Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 6 класса для детей с интеллектуальными нарушениями»
Департамент образования и науки Брянской области
ГБОУ «Супоневская школа -интернат»
Согласовано
«31» августа 2023г
Зам директора по УВР
_______________С.В.Иванова
Рассмотрено
На заседании педагогического совета
Протокол № 1
От «31»августа 2023г.
Утверждено
«31» августа 2023г
Директор ГБОУ «Супоневская школа интернат»
____________________
Г.А.Марченко
Федеральная адаптированная образовательная программа по предмету «Русский язык»
для 6 класса 2023-2024 учебный год
(для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями).
Составил учитель: А.П. Купрюшина.
Система работы по предмету:
1.Программа: Программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В. В. Воронковой. –М. : Владос, 2011.
2. Учебник: Русский язык .Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Н.Г. Галунчикова , Э. В. Якубовская.-М.:«Просвещение». 2012г
Количество часов в неделю: 4
Количество часов в год: 136
Количество часов по четвертям:
Всего в
четверти
КИМы
Контрольные диктанты.
Сочинения и изложения
Инструктаж по Т/Б
1 четверть
32
7
4
3
1
2 четверть
32
5
3
2
1
3 четверть
40
10
3
7
1
4 четверть
32
6
3
3
1
Итого:
136
28
13
15
4
Брянск 2023
Содержание
I.Пояснительная записка.
II.Содержание обучения.
III.Тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федерально адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR), и адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений) VIII вида5-9классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В.,Москва,ВЛАДОС,2011г.
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области
«Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
Для реализации программного содержания курса «русский язык» используется учебник Н.Г. Галунчиковой,Э.В. Якубовской «Русский язык»,учебник для 6-го класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида .Москва, «Просвещение» ,2012г.
ООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык».
Цель обучения – развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
− расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
− ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
− использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых задач);
− развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе определяет следующие задачи:
− развитие фонематического слуха и правильного произношения;
− овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту коммуникативных задач;
− определение и решение орфографических задач с опорой на правило учебника;
− совершенствование знаний о составе слова, умение разбирать слова по составу с использованием опорных схем, образование однокоренных слов с новым значением с использованием приставок и суффиксов;
− определение и дифференциация частей речи по существенным признакам. Определение некоторых грамматических признаков у изученных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по опорной схеме, вопросам учителя;
− развитие умения составлять простые предложения, предложения с однородными членами с опорой на картинный материал, схему;
− ознакомление с обращениями, определение места обращения в предложении;
− формирование умения писать небольшие тексты под диктовку (50 – 65 слов) с изученными орфограммами с основной мыслью структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств;
− развитие умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме: написание изложений повествовательных и описательных текстов после предварительного разбора и предложенного учителем плана;
− написание сочинений творческого характера по картине, по личным наблюдениям;
− привитие навыков делового письма с помощью оформления деловых бумаг (адрес, поздравление, записка, письмо, объявление);
− воспитание интереса к родному языку и стремление использовать знания в повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе
Личностные результаты:
− воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе
Минимальный уровень:
− знать отличительные грамматические признаки основных частей слова;
− производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
− образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с помощью учителя);
− иметь представления о грамматических разрядах слов;
− различать части речи по вопросу и значению;
− использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
− составлять различные конструкции предложений с опорой на представленный образец;
− находить главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с помощью учителя);
− уметь находить в тексте однородные члены предложения;
− различать предложения разные по интонации;
− находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с помощью учителя);
− уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
− уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец (с помощью учителя);
− уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (40-45 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
− уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 40-45 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
− знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по существенным признакам;
− уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
− уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
− уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;
− уметь определять некоторые грамматические признаки изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя; находить орфографические трудности в слове и решать орографические задачи (под руководством учителя);
− уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания слова;
− уметь составлять простые распространенные предложения по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
− уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
− находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных схем;
− составлять предложения с однородными членами с опорой на образец; − составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;
− различать предложения (с помощью учителя) различные по цели высказывания;
− отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы
текста;
− отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
− выбирать один заголовок из нескольких предложенных,
соответствующих теме и основной мысли текста;
− оформлять все виды изученных деловых бумаг;
− писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 55 слов);
− писать сочинения-повествования с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (до 55 слов).
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
При оценке устных ответов по русскому языку принимаются во внимание:
− правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
− полнота ответа;
− умение практически применять свои знания;
− последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5»ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3»ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:
− в контрольных работах – 65-70 слов;
− в подробных изложениях – 45-60 слов;
− в словарном диктанте – 15-20 слов;
− объем творческих работ на уроке – 30-40 слов.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5»ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания также не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки две однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 6 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 45-70 слов. Изложения обучающихся пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
Оценка «2» не ставится.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 6 классе носит коррекционную и практическую направленность.
В процессе изучения учебного предмета «Русский язык» развивается устная и письменная речь обучающихся, формируются практические значимые орфографические и пунктуационные навыки.
Состав слова. В 6 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу слов в разделе. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания) и различных частей речи («Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»). Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов).
Предложение. При изучении данного раздела работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у обучающихся навыки построения простого предложения разной степени распространенности и предложения с однородными членами. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
На уроках русского языка 6 класса ведется постоянная работа над развитием фонематического слуха и правильного произношения обучающихся, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. В 6 классе выполняется ряд подготовительных упражнений — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В 6 классеобучающимся прививаются навыки делового письма.
Основными видами классных и домашних письменных работ будут являться:
− тренировочные упражнения,
− различные виды диктантов: словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные;
− письмо по памяти;
− грамматический разбор слов;
− подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения.
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
Количество
часов
Контроль ные работы
Сочине ния
Изложе ния
1.
Повторение изученного
8
1
2.
Звуки и буквы
8
1
3.
Слово.Состав слова
29
4
3
4.
Части речи
62
5
4
4
5.
Предложение. Текст
12
1
2
6.
Повторение пройденного
17
1
1
Итого:
136
13
8
7
Содержание программы
№ ур.
Дата
Тема урока
Цели (воспитательные и образовательные)
Коррекционная работа
Словарная работа
Методические приёмы
Д/З
ИКТ, оборудование
I Ч Е Т В Е Р Т Ь
1
Вводный урок. Знакомство с учебником.
-познакомить учащихся с новым учебником;
-повторить понятия русского языка, известные учащимся с 5 класса;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-развивать связную речь учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
Впереди.
Слово учителя.
Беседа по вопросам.
Работа с учебником.
Чистописание.
Письмо под диктовку.
Задание на карточках.
Презентация.
Повторение изученного в 5 классе
2
Язык и речь. Речь – главный способ общения людей. Понятие о тексте.
-формировать умения составлять предложения, устанавливать связь между словами при помощи вопросов;
-развивать навыки оформления предложения на письме, соблюдения правильной интонации при устных высказываниях;
-формировать у учащихся понимание того, что предложение является единицей речи, выражающей законченную мысль;
-развивать творческие способности учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
-работа над выразительной речью учащихся;
-развивать связную речь учащихся;
-развивать память и внимание учащихся;
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Чистописание.
Работа с учебником.
Рефлексия.
Стр. 5 упр. 2.
Презентация.
3
Понятие о тексте. Главные члены предложения.
-формировать понятие о тексте, его идее и главной мысли;
-тренировать умение определять признаки главных членов предложения;
-учить определять главные члены в предложении;
-учить выделять в предложении главные члены как его смысловую и грамматическую основу;
Развитие речи. Сбор материала к сочинению по серии картинок.
-подготовить учащихся к написанию речевого произведения художественного стиля;
-развивать умение учеников письменно излагать свои мысли;
-совершенствовать умение анализировать текст в единстве формы и содержания;
-развивать умение самостоятельно мыслить;
-развивать творческие способности учащихся;
-расширять кругозор учащихся;
-совершенствовать умение составлять план;
-развивать навыки самоконтроля;
Слова из сочинений.
Объяснение учителя.
Работа в тетрадях.
Самостоятельная работа.
Анализ тем и образцов сочинений.
Написать сочинение.
Таблица.
17
Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы».
-проверить степень усвоения знаний по теме «Звуки и буквы»;
-закрепить навыки лингвистического разбора;
-проконтролировать орфографические и пунктуационные умения;
-повысить личную ответственность каждого ученика за результат работы;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-развивать внимание учащихся;
Слова из текста.
Самостоятельная работа.
Слово учителя.
Задание на карточках.
Состав слова
18-19
Работа над ошибками
Однокоренные слова. Корень слова.
-уточнить представление о признаках родственных слов;
-формировать умение выделять корень в словах;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
Корень слова.
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Работа с учебником.
Стр. 27 упр. 38.
Презентация.
Таблицы.
20
Два признака однокоренных слов.
-вспомнить два признака однокоренных слов;
-уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;
-развивать связную речь учащихся;
-учить распознавать однокоренные слова и выделять корень;
Тренировочные упражнения.
Чистописание.
Физкультминутка.
Игра «Узнай, кто это».
Стр. 28 упр. 40.-
Презентация.
Таблицы.
21
Приставка – значимая часть слова.
-уточнить знания учащихся о приставках;
-закреплять знания о роли приставок;
-формировать умение разбирать слова по составу;
-образовывать слова с помощью приставок;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развивать связную речь учащихся;
-развивать память учащихся;
Приставка.
Объяснение учителя.
Чистописание.
Игра «Любопытный».
Индивидуальная работа.
Письмо по памяти.
Физкультминутка.
Стр. 30 упр. 43.
Презентация.
Таблица «Приставка».
22
23
Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.
-уточнить знания о роли суффиксов в нашем языке;
-учить образовывать слова с помощью суффикса;
-совершенствовать умение разбирать слова по составу;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развивать связную речь учащихся;
-развивать память учащихся;
Мужчина
Женщина
Объяснение учителя.
Игра «Доскажи словечко».
Фронтальная работа.
Письмо по памяти.
Работа с учебником.
Беседа по вопросам.
Стр. 31 упр. 46.
Стр. 33 упр. 49.
Презентация.
Таблица «Суффикс».
24
Окончание и его роль в предложении.
-углубить представления учащихся об особенностях окончания как части слова, которая служит для связи слов в предложении, и роли предлога;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развивать связную речь учащихся;
Окончание.
Объяснение учителя.
Чистописание.
Фронтальная работа.
Работа с учебником.
Физкультминутка.
Игра «Придумай».
Стр. 35 упр. 52.
Презентация.
Таблица «Окончание».
25
Упражнения на закрепление темы «Состав слова».
-совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
-уметь разбирать слова по составу;
-отработать орфографическую зоркость (умение находить в корне или приставке букву, требующую проверки);
-развивать умение самостоятельно мыслить;
-развивать творческие способности учащихся;
-расширять кругозор учащихся;
-развивать память и речь учащихся;
-обогащать лексический запас учащихся;
Семена.
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Чистописание.
Игра «Доскажи словечко».
Работа с учебником.
Игра «Хитрые вопросы».
Стр. 38 упр. 55.
Стр. 38 – 39, контр. вопросы.
Презентация.
Таблицы.
26
Развитие речи. Сбор материала к сочинению «История жёлтого листка».
-подготовить учащихся к написанию речевого произведения художественного стиля;
-развивать умение учеников письменно излагать свои мысли;
-совершенствовать умение анализировать текст в единстве формы и содержания;
-развивать умение самостоятельно мыслить;
-развивать творческие способности учащихся;
-расширять кругозор учащихся;
-совершенствовать умение составлять план;
-развивать навыки самоконтроля;
Слова из сочинений.
Объяснение учителя.
Работа в тетрадях.
Самостоятельная работа.
Анализ тем и образцов сочинений.
Написать черновик сочинения.
Презентация.
27
Работа над черновиками сочинений.
-совершенствовать орфографические, пунктуационные и учебно-языковые умения;
-совершенствовать умение точно строить своё высказывание;
-развивать память и речь учащихся;
-обогащать лексический запас учащихся;
-развивать умение планировать и контролировать свои действия.
Слова, в которых были допущены ошибки.
Объяснение учителя.
Работа с учебником.
Работа над ошибка ми.
Переписать сочинение в тетрадь.
Презентация.
28-29
Контрольный диктант по теме «Состав слова».
Работа над ошибками
-проверить степень усвоения знаний по теме «Состав слова»;
-закрепить навыки лингвистического разбора;
-проконтролировать орфографические и пунктуационные умения;
-повысить личную ответственность каждого ученика за результат работы;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-развивать внимание учащихся;
Слова из текста.
Самостоятельная работа.
Слово учителя.
Задание на карточках.
30
Правописание безударных гласных в корне слова.
-совершенствовать представление учащихся о двух способах проверки безударных гласных в корне слова: изменением формы числа и подбором однокоренных слов;
-выполнить слогоо-звуковой анализ слов с целью показа возможного расхождения произношения и написания слов;
-способствовать развитию орфографической зоркости учащихся;
-вырабатывать навыки грамотного письма;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развивать творческие способности учащихся;
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Работа с учебником.
Чистописание.
Физкультминутка.
Стр. 41 упр. 60.
Стр. 43 упр. 63.
Презентация.
Таблицы.
31
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
-формировать умения подбирать проверочные слова;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах;
-учить подбирать проверочные слова различными способами и соотносить проверяемую букву с буквой проверочного слова;
-расширять у учащихся словарный запас;
-вырабатывать навыки грамотного письма;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-развивать связную речь учащихся;
-развивать память и внимание учащихся;
Сейчас.
Теперь.
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Чистописание.
Тренировочные упражнения.
Работа с учебником.
Физкультминутка.
Стр. 45 упр. 69.
Презентация.
Таблицы.
32-33
Непроизносимые согласные в корне слова.
-формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова;
-развивать умение подбирать однокоренные слова; сравнивать в них произношение и написание корня;
-совершенствовать умение проверять слова с непроизносимыми согласными;
-расширять у учащихся словарный запас;
-вырабатывать навыки грамотного письма;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-развивать связную речь учащихся;
-развивать память и внимание учащихся;
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Работа с учебником.
Тренировочные упражнения.
Чистописание.
Физкультминутка.
Письмо по памяти.
Стр. 47 упр. 72.
Презентация.
Таблицы.
34-35
Упражнения на закрепление темы «Правописание гласных и согласных в корне».
-совершенствовать умение проверять слова с непроизносимыми согласными;
-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-развивать связную речь учащихся;
-развивать память и внимание учащихся;
Работа с учебником.
Тренировочные упражнения.
Чистописание.
Физкультминутка.
Письмо по памяти.
Стр. 48 упр. 75.
Стр. 50 упр. 78.
Презентация.
Таблицы.
36
Контрольный диктант с грамматическим заданием за I четверть.
-проверить степень усвоения знаний за I четверть;
-закрепить навыки лингвистического разбора;
-проконтролировать орфографические и пунктуационные умения;
-повысить личную ответственность каждого ученика за результат работы;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-развивать внимание учащихся;
Слова из текста.
Самостоятельная работа.
Слово учителя.
Задание на карточках.
№ ур.
Дата
Тема урока
Цели (воспитательные и образовательные)
Коррекционная работа
Словарная работа
Методические приёмы
Д/З
ИКТ, оборудование
II Ч Е Т В Е Р Т Ь
37
Приставка и предлог.
-развивать умение различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
Середина.
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Работа с учебником.
Стр. 55 упр. 84.
Презентация.
Таблицы.
38
Развитие речи. Изложение «Догадливый хомяк».
-подготовить учащихся к написанию речевого произведения художественного стиля;
-развивать умение учеников письменно излагать свои мысли;
-совершенствовать умение анализировать текст в единстве формы и содержания;
-развивать умение самостоятельно мыслить;
-развивать творческие способности учащихся;
-расширять кругозор учащихся;
-совершенствовать умение составлять план;
-развивать навыки самоконтроля;
Слова из сочинений.
Объяснение учителя.
Работа в тетрадях.
Самостоятельная работа.
Анализ тем и образцов сочинений.
Написать изложение в тетрадь.
Презентация.
39
Разделительный твердый знак после приставок.
-вспомнить правило употребления твёрдого знака;
-формировать умение различать в словах Ъ и Ь;
-развивать творческие способности учащихся;
-развивать связную речь учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
Работа с учебником.
Тренировочные упражнения.
Чистописание.
Физкультминутка.
Письмо по памяти.
Стр. 59 упр. 92.
Презентация.
Таблицы.
40
Правописание приставок с а и о, приставка пере-.
-формировать умение правописание приставок с а и о, приставки пере-;
-совершенствовать умение учащихся правильно писать эти приставки;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-развивать творческие способности учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
Договор
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Тренировочные упражнения.
Чистописание.
Физкультминутка.
Стр. 60 упр. 94.
Стр. 62 упр. 97.
Презентация.
Плакат.
41
Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, под-, над-, от-).
-формировать умение написания приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, под-, над-, от-);
-совершенствовать умение учащихся правильно писать эти приставки;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-развивать творческие способности учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развивать связную речь учащихся;
Выкройка
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Работа с учебником.
Тренировочные упражнения.
Чистописание.
Стр. 65 упр. 103.
Стр. 66 упр. 106.
Презентация.
Таблица.
42
Развитие речи. Сочинение «К людям за помощью».
-подготовить учащихся к написанию речевого произведения художественного стиля;
-развивать умение учеников письменно излагать свои мысли;
-совершенствовать умение анализировать текст в единстве формы и содержания;
-развивать умение самостоятельно мыслить;
-развивать творческие способности учащихся;
-расширять кругозор учащихся;
-совершенствовать умение составлять план;
-развивать навыки самоконтроля;
Слова из сочинений.
Объяснение учителя.
Работа в тетрадях.
Самостоятельная работа.
Анализ тем и образцов сочинений.
Написать сочинение.
Презентация.
43
Развитие речи. Деловые бумаги. Объявление. Написание текста объявления.
-познакомить учащихся с новым видом деловых бумаг – объявлением;
-научить учащихся писать объявление;
-помочь учащимся написать собственное объявление;
-развивать умение самостоятельно мыслить;
-развивать творческие способности учащихся;
-расширять кругозор учащихся;
Объявление
Объяснение учителя.
Работа в тетрадях.
Самостоятельная работа.
Стр. 67 упр. 108.
Презентация.
44
Упражнения на закрепление темы «Состав слова».
-актуализировать знания и умения по теме «Состав слова»;
-совершенствовать умение правописания приставок;
-совершенствовать умение правописания гласных и согласных в корне слова;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-развивать творческие способности учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развивать связную речь учащихся;
Объяснение учителя.
Работа с учебником.
Беседа по вопросам.
Работа в тетрадях.
Тренировочные упражнения.
Чистописание.
Стр. 69 упр. 111.
Стр. 70 упр. 113.
Стр. 71, контрольные вопросы.
Презентация.
Таблицы.
45
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова».
-проверить степень усвоения знаний по теме «Состав слова»;
-закрепить навыки лингвистического разбора;
-проконтролировать орфографические и пунктуационные умения;
-повысить личную ответственность каждого ученика за результат работы;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-развивать внимание учащихся;
Слова из текста.
Самостоятельная работа.
Слово учителя.
Задание на карточках.
Части речи.
46
Работа над ошибками
Имя существительное, имя прилагательное. Их дифференциация в предложении.
-ознакомить учащихся с частями речи и их особенностями;
-дифференциация частей речи в предложении;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
Богатство
добыча
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Тренировочные упражнения.
Работа с учебником.
Стр. 75 упр. 118.
Презентация.
Таблица.
Имя существительное.
47
Имя существительное и его роль в речи.
-ознакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.);
-отработать грамматическое понятие «имя существительное»;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-развивать связную речь учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
-работа над выразительным чтением;
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Работа с учебником.
Тренировочные упражнения.
Чистописание.
Физкультминутка.
Стр. 79 упр. 124.
Презентация.
Таблица «Имя существительное».
48
Имена существительные собственные и нарицательные.
-познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными;
-формировать умение различать существительные собственные и нарицательные;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-работа над выразительным чтением;
-развивать связную речь учащихся;
Объяснение учителя.
Работа с учебником.
Физкультминутка.
Выразительное чтение.
Игра «Замени одним словом».
Стр. 81 упр. 127.
Презентация.
Таблица «Имена существительные собственные и нарицательные».
-
49
Различие мужского и женского рода существительных с шипящей на конце.
-формировать умение различать мужской и женский род имён существительных с шипящей на конце;
-развивать связную речь учащихся;
-работа над выразительным чтением;
-развивать творческие способности учащихся;
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Работа с учебником.
Тренировочные упражнения.
Игра.
Стр. 83 упр. 130.
Презентация.
50
Склонение имён существительных в единственном числе.
-совершенствовать умение склонять имена существительные в единственном числе;
-формировать умение определять падеж имени существительного;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-работа над выразительным чтением;
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Чистописание.
Работа с учебником.
Тренировочные упражнения.
Стр. 84 упр 133.
Презентация.
Таблица.
51
Упражнения в определении падежей имени существительного.
-формировать умение определять падеж имени существительного;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
Смородина
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Работа с учебником.
Стр. 86 упр. 136.
Презентация.
52
-53
Упражнения в выделении безударных падежных окончаний существительных. Наблюдение за единообразным написание ударных и безударных падежных окончаний.
-развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу;
-учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения;
-совершенствовать умение правильно употреблять прилагательные в речи;
-развивать связную речь учащихся;
-производить наблюдение над произношением;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Чистописание.
Физкультминутка.
Работа с учебником.
Стр. 261 упр. 436.
Таблица.
Презентация.
126
Развитие речи. Распространение текста именами прилагательными.
-совершенствовать умение распространять текст именами прилагательными;
-совершенствовать умение правильно употреблять прилагательные в речи;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развивать творческие способности учащихся;
-развивать связную речь учащихся;
-работа над выразительным чтением;
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Чистописание.
Физкультминутка.
Работа с учебником.
Стр. 262 упр. 438.
Таблица.
Презентация.
127
Однородные члены предложения.
-создавать основу сознательного употребления однородных членов предложения;
-совершенствовать умение правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами;
-учить овладевать интонацией перечисления при чтении предложений с однородными членами;
-развивать связную речь учащихся;
-производить наблюдение над произношением;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
Слова из рамок.
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Чистописание.
Физкультминутка.
Работа с учебником.
Стр. 265 упр. 444.
Таблица.
Презентация.
128
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
-совершенствовать умение правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами;
-учить овладевать интонацией перечисления при чтении предложений с однородными членами;
-развивать связную речь учащихся;
-производить наблюдение над произношением;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
Слова из рамок.
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Чистописание.
Физкультминутка.
Работа с учебником.
Инд. зад.
Таблицы.
129
Простое предложение.
-повторить сведения о распространённом и нераспространённом предложении;
-совершенствовать умение отличать распространённые и нераспространённые предложения;
-развивать творческие способности учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
-работа над выразительной речью учащихся;
-развивать связную речь учащихся;
Хозяин.
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Работа с учебником.
Чистописание.
Работа с учебником.
Тренировочные упражнения.
Инд. зад.
Таблицы.
130
Сложное предложение.
-продолжить знакомить учащихся со сложными предложениями;
-познакомить со знаками препинания в сложном предложении;
-научить расставлять знаки препинания в сложном предложении;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развивать творческие способности учащихся;
-развивать связную речь учащихся;
-работа над выразительным чтением;
Фонтан
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Чистописание.
Физкультминутка.
Работа с учебником.
Инд. зад.
Таблица.
Презентация.
131
Простое и сложное предложения.
-совершенствовать умение различать простые и сложные предложения;
-актуализировать знания и умения о простом и сложном предложениях;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развивать творческие способности учащихся;
-развивать связную речь учащихся;
-работа над выразительным чтением;
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Чистописание.
Физкультминутка.
Работа с учебником.
Стр. 266 упр. 447.
Таблица.
Презентация.
132
Знаки препинания в сложном предложении.
-продолжить знакомить учащихся со сложными предложениями;
-познакомить со знаками препинания в сложном предложении;
-научить расставлять знаки препинания в сложном предложении;
-развивать связную речь учащихся;
-производить наблюдение над произношением;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Чистописание.
Физкультминутка.
Работа с учебником.
Задания на карточках.
Таблица.
Презентация.
133
Контрольный диктант по теме «Повторение в конце года».№13
-проверить степень усвоения знаний, полученных по теме «Предложение»;
-закрепить навыки лингвистического разбора;
-проконтролировать орфографические и пунктуационные умения;
-повысить личную ответственность каждого ученика за результат работы;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-развивать внимание учащихся;
Слова из текста.
Самостоятельная работа.
Слово учителя.
Задание на карточках.
134
Работа над ошибками
Обобщение сведений о языке.
-обобщить знания о языке, полученные учащимися за год изучения русского языка, о некоторых особенностях развития русского языка;
-прививать любовь к родному языку, пробуждать гордость за него;
-развивать связную речь учащихся;
-обогащать словарный запас учащихся;
-развивать творческие способности учащихся;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-работа над выразительным чтением;
Объяснение учителя.
Беседа по вопросам.
Работа с учебником.
Работа с таблицей.
Сообщения учащихся.
Инд. зад.
Таблицы.
Презентация.
135
Повторение пройденного за год
-проверить степень усвоения знаний, полученных за учебный год;
-закрепить навыки лингвистического разбора;
-проконтролировать орфографические и пунктуационные умения;
-повысить личную ответственность каждого ученика за результат работы;
-развивать мыслительную деятельность учащихся;
-развивать внимание учащихся;
Слова из текста.
Самостоятельная работа.
Слово учителя.
Задание на карточках.
136
Подведение итогов за учебный год.
-обобщить изученный материал за год.
-способствовать обогащению лексического запаса, развитию речи, внимания, памяти, мышления.
Работа с учебником.
Беседа по вопросам.
Самостоятельная работа.
Задание по карточкам.
Таблицы.
Презентация.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Н.Г. Галунчикова,Э.В. Якубовская. Русский язык 6 класс : Учеб. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2012г.
Методическая литература:
1
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с.
2
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 12-ти томах. – М.: Мир книги, 2003.
3
Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. 5-7 классы: пособие для учителя/ сост. Е.Я Кудрявцева . – М.: Гуманитарн. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144с.
4
Занимательное азбуковедение: кн. для учителя/ Сост. В. Волина. – М.: Просвещение, 1991. – 368с.
5
Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учеб. для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.
6
Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Владос, 2000. – 184с.
7
Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителя/ А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. – М.: Просвещение, 2004. – 143с.