kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 2014-2015 учебный год 3 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования 2. В соответствии с образовательной программой начального общего образования МБОУ «Верейской СОШ» 3. В соответствии с учебным планом МБОУ «Верейской СОШ» на 2014-2015 уч.год. 4. На основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык». 5. Количество часов 5 ч. в неделю, в год 170 часов (34 учебные недели)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 2014-2015 учебный год 3 класс. »

Пояснительная записка.


  1. Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования

  2. В соответствии с образовательной программой начального общего образования МБОУ «Верейской СОШ»

  3. В соответствии с учебным планом МБОУ «Верейской СОШ» на 2014-2015 уч.год.

  4. На основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык».

  5. Количество часов 5 ч. в неделю, в год 170 часов (34 учебные недели)


Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ граж­данской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нрав­ственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап си­стемы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и ло­гического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие уст­ной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей куль­туры человека.

Программа направлена на формирование у младших школьников пред­ставлений о языке как явлении национальной культуры и основном сред­стве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнацио­нального общения.


Общая характеристика учебного предмета.


Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и много­образии языкового и культурного пространства России, о языке как ос­нове национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, ор­фоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к рус­скому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Систематический курс русского языка представлен следу­ющими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

  • орфография и пунктуация;

  • развитие речи.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.


Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.



В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.



Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.


Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматрива­ющее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школь­ников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содер­жание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирова­ния всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирова­ние и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первич­ных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвисти­ческими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, кото­рая способствует включению учащихся в активный познавательный про­цесс.


Содержание курса


Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. На­хождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мяг­ких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёр­дости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — со­гласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообра­зующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между сло­вами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, ка­талогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Вы­явление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового слова­ря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (одно-коренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Единственное и множественное число существительных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени суще­ствительного. Изменение существительных по падежам. Определение па­дежа, в котором употреблено имя существительное.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число прилагательных. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от фор­мы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.


Глагол. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число глаголов. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распро­страненные и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зорко­сти, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

  • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова © гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение соб­ственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладе­ние умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситу­ациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с по­мощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использо­ванием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректи­рование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание соб­ственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучи­вания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочи­нение-описание, сочинение-рассуждение.





Учебно-тематический план


п/п


Раздел


Кол-во часов

1

Наша речь

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

15

3

Слово в языке и речи

19

4

Состав слова

16

5

Правописание частей слова

29

6

Части речи

76

7

Повторение

13

ИТОГО

170














Содержание


Язык и речь (2 часа)


Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Развитие речи.

Составление текста по рисунку


Текст, предложение, словосочетание (15 часов)


Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Для реализации этого содержания учащиеся должны:

Развитие речи.

Составление небольшого рассказа по репродукции картины.

Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку. По заданной теме, по модели.


Слово в языке и речи (19 часов)


Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.


Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).


Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.

Развитие речи.

Подробное изложение с языковым анализом текста.


Состав слова (16 часов).


Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление).

Развитие речи

Сочинение по репродукции картины.

Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов.

Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.


Правописание частей слова (29 часов)


Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.

Развитие речи

Составление текста по репродукции картины.

Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельному составленному плану.

Составление объявления.


Части речи (76 часа).


Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Развитие речи

Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельному составленному плану, по опорным словам.

Письмо по памяти.

Составление устного рассказа по серии картин.

Сочинение по репродукции картины.

Составление текста-описания растения в научном стиле.

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины.

Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.

Составление письма.

Составление текста по сюжетным рисункам.

Составление предложений с нарушенным порядком слов.


Повторение изученного за год (13 часов)


Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.


Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классе


Автобус, автомобиль, адрес, аккуратно, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера, герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания, ездить, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, засеять, здесь, здравствуйте, земляника, инженер, интересный, календарь, картина, картофель, кастрюля, космонавт, космос, костёр, легко, лестница, магазин, медленно, месяц, металл, метро, морковь, назад, налево, направо, ноябрь, обед, огурец, октябрь, осина, отец, песок, победа, помидор, прекрасный, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок, север, сегодня, сентябрь, соловей, солома, столица, тарелка, театр, телефон, теперь, тепловоз, топор, трактор, трамвай, увидеть, ужин, улица,, урожай, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чёрный, шоссе, шофёр, экскурсия, электровоз, январь





Требования к уровню подготовки учащихся


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся по русскому языку к концу 3 класса

В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:

• понимать, что предложение - это основная единица речи;

• понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предло­жения», «побудительные предложения»;

• понимать грамматические особенности предложений, раз­личных по цели высказывания;

• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки пре­пинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

• различать словосочетание и предложение;

• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, местоимение, предлог);

• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

• называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;

• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

• понимать влияние ударения на смысл слова;

• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.


Третьеклассники получат возможность научиться:

  • орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), вклю­чающий изученные орфограммы по программе 1—3 классов;

  • проверять написанное, находить в словах изученные ор­фограммы;

  • производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, оп­ределять последовательность звуков и букв в слове, харак­теризовать звуки (гласные: ударные и безударные; соглас­ные: твердые, мягкие, глухие, звонкие, парные и непарные), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа моряк, стриж, сказка, коньки, маяк, жить',

  • производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка, берёзонька, пришкольный (выделять оконча­ние, корень, приставку, суффикс).

  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;

  • распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, надеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов; лицо и число мес­тоимений);

  • изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями по падежам;, из­менять имена прилагательные по родам в единственном чис­ле в соответствии с родом имени существительного; изме­нять глаголы по временам и в прошедшем времени по ро­дам;интонационно правильно произносить предложения.

  • оп­ределять вид предложений по цели высказывания и интона­ции; вычленять в предложении основу и словосочетания;производить элементарный синтаксический разбор пред­ложений (выделять главные и второстепенные члены пред­ложения, устанавливать связь между ними по вопросам);

  • определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части (при письме соб­людать красную строку), под руководством учителя и самос­тоятельно составлять план, устанавливать связь предложе­ний в тексте, связь частей текста;

  • определять тип текста: повествование, описание, рассуж­дение;

  • писать изложение и сочинение (60—75 слов) по коллек­тивно или самостоятельно составленному плану под руковод­ством учителя.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Личностные результаты:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принад­лежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мо­тивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | различных социальных ситуациях,\умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.


Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учеб­ной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения

  • Использование знаково-символических средств представления ин­формации.

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с со­держанием учебного предмета «Русский язык».

  • Использование различных способов поиска (в справочных источни-i ах), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации Информации.

  • Умение работать в материальной и информационной среде на­чального общего образования (в том числе с учебными моделями) в со­ответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать воз­можность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оцен­ки событий.


Предметные результаты:

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и много­образии языкового и культурного пространства России, о языке как ос­нове национального самосознания.

  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской по­зиции человека.

  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений соб­ственного уровня культуры, применение орфографических правил и пра­вил постановки знаков препинания при записи собственных и предло­женных текстов. Владение умением проверять написанное.

  • Формирование умений опознавать и анализировать основные еди­ницы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явле­ние национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Россий­ской Федерации, языка межнационального общения.

  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных моно­логических высказываний и письменных текстов.

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и фор­мирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразо­вании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;


Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания.


Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.


Диктант

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.


Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные "Минимумом начального общего образования", "Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта": правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн; употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных; Употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.


Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:

3 класс

45-55 слов I-е полугодие

55-65 слов II-е полугодие


Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки


Ошибки:

● нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

● неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

● отсутствие изученных знаков препинания в тексте;

● наличие ошибок на изученные правила орфографии.


Недочеты:

● отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

● отсутствие красной строки;

● неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.


Грамматическое задание

Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.


Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - выполнено без ошибок.

"4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

"3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

"2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий.


Словарный диктант

Примерное количество слов для словарных диктантов:

3 класс - 10 -12 слов;


Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - без ошибок.

"4" ("хорошо") - 1 ошибка.

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки.

"2" ("плохо") - 4 и более ошибок.



Контрольное списывание

Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.


Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.


Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - работа выполнена без ошибок;

"4" ("хорошо") - 1-2 исправления или 1 ошибка;

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки;

"2" ("плохо") - 4 ошибки и более.


Изложение

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.


Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки


Ошибки:

● существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

● отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

● употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).


Недочеты:

● отсутствие красной строки;

● незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.


Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.


Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).


"4" ("хорошо") - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).


"3" ("удовлетворительно") - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).


"2" ("плохо") - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.


Сочинение

"5" ("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.


"4" ("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).


"3" ("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.

Формы контроля.

Текущий контроль проводится в ходе изучения темы (проверка обучающих классных и домашних работ, небольшие проверочные работы);

Итоговый контроль проводится после изучения отдельного раздела курса, в конце усвоения наиболее важных тем (тесты, контрольные работы)


Методы опроса.

● Фронтальный опрос (эффективен в качестве умственной зарядки, он помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти раннее изученное).

● Коллективный опрос (предупредительные, объяснительные, словарные, итоговые диктанты, грамматические контрольные работы, тесты, перфокарты, карточки контроля заданий, задания « Потренируйся!» и другие).

● Индивидуальный опрос письменный и устный;

● Монологическое высказывание на лингвистическую тему;

● Самостоятельное составление таблиц, схем классифицированного характера;

● Индивидуальная работа по карточкам;

● Индивидуальная письменная проверка различного рода грам. заданий и т.д.

● Уплотнённый, или комбинированный, опрос (2-3 ученика работают у доски, а остальные выполняют различные виды заданий на уроках повторения и обобщения изученного материала

Развитие речи



Изложения

Сочинения

Письмо по памяти

1 четверть

2

3


2 четверть

1

2


3 четверть

4

3

1

4 четверть

1





Виды контрольно-измерительных материалов


№ урока

Вид работы

Вид контроля/тема

5

КИМ, тест № 1.

Текст

8

Словарный диктант №1.

Констатирующий

10

Входяший контрольный диктант №1

Констатирующий

13

Входная диагностическая работа.

Констатирующий

16

КИМ, тест № 2.

Предложение. Словосочетание

17

Контрольный диктант №2

Предложение

29

Проверочная работа № 1.

Части речи

33

Словарный диктант №2.

Текущий

36

Контрольный диктант № 3.

Слово в языке и речи

39

Контрольное списывание № 1.

Констатирующий (за 1 четверть)

42

Контрольный диктант № 4.

Констатирующий (за 1 четверть)

50

КИМ, тест № 3.

Состав слова

52

Проверочная работа № 2.

Состав слова

57

КИМ, тест № 4.

Правописание слов с безударными гласными в корне

61

КИМ, тест № 5.

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне и на конце слова

62

Контрольное списывание № 2.

Текущее

66

КИМ, тест № 6.

Слова с непроизносимыми согласными в корне

70

Контрольный диктант № 5.

Правописание корней слова

74

Словарный диктант № 3.

Констатирующий (за полугодие)

75

Контрольный диктант № 6.

Констатирующий (за полугодие)

77

КИМ, тест № 7.

Правописание приставок и предлогов

81

КИМ, тест № 8.

Правописание слов с разделительными ъ и ь.

89

Контрольное списывание № 3.

Текущее

98

Проверочный диктант № 1

Род и число имён существительных

108

КИМ, тест № 9.

Имя существительное

112

Проверочный диктант № 2

Имя существительное

126

КИМ, тест № 10.

Имя прилагательное

127

Проверочная работа № 3.

Констатирующий (за 3 четверть)

128

Контрольный диктант № 6.

Констатирующий (за 3 четверть)

130

Словарный диктант № 4.

Имя прилагательное

136

Проверочная работа № 4.

Местоимение

155

КИМ, тест № 11.

Глагол

156

Проверочная работа № 5.

Глагол

157

Контрольный диктант № 7.

Глагол

159

Словарный диктант № 5.

Констатирующий (за год)

160

Итоговая диагностическая работа.

Итоговая

162

Контрольный диктант № 8.

Констатирующий (за год)

166

Контрольное списывание № 4.

Констатирующее (за год)

168

КИМ, тест № 12.

Итоговый за год
















Календарно-тематическое планирование


п/п


Плановые сроки

прохождения


Скорректиро-

ванные сроки

прохождения


Наименования

разделов и тем


Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных

действий) по теме


Язык и речь (2 часа)



1

01.09


Наша речь. Виды речи

Развитие речи.

Составление текста по рисунку.

- различать язык и речь, рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков,

- находить выразительные средства русской речи в строках Пушкина,

Составлять текст по рисунку, определять его ему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику


2

02.09


Наша речь и наш язык.




Текст. Предложение. Словосочетание (15 часов)



3

03.09



Текст.

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Различать типы текстов: повествование описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.

Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять по ней сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях – обращения.

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.

Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.

Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Составлять небольшой текст по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень».

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.


4

04.09


Типы текстов.



5

05.09


Предложение. КИМ, тест №1.



6

08.09


Виды предложений по цели высказывания.


7

09.09


Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы»



8

10.09


Виды предложений по интонации.

Словарный диктант №1.


9

11.09


Предложение с обращением.

Развитие речи.

Составление рассказа по

рисунку.


10

12.09


Входяший контрольный диктант №1



11

15.09


Работа над ошибками.

Состав предложения.


12

16.09


Главные и второстепенные члены предложения.


13

17.09


Простое и сложное предложения.

Входная диагностическая работа.


14

18.09


Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.


15

19.09


Словосочетание. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень».


16

22.09


Словосочетание

КИМ, тест № 2 по теме «Предложение.Словосочетание».


17


23.09


Контрольный диктант №2 по теме «Предложение»


Слово в языке и речи (19 часов)


18

24.09


Работа над ошибками.

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значении слов русского языка».

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте; письменно излагать содержание текста-образца.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.

Составлять по репродукции картины небольшой текст. Находить изученные части речи в тексте.

Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов – имён числительных.

Приводить примеры слов – имён числительных. Оценивать результаты выполненного задания.

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных звуков в словах типа «роса», «мороз». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику согласных звуков в словах типа «ёж». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Работать с памяткой «Как делать звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой.

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.


19

25.09


Синонимы и антонимы.




20

26.09


Омонимы.



21

29.09


Слово и словосочетание.



22

30.09


Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы)


23

01.10


Развитие речи. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».


24

02.10


Различение в тексте имён существительных, глаголов и имён прилагательных.


25

03.10


Части речи. Развитие речи.

Составление текста-натюрморта по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».


26

06.10


Части речи. Имя существительное Местоимение


27

07.10


Части речи. Имя прилагательное. Глагол.


28

08.10


Имя числительное как часть речи.



29

09.10


Имя числительное.

Проверочная работа № 2 по теме «Части речи».


30

10.10


Однокоренные слова.



31

13.10


Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.


32

14.10


Согласные звуки и буквы.



33

15.10


Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак Словарный диктант №2.


34

16.10


Развитие речи. Изложение повествовательного текста.


35

17.10


Обобщение и закрепление изученного

Проект «Рассказ о слове»


36

20.10


Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи»


Состав слова (16 часов)



37

21.10


Корень слова. Однокоренные слова.

Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег – бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни.

Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.

Формулировать определение приставки. Объяснять значение приставки в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.

Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.

Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст.

Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»; наблюдать над группами однокоренных слов, способами их образования.

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу. Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.


38

22.10


Упражнение в написании корня в однокоренных словах.

Сложные слова


39

23.10


Контрольное списывание №1.



40

24.10


Работа над ошибками.

Формы слова. Окончание.


41

27.10


Упражнение в нахождении окончаний



42

28.10


Контрольный диктант №4.



43

29.10


Работа над ошибками. Приставка.



44

30.10


Приставка.



45

31.10


Приставка. Закрепление



46

10.11


Суффикс.



47

11.11


Суффикс. Закрепление



48

12.11


Суффикс. Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе».


49

13.11


Основа слова.



50

14.11


Упражнение в разборе слов по составу. КИМ, тест № 3.


51

17.11


Развитие речи. Редактирование предложений и изложение повествовательного текста.


52

18.11


Проект «Семья слов». Проверочная работа № 2 по теме «Состав слова».


Правописание частей слова ( 29 часов)



53

19.11


Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами).

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Объяснять написание слов с удвоенными согласными. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Составлять текст по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» по опорным словам. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Формулировать правило правописания суффиксов -ек, -ик. Объяснять, какое значение вносят эти суффиксы в слово. Рассмотреть случаи правописания суффикса -ок.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме.

Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании.

Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.

Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.


54

20.11


Правописание слов с безударными гласными в корне.


55

21.11


Правописание слов с безударными гласными в корне.


56

24.11


Правописание слов с безударными гласными в корне.


57

25.11


Правописание слов с безударными гласными в корне. КИМ, тест № 4.


58

26.11


Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.


59

27.11


Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.


60

28.11


Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.


61

01.12


Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. КИМ, тест № 5.


62

02.12


Контрольное списывание №2.



63

03.12


Работа над ошибками.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.


64

04.12


Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.


65

05.12


Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.


66

08.12


Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. КИМ, тест № 6.


67

09.12


Правописание слов с удвоенными согласными.


68

10.12


Правописание слов с удвоенными согласными


69

11.12


Развитие речи.

Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка».


70

12.12


Контрольный диктант№5

по теме «Правописание корней слова»


71

15.12


Работа над ошибками.

Правописание суффиксов и приставок.


72

16.12


Правописание суффиксов -ек,

-ик; -ок.


73

17.12


Правописание приставок.



74

18.12


Упражнение в правописании значимых частей слова

Словарный диктант № 3.


75

19.12


Контрольный диктант № 6.



76

22.12


Работа над ошибками.

Правописание приставок и предлогов.


77

23.12


Правописание приставок и предлогов. КИМ, тест № 7.


78

24.12


Обучающее изложение

(упр. 278 с. 140)


79

25.12


Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).


80

26.12


Правописание слов с разделительным твёрдым знаком . Закрепление.


81

12.01


Упражнение в правописании значимых частей слова КИМ, тест № 8.


Части речи (76 часов)


82

13.01


Учебник «Русский язык»

часть 2

Части речи

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

Называть известные части речи. Приводить их примеры.



Имя существительное (30 ч.)



83

14.01


Имя существительное как часть речи.

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные.

Выделять среди имён существительных существительные в начальной форме.

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).

Находить устаревшие слова – имена существительные.

Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Наблюдать толкование значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части речи, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти.

Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные.

Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Подробно письменно излагать содержание текста-образца.

Составлять устный и письменный рассказ по серии картин.

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника.

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия

падежей.

Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных.

Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя).


Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу.

Распознавать родительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.


Распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.


Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода и др.).


Распознавать творительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной

форме.


Распознавать предложный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.

Проверять письменную работу (сочинение).

Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных.

Определять начальную форму имени существительного.

Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного».

Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.





Составлять текст по репродукции картины художника К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя).

Подбирать слова – имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.


Писать диктант и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.


84

15.01


Начальная форма имени существительного.


85

16.01


Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.



86

19.01


Устаревшие слова.



87

20.01


Развитие речи.

Изложение по самостоятельно составленному плану.


88

21.01


Собственные и нарицательные имена существительные.


89

22.01


Собственные и нарицательные имена существительные.

Контрольное списывание №3.


90

23.01


Проект «Тайна имени».

Число имён существительных.


91

26.01


Имена существительные, имеющие форму одного числа.

Развитие речи. Письмо по памяти.


92

27.01


Род имён существительных.



93

28.01


Определение рода имен существительных в косвенных падежах.


94

29.01


Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.


95

30.01


Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.


96

02.02


Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук


97

03.02


Развитие речи.

Изложение повествовательного текста. Составление рассказа по серии картин.


98

04.02


Проверочный диктант № 1 по теме «Род и число имён

существительных».


99

05.02


Работа над ошибками.

Изменение имён существительных по падежам.


100

06.02


Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных.

Несклоняемые имена существительные


101

09.02


Развитие речи.

Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».


102

10.02


Именительный падеж.



103

11.02


Родительный падеж.



104

12.02


Дательный падеж.



105

13.02


Винительный падеж.



106

16.02


Творительный падеж.



107

17.02


Предложный падеж.



108

18.02


Упражнения в определении падежей. КИМ, тест № 9.


109

19.02


Развитие речи.

Подробное изложение повествовательного текста

(упр.101 с.56)


110

20.02


Обобщение знаний об имени существительном.

Морфологический разбор имени существительного. Проверь себя


111

24.02


Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень». Проект «Зимняя страничка».


112

25.02


Проверочный диктант № 3 по теме «Имя существительное».



Имя прилагательное ( 19 ч. )



113

26.02


Работа над ошибками.

Имя прилагательное как часть речи.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать.

Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких

текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле.

Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Рассматривать репродукцию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов.

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.

Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.

Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, белый лебедь и др.

Определять форму числа имени существительного, изменять имена прилагательные по числам.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста.

Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.

Определять начальную форму имени прилагательного.

Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.

Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.

Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке.

Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.



114

27.02


Связь имени прилагательного с именем существительным.



115

02.03


Сложные имена прилагательные



116

03.03


Развитие речи.

Составление текста-описания в научном стиле.


117

04.03


Развитие речи.

Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь»


118

05.03


Изменение имён прилагательных по родам.


119

06.03


Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных


120

09.03


Правописание родовых окончаний имен прилагательных.



121

10.03


Изменение имён прилагательных по числам.


122

11.03


Изменение имён прилагательных по числам. Развитие речи.

Составление текста-описания о животном.


123

12.03


Изменение имён прилагательных по падежам.


124

13.03


Изменение имён прилагательных по падежам.


125

16.03


Обобщение знаний об имени прилагательном.

Проект «Имена прилагательные в загадках».


126

17.03


Морфологический разбор имени прилагательного

КИМ, тест № 10.


127

18.03


Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа № 3 по теме «Имя прилагательное».


128

19.03


Контрольный диктант № 6.


129

20.03


Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном.

Словарный диктант №4.


130

01.04


Развитие речи.

Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».


131

02.04


Работа над ошибками.

Обобщение знаний об имени прилагательном.


Личные местоимения ( 5 ч.)



132

03.04


Личные местоимения.

Распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.


133

06.04


Местоимения 3-го лица.



134

07.04


Роль местоимений в предложении.

Развитие речи. Составление письма.


135

08.04


Морфологический разбор

местоимения.


136

09.04


Проверочная работа № 4

по теме «Местоимение».



Глагол ( 21 ч.)



137

10.04


Глагол как часть речи.


Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов.

Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя).

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы.

Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.

Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам.

Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.

Трансформировать предложения (записывать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Работать с памяткой «Порядок разбора глагола».

Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Самостоятельно выбрать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке».

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.


138

13.04


Упражнение в определении лексического значения глагола


139

14.04


Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов


140

15.04


Развитие речи.

Составление текста по сюжетным картинкам.


141

16.04


Начальная форма глагола.



142

17.04


Начальная форма глагола.



143

20.04


Изменение глаголов по числам.



144

21.04


Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа


145

22.04


Изменение глаголов по временам.



146

23.04


Изменение глаголов по временам.



147

24.04


Упражнение в определении времени глагола.


148

27.04


Развитие речи. Изложение повествовательного текста.


149

28.04


Изменение глаголов по временам.



150

29.04


Род глаголов в прошедшем

времени.


151

30.04


Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Развитие речи.

Составление предложений и текста.


152

01.05


Правописание частицы НЕ с глаголами.


153

04.05


Правописание частицы НЕ с глаголами.


154

05.05


Обобщение знаний о глаголе.

Морфологический разбор глагола.


155

06.05


Развитие речи.

Конференция на тему «Части речи в русском языке».

Проверь себя КИМ, тест № 11.


156

07.05


Проверочная работа № 5 по теме «Глагол».


157

08.05


Контрольный диктант № 7.



Повторение (13 часов)


11.05

158

11.05


Работа над ошибками.

Повторение по теме «Части речи».

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Применить свои знания для выполнения заданий.

Знание всех орфограмм, изученных в 3 классе.

Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания.

Составлять предложения по рисунку.

Распознавать части речи и их грамматические признаки. Знание всех орфограмм, изученных в 3 классе.

Применить свои знания для выполнения итоговой работы.




159

12.05


Повторение по теме «Части

речи». Словарный диктант № 5.


160

13.05


Итоговая диагностическая работа.


161

14.05


Орфограммы в значимых частях слова.


162

15.05


Орфограммы в значимых частях слова.



163

18.05


Контрольный диктант № 8.



164

19.05


Работа над ошибками.

Орфограммы в значимых частях слова.


165

20.05


Развитие речи.

Составление предложений по рисункам.


166

21.05


Контрольное списывание №4.



167

22.05


Работа над ошибками.

Обобщение изученного о слове, предложении.


168

25.05


Правописание приставок и предлогов КИМ, тест № 12.


169

26.05


Повторение изученного за год.

Правописание правописания безударных гласных и согласных в корне слова.


170

27.05


Игра «Язык родной, дружи со мной».


ИТОГО: 170 ЧАСОВ



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


а) Книгопечатные.

  • Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.

  • Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образоват. учреждений/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2012.

  • Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. Сост. В.В.Никифорова. М.:ВАКО, 2013г.

  • Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2012.

  • Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 класы: пособие для учителей общеобр. Учрежден.- М.: Просвещение, 2012

  • Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.

д) Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык 3 класс.

Печатные пособия


– таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;

– таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса;

– наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой;

– словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь;

– репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.

Технические средства обучения


Оборудование рабочего места учителя:

– классная доска с креплениями для таблиц;

– персональный компьютер с принтером;

– ксерокс;

– проектор для демонстрации слайдов;

– мультимедийный проектор;

Экранно-звуковые пособия


– аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

– видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку;

– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Модели


– модели звукового состава слова;

– лента букв.


Оборудование класса


– ученические столы двухместные с комплектом стульев;

– стол учительский с тумбой;

– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего;

– настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.







































































«СОГЛАСОВАНО»


Протокол заседания ШМО учителей начальных классов от 29.08.2014 года №1.


__________/_________________________/

ФИО


«_29 » ____08_______2014 г.




«СОГЛАСОВАНО»


Заместитель директора по УВР

МБОУ «Верейская средняя общеобразовательная школа»


__________/_________________________/

ФИО


«___» ___________2014 г

15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 2014-2015 учебный год 3 класс.

Автор: Абаркина Елена Владимировна

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 164884


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства