kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык", 8 класс для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" (8 класс) разработана к ФАООП для обучающихся с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Русский язык", 8 класс для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)»



Областное казенное

общеобразовательное учреждение

"Школа- интернат

для детей с ограниченными возможностями здоровья "5"г.Курска


РАССМОТРЕНО:


на заседании М/О

Протокол № _1_______

от «28» 08 . 2024 г.

Председатель М/О ________


На заседании МС

Протокол № _______

от « 28» 08. 2024 г.

СОГЛАСОВАНО:


Зам. директора по УВР

_________ О.В. Ефименко

УТВЕРЖДАЮ:


Директор ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курска

_______________Л.Н. Ермакова

«30» __августа __2024___ г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Русский язык»

В 8 «А» классе

на 2024 – 2025 учебный год







Учитель: Парамонова Татьяна Яковлевна


Квалификационная категория: б/к





Курск, 2024г.

Русский язык

8 А класс

4 часа в неделю

Составитель - учитель Парамонова Татьяна Яковлевна

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”,

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024г. №495 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ";

  • Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ от 11.03.2016 № ВК 452/07.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);

  • Санитарно – эпидемиологическими правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников”;

  • Приказом Минтруда России от 18.10.2013г №544н (с изм. от 25.12.2014г) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 06..04.2023г. N 240 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности";

  • Приказом Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

  • Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

  • АООП ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курска;

  • Положение о рабочей программе учителя;

  • Учебный план ОКОУ «Школа-интернат № 5» г. Курска на 2024-2025 учебный год.

Обоснование актуальности предмета

Обучающиеся, в силу своих индивидуальных психофизических особенностей, не могут освоить программу по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух и графо-моторные навыки. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Однако школа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам обучающиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности.

Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные орфографические и грамматические умения и навыки учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Цель программы:

развитие письменной и устной речи обучающихся.

Задачи программы:

  • Учить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

  • Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма;

  • Знакомить с грамматическими признаками частей речи.

  • Учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • Закреплять практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;

  • Обогащать и активизировать словарь обучающихся;

  • Повышать уровень общего развития обучающихся;

  • Формировать нравственные качества школьников.

Общая характеристика предмета

Данная программа по русскому языку создана с учетом личностно- ориентированного подхода и направлена на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

Обучение русскому языку носит практическую коммуникативную направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.

Отличительной особенностью данной рабочей программы является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых обучающихся обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией. Своеобразием их общего и речевого развития.

На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности обучающихся излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

Изучение русского языка в старших классах направлено на развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Коррекционная работа на уроках русского языка

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

-развитие зрительного восприятия при изучении частей речи и орфографических правил с опорой на схемы, таблицы, алгоритмы;

- развитие зрительной памяти при изучении категорий времени, числа, рода, склонения, лица, спряжения и т.д.;

Развитие слухового восприятия и слухо - речевой памяти

- развитие слухового восприятия на задания со слов учителя и ответов учащихся;

- развитие механической и слуховой памяти при изучении правил в грамматических темах.

Развитие импрессивной речи

- формирование умений слушать речь отвечающих и учителя;

- развитие умений выполнять определённые задания к упражнениям в устной форме и при разборе домашнего задания.

Формирование экспрессивной речи

- устранение недоразвития словаря через толкование новых и незнакомых слов;

- опора на контекст упражнений;

- подбор синонимов, антонимов;

- подбор родственных слов;

- обогащение словаря прилагательными;

- работа над предложением;

- развитие коммуникативной функции речи.

Коррекция мышления.

- совершенствование навыков и умений делать выводы по грамматике и орфографии;

- использование развивающих упражнений, помогающих исключать или обобщать;

- обучение приёмам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализ изученного);

- развитие логического мышления на всех этапах урока.

Коррекция познавательной деятельности:

- активизация познавательной деятельности развивающими вопросами, нестандартными заданиями:

- создание проблемных ситуаций, частичного поиска;

- вовлечение в творческую работу всего класса с учётом дифференцированного подхода к учащимся;

- использование ИКТ;

- вовлечение учащихся в творческие задания: отгадывание ребусов, кроссвордов, составление рассказов, сказок и т.д.

Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:

- развитие эмоционально-волевой сферы учащихся при работе над знаками препинания при изучении простого и сложного предложения;

- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;

- воспитание самостоятельности принятия решения;

- формирование адекватности чувств;

- формирование устойчивой и адекватной самооценки;

- формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;

- критическая оценка самого себя и своих одноклассников при участии в классной и домашней работе.

Формы организации образовательного процесса.

Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются:

- тренировочные упражнения;

- словарные, выборочные, комментированные, зрительные,

творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты;

- письмо по памяти;

- грамматический разбор;

- подготовительные работы перед написанием изложения

или сочинения и т.д.

В процессе обучения школьников целесообразно применять следующие Методы и приемы:

- словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

- наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

- практический метод (упражнения, практическая работа);

- репродуктивный метод (работа по алгоритму);

- коллективный, индивидуальный;

- творческий метод.



Для реализации основных целей и задач курса русского языка важно использовать разнообразные типы уроков:

- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

- комбинированный урок;

- нестандартные уроки (урок-викторина, урок-игра и др.)

Технологии обучения.

  • Здоровьесберегающие технологии (разогревание и настройка артикуляционного аппарата, речевые разминки, пальчиковая гимнастика, физминутки, логопедические упражнения и прочее).

  • Личностно-ориентированные технологии (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход).

  • Информационно-коммуникативные технологии (использование электронных образовательных ресурсов, применение технических средств обучения, использование презентаций, аудиоматериалов, видеороликов).

  • Игровые технологии (использование на уроках игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности).

Виды и формы контроля

Одно из требований принципа систематичности и последовательности обучения предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по русскому языку. Этому способствует применение следующих видов контроля:

Входной – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа; мозговой штурм; тестирование; зрительный, выборочный, комментированный, графический диктанты).

Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; предупредительный диктант; подготовка сообщений, докладов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, комплексный анализ текста).

Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков (если тема достаточно велика и в ней выделяют несколько логических фрагментов; тестирование).

Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций).

Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса русского языка с целью диагностирования усвоения учащимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольный диктант, контрольное тестирование).

Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

14) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

  1. знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;

  2. разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы педагогического работника;

  3. образование слов с новым значением с опорой на образец;

  4. представления о грамматических разрядах слов;

  5. различение изученных частей речи по вопросу и значению;

  6. использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;

  7. составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;

  8. установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам педагогического работника;

  9. нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью педагогического работника);

  10. нахождение в тексте однородных членов предложения;

  11. различение предложений, разных по интонации;

  12. нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью педагогического работника);

  13. участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

  14. выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;

  15. оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;

  16. письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50 - 55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

  17. составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.

Достаточный уровень:

1) знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;

2) разбор слова по составу с использованием опорных схем;

3) образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;

4) дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;

5) определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам педагогического работника;

6) нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством педагогического работника);

7) пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

8) составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему;

9) установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4 - 5 слов) по вопросам педагогического работника, опорной схеме;

10) нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;

11) составление предложений с однородными членами с опорой на образец;

12) составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;

13) различение предложений (с помощью педагогического работника) различных по цели высказывания;

14) отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;

15) отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагогического работника);

16) выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;

17) оформление всех видов изученных деловых бумаг;

  1. письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);

  2. письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55 - 60 слов).

Содержание предмета

Повторение. Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Обращение.

Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.

Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного.

Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.

Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже, правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Местоимения. Лицо и число местоимений.Правописание местоимений.

Глагол. Значение глагола.

Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.

Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.

Правописание не с глаголами.

Наречие. Значение наречий в речи. Образование наречий от прилагательных. Постановка вопросов к наречию.

Предложение. Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.

Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Связная речь

Работа с деформированным текстом.

Изложения (с изменением лица и времени).

Сочинения по картине.

Продолжение рассказа по данному началу.

Составление рассказа по опорным словам.

Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний.

Повторение пройденного за год.

Навыки письма.

Расстановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами предложения, с обращением, в сложном предложении с союзами а, и, но.

Обозначение мягкости согласных буквой ь, написание разделительных ь и ъ.

Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание приставок.

Написание сложных и сложносокращенных слов. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных.

Правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание личных местоимений, Правописание частицы не с глаголами. Правописание наречий.

Место предмета в учебном плане

Учебный план школы предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне в 8 классе 4 часа в неделю, 143 часа за год из них 8 уроков развития речи (сочинения, изложения), 4 итоговых диктанта. Преподавание ведется по учебнику русского языка для 8 класса образовательных учреждений авторы: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, ’’Русский язык’’ 8, М. ’’Просвещение’’, 2021 г. 

Система оценки достижения планируемых результатов

Оценка устных ответов

Устный опрос обучающихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся по письму и развитию речи. При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры: допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Отметка «4» ставится ученику, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает не точности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки которые исправляет при помощи учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировки правил, искажает их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка письменных работ учащихся.

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ обучающихся. Основными видами классных и домашних работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

При небрежном выполнение письменных работ, большое количество исправлений, искажений в начертании букв их соединений оценка снижается на один балл, если это не связанно с нарушением моторики у детей.

Проверочные работы могут состоять из контрольного списывания, диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). При проведении контрольных диктантов илисписывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Основные виды проверочных работ в 5 – 9 классах – диктанты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение части слова, части речи, членов предложения на основе установления слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связанно с грамматико – орфографическим интересам, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включая в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделить орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложенный текст должен быть понятный учащимся. Диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемого правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Примерный объем текстов контрольных работ: 5 кл – 45-50 слов, 6 кл – 65 – 70 слов, 8-9 кл -75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

5 – 9 классы

Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.

Отметка»4» ставится за работу с 1 -2 ошибками.

Отметка «3» ставится за работу с 3 – 5 ошибками.

Отметка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 – 8 ошибок и более.

В письменных работах не учитывается 1 – 2 исправления. Наличие трех исправлений или двух пунктуальных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитывается. За одну ошибку в диктанте считается:

а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «и»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) Две негрубые ошибки. Негрубые считаются следующие ошибки:

- повторение одной и другой же буквы (например, поосуда)

- не дописывание слов;

- пропуск одной части слова при переносе;

- повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует

рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелым нарушением речи – искажение звука – буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставление отметок все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:

Отметка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное условие грамматических понятий, правил, умеет применять свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1 – 2 исправления.

Отметка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает условие изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает не достаточного понимание

изученного материала, затрудняется в применение своих знаний, допускает 4 -5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий или не смог правильно выполнить ни одного задания.

1.3 Изложения и сочинения

Изложения и сочинения могут быть только обучающего характера. Припроведении изложения учитель должен тщательно обирать материал, учитывая тему рассказа, его объема, трудности в содержании синтаксических инструкций, словаря и орфографии. В 4-5 классах для изложений дают тексты повествовательного характера, объемом 20 – 45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в 6-7 классе, – 45-70 слов; 8-9 классе 70 -100 слов.

Изложения пишутся по готовому плану или составлено коллективно под руководством учителя, в 8-9 классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.

При оценке изложений или сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания. При проверке изложений или сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.

Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательного изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употребление слов, допускается 1-2 орфографических ошибок.

Отметка «4» ставится за изложение (сочинение), написано без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.

Отметка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построение предложений и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками;

Отметка «2» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (тема не раскрыта), имеет более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, долее 6 орфографических ошибок.

Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю. В исключительных случаях, когда, в основном, при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.

Предмет – Русский язык

Класс - 8 А

Количество часов в неделю – 4 часа

Тематический план курса



Темы разделов

Кол-во

часов

1

Повторение.

9

2

Состав слова. Текст.

16

3

Части речи. Текст.

1

4

Имя существительное.

17

5

Имя прилагательное.

17

4

Местоимение.

22

5

Глагол.

21

6

Наречие.

16

6

Предложение. Текст.

11

7

Повторение.

8



Сводная таблица по видам контроля




Iчетв.

IIчетв.

IIIчетв.

IVчетв.

год


по плану

контрольных работ

2

2

2

2

8


по факту

контрольных

работ










ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

п/п

Тема

1

Самостоятельная работа №1 по теме «Предложение»

2

Контрольный диктант №1 по теме «Однородные члены предложения»

3

Контрольный диктант №2 по теме «Состав слова»

4

Контрольный диктант №3 по теме «Существительные во множественном числе»

5

Административная контрольная работа №4 за I полугодие по теме: «Падежные окончания прилагательных»

6

Контрольный диктант №5 за по теме «Местоимение».

7

Контрольный диктант №6 по теме «Глагол»

8

Контрольный диктант №7 по теме «Наречие»

9

Административная контрольная работа №8 за II полугодие по теме «Сложное предложение».

ИТОГО: 8



ПЕРЕЧЕНЬ СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

п/п

Тема

1

Р/р. Написание изложения «У святого источника»

2

Р/р. Написание сочинения по картине Шевандроновой И.В. «В сельской библиотеке».

3

Р/р. Написание изложения «Пека на концерте»

4

Р/р. Написание сочинения «Чему учился Петр I»

5

Р/р. Написание сочинения по картине В.Е. Маковского «Свидание»

6

Р/р. Написание изложения «Талант скворцов»

7

Р/р. Написание сочинения по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

8

Р/р. Написание изложения «Урок-путешествие»

















































Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела,

программы

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Характеристика видов

деятельности обучающихся

Основные понятия,

словарь

Наглядный материал,

дополнительная

лит-ра

Примечания


Повторение.

Предложение.

9






1.

Простые и сложные предложения

1


Прочитать статью о человеческом общении. Обсудить вопрос, в чём оно заключается

общение, разговор, беседа

видео-сюжет, иллюстрации

по теме


2.

Составление сложных предложений

1


Сравнивать простое и сложное предложение.

Учиться разделять части сложного предложения при чтении голосом, а на письме запятой.

Отечество

Таблица – схема " Простые и сложные предложения", карточки


3.

Выделение однородных членов предложения.

1


Вспомнить, какие члены предложения называются однородными, и с какой интонацией они произносятся

гражданин

опорные карточки


4.

Использование однородных членов предложения.

1


Тренироваться в постановке запятых между однородными членами предложения.

конституция

таблица "Однородные члены предложения"


5.

Знаки препинания при обращении.

1


Тренироваться в чтении обращений с особой звательной интонацией. Выделять обращения на письме запятыми.

обращение, выделение, интонация

индивидуальные карточки, картинки по теме "Обращение".


6.

Использование обращений в предложении.

1


Различать обращения, которые на письме выделяются восклицательным знаком. Учиться использовать такие обращения в речи героев диалога.

восклицание, внимание, возмущение, недовольство, восторг

карточка-схема "Оформление обращений на письме.



Сюжетные картинки


7.

Предложение. Закрепление знаний.

1


Вспомнить, чем отличаются простые и сложные предложения. Систематизировать знания об однородных членах предложения, обращении.

закрепление, запоминание, простой, сложный, часть

опорные карточки "Простые предложения", "Сложные предложения".


8.

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».

1






9.

Однородные члены предложения с союзами.

1


Обратить внимание на постановку запятых при написании однородных членов с союзами. Тренироваться в составлении предложений по схемам.

соединять, противопоставлять, союз

карточки " Предложения с однородными членами", "Однородные члены предложения с союзами"; схемы предложений



Состав слова. Текст.

16






1.

Корень. Однокоренные слова.

1


Закреплять знания о понятиях "корень", умение различать однокоренные и родственные слова.

корень, однокоренной, родственный

карточки – схемы "Однокоренные слова", предметные картинки


2.

Приставка, суффикс, окончание.

1


Тренировать умение, различать части слова. разбирать слова по составу

приставка, окончание, разбор

стихотворение о частях слова, схемы слов


3.

Разбор слов по составу.

1


Учиться работать со схемами состава слова и подбирать к ним примеры.

секретарь

карточки со словарными словами, схемы слов


4.

Нахождение орфограмм в корне и их проверка.

1


Закреплять умение находить орфограммы в корне и подбирать однокоренные слова.

орфограмма, проверочный

карточки с текстами, словами


5.

Правописание приставок.


1


Закреплять умение находить орфограммы в приставке и подбирать проверочные слова.

приставка, орфограмма

таблица "Части слова", индивидуальные карточки с заданиями


6.

Орфограммы в корне и приставке.


1


Закреплять умение находить орфограммы в корне и приставке, подбирать однокоренные слова, дифференцировать способы проверки орфограмм.

составной, однокоренной

таблица "Части слова", индивидуальные карточки с заданиями.


7.

Текст. Составление плана текста.

1


Закреплять умение находить в тексте основную мысль и подкреплять её данными фактами. Учиться дополнять составной план текста недостающими пунктами в главной части плана.

текст, абзац, основной

Таблица " Составление плана текста", карточки с трудными словами


8.

Изложение «У святого источника».

2






9.

Сложные слова с соединительными гласными О, Е.


1


Вспомнить правописание сложных слов с соединительными гласными и потренироваться в их написании.

соединительный, правописание

Плакат - схема "Слова с соединительными гласными", индивидуальные карточки


10.

Сложные слова без соединительных гласных.


1


Познакомиться со сложными словами без соединительной гласной.

электростанция

карточки со словами для индивидуальной работы, схемы разбора слов


11.

Сложные слова с соединительной гласной и без нее.

1


Сравнить способы образования сложных слов с соединительными гласными и бех них, привести примеры.

водохлёб, правдолюб

карточки со словами для индивидуальной работы, схемы разбора слов



12.

Контрольный диктант по теме: «Состав слова».

1






13.

Состав слова. Правописание корней и приставок.

1


Тренироваться в умении подбирать проверочные слова на орфограммы в разных частях слова

отплыть, дотянуться

словарные слова, схема "Части слова"


14.

Подготовка к сочинению по картине "В сельской библиотеке"

1


Учиться определять основную мысль текста, составлять план текста.

библиотекарь, картотека, автор, читатель, сельский

Схема "Составление плана текста"


15.

Сочинение по картине Шевндроновой И.В. «В сельской библиотеке».

1







Части речи. Текст.

1






1.

Различение частей речи.


1


Систематизировать знания о признаках частей речи.

Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз.

Таблица "Части речи",



Имя существительное


17






1.

Значение существительного в речи.

1


Закреплять знания о существительном, его значении в речи. Учиться употреблять существительные, обозначающие чувства человека.

радость, грусть, счастье, печаль, спокойствие

картинки "Эмоции", карточки со словами, называющими эмоции.


2.

Существительные, близкие по значению.

1


Познакомиться с существительными, близкими по значению. Упражняться в выборе из двух близких по значению существительных более подходящего по смыслу слова и вставлять его в словосочетания и предложения.

спектакль, пьеса, представление

сюжетные картинки, дидактическая игра "Нужное слово"


3.

Род, число, падеж существительных.


1


Повторить основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.

национальность

Таблица " Имя существительное. Род, число, падеж"


4.

Определение склонения существительных.

1


Опираясь на схемы склонения существительных, уметь объяснить, какие существительные относятся к 1, 2 и 3-му склонению

телеграмма, отделение, мощь

Схема " Склонение существительных".


5.

Правописание падежных окончаний существительных 1 склонения.

1


Проследить за изменением падежных окончаний существительных 1 склонения, объяснять их правописание.

Отчизна, держава

индивидуальные карточки с заданием просклонять существительное,


6.

Правописание падежных окончаний существительных 2 склонения.

1


Проследить за изменением падежных окончаний существительных 2 склонения, объяснять их правописание.

восторг

индивидуальные карточки с заданием просклонять существительное



7.

Правописание падежных окончаний существительных 3 склонения.

1


Проследить за изменением падежных окончаний существительных 3 склонения, объяснять их правописание.

совесть, ловкость, тишь

индивидуальные карточки с заданием просклонять существительное



8.

Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе.

1


Обобщить знания о правописании падежных окончаний существительных в единственном числе.

ярмарка, масленица

сюжетные картинки, таблица "Склонение имен существительных"


9.

Изменение по падежам существительных во множественном числе.

1


Понаблюдать за изменением по падежам существительных во множественном числе.

экскаватор, эскалатор, элеватор,

сюжетные картинки, таблица "Склонение имен существительных", карточки с заданиями


10.

Постановка падежных вопросов к существительным во множественном числе.

1


Закреплять навык ставить падежные вопросы к существительным во множественном числе.

путешествие, приключение

схема – алгоритм " Постановка падежных вопросов к существительным".


11.

Падежные окончаний существительных во множественном числе.

1


Упражняться в правописании падежных окончаний существительных во множественном числе.


первоцвет

схема – алгоритм " Постановка падежных вопросов к существительным".


12

Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.


1


Используя прощлый опыт работы с существительными, научиться выделять падежные окончания существительных во множ. числе.

еловый, осиновый, берёзовый

схема – алгоритм " Постановка падежных вопросов к существительным".

Таблица "Правописание падежных окончаний существительных во множ. числе"


13.

Окончания родительного падежа существительных во множественном числе.

1


Потренироваться в правильномт употреблении формы родительного падежа сущестительных во множ. числе.

товарищ, удилище, чудовище

Таблица "Окончания существительных в родит. падеже множ. числа"


14

Окончания родительного падежа существительных во

множественном числе

1


Потренироваться в правильномт употреблении формы родительного падежа существительных во множ. числе.

депутат

Таблица "Окончания существительных в родит. падеже множ. числа"


15.

Склонение существительных. Закрепление знаний.

1


Обобщить знания о склонении существительных. Закреплять умение ставить падежные вопросы к существительным.

пациент

опорные карточки "Склонение существительных"


16.

Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.

1


Обобщить знания о существительном как части речи. Закрепить знания, полученные ранее.

витязь, распутье

плакат "Часть речи Существительное", карточки для взаимоконтроля


17.

Контрольный диктант по теме: «Существительное во множественном числе».

1







Имя прилагательное

16.






1.

Значение прилагательного в речи.


1


Закрепить знания о прилагательном, полученные ранее. Обогатить словарь прилагательных названиями качеств и свойств предмета.

удивительный, необычный, стойкий, рукотворный.

Плакат " Употребление в речи прилагательных", сюжетные картинки.


2.

Прилагательные, близкие по значению.


1


Познакомиться с прилагательными, близкими по значению. Потренироваться в составлении предложений с этими прилагательными.

отеческий, отечественный

сюжетные картинки,


3.

Словосочетания с прилагательными.

1


Упражняться в выборе из двух близких по значению прилагательных более подходящего по смыслу слова и вставлять его в словосочетания и предложения.

галантерея, кулинария

карточки-схемы предложений, словосочетаний, сюжетные картинки


4.

Род и число прилагательных.

1


Повторить основные признаки прилагательных: род, число, падеж.

символический

Схема " Грамматические признаки прилагательных"


5.

Изменение окончаний прилагательных по вопросам.


1


Повторить склонение прилагательных в единственном числе, используя таблицу склонения

значительный

таблица склонения прилагательных, индивидуальные карточки с заданиями.


6.

Постановка вопросов к прилагательным.


1


Понаблюдать за изменением падежных окончаний прилагательных, используя приём постановки вопросов.

качественный, вопросительный

сюжетные картинки, карточки-схемы с заданиями


7.

Правописание падежных окончаний прилагательных.

1


Обобщить знания о правописании падежных окончаний прилагательных в единственном числе.

падежный, свойственный

таблица "Падежные окончания прилагательных"


8.

Текст. Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста.


1


Закреплять умение сравнивать данный текст с планом, находить пропущенные части. Учится находить в тексте основную мысль и выражать её своими словами, дополнять основную мысль недостающими фактами или примерами, используя в предложениях прилагательные.

смысл, замысел, основной, главный, тема, дополнительный

Таблица" Работа с текстом", карточки - схемы " план разбора текста"


9.

Выделение словосочетаний прилагательных во множественном числе.

1


Потренироваться в выделении из предложения словосочетаний с прилагательными во множ. числе.

словосочетание, нахождение, выделение

карточки с заданиями для самоконтроля


10.

Изменение прилагательных во множественном числе по падежам.

1


Понаблюдать за изменением по падежам прилагательных во множ. числе.

соседний, ранний, дальний

предметные картинки, схема "изменение прилагательных множ. числа"


11.

Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе. Проверка написания по вопросам

1


Используя прошлый опыт работы с прилагательными, научиться выделять падежные окончания прилагательных во множ. числе.

экспедиция, континент

схема - алгоритм проверки написания прилагательных с помощью вопросов"


12.

Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе.

1


Поупражняться в проверке безударных падежных окончаний прилагательных, используя прием подстановки вопросов.

известный, русский

схема - алгоритм проверки написания прилагательных с помощью вопросов"


13.

Изложение «Чему учился Петр I».

2






14.

Имя прилагательное. Закрепление знаний.


1


Закрепить знания об основных грамматических признаках прилагательных(род, число, падеж), о склонении и правописании падежных окончаний прилагательных.

заключительный, обобщающий

Д/И "Четвёртый лишний, таблица "Имя прилагательное"


15.

Деловое письмо. Записка.

1


Познакомиться с правилами составления делового письма. Потренироваться в написании записок.

аккуратный, содержательный, верный, заботливый.

таблица -алгоритм "Написание делового письма". Д/И " Записка для мамы, друга


16.

Административная контрольная работа за I полугодие по теме: «Падежные окончания прилагательных».


1







Местоимение.

21






1.

Значение местоимений в речи.


1


Вспомнить часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их

зеркало, зеркальце

сюжетные картинки, стихотворение о местоимениях


2.

Различение местоимений по лицам и числам.

1


Закреплять умение различать местоимения по лицам и числам

различение,

Таблица "Местоимения"


3.

Наблюдение над склонением местоимений 1 лица единственного числа.

1


Познакомиться со склонением личных местоимений 1 лица ед.ч.

богатырь, князь

карточки с индивидуальными заданиями


4.

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

2






5.

Склонение местоимений 1 лица единственного числа.

1


Закреплять знания о грамматических признаках местоимений 1 лица ед. ч., подставлять к ним вопросы

грамматический

таблица " Склонение местоимений", карточки для взаимоконтроля


6.

Наблюдение над склонением местоимений 1 лица множественного числа.

1


Познакомиться со склонением личных местоимений 1 лица мн..ч.


наблюдение, вывод, рассуждение

карточки с индивидуальными заданиями


7.

Склонение местоимений 1 лица множественного числа.

1


Закреплять знания о грамматических признаках местоимений 1 лица мн. ч., подставлять к ним вопросы

подстановка, подбор

схема " склонение местоимений 1 лица множ. ч.,


8.

Склонение местоимений 1 лица единственного и множественного числа

1


Тренироваться в постановке падежных вопросов к местоимениям 1 лица ед. и мн. ч.

множественный

Таблица "Местоимения, карточки с индивидуальными заданиями


9.

Наблюдение над склонением местоимений 2 лица единственного числа.

1


Познакомиться со склонением личных местоимений 2 лица ед.ч.

склонение, изменение

карточка " Лицо и число местоимений"


10.

Склонение местоимений 2 лица единственного числа.

1


Потренироваться в правильном употреблении местоимений в разных падежных формах

патриот

карточка " Лицо и число местоимений", алгоритм изменения местоимений по падежам


11.

Наблюдение над склонением местоимений 2 лица множественного числа.

1


Понаблюдать за тем, как при склонении местоимений меняется всё слово

гражданин

алгоритм склонения местоимений 2лица, индивидуальные карточки


12.

Склонение местоимений 2 лица множественного числа.

1


Понаблюдать за тем, как при склонении местоимений меняется всё слово


алгоритм склонения местоимений 2лица множ.ч., индивидуальные карточки


13.

Склонение местоимений 2 лица единственного и множественного числа.

1


Потренироваться в правильном употреблении местоимений в разных падежных формах с предлогами и без них.

турист

карточки с заданиями для взаимоконтроля, схема "склонение местоимений"


14.

Наблюдение над склонением местоимений 3 лица единственного числа.

1.


Познакомиться со склонением местоимений 3 лица ед.ч.


самолёт, лётчик

таблица "Местоимения, карточки с индивидуальными заданиями


15.

Склонение местоимений 3 лица единственного числа.

1.


Потренироваться в правильном употреблении местоимений в разных падежных формах

болото

Карточки с заданиями для взаимоконтроля, схема "склонение местоимений"


16.

Наблюдение над склонением местоимений 3 лица множественного числа.

1


Потренироваться в правильном употреблении местоимений в разных падежных формах с предлогами и без них.

солнце

Д/И " Подбери слово", карточки с заданиями


17.

Склонение местоимений 3 лица множественного числа.

1


Понаблюдать за тем, как при склонении местоимений меняется всё слово

помощник

алгоритм склонения местоимений 3 лица множ.ч., индивидуальные карточки


18.

Склонение местоимений 3 лица единственного и множественного числа.

1


Упражняться в подстановке существительных к местоимениям 3л. ед.ч. и множ.ч

разбойник

карточки с заданиями для взаимоконтроля, схема "склонение местоимений"


19.

Местоимение. Закрепление знаний.

1


Повторить грамматические признаки местоимений, тренироваться в нахождении тексте, составлении предложений с местоимениями

дидактический, ребус

загадки о местоимениях, Д/И " Распутай клубок слов"


20.

Контрольный диктант по теме «Местоимения».

1






21.

Употребление местоимений в речи.

1


Использовать местоиме6ния в речи участников диалога. Выделить особенность употребления местоимения ВЫ при обращении к малознакомому или старшему по возрасту человеку.

диалог

сюжетные картинки, Д/И "Фанты.Речевые ситуации"



Глагол

20






1.

Значение глагола в речи.

1


Закрепить знания о глаголе, полученные ранее. Обогатить словарь глаголов названиями поступков людей, их чувств

глагол, действие, движение

таблица " Глагол как часть речи", Д/И "Пантомима"


2.

Глаголы, близкие по значению.

1


Познакомиться с глаголами, близкими по значению. Упражняться в выборе из двух близких по значению глаголов более подходящего по смыслу слова и вставлять его в словосочетания и предложения

значение, звучание

карточки с глаголами


3.

Частица НЕ с глаголами.

1


Привести примеры употребления частицы НЕ с глаголами, дополнить вывод о её значении и правописании

отрицательный, частица

секретарь

схема " Написание частицы НЕ с глаголами, карточки для взаимоконтроля


4.

Неопределенная форма глагола.

1


Отрабатывать умение различать и правильно писать глаголы в неопределённой форме

программист

таблица " Глаголы неопределенной формы", пиктограммы


5.

Изменение глаголов по временам и числам.

1


Отрабатывать умение различать глаголы по временам, изменять их по числам, ставить вопросы к глаголам

квитанция

плакат " Число и время глаголов", индивидуальные карточки


6.

Знакомство с глаголами 1 лица.

1


Познакомиться с понятием лица глагола. Учиться различать глаголы 1-го лица

швея

таблица "Глаголы 1-го лица", карточки с примерами


7.

Постановка вопросов к глаголам 1 лица.

1


Учиться ставить вопрос к глаголу

личный, дисциплина

тренажёр "Подбери вопрос"


8.

Употребление глаголов в 1 лице единственного и множественного числа.

1


Тренироваться в выборе правильной формы глагола, используя приём подстановки личного местоимения и вопроса

тренировка, навык

схема " Глаголы 1 лица", индивидуальные карточки с заданиями


9.

Знакомство с глаголами 2 лица.

1


Запомнить правописание глаголов 2-го лица ед. числа

выяснение, объяснение

схема "Глаголы 2-го лица,


10.

Постановка вопросов к глаголам 2 лица.

1


Учиться ставить вопросы к глаголом 2-го лица. Запомнить их правописание

разбирательство

схема "Глаголы 2-го лица, Д/И " Найди лишнее"


11

Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

1


Потренироваться в написании глаголов 2-го лица ед.ч.

дисциплина

карточки для взаимоконтроля


12

Употребление глаголов во 2 лице единственного и множественного числа.

1


Тренироваться в выборе правильной формы глагола , используя приём подстановки личного местоимения и вопроса

совет, советчик

схема " Глаголы 2 лица", индивидуальные карточки с заданиями


13.

Знакомство с глаголами 3 лица. Постановка вопросов к глаголам 3 лица.

1


Учиться различать глаголы 3-го лица, учиться ставить к ним вопросы

клиент

схема "Глаголы 2-го лица, Д/И " Найди лишнее"





14.

Употребление глаголов в 3 лице единственного и множественного числа.

1


Тренироваться в выборе правильной формы глагола , используя приём подстановки личного местоимения и вопроса


зарница

тренажёр "Подбери вопрос"



15.

Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся, -ться.

1


Различать глаголы, которые заканчиваются на -тся, -ться, проверяя вопросами. Учиться доказывать правильность их употребления при письме




16.

Различение глаголов по лицам и числам.

1


Отрабатывать умение различать и изменять глаголы по лицам и числам

патриот

схема "Изменение глаголов по лицам и числам"


17.

Глагол. Закрепление знаний.

1


Закрепить знания о глаголе, полученные ранее. Тренироваться в правильном употреблении глаголов 1, 2, 3-го лица ед. и множ. числа

станция

Д/И " Поле чудес" по теме "Глагол"


18.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1






19.

Деловое письмо. Объявление

1


Познакомиться с разнообразной тематикой объявлений. Обсуждать найденные в данных объявлениях ошибки и пропуски. Учиться различать объявления-приглашения, объявления -просьбы, объявления- извинения, и объявления-запреты.

приглашение, просьба, извинение, запрет, объявление

картинки с объявлениями, карточки с заданиями


20.

Изложение «Талант скворцов».

2







Наречие

15






1.

Наречие как часть речи.


1


Познакомиться с новой частью речи – наречием. Учиться подбирать к названиям действий их признаки

наречие, санаторий

Таблица " Наречие как часть речи", тренировочные карточки


2.

Наречие – неизменяемая часть речи.


1


Сделать коллективный вывод о наречии как неизменяемой части речи

неожиданно

таблица " Признаки наречий", индивидуальные карточки


3

Значение наречия в речи.


1


Использовать наречия для сравнительной характеристики персонажей басен, сказок

сравнительный

Д/И " Подбери вопрос",


4.

Образование наречий от прилагательных.


1


Тренироваться в образовании наречий от прилагательных и дописывать словосочетания однокоренными прилагательными и наречиями

элеватор

карточки – тренажёры с заданиями,


5.

Наречия, противоположные и близкие по значению.

1


Учиться составлять пары из наречий, противоположных по значению и наречий, близких по значению

фестиваль, фойе

Таблица " Наречия, близкие по значению. Наречия, противоположные по значению"


6.

Наречия, отвечающие на вопрос КАК?


1


Отработать постановку вопросов от глагола к наречию . Обобщить смысл этих наречий

память

схема " Наречия, отвечающие на вопрос КАК ?


7.

Наречия, отвечающие на вопрос ГДЕ?

1


Учиться выделять в предложении наречия, отвечающие на вопрос ГДЕ?

радиоприёмник

схема " Наречия, отвечающие на вопрос ГДЕ ?



8.

Наречия, отвечающие на вопрос КОГДА?


1


Учиться выделять в предложении наречия, отвечающие на вопрос КОГДА?

регистратура

схема " Наречия, отвечающие на вопрос КОГДА ?, индивидуальные карточки


9.

Наречия, отвечающие на вопрос ОТКУДА?


1


Учиться выделять в предложении наречия, отвечающие на вопрос ОТКУДА?

образование

схема " Наречия, отвечающие на вопрос ОТКУДА ?



10.

Постановка вопросов к наречиям.


1


Отработать постановку вопросов от глагола к наречию и запомнить вопросы, на которые отвечают наречия

операция

Таблица " Вопросы к наречиям", сюжетные картинки


11.

Подбор наречия, опираясь на вопросы.


1


Потренироваться в подборе подходящих по смыслу наречий с помощью вопросов.

национальность

Таблица " Вопросы к наречиям", сюжетные картинки



12.

Наречие. Закрепление знаний.


1


Закрепить и систематизировать знания о наречии как части речи, поупражняться в составлении словосочетаний и предложений с наречиями.

взаимовыручка

Д/И " Найди наречие", карточки для взаимоконтроля


14.

Деловое письмо. Объяснительная записка


1


Восстановить в памяти правила оформления объяснительной записки. Написать объяснительную записку по общепринятой форме от имени литературного персонажа

персонаж, оформление

опорная карта " Объяснительная записка"


15.

Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

2







Предложение. Текст.

11.






1.

Простое предложение с однородными членами.

1


Обобщить знания о простых предложениях с однородными членами

квалификация

Таблица "Простое предложение"


2.

Распространение предложений однородными членами.

1.


Потренироваться в распространении предложений однородными членами. Объяснять правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения

однородный, распространение

карточки с индивидуальными заданиями


3.

Сложное предложение без союзов.

1.


Познакомиться со сложными предложениями без союзов

нефтепровод

схема " Простое предложение", "Сложное предложение


4.

Сложное предложение с союзами и. а. но

1.


Познакомиться со сложными предложениями с союзами и, а, но

хлебороб

карточки с союзами, сюжетные картинки


5.

Составление сложных предложений с союзами и. а. но


1.


Составлять сложные предложения с помощью двух-трёх предметных картинок и союзов и, а. но между ними

объявление

мнемо- схема для составления предложений с союзами


6.

Сравнение простых и сложных предложений.

1.


Сравнивать простое предложение и сложное без союзов

заявление

сюжетные картинки, таблица "Простые и сложные предложения"


7.

Распространение простых и сложных предложений.

1.


Потренироваться в распространении предложений однородными членами

крестьянин

карточки со схемами предложений с союзами и без союзов


8.

Предложения. Закрепление знаний.



Сравнивать простые и сложные предложения, чертить их схемы, обозначая только главные члены


проверочные карточки, таблица "Предложение"


9.

Административная контрольная работа по теме: «Сложное предложение».

1






10.

Деловое письмо. Заявление

1


Познакомиться с планом, по которому пишется заявление. Обсудить тематику заявлений. Накопить тематический словарь. Составить текст заявления из данных структурных частей и правильно расположить их на листе бумаги. Учиться заполнять бланк заявления.

деловой

бланк заявления, алгоритм составления заявления


11.

Сложное предложение.

1


Учиться составлять сложные предложения по данной первой части и нескольким вариантам второй части сложного предложения

итог

карточки со схемами



Повторение

18






1.

Состав слова.

1


Закреплять умение находить орфограммы в корне и приставке, подбирать однокоренные слова, дифференцировать способы проверки орфограмм.

однокоренной

карточки – схемы "Однокоренные слова", предметные картинки,

таблица "Части слова", индивидуальные карточки с заданиями


2.

Существительное

1


Закрепить и обобщить знания о существительном, полученные ранее. Обогатить словарь существительными, обозначающими чувства человека. Повторить основные грамматические признаки существительных: род, число. Закреплять умение ставить падежные вопросы к существительным.

Падеж.

картинки "Эмоции", карточки со словами, называющими эмоции.

схема – алгоритм " Постановка падежных вопросов к существительным,

Таблица "Правописание падежных окончаний существительных во множ. числе"


3.

Прилагательное

1


Закрепить знания о прилагательном, полученные ранее. Обогатить словарь прилагательных названиями качеств и свойств предмета.

Повторить основные признаки прилагательных: род, число, падеж.

Понаблюдать за изменением падежных окончаний прилагательных, используя приём постановки вопросов.

прилагательное, качество, свойство

Схема " Грамматические признаки прилагательных,

таблица склонения прилагательных, индивидуальные карточки с заданиями.



4.

Изложение «Урок-путешествие».

2






5

Местоимение.

1


Вспомнить часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

Закреплять умение различать местоимения по лицам и числам.

Потренироваться в правильном употреблении местоимений в разных падежных формах с предлогами и без них.

Тренироваться в нахождении тексте, составлении предложений с местоимениями

местоимение, замена

таблица " Склонение местоимений", карточки для взаимоконтроля,

карточка " Лицо и число местоимений", алгоритм изменения местоимений по падежам



6.

Глагол

1


Закрепить знания о глаголе, полученные ранее. Обогатить словарь глаголов названиями поступков людей, их чувств.

Отрабатывать умение различать глаголы по временам, изменять их по числам, лицам, ставить вопросы к глаголам.

Тренироваться в выборе правильной формы глагола , используя приём подстановки личного местоимения и вопроса.

глагол, действие, движение

таблица " Глагол как часть речи", Д/И "Пантомима,"

схема "Изменение глаголов по лицам и числам"



7.

Наречие

1


Повторить часть речи – наречие. Закреплять умение подбирать к названиям действий их признаки.

Использовать наречия для сравнительной характеристики персонажей басен, сказок. Тренироваться составлять пары из наречий, противоположных по значению и наречий, близких по значению. Отработать постановку вопросов от глагола к наречию и запомнить вопросы, на которые отвечают наречия.

наречие, характеристика

Таблица " Наречие как часть речи", тренировочные карточки, таблица " Признаки наречий", индивидуальные карточки, таблица " Вопросы к наречиям", сюжетные картинки







Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

  • знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;

  • разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы педагогического работника;

  • образование слов с новым значением с опорой на образец;

  • представления о грамматических разрядах слов;

  • различение изученных частей речи по вопросу и значению;

  • использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;

  • составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;

  • установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам педагогического работника;

  • нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью педагогического работника);

  • нахождение в тексте однородных членов предложения;

  • различение предложений, разных по интонации;

  • нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью педагогического работника);

  • участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

  • выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;

  • оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;

  • письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50 - 55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

  • составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.

  • знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;

  • разбор слова по составу с использованием опорных схем;

  • образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;

  • дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;

  • определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам педагогического работника;

  • нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством педагогического работника);

  • пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

  • составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему;

  • установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4 - 5 слов) по вопросам педагогического работника, опорной схеме;

  • нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;

  • составление предложений с однородными членами с опорой на образец;

  • составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;

  • различение предложений (с помощью педагогического работника) различных по цели высказывания;

  • отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;

  • отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагогического работника);

  • выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста

  • оформление всех видов изученных деловых бумаг;

  • письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);

  • письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55 - 60 слов).

Описание методического, материально-технического обеспечения



Учебная литература



Автор

Название учебника

Издательство,

год издания

Н.Г. Галунчикова

Э.В. Якубовская

’’Русский язык’’

8

’’Просвещение’’

2021г.



Дополнительная литература

Автор

Название учебника

Издательство, год

издания

Н.Г. Галунчикова

Э.В. Якубовская

’’Русский язык’’

8 класс

’’Просвещение’’

2019г.

Материально - техническое обеспечение учебного процесса

12. Ноутбук

13. Интерактивная доска

14. Колонки

16. Презентации к занятиям

17. Электронные таблицы и схемы

18. Видеоматериалы

19. Таблицы и раздаточный материал для 5 - 9 классов.



Список литературы, используемый при составлении Программы:

1.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред.

Воронковой В.В. – М.: Просвещение, 1996

2.Коррекционная помощь лицам с ограниченными возможностями в

условиях реабилитационного центра малого города. Учебное пособие. Под редакцией Н.В. Ялпаевой - Курск, Изд. КГУ, 2003

3.Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. Пособие для учителя специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. – М.: Просвещение, 2002

4.Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Под редакцией А.К. Аксеновой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000

5.Лапшин В.А., Пузанов Б.Г. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1990

6.Программы 5 – 9 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида. Под ред. Воронковой В.В.- М..: Просвещение, 2017

7.Программы для 5-9 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями

интеллекта). Институт коррекционной педагогики РАО, М., 1997.

8.Русский язык, 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений VIII вида. Автор Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Москва, «Просвещение», 2014 г.

9. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с.

10. Сборник диктантов по орфографии: правописание морфем / авт.-сост. Т.А. Попова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009

11.Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: в 2ч. Ч.1. – М.: Айрис-пресс, 2013

12.Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-7 класс, пособие для учителя, Москва, ГИЦ «Владос», 2005 год.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Татьяна Яковлевна Парамонова

Дата: 18.09.2024

Номер свидетельства: 656367

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Аннотация к рабочей программе учебного предмета "Русский язык", 8 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "annotatsiia_k_rabochei_programme_uchebnogo_predmeta_russkii_iazyk_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "656368"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1726679317"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей ОВЗ (вариант 6.2)"
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia_programma_po_russkomu_iazyku_1_klass_dlia_detei_ovz_variant_6_2"
    ["file_id"] => string(6) "662291"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1734681223"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства