kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку 7 а класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

г. Морозовск

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия №5 г.Морозовска                                                                                                                                                                    «Утверждаю»

                                                                                           Директор МБОУ « Гимназия №5 г.Морозовска»

                                                                Приказ от___________№ _____

                                                                                                                      Подпись директора_____________ /Л.Н.Мухортова/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

       по русскому языку

        Уровень образования - основное общее образование, 7 «В» класс

        Количество часов: 136  часов

        Учитель: Мяскова Елена Александровна

Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам  «Русский язык» 5-9 классы. М. «Просвещение» 2010 г. в соответствии с ФГОС.

Структура рабочей программы

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебных курсов, место учебных курсов в учебном плане
  3. Содержание учебных курсов
  4. Тематическое планирование учебных курсов
  5. Календарно-тематическое планирование учебных курсов
  6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебных курсов
  7. Результаты освоения обучающимися учебных курсов и система их оценки

Пояснительная записка.

Основная образовательная программа по русскому языку разработана с учетом следующих нормативных документов:

Законы:

  1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ
  2. ФЗ от 01.12.2007 №309 (ред. От 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»
  3. Областной закон от 14.11.2013г. №26-3С «Об образовании в Ростовской области»

Концепции:

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

Программы:

1.      Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11.10.2012г. на заседании Правительства РФ»)

2.      Основная образовательная программа МБОУ гимназии №5 г.Морозовска среднего общего  образования в рамках реализации БУП-2004г.

Постановления:

1.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»

2. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189)

3.Постановление Правительства РО от 25.09.2013г. «596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства РО от 6.03.2014г №158 «О внесении изменений в постановление Правительства РО от 25.09.2013г. 596»

Приказы:

1.Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312)

2.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

3.Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования»

4. Приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

5.Приказ МО РО от 30.06.2010 №582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»

6.Приказ МО РФ от 03.06.2011 №1994   «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»

7.Приказ МО РФ  от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего(полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004 №1089»

8. Приказом Минобразования и науки Российской Федерации № 74 от 01.02.2012г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»

9. Приказом  Министерства образования и науки РФ № 1067 от 19.12.2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»

10.Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»

11.Приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

12.Приказ МО Ростовской области от 30.04.2014 №263 «Об утверждении примерных региональных базисных учебных планов на 2014-2015 учебный год»

Распоряжения:

1.      Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 №1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»

2.      Распоряжение Правительства РФ  от 30.12.2012 №2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»

- Уставом МБОУ « Гимназия № 5 г. Морозовска»

Цели обучения

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение целей,

обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству

общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях  его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;

формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

У г л у б л е н н о е  и з у ч е н и е русского языка означает некоторое расширение теоретических сведений.

При незначительном увеличении (расширении) понятийно-терминологической системы осуществляется подлинное углубленное изучение русского языка, способствующее формированию стойкого интереса к истории и современному состоянию языка и речи.

Некоторые новые теоретические сведения органически сочетаются с традиционными понятиями.

В программу включены вопросы, связанные с коммуникативным аспектом русского синтаксиса: «информативный» (смысловой) центр высказывания, «данное» и «новое». Эти понятия соотнесены с членами предложения: «данное» — с подлежащим, «новое» — со сказуемым, отмечены причины нарушения такого соотношения.

Представление о коммуникативном членении предложения (высказывания) способствует формированию выразительности устной речи учащихся, объясняет случаи так называемых авторских знаков.

Новые для школы понятия опираются на известные: «порядок слов» и «логическое ударение», которые являются традиционными для программ по русскому языку. Некоторое расширение тем — не главное в углубленном изучении русского языка. Главное заключается в многоаспектном лингвометодическом освещении единиц языка, необходимом для развития устной и письменной речи учащихся.

ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык»: на этапе основного общего образования в 7 классе 136 часов, из них на развитие связной речи-

Согласно календарному учебному графику МБОУ гимназии № 5 г. Морозовска  в 7 классе русский язык  реализуется в объёме 136 часов из расчёта 4 часа  в неделю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 а класс»

г. Морозовск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5 г.Морозовска»




«Утверждаю»


Директор МБОУ « Гимназия №5 г.Морозовска»


Приказ от___________№ _____


Подпись директора_____________ /Л.Н.Мухортова/





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

Уровень образования - основное общее образование, 7 «В» класс

Количество часов: 136 часов

Учитель: Мяскова Елена Александровна

Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам «Русский язык» 5-9 классы. М. «Просвещение» 2010 г . в соответствии с ФГОС.



Структура рабочей программы





  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебных курсов, место учебных курсов в учебном плане

  3. Содержание учебных курсов

  4. Тематическое планирование учебных курсов

  5. Календарно-тематическое планирование учебных курсов

  6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебных курсов

  7. Результаты освоения обучающимися учебных курсов и система их оценки







Пояснительная записка.

Основная образовательная программа по русскому языку разработана с учетом следующих нормативных документов:

Законы:

  1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ

  2. ФЗ от 01.12.2007 №309 (ред. От 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»

  3. Областной закон от 14.11.2013г. №26-3С «Об образовании в Ростовской области»

Концепции:

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

Программы:

    1. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11.10.2012г. на заседании Правительства РФ»)

    2. Основная образовательная программа МБОУ гимназии №5 г.Морозовска среднего общего образования в рамках реализации БУП-2004г.

Постановления:

1.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»

2. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189)

3.Постановление Правительства РО от 25.09.2013г. «596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства РО от 6.03.2014г №158 «О внесении изменений в постановление Правительства РО от 25.09.2013г. 596»

Приказы:

1.Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312)

2.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

3.Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования»

4. Приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

5.Приказ МО РО от 30.06.2010 №582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»

6.Приказ МО РФ от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»

7.Приказ МО РФ от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего(полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004 №1089»

8. Приказом Минобразования и науки Российской Федерации № 74 от 01.02.2012г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»

9. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1067 от 19.12.2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»

10.Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»

11.Приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

12.Приказ МО Ростовской области от 30.04.2014 №263 «Об утверждении примерных региональных базисных учебных планов на 2014-2015 учебный год»

Распоряжения:

      1. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 №1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»

      2. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 №2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»

- Уставом МБОУ « Гимназия № 5 г. Морозовска»

Цели обучения

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение целей,

обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству

общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;

формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

У г л у б л е н н о е и з у ч е н и е русского языка означает некоторое расширение теоретических сведений.

При незначительном увеличении (расширении) понятийно-терминологической системы осуществляется подлинное углубленное изучение русского языка, способствующее формированию стойкого интереса к истории и современному состоянию языка и речи.

Некоторые новые теоретические сведения органически сочетаются с традиционными понятиями.

В программу включены вопросы, связанные с коммуникативным аспектом русского синтаксиса: «информативный» (смысловой) центр высказывания, «данное» и «новое». Эти понятия соотнесены с членами предложения: «данное» — с подлежащим, «новое» — со сказуемым, отмечены причины нарушения такого соотношения.

Представление о коммуникативном членении предложения (высказывания) способствует формированию выразительности устной речи учащихся, объясняет случаи так называемых авторских знаков.

Новые для школы понятия опираются на известные: «порядок слов» и «логическое ударение», которые являются традиционными для программ по русскому языку. Некоторое расширение тем — не главное в углубленном изучении русского языка. Главное заключается в многоаспектном лингвометодическом освещении единиц языка, необходимом для развития устной и письменной речи учащихся.

ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык»: на этапе основного общего образования в 7 классе 136 часов, из них на развитие связной речи-

Согласно календарному учебному графику МБОУ гимназии № 5 г. Морозовска в 7 классе русский язык реализуется в объёме 136 часов из расчёта 4 часа в неделю.
















Содержание тем учебного курса:


  1. Общие сведения о языке – 1 ч.

  2. Повторение изученного в 5-6 классе- 9 ч.

  3. Причастие - 43 ч.

  4. Деепричастие- 17 ч.

  5. Предлог- 14 ч.

  6. Союз - 15 ч.

  7. Частица - 13 ч.

  8. Междометие- 8 ч.

  9. Повторение изученного - 16 ч.



Система оценивания учебных достижений, планируемых результатов.

Содержание курса русского (родного) языка в школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции

формируются на основе

  • овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

  • освоения основных норм русского литературного языка;

  • обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях;

  • умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает

  • осознание родного языка как формы выражения национальной культуры,

  • понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка,

  • освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения;

  • способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Коммуникативная компетенцияпредполагает

овладение

  • видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

  • базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфеpax и ситуациях общения.

Коммуникативная компетентность проявляется

в умении

  • определять цели коммуникации,

  • оценивать речевую ситуацию,

  • учитывать намерения и способы коммуникации партнера,

  • выбирать адекватные стратегии коммуникации,

  • быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения



Формирование универсальных учебных действий.


В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход,предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно-деятельностнойнаправленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметныерезультаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать

Индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, - универсальные учебные действия

Коммуникативные :

  • владение всеми видами речевой деятельности,

  • построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

  • адекватное восприятие устной и письменной речи;

  • точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;

  • соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.).


Познавательные :

  • формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;

  • осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников;

  • определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами и др.).

Регулятивные:

  • постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;

  • осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др.).



Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обращение с устройствами ИКТ

Ученик 6 класса научится:

  •  подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

  •  соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

  •  правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

  •  осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

  •  выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

  •  соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.


Оценка устных ответов учащихся


Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка диктантов


В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


Оценка сочинений и изложений


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.





Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен

знать:

  • определение основных изученных в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфо­графических и пунктуационных правил;

уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную ин­формацию;

  • определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;

  • вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;

чтение:

  • осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;

  • разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;

  • самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);

  • выразительно читать художественные и научно – учебные тексты;

говорение:

  • пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста – рассуждения;

  • подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;

  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

  • строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

письмо:

  • подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;

  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

  • строить письменное высказывание на заданную тему;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

  • собирать материал к сочинению и систематизировать его;

  • составлять сложный план и на его основе создавать текст;

  • использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

  • употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности тек­ста и связи предложений;

  • исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова место­имением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;

текст:

  • определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;

  • составлять простой и сложный план анализируемого текста;

  • определять вид связи предложений в тексте;

  • устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

  • использовать транскрипцию;

  • правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;

  • пользоваться орфоэпическим словарем;

  • обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;

морфемика и словообразование:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;

  • давать структурно – грамматическую характеристику словам по морфемной модели;

  • выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразо­вательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаго­лов и наречий;

  • составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;

  • пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;

лексикология и фразеология:

  • пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;

  • употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значе­нием, а также с условиями и задачами общения;

  • толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой си­туации, пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фра­зеологизмов, эпитетов и др.);

  • анализировать примеры использования слов в переносном значении;

  • проводить лексический разбор слова;

морфология:

  • указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;

  • уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

  • опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;

орфография:

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

  • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим сло­варем;

  • владеть приемом поморфемного письма;

синтаксис и пунктуация:

  • составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по пред­ложенной схеме;

  • анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

  • определять синтаксическую роль изученных частей речи.

  • правильно применять изученные пунктуационные правила;

  • устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графиче­ские обозначения;

  • строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изучен­ные пунктуационные правила.

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся



Для учителя:

  1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 7 класс. Под редакци­ей С.Н. Пименевой. – М.: Дрофа, 2009.

  2. Никитина Е.И. Уроки развития речи: 7 класс. – М.: Дрофа 2010.

  3. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2015.

  4. Колоколоцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература (Репродукции картин). 5-7 классы. Учебно-наглядное пособие. – М.: Дрофа, 2015.

  5. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М.: Дрофа, 2005.

  6. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. – М.: Дрофа, 2001.

  7. Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 7класс – М.: Дрофа, 2005.

  8. Капинос В.И. и др. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2004.

  9. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5-7 классы – М.: Дрофа, 2005.

  10. Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы – М.: Просвещение, 1998.

Для учащихся:

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. – М.: Дрофа, 2015.

  2. Русский язык. Практика: 7 класс. Учебник / Под редакцией С.Н.Пименовой. – М.: Дрофа, 2015.

  3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 7 класс. – М.: Дрофа, 2015.

Проверочная работа №1(диагностическая)



ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА МИКЛУХО-МАКЛАЯ С ПАПУАСАМИ


Маклай раздвинул ветки и осмотрелся. Узкая тропинка привела его к широкой песчаной площадке, вокруг которой стояли хижины. Их крыши были сделаны из пальмовых листьев, окон не было. Свет проникал в жилище только через единственную дверь. Маклай заглянул в одну хижину, с трудом рассмотрел в непроглядной темноте очаг из камней, помост из бамбука, связки перьев и раковин.

Ученый отошел от хижины на несколько шагов и остановился на середине площадки. В сочно-зеленой листве деревьев мирно пели птицы, на земле колыхались тени от веток, в траве трещали насекомые.

Маклай стоял, присматривался к незнакомым растениям, прислушивался к пению птиц, звону цикад, шуму стремительного горного ручья. Шорох позади привлек его внимание. Он быстро оглянулся и увидел темнолицего человека. Человек в нерешительности замер на месте, потом вздрогнул и бросился бежать.


(По А.Чумаченко)

(124 слова)

Задания (по вариантам)


1 Произведите морфемный разбор слов:

I – раздвинул;

II – прислушивался.


2. Произведите фонемный разбор слов:

I – заглянул;

II – темнота.


3.* Произведите морфологический разбор слов:

I – (к) песчаной (площадке);

II – (через) единственную (дверь);





Проверочная работа № 2 по теме «Морфология»

   Туман совершенно рассеялся, воздух стал прозрачнее и несколько мягче. На севере из-за гребня холмов, покрытых черною массой лесов, слабо мерцая, поднимались какие-то белесоватые облака, быстро бегающие по небу. Казалось, кто-то тихо вздыхал среди глубокой холодной ночи и клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу от края и затем тихо угасали в глубокой синеве. Это играло слабое северное сияние.

   Поддавшись какому-то грустному обаянию, я стал на крыше, задумчиво следя за слабыми переливами сполоха.  Ночь развернулась во всей своей холодной и унылой красе. На небе мигали звезды, внизу снега уходили вдаль ровной пеленой, чернела гребнем тайга, синели дальние горы. И ото всей этой молчаливой, объятой холодом картины веяло в душу снисходительною грустью.  ( В. Короленко).

Дополнительные задания.

1 вариант. 1) Выписать предложение с обособленным причастным оборотом, графически обосновать знаки препинания. 2) Выписать все деепричастия и произвести их морфемный разбор.

2 вариант.  1) Выписать предложение с деепричастным оборотом, графически обосновать знаки препинания. 2) Выписать все причастия произвести их морфемный разбор.





Проверочная работа № 3 по теме «Орфография»

У моря

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)



Проверочная работа № 4 Изложение.


Деревня

Последний день июня; на тысячу вёрст кругом Россия – родной край.

Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём – не то плывёт, не то тает. Безветрие, теплынь…

Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами.

И дымком пахнет, и травой, и дёгтем, и маленько кожей.

Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые ракиты. По оврагам бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце края земли и неба, - синеватая черта большой реки.

Вдоль оврага по одной стороне опрятные амбарчики, по другой – пять – шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком железный крутогривый конёк. Кувшины с букетами намалёваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив прозрачные ушки.

Я лежу у самого края оврага; кругом целые вороха душистого сена.

О, тишь и благодать! (159 слов) (И. Тургенев)


Задания:

  1. Выполните стилистический разбор текста.

  2. Каким предстаёт в этом отрывке автор?

Ответьте письменно.





Проверочная работа № 6 по теме «Предлог и союз»



Контрольный диктант по «Союз и предлог»

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.

Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.

В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

Грамматическое задание.

1.Выписать союзы, указав их разряд. Один из союзов разобрать морфологически

2. Произвести морфологический разбор одного предлога.



Проверочная работа № 7 по теме «Частицы, предлоги, союзы»

Спишите, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.


Летом наш старый дом просто утопал в зелени. Стоило хотя(бы) пр_открыть окно в комнату врывались ветки с_рени. Даже в солнечные дни в кв_ртире царил зелёный (полу)мрак потому(что) лучи не проникали сквозь густые зар_сли дикого винограда оплетавшего стены дома и закрывавшего окна.

Сразу за кустами с_ренир_сли молоденькие деревца ч_рёмухар_бинас_р_бристыйт_поль. А над ними возвышалась могучая сарая ветла и её гибкие дли(н,нн)ые ветви спускались на низенькую крышу нашего дома.

Трудно было поверить что наш дом в Москве что в (не)скольких шагах от него шумит широкий проспект мчатся автомобили и тро(л,лл)ейбусы автобусы и тра_ваи. А в доме стояла тишина. Уд_вительная иногда и даже (не)правдободобная. Особе(н,нн)о ночью.

Но однажды я услышал осторожный стук…

(По Ю.Дмитриеву)




Задания к тексту


  1. Найдите в третьем предложении текста предлог, союз, частицу и проведите их морфологический разбор.

  2. Выпишите из первого предложения любую самостоятельную часть речи и проведите его морфологический разбор.

3.Составьте схему второго предложения.

4.Проведите синтаксический разбор последнего предложения.

5.Озаглавьте текст.

6.Придайте тексту законченность: письменно расскажите о событии, которое могло быть описано автором в продолжении.


Итоговая контрольная работа

Тест 1

Часть 1

Прочтите текст и выполните задания А1 – А6, В1 – В10.

(1)Непрерывными потоками вливаются в нашу жизнь научные открытия. (2) Но, как и прежде, природа манит и удивляет нас своими многоликими явлениями, а нередко пугает мощью своих сил. (3) Как и сотни лет назад, несмотря на гигантские успехи научного познания, в окружающем нас мире много загадок.

(4) Наверное, самое замечательное в научном исследовании окружающего нас мира в том и состоит, что перед нами всегда и неизменно « сосуществуют» известное с неизвестным, познанное – с непознанным, открытое – с ещё с найденным…(5) Вечный поиск науки непременно ведёт её первопроходцев от одного открытия к другому.

(6) Удивление перед неизвестным, желание разгадать его сущность, увидеть, как рождается в природе чудесное…(7) Это замечательное свойство человеческой натуры всегда вело нас к познанию, к открытиям, которые обогащали и обогащают нашу жизнь. (8) И так будет впредь.

(9) По-настоящему счастлив тот человек, для которого маяками на жизненном пути светят его желанные цели, когда неизменным его спутником идёт по жизни неувядаемая Мечта Открытий.

( По В. Мезенцеву)

К каждому заданию А1 – А6 даны 4 ответа, из которых только один правильный. Выпишите номер этого ответа.




А1) В каком предложении выражена главная мысль текста?

  1. Непрерывными потоками вливаются в нашу жизнь научные открытия.

  2. Как и сотни лет назад, несмотря на гигантские успехи научного познания, в окружающем нас мире много загадок.

  3. Вечный поиск науки непременно ведёт её первопроходцев от одного открытия к другому.

  4. По-настоящему счастлив тот человек, для которого маяками на жизненном пути светят его желанные цели, когда неизменным его спутником идёт по жизни неувядаемая Мечта Открытий.

А2) Какой стиль и тип речи используются в тексте?

  1. Научный; повествование

  2. Публицистический; рассуждение

  3. Публицистический; повествование

  4. Художественный; рассуждение

А3) Укажите ряд, в котором наречие не примыкает к глаголу.

  1. Нередко пугает 3) будет впредь

  2. Всегда вело 4) счастлив по-настоящему

А4) Укажите ряд, в котором предлог употребляется с существительным в родительном падеже.

  1. В научном исследовании 3) К познанию вело

  2. От одного открытия 4) На жизненном пути

А5) Укажите вариант ответа, в котором перечислены все слова, правописание которых соответствует правилу: « Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется одна буква Н, то и в наречии пишется одна Н».

  1. Неизме..о 3) позна..ое

  2. Непрерыв..о 4) жела..ые

А6) Укажите ряд слов, в котором частица НЕ пишется раздельно.

  1. (не)прерывным потоком 3) удивление перед (не)известным

  2. (не)пременно ведёт 4) с ещё (не)найденным

Ответы на задания В1 – В10 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.




В1) Из четвёртого (4) предложения выпишите наречие, в котором букв больше, чем звуков.

В2) Укажите способ образования наречия ПО-НАСТОЯЩЕМУ (предложение 9).

В3) Укажите, из каких морфем состоит слово НЕРЕДКО (предложение 2).

В4) В предложениях 1 – 3 найдите производный предлог. Напишите этот предлог.

В5) Замените наречие ПРЕЖДЕ (предложение 2) синонимом. Напишите этот синоним.

В6) Из четвёртого (4) предложения выпишите слово, в котором буква А в конце слова не является окончанием.

В7) Среди предложений 6 – 9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи наречия.

В8) Укажите количество грамматических основ в девятом (9) предложении.

В9) В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения.

Наверное(1), самое замечательное в научном исследовании окружающего нас мира в том и состоит, (2)что перед нами всегда и неизменно « сосуществуют» известное с неизвестным, (3)познанное – с непознанным, (4)открытое – с ещё с найденным…

В10) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при однородных дополнениях.

Удивление перед неизвестным,(1) желание разгадать его сущность, (2)увидеть,(3) как рождается в природе чудесное… Это замечательное свойство человеческой натуры всегда вело нас к познанию,(4) к открытиям, (5)которые обогащали и обогащают нашу жизнь.

Часть 2

Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: « Как образуются наречия? » .При написании сочинения приведите примеры из прочитанного текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Тест 2

Часть 1

Прочтите текст и выполните задания А1 – А6, В1 – В10.

(1)Как-то давно, тёмным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. (2) Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами мелькнул огонёк. (3) Мелькнул ярко, сильно, совсем близко…

(4) – Ну, слава богу! – сказал я с радостью, - близко ночлег!

(5) Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огнь и опять апатично налёг на вёсла.

(6) – Далече!

(7) Я не поверил: огонёк так и стоял, выступая вперёд из определённой тьмы. (8) Но гребец был прав: оказалось, действительно далеко. (9) Свойства этих ночных огней – приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. (10) Кажется, вот-вот – ещё два – три удара веслом, - и путь кончен…(11) А между тем – далеко!

(12) И долго ещё мы плыли по тёмной, как чернила, реке. (13) Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь назади и теряясь в бесконечной дали, а огонёк всё стоял впереди, переливаясь и маня, - всё так же близко, и всё так же далеко…

(14) Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река, затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. (15) Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью.

(16) Но жизнь течёт, по-моему, всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. (17) И опять приходится налегать на вёсла…(18) Но всё-таки…всё-таки впереди – огни!.

( По В. Г. Короленко)

К каждому заданию А1 – А6 даны 4 ответа, из которых только один правильный. Выпишите номер этого ответа.




А1) В каком предложении выражена главная мысль текста?

  1. 4 2) 9 3) 16 4) 18

А2) Какой стиль и тип речи используются в предложениях 1 – 11?

  1. Художественный, повествование с элементами описания

  2. Художественный, описание

  3. Художественный, повествование с элементами рассуждения

  4. Научный, повествование

А3) Укажите ряд, в котором наречие не примыкает к глаголу.

  1. Мелькнул близко 3) действительно далеко

  2. Оставались назади 4) стоял впереди

А4) Укажите ряд, в котором предлог употребляется с существительным в родительном падеже.

  1. Выступал из тьмы 3) посмотрел через плечо

  2. По угрюмой реке 4) в бесконечной дали

А5) Укажите вариант ответа, в котором перечислены все слова, правописание которых соответствует правилу: « Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется одна буква Н, то и в наречии пишется одна Н».

  1. Осе..им вечером 3) из неопределё..ой тьмы

  2. Апатич..о налёг 4) затенё..ая река

А6) Дайте верную морфологическую характеристику слова как-то (предложение 1).

  1. Союз 3) наречие

  2. Словообразовательная частица 4) производный предлог

Ответы на задания В1 – В10 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.




В1) Из предложений 1 – 2 выпишите наречие, в котором все согласные звуки твёрдые.

В2) Укажите способ образования слова ПО-МОЕМУ (предложение 16).

В3) Укажите, из каких морфем состоит слово ВПЕРЕДИ (предложение 2).

В4) В предложения 3– 7 найдите междометие. Укажите номер предложения, содержащего это междометие.

В5) Замените просторечное слово ДАЛЕЧЕ (предложение 6) синонимом. Напишите этот синоним.

В6) В предложениях 13 -15 найдите усилительную частицу. Укажите номер предложения, содержащего эту частицу.

В7) Среди предложений 12– 18 найдите такие, которые связано с предыдущими при помощи наречия и усилительной частицы. Напишите номера этих предложений.

В8) Укажите количество грамматических основ в седьмом (7) предложении.

В9) В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения.

Ущелья и скалы выплывали,(1) надвигались и уплывали,(2) оставаясь назади и теряясь в бесконечной дали, (3)а огонёк всё стоял впереди,(4) переливаясь и маня,(5) - всё так же близко, (6)и всё так же далеко…

В10) В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, выделяющие деепричастный оборот.

Свойства этих ночных огней – приближаться,(1) побеждая тьму,(2) и сверкать,(3) и обещать,(4) и манить своею близостью.


Часть 2

Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: « Сходство и различие между союзами и предлогами » .При написании сочинения приведите примеры из прочитанного текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.


Тест 3

Часть 1

Прочтите текст и выполните задания А1 – А6, В1 – В10.

(1) Корабли, пробираясь среди льдин почти три месяца, поизносились, требовали ремонта, кончались дрова, и кончалось угрюмое лето крайнего юга.

(2) Люди устали, хотя на здоровье не жаловались. (3) И как ни досадно прерывать исследования под этими широтами, а приходилось уходить в тёплые края – ремонтироваться, отдыхать, пережидать осенние и зимние бури.

(4) На прощание, как бы в награду за открытия, стойкость и мужество, небо подарило морякам дивное зрелище – южное полярное сияние! (5) Вначале оно занялось заревом, и рулевой на « Востоке» испуганно закричал: « Небо горит!» (6) Но вот оно заполыхало зелёными и фиолетовыми, красными огнями. (7) Никакие потешные огни, как говорили моряки, не могли сравниться с этим зрелищем ни яркостью света, ни быстротою движения, ни пространством, объятым переливами сияния. (8) Егор Киселёв, не меньше других потрясённый этим зрелищем, старательно выводил на страницах своего дневника: « Были светлые три столба на небе…»

(9) Всю ночь было так светло, что можно было совершенно свободно разбирать даже самый мелкий шрифт. (10) Но вот прекрасное сияние кончилось, небо потухло, и только впереди продолжала гореть маленькая звёздочка, по которой рулевой правил шлюпом к востоку. (11) Экспедиция держала курс к берегам Австралии.

( По М. Гумилевской)

К каждому заданию А1 – А6 даны 4 ответа, из которых только один правильный. Выпишите номер этого ответа.




А1) Укажите высказывание, которое соответствует содержанию текста.

  1. Экспедиция направилась к берегам Австралии, потому что моряки были больны.

  2. Северное полярное сияние произвело на моряков сильное впечатление.

  3. Маленькая звёздочка, горевшая впереди, служила ориентиром рулевому.

  4. Полярное сияние, как считали моряки, могло сравниться только с потешными огнями.

А2) Какой стиль и тип речи используются в предложениях 4 – 9?

  1. Публицистический, повествование с элементами описания

  2. Художественный, описание

  3. Художественный, повествование с элементами описания

  4. Научный, повествование

А3) Дайте верную морфологическую характеристику слова ХОТЯ (предложение 2).

  1. Деепричастие несовершенного вида 3) Деепричастие совершенного вида

  2. Уступительный союз 4) составной предлог

А4) Укажите вариант ответа, правильно перечисляющий все слова, в которых предлог НА употребляется со словом в предложном падеже.

А) На здоровье (предложение 2) В) на « Востоке» (предложение 5)

Б) На прощание (предложение 4) Г) на страницах (предложение 8)

  1. АВ 2) ВГ 3) АБ 4) БГ

А5) Укажите вариант ответа, в котором правильно перечислены все наречия, пишущиеся с двумя буквами Н.

А) досад..о В) старатель..о

Б) испуга..о Г) соверше..о

1) АБ 2) БВ 3) ВГ 4) БГ

А6) Каким членом предложения является слово ВНАЧАЛЕ (предложение5)?

  1. Подлежащее 3) определение

  2. дополнение 4) обстоятельство

Ответы на задания В1 – В10 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.








В1) Из пятого (5) предложения выпишите наречие, в котором букв больше, чем звуков.

В2) Укажите способ образования слова СОВЕРШЕННО (предложение 9).

В3) Укажите, из каких морфем состоит слово ВНАЧАЛЕ (предложение 5).

В4) Из предложений 9– 11 выпишите усилительную частицу.

В5) Укажите часть речи, к которой относится слово ТОЛЬКО (предложение 10).

В6) В предложениях 9 - 11 найдите наречие места. Выпишите его.

В7) Среди предложений 4–8 найдите такое, которое связано с предыдущими при помощи противительного союза и указательной частицы. Напишите номер этого предложения.

В8) Укажите количество грамматических основ в десятом (10) предложении.

В9) В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения.

Корабли(1), пробираясь среди льдин почти три месяца, (2)поизносились,(3) требовали ремонта,(4) кончались дрова, (5)и кончалось угрюмое лето крайнего юга.

В10) В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при причастном обороте.

Никакие потешные огни,(1) как говорили моряки,(2)не могли сравниться с этим зрелищем ни яркостью света, (3)ни быстротою движения, (4)ни пространством,(5) объятым переливами сияния.


Часть 2

Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: « При каких частях речи употребляются наречия?» .При написании сочинения приведите примеры из прочитанного текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.














Согласовано Согласовано


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета __________________ Ф.И.О.

МБОУ «Гимназии №5»

От________ 2015 года № _____ _______________2015 года

___________________________

Подпись члена МС ____________________Ф.И.О


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по русскому языку 7 а класс

Автор: Мяскова Елена Александровна

Дата: 02.04.2016

Номер свидетельства: 314122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа. «Русский язык, 10 класс (базовый уровень)»"
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia_programma_russkii_iazyk_10_klass_bazovyi_uroven"
    ["file_id"] => string(6) "487380"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1543129794"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа "Русский язык""
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia_programma_russkii_iazyk_2"
    ["file_id"] => string(6) "570239"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610788373"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "УМК Школа России.Рабочая программа. Русский язык. 4класс."
    ["seo_title"] => string(58) "umk_shkola_rossii_rabochaia_programma_russkii_iazyk_4klass"
    ["file_id"] => string(6) "608875"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1654370168"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова "Рабочая программа. Русский язык. 10 класс" "
    ["seo_title"] => string(75) "a-i-vlasienkov-l-m-rybchienkova-rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412780778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства