Рабочая программа учебного курса "Русский язык" 11 класс
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" 11 класс
Рабочая программа по русскому языку для 11р класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы общего образования, на основе «Программы по русскому языку» (авторы В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко), М., Просвещение, 2006г.
Количество часов в учебном плане соответствует базисному учебному плану 2004г., 1 час в неделю (34 часа в год).
Учебный предмет «Русский язык» является одним из базовых учебных предметов основного общего образования. Его роль - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Русский язык" 11 класс»
Рассмотрено на заседании
методического объединения
учителей русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1. Протокол №________
От______________________2014года
Руководитель МО__________________
_________________________________
Принято на заседании НМС
МБОУ СОШ №1
Протокол №________От______2014 года
Председатель НМС__________________
Утверждено приказом №_______От_____2014года
Директор школы__________________
Рабочая программа
по русскому языку
Класс: 11р
Количество недельных часов: 1ч
Количество часов в год: 34 ч
Составитель: Александрова Т.В. учитель русского языка и
литературы
высшей категории
Воткинск
2014 – 2015 учебный год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 11р класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы общего образования, на основе «Программы по русскому языку» (авторы В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко), М., Просвещение, 2006г.
Количество часов в учебном плане соответствует базисному учебному плану 2004г., 1 час в неделю (34 часа в год).
Учебный предмет «Русский язык» является одним из базовых учебных предметов основного общего образования. Его роль - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Основные задачи курса русского языка в 11 классе сводятся к следующему:
закрепить и углубить знания, развить орфографические навыки;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
дать общие сведения о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования»;
обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы;
расширить знания учащихся о языке;
способствовать развитию речи учащихся.
Весь курс программы по русскому языку в старших классах рассчитан на два года: 10 класс - орфография, 11 класс - пунктуация. Делается это для того, чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствовать на этой основе соответствующих умений. Но это не исключает, а, напротив, предполагает попутное повторение пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации -совершенствование орфографических умений.
Результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик
должен знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
Синтаксис.
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая (ПРЕДИКАТИВНАЯ) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.
Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.
Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Содержание курса 11 класса.
1.Повторение изученного по разделам языкознания
Повторение основных принципов русской орфографии.Повторение орфограмм.
2. Простое предложение.
Работа над ошибками. Предложение и словосочетание. Грамматическое значение словосочетаний. Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование подлежащего и сказуемого. Особенности употребления второстепенных членов предложения.
3.Однородные члены предложения
Предложения с однородными членами. Повторяющиеся и двойные союзы. Употребление союзов при однородных членах. Однородные и неоднородные определения.
Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции. Обращения. Междометия в составе предложения. Слова-предложения ДА-НЕТ.
6.Сложное предложение.
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Общий второстепенный член, общее придаточное в составе ССП. СПП с одним придаточным.
СПП с несколькими придаточными. СПП с несколькими придаточными
БСП, знаки препинания. Двоеточие и тире в БСП Сложные синтаксические конструкции. Сложные синтаксические конструкции.
7.Прямая речь и косвенная речь, цитаты, знаки препинания.
Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной Знаки препинания при цитатах.
Формы и средства контроля: диктант, сочинение, тест.
Учебный план.
Название раздела
Всего часов
Теорети-
ческие
Практи-
ческие
Контроль
1
Повторение изученного по разделам языкознания
3
2
0
1
2
Простое предложение
5
3
2
0
3
Однородные члены предложения
4
2
1
1
4
Обособленные члены предложения
6
5
0
1
5
Вводные слова и предложения
3
2
1
0
6
Сложное предложение
10
8
1
1
7
Прямая речь и косвенная речь, цитаты, знаки препинания.
3
2
0
1
Итого
34
24
5
5
Тематический план.
Название раздела. Темы урока.
Всего часов
Теорети-
ческие
Практи-
ческие
Конт-роль
1
Повторение изученного по разделам языкознания
3
2
0
1
1
Основные принципы русской орфографии.
1
1
2
Повторение орфограмм.
1
1
3
Вводный контрольный диктант.
1
1
2
Простое предложение.
5
3
2
0
1
Работа над ошибками в диктанте. Предложение и словосочетание.
1
1
2
Односоставные и двусоставные предложения.
1
1
3
Тире между подлежащим и сказуемым. Тест
1
1
4
Согласование подлежащего и сказуемого.
1
1
5
Особенности употребления второстепенных членов предложения.
1
1
3
Однородные члены предложения
4
2
1
1
1
Предложения с однородными членами.
1
1
2
Повторяющиеся и двойные союзы. Употребление союзов при однородных членах.
1
1
3
Однородные и неоднородные определения. Тест.
1
1
4
Р.Р. Сочинение по тексту.
1
1
4
Обособленные члены предложения
6
5
0
1
1
Обособленные определения.
1
1
2
Обособленные приложения.
1
1
3
Обособленные дополнения.
1
1
4
Обособленные обстоятельства.
1
1
5
Уточняющие обстоятельства.
1
1
6
Тест «Обособленные члены предложения».
1
1
5
Вводные слова, обращения, междометия.
3
2
1
0
1
Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции.
1
1
2
Обращения. Междометия в составе предложения. Слова-предложения ДА-НЕТ.
1
1
3
Практикум «Вводные слова и предложения»
1
1
6
Сложное предложение.
10
8
1
1
1
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
1
1
2
Общий второстепенный член, общее придаточное в составе ССП.
1
1
3
СПП с одним придаточным.
1
1
4
СПП с несколькими придаточными.
1
1
5
СПП с несколькими придаточными.
1
1
6
Практическая работа по СП
1
1
7
БСП, знаки препинания.
1
1
8
Двоеточие и тире в БСП
1
1
9
Сложные синтаксические конструкции.
1
1
10
Контрольная работа по СП
1
1
7
Прямая речь и косвенная речь, цитаты, знаки препинания.
3
2
1
0
1
Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Работа над ошибками.
1
1
2
Знаки препинания при цитатах.
1
1
3
Контрольная работа в форме ЕГЭ.
1
1
Учебная программа.
Название раздела
Содержательные единицы обязательного минимума
Должен знать
Должен уметь
1
Повторение изученного по разделам языкознания
Язык как знаковая система и общественное явление. Язык как знаковая система и общественное явление Основные функции языка. Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.
Орфограммы по всем разделам языкознания
Находить орфограммы, графически обозначать их в любом тексте
1
Повторение основных принципов русской орфографии.
2
Повторение орфограмм.
3
Контрольный диктант (вводный)
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка
Что такое предложение, чем отличается предложение от словосочетания, основные виды связи в словосочетании, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым
Определять виды подчинительной связи в словосочетании, в предложении находить все возможные словосочетания.
2
Простое предложение.
1
Работа над ошибками. Предложение и словосочетание.
2
Грамматическое значение словосочетаний.
3
Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым. Тест.
4
Согласование подлежащего и сказуемого.
5
Особенности употребления второстепенных членов предложения.
3
Однородные члены предложения
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи в различных сферах и ситуациях общения Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров
Что такое однородные члены предложения, расставлять знаки препинания при однородных членах, знать, какие существуют исключения
Определять однородные и неоднородные определения, уметь согласовать главные члены предложения с однородными членами,
1
Предложения с однородными членами.
2
Повторяющиеся и двойные союзы. Употребление союзов при однородных членах.
3
Тест. Однородные и неоднородные определения.
4
Р.Р. Сочинение по тексту
4
Обособленные члены предложения
Синонимия в системе русского языка. Различные виды чтения и их использование в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Редактирование собственного текста.
Знать все осложнения в предложении, причастные и деепричастные обороты, знаки препинания при них,
знать все суффиксы причастий и деепричастий, вопросы всех второстепенных членов предложения, графическое обозначение на письме осложнений, знать предлоги, при которых обособляются дополнения
Отличать причастные обороты от деепричастных, расставлять знаки препинания, видеть определяемое слово для
причастного и деепричастного оборотов, находить придаточные предложения и сравнительные обороты
1
Обособленные определения.
2
Обособленные приложения.
3
Обособленные дополнения.
4
Обособленные обстоятельства.
5
Уточняющие обстоятельства.
6
Тест «Обособленные члены предложения»
5
Вводные слова, обращения, междометия.
1
Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции.
2
Обращения. Междометия в составе предложения. Слова-предложения ДА-НЕТ.
3
Практикум по вводным словам и предложениям.
6
Сложное предложение.
1
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура публичной речи.
Культура разговорной речи.
Культура письменной речи.
Знать виды сложных предложений: ССП, СПП и БСП, виды придаточных в СПП, вопросы к ним
Знать правила расстановки знаков при стечении союзов
Отличать простое предложение от сложного, находить основы предложений
Строить схемы СП, расставлять знаки препинания
2
Общий второстепенный член, общее придаточное в составе ССП.
3
СПП с одним придаточным.
4
СПП с несколькими придаточными.
5
СПП с несколькими придаточными.
6
Практикум «СП»
7
БСП, знаки препинания.
8
Двоеточие и тире в БСП
9
Сложные синтаксические конструкции.
10
Контрольная работа «СП».
Прямая речь и косвенная речь, цитаты, знаки препинания.
1
Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной
Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности.
Знать слова прямой речи и слова автора, правильно ставить знаки препинания,
Производить замену прямой речи косвенной, уметь цитировать
2
Знаки препинания при цитатах.
3
Готовимся к ЕГЭ. Тестирование.
Перечень контрольных работ.
Вводный контрольный диктант.
Р.Р. Сочинение по тексту.
Тест «Обособленные члены предложения»
Контрольная работа по СП.
Контрольная работа в форме ЕГЭ.
Практическая часть программы
№
Вид контроля, тема
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Год
1.
Контрольный диктант (вводный).
2
Тест «Тире между подлежащим и сказуемым»
3
Р.Р. Сочинение по тексту
4
Тест «Однородные и неоднородные определения.
5
Тест «Обособленные члены предложения»
6
Практикум «Вводные слова и предложения»
7
Практикум по СП
8
Контрольная работа по СП.
9
Контрольная работа в форме ЕГЭ
Итого:
Список литературы.
1.Греков В.Ф, С.Е.Крючков Л.А.Чешко Русский язык. Учебник для 10-11 классов ОУ. – М.: Просвещение, 2010
2. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие Речи. 10-11 классы: Методическое пособие. – С.-Петербург: Паритет, 2002
3. Д.Э.Розенталь. Русский язык.10-11классы, для ОУ.- М., 2007
4. Пучкова Л.И. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
5. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2009