастий и прич. конструкций.
Знать способы образования действ. прич. наст.времени, условия выбора гласной в суффиксе
Уметь применять изученную орфограмму.
Составление алгоритма
§ 136;
Упр. 125, 123 (у)
32
Правописание действительных причастий настоящего времени.
1
Комбиниро-ванный
Практикум.
Объяснитель-ный диктант.
§ 136;
Упр. 127 (ц.2)
33-34
Образование страдательных причастий настоящего времени.
2
Урок объяснения нового материала
Знакомство с образова-нием и правописанием страд.прич.настоящего времени, совершенство-вание навыков употреб-ления прич. и причастных конструкций.
Уметь образовы-вать страдат.ельные прич.настоящего времени.
Комментир. письмо
§ 137;
№132, 133*
35
Правописание страдательных причастий настоящего времени.
1
Комбиниро-ванный
Самост.работа
§ 137;
Упр.138, 140 (у)
36-37
Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени.
2
Комбиниро-ванный
Знакомство с образова-нием и правописанием действит. причастий прошедшего времени.
Знать правила написания гласной перед суффиксом действительного прич. прошедшего времени.
Устный опрос.
Выборочный диктант
§ 136;
Упр. 144 – 1 урок;
Упр. 147 – 2 урок
38-39
Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени.
Грамматические ошибки при образовании причастий.
2
Урок объяснения нового материала
Знакомство с образова-нием и правописанием страдат. причастий прошедшего времени.
Знать правила написания суффик-сов -енн-, -нн-.
Уметь образовы-вать страд. прич. прош. времени.
Практикум
Презентация
§ 137, 138;
Упр. 150, 154 (у)
40-41
Контрольный диктант по теме «Образование причастий». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
2
Урок контроля ЗУН по теме
Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.
Знать основные нормы русского литерат. языка.
Уметь применять изученные орфограммы.
Тестовые задания
Слов.слова, Индивид. задание
42
Е – Ё в суффиксах причастий после шипящих.
1
Урок объяснения нового материала
Освоение орфограммы «Буквы о–ё после шипя-щих в суффиксах страд. причастий прош. време-ни», усвоение алгоритма действий при применении данного правила.
Знать условия выбора орфограм-мы после шипящей в суффиксах страд. прич. пр. времени
Уметь сопостав-лять с другими случаями выбора о, е, ё после шипящих.
Составление алгоритма
Практикум
§ 137, 138;
Упр. 153
43-44
Правописание гласных перед -Н-, -НН-.
2
Комбиниро-ванный урок
Освоение орфограммы «Гласные перед одной и двумя буквами н в страд. прич. и прил., образован-ных от глаголов»
Уметь применять изученные правила, основываясь на определении части речи.
Практикум
Самост.работа
§ 138;
Упр. 158, 162 (у) –
1 урок;
№165, 166*- 2 урок.
2 четверть
45-46
Р/Р. Описание трудовых действий. Подготовка к сочинению.
Р/Р. Сочинение – описание.
2
Урок развития речи.
Сочинение (создание собственного текста). Использование самост. найденного материала в соответствии с предла-гаемой темой сочинения.
Понятие кр.причастия. Значение, образование, нормы употребления в речи. Особенности написания -н- в кр. прич.
Знать особенности образования и изменения кр.прич..
Уметь находить краткие страд. причастия в тексте.
Практикум.
Тестовые задания
§ 137, 138;
Упр. 173 –
1 урок;
Упр. 180, 182 (у) –
2 урок
50-51
Правописание -НН- в причастиях и -Н- в прилагательных, образованных от причастий.
Тест по теме «Правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных»
2
Комбиниро-ванный урок
Освоение орфограммы «Одна и две буквы н в суффиксах страд. прич. пр. времени и прил., обра-зованных от глагола», усвоение алгоритма действий при применении данного правила.
Знать правило, способы разграничения страд. прич. пр. времени и прил., образован-ных от глагола.
Составление алгоритма.
Проекты-пре-зентации с применением ИКТ.
§ 139;
Упр. 189 –
1 урок;
Упр. 192, карточки*
52-53
Орфограммы в причастиях.
2
Урок систематизации знаний.
Систематизация ЗУН по теме «Причастие».
Уметь применять изученные орфогра-фические и пункту-ационные правила, использовать причастия в устной и письменной речи.
Творческое задание.
§136 – 140;
Упр. 202
54-55
Причастие и причастный оборот. Повторение.
2
Урок систематизации знаний.
Сравнение интонации простого предл., ничем не осложненного и ослож-ненного причастным оборотом.
Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения. Грамматические, орфо-графические, пунктуа-ционные нормы русского языка.
Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению
Применение знаний по синтаксису в практике правописания и гово-рения. Коммуникативная значимость пунктуацион-ной грамотности.
Проекты-пре-зентации с применением ИКТ.
Упр. 281, 282* -
1 урок;
Упр. 485 (схемы), 488 (у) – 2 урок
80-81
Р/Р. Подготовка к сжатому изложению .
Р/Р Сжатое изложение.
2
Урок развития речи.
Отработка навыков написания изложения с элементом сочинения по заданному тексту.
Знать определение темы и основной мысли текста, тре-бования к написа-нию изложения с творческим заданием.
Творческая работа
Аудиозапись
Подобрать аргументы, выписать цитаты –
1 урок;
Инд.задание – 2 урок
3 четверть Служебные части речи. Предлог (9 часов)
82
Служебные части речи.
1
Урок-иссле-дование
Понятие о служебных частях речи, их назна-чение в речи. Группы служебных частей речи.
Знать отличия служебных и сам. частей речи.
Уметь узнавать служебные части речи и определять их значение.
Конспект.
Презентация
Упр. 290, 293 (у)
83-84
Понятие о предлоге.
Разряды предлогов по значению.
2
Комбиниро-ванный урок
Понятие о предлоге, назначение предл. в речи. Разряды предл. по значе-нию. Многозначность предл. Группы предлогов по происхождению, пере-ход других частей речи в предлоги.
Знать морфолог. признаки предлога, разряды предлогов по значению.
Уметь находить предлоги среди других частей речи.
Организация совместной учебной деятельности.
Практикум.
§ 146;
Упр. 297 –
1 урок;
§ 146;
Упр. 302 (ц.1, 3) –
2 урок
85
Правописание предлогов.
1
Урок объяснения нового материала
Формирование новых и совершенствование ранее сформированных орфо-графических навыков, усвоение норм употребле-ния производных и не-производных предлогов.
Знать условия слитного и раздель-ного написания производных предл.
Уметь различать предлоги и синони-мичные части речи, подбирать предло-ги-синонимы.
Проекты-пре-зентации с применением ИКТ.
§ 147;
Упр. 306
86
Гласная Е на конце производных предлогов.
1
Комбиниро-ванный урок
Практикум.
§ 147;
Упр. 322, 323 (у)
87
Слитное и раздельное написание производных предлогов.
1
Комбиниро-ванный урок
Тестовые задания.
§147;
Упр. 312
88
Морфологический разбор.
1
Комбиниро-ванный урок
Знакомство с алгоритмом морфологического раз-бора предлога.
Знать простые и составные предл., порядок морфоло-гического разбора предлога.
Практикум.
Электронная таблица
§146 – 147;
Упр. 332
89-90
Повторительно-обобщающий урок по теме «Предлог».
Тест по теме «Предлог»
2
Урок систематизации знаний.
Систематизация ЗУН по теме «Предлог».
Уметь грамотно употреблять предл. в письменной и устной речи.
Самост. работа.
Инд.задание
Союз (17 часов)
91
Понятие о союзе.
1
Урок-иссле-дование
Понятие о союзе, назна-чение союзов в речи. Употребление союзов в предложении с однород-ными членами.
Знать о признаках союза как служеб-ной части речи, его роли в предлож.
Уметь находить союзы среди других частей речи.
Организация совместной учебной деятельности.
§ 148;
Упр. 334
92-93
Сочинительные союзы.
Разряды сочинительных союзов.
2
Комбиниро-ванный урок
Классификация союзов по значению, группы со-чинительных союзов и их роль в речи.
Знать разряды сочинительных и подчинительных союзов.
Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы.
Уметь применять изученные орфо-граммы и пункто-граммы.
Организация совместной учебной деятельности.
Индивид. задание
Частица (18 часов)
113
Понятие о частицах.
1
Урок-иссле-дование
Понятие о частице, значе-ния частиц, закрепление умения правильно писать частицы не и ни с различн.частями речи.
Знать особенности частицы как служ. части речи, роль частицы в предл. и при образовании форм слова.
Уметь применять орфограммы «Про-бел между частицей и словом».
Самост. работа с теорией, составление плана ответа.
§ 151;
Упр. 385
114
Роль частиц в предложении и преобразовании форм слов.
1
Комбиниро-ванный урок
Практикум
§ 151;
Упр. 386
115-116
Р/Р.Подготовка к сжатому изложению.
Сжатое изложение
2
Уроки развития речи.
Использование самост. найденного материала в соответствии с темой.
Уметь излагать мысли по теме.
Творческое задание.
Аудиозаписи
Оформить открытку, написать письмо
117-118
Повторение правописания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ и омонимичных слов.
1
Уроки систематизации ЗУН.
Способы отличать союзы от нар. и мест.с частицей.
Знать основные нормы русск. языка.
Уметь применять изученные орфо-граммы.
Проекты-пре-зентации с применением ИКТ.
Упр. 391, 392*
119-120
Значение частиц. Конструирование предложений с частицами.
2
Комбиниро-ванные уроки
Знакомство с разрядами частиц по значению, фор-мирование умения видеть частицы в тексте, оцени-вать их выразительную роль, конструировать предложения с частицами
Знать разряды частиц.
Уметь видеть част. в тексте, оценивать их выразительную роль, конструиро-вать предложения.
Работа с учебником теории.
§ 152;
Упр. 398 + диалог –
1 урок;
Упр.395, 402 –
2 урок
121
Правописание НЕ и НИ.
1
Урок объяснения нового материала
Смысл положительных и отрицательных предл. с частицей не. Понятие о двойном отрицании, значение частицы ни в устойчивых сочетаниях.
Знать о разрядах частиц по значению и употреблению, об отрицательном значении частицы не.
Практикум.
Работа с тестами.
§ 152;
Упр. 408, 407
122
Двойное отрицание. Частица НЕ с утвердительным значением.
1
Комбиниро-ванный урок
Проекты-пре-зентации с применением ИКТ.
§ 152;
№ 414, 416, 419
123-124
Правописание частицы НЕ с различными частями речи.
2
Урок систематизации ЗУН.
повторение орфограммы «Правописание не с сущ., прилаг., прич., глаголами, дееприч., нар., словами состояния», усвоение алгоритма действий при применении правила.
Знать изученные правила.
Уметь применять правила, основыва-ясь на определении части речи, морфе-мы, в которой встретилась орфо-грамма.
Проекты-пре-зентации с применением ИКТ.
Тематический диктант.
Электронная таблица
§ 153;
№ 422 (у), 426 –
1 урок;
Упр. 432, 428 (у) –
2 урок
125
НЕ и НИ. Правописание с местоимениями и словами состояния.
1
Урок систематизации ЗУН.
Повторение орфограммы «Правописание не с местоимениями», усво-ение алгоритма действий при применении правила правописания.
Знать правила.
Уметь применять правила, основыва-ясь на определении части речи, морфе-мы, в которой встретилась орфо-грамма.
Самостоятельная работа.
§ 153;
Упр. 438, 439
126-127
Раздельное и дефисное написание частиц.
2
Комбиниро-ванные уроки
Совершенствование орфографич. навыков по теме «Раздельное и дефисное написание частиц».
Систематизация и обобщение знаний по теме «Фонетика, графика, орфография. Фонетический разбор». Тренинг.
Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы.
Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения.
Работа со справочной литературой и словарями
Индивидуальные задания
158
Культура речи. Стили произношения.
1
Комбинированный урок
Систематизация и обобщение знаний в стилях произношения
Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы.
Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения.
Работа с учебником «Культура речи»
Индивидуальные задания
159
Культура речи. Произношение безударных гласных звуков.
1
Комбинированный урок
Систематизация и обобщение знаний в стилях произношения гласных звуков
Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы.
Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения.
Работа с учебником «Культура речи»
Индивидуальные задания
160
Культура речи. Произношение согласных звуков.
1
Комбинированный урок
Систематизация и обобщение знаний в стилях произношения согласных звуков
Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы.
Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения.
Работа с учебником «Культура речи»
Аудиозаписи
Индивидуальные задания
161
Культура речи. Особенности произношения иностранных слов.
1
Комбинированный урок
Систематизация и обобщение знаний в словах иноязычного происхождения
Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы.
Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения.
Работа с учебником «Культура речи»
Индивидуальные задания
162
Словообразование, морфемика и орфография, состав слова.
1
Урок систематизации ЗУН
Систематизация и обобщение знаний по теме «Словообразование, морфемика и орфография, состав слова». Тренинг.
Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова; чередование звуках в морфемах, основные способы образования слов.
Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Работа со справочной литературой и словарями
Упр.507
163
Способы образования причастий и деепричастий
1
Комбинированный урок
Упр.515, 516,
164
Сложносокращенные слова. Аббревиатуры. Условные имена собственные.
1
Комбинированный урок
Упр. 519
165
Орфограммы в корнях
1
Урок систематизации ЗУН
Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм корня, изученных в 5-7 классах, порядок действий при решении орфографических задач.
Знать виды морфем: корень, приставку, окончание, основу слова; чередование звуках в морфемах, основные способы образования слов.
Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания
Отражение в письменной форме результатов своей деятельности
Презентация
Упр. 520
166
Орфограммы в приставках. Раздельный ъ знак.
1
Урок систематизации ЗУН
Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм в приставках, изученных в 5-7 классах, порядок действий при решении орфографических задач.
Знать виды морфем: корень, приставку, окончание, основу слова; чередование звуках в морфемах, основные способы образования слов.
Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания
Отражение в письменной форме результатов своей деятельности
Индивидуальное задание
167
Итоговая контрольная работа за 2-ое полугодие
1
Урок контроля знаний
Знать части речи,их морфологические признаки и синтаксическую роль
168
Работа над ошибками
1
Комбинированнный урок
Текст контрольной работы и грамматическое задание
Уметь находить ошибки,классифицировать их,объяснять причину их появления,исправлять
Повторить словарные слова
169
Повторение. Стили русского языка
1
Комбинированный
Стили русского языка
Знать стили речи , их функции
170
Повторение. Речь и текст.
1
Комбинированный
Текст
171
Функционально-смысловые типы речи.
1
Комбинированный
Функционально-смысловые типы речи
Знать типы речи
172
Средства связи предложений в тексте
1
Комбинированный
Средства связи предложений в тексте
Знать при помощи чего связываются предложения в тексте