kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей ОВЗ (вариант 6.2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Федеральная адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования для обучающихся с нарушениями-опорно-двигательного аппарата составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО ОВЗ), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания.

     На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие и коррекцию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с НОДА, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся с НОДА по другим учебным предметам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей ОВЗ (вариант 6.2)»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Федеральная адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования для обучающихся с нарушениями-опорно-двигательного аппарата составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО ОВЗ), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания.

На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие и коррекцию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с НОДА, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся с НОДА по другим учебным предметам.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Учебный предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося с НОДА. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.

Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно­-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося с НОДА непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

- приобретение обучающимся с НОДА первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

- понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

- овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом с учетом индивидуального уровня развития устной речи обучающихся с НОДА и их моторики рук.

- овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

- использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

- развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему образованию.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».

Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» позволит педагогическому работнику:

- реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО ОВЗ;

- определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Русский язык» по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ;

- разработать календарно-­тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.

В федеральной рабочей программе определяются цели изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования, планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Русский язык»: личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом методических традиций и особенностей преподавания русского языка на уровне начального общего образования. Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого года изучения предмета «Русский язык».

Федеральная рабочая программа учебного предмета предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию учебного предмета «Русский язык» при условии сохранения обязательной части его содержания с учетом образовательных потребностей обучающихся с НОДА.

Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования и подчёркивают пропедевтическое значение уровня начального общего образования, формирование готовности обучающегося с НОДА к дальнейшему обучению.

Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Русский язык» используется для решения следующих коррекционных задач: развитие всех видов речи (внутренней и внешней) обучающихся с НОДА, развитие всех ее функций, особенно коммуникативной и познавательной; развитие и автоматизация графо-моторного навыка, развитие мелкой моторики рук; при отсутствии или выраженных ограничениях моторного компонента письма проведение работы по формированию навыка пользования различными клавиатурами, как традиционными, так и виртуальными, в процессе выполнения письменных упражнений; развитие высших психических функций обучающихся с НОДА на основе учебного материала. Содержание предмета «Русский язык» должно обеспечивать связь приобретаемых филологических знаний с практической деятельностью и повседневной жизнью обучающихся через использование различных практических упражнений, формирующих метапредметные связи, и решение проблемных задач.


Принципы реализации федеральной адаптированной рабочей программы


Динамичность восприятия учебного материала. Предполагает использование заданий по степени нарастающей трудности. Следует подбирать задания, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического.

Принцип продуктивной обработки информации. В учебный процесс необходимо включать задания, предполагающие самостоятельную обработку информации обучающимися с использованием дозированной поэтапной помощи педагога. Предварительно учитель обучает работать с информацией по образцу, алгоритму, вопросам. Обучающийся осуществляет перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания. Опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами учреждения.

Принцип доступности предполагает построение обучения на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

При реализации принципа дифференцированного (индивидуального) подхода в обучении русскому языку учащихся с НОДА необходимо учитывать уровень развития их экспрессивной речи и мануальных навыков, в частности уровень сформированных графомоторных навыков. Учитель в процессе обучения определяет возможности учащихся выполнять устные и письменные задания. При выраженных дизартирических расстройствах учитель предлагает обучающимся выполнять задания письменно, минимизировав устный опрос. Для лучшего усвоения учебного материала при проведении различных видов языкового анализа необходимо предлагать пошаговые алгоритмы выполнения заданий. Ограниченный жизненный опыт обучающихся с НОДА и специфика овладения понятиями требуют проведения систематической целенаправленной словарной работы. Речевой материал необходимо отбирать не только с учетом программного материала, но и с учетом межпредметных связей, например, для разных видов языкового разбора использовать терминологию из других предметных областей. Для текущего и промежуточного контроля знаний учащихся с НОДА необходимо использовать те виды, которые бы объективно показывали результативность их обучения. Например, диктант и практические упражнения обучающиеся могут выполнять, используя персональные компьютеры и мобильные устройства. Время для выполнения контрольно-измерительных мероприятий необходимо пролонгировать с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с НОДА.

Принцип мотивации к учению. Этот принцип подразумевает, что каждое учебное задание должно быть четким, т.е. обучающийся должен точно знать, что надо сделать для получения результата. У обучающегося в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл - повторю - вспомню – сделаю).

Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития обучающихся с НОДА.


Характеристика особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА


  • необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» получения образования;

  • практико-ориентированный характер обучения русскому языку и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе изучения предмета «Русский язык»;

  • специальное обучение «переносу» сформированных филологических знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

  • специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации на уроках русского языка, используя различные способы дополнительной альтернативной коммуникации;

  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды, с использованием двигательного и охранительного педагогического режимов;

  • необходимость использования алгоритмов выполнения различных видов языкового анализа для конкретизации действий при самостоятельной работе.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС

Общие сведения о языке

Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.

Фонетика

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’].

Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).

Графика

Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь.

Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.

Русский алфавит: правильное название букв (при наличии возможности), их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Орфоэпия

Произношение звуков и сочетаний звуков (при наличии возможности), ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

Лексика

Слово как единица языка (ознакомление).

Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление).

Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Синтаксис

Предложение как единица языка (ознакомление).

Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.

Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.

Орфография и пунктуация

Правила правописания и их применение:

раздельное написание слов в предложении;

прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;

перенос слов (без учёта морфемного членения слова);

гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;

сочетания чк, чн;

слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.

Развитие речи

Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление).

Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения: чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи (при наличии возможности).

Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой (при наличии возможности) .

Составление небольших рассказов на основе наблюдения.


УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)


Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в 1 классе способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных результатов.


Познавательные универсальные учебные действия:

Базовые логические действия:

сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей: определять отличительные особенности гласных и согласных звуков; твёрдых и мягких согласных звуков;

сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей: определять совпадение и расхождение в звуковом и буквенном составе слов;

устанавливать основания для сравнения звукового состава слов: выделять признаки сходства и различия;

характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры гласных звуков; твёрдых согласных, мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных звуков; слов с заданным звуком.


Базовые исследовательские действия:

проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем правилу, подбирать слова к модели;

формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова;

использовать алфавит для самостоятельного упорядочивания списка слов.


Работа с информацией:

выбирать источник получения информации: уточнять написание слова по орфографическому словарику учебника; место ударения в слове по перечню слов, отрабатываемых в учебнике;

анализировать графическую информацию модели звукового состава слова;

самостоятельно создавать модели звукового состава слова.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета (при наличии возможности);

соблюдать правила ведения диалога (при наличии возможности) ;

воспринимать разные точки зрения;

в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;

строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами, о звуковом и буквенном составе слова (при наличии возможности) .


Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

определять последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова;

определять последовательность учебных операций при списывании;

удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа, при обозначении звуков буквами, при списывании текста, при письме под диктовку: применять отрабатываемый способ действия, соотносить цель и результат.

Самоконтроль:

находить ошибку, допущенную при проведении звукового анализа, при письме под диктовку или списывании слов, предложений, с опорой на указание педагога о наличии ошибки;

оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений.


Совместная деятельность:

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения участников совместной работы;

ответственно выполнять свою часть работы.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 класс


Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты.


Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

  • осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;

  • проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка.


Духовно-нравственного воспитания:

  • осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

  • признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).

Эстетического воспитания:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.


Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;

  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.

Трудового воспитания:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка.

Экологического воспитания:

  • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

  • неприятие действий, приносящих вред природе.

  • Ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

  • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;

  • объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

  • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

  • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

  • устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

  • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

  • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернете» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

  • анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.


Коммуникативные универсальные учебные действия

К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия с учетом уровня развития их устной речи.

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи);

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи);

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи);

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи);

  • создавать устные (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи) и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

  • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини­исследования, проектного задания (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи);

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.


Регулятивные универсальные учебные действия

К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.


Самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий.

  • Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

  • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.


Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС

К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

  • различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;

  • вычленять звуки из слова;

  • различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в словах согласный звук [й’] и гласный звук [и]);

  • различать ударные и безударные гласные звуки;

  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);

  • различать понятия «звук» и «буква»;

  • определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами

  • е, ё, ю, я и буквой ь в конце слова;

  • правильно называть буквы русского алфавита (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи); использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

  • писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова (при наличии возможности с учетом уровня развития моторики рук);

  • применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных (именах, фамилиях людей, кличках животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

  • правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;

  • писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—5 слов, тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;

  • находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

  • понимать прослушанный текст;

  • читать вслух (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи) и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

  • находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;

  • составлять предложение из набора форм слов;

  • устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений (при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи) ;

  • использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1КЛАСС



п/п

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

1

Общие сведения о языке

(1 час, далее продолжается изучение во всех разделах курса)

Язык как основное средство человеческого общения.

Осознание целей и ситуаций общения.

Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей». Учебный диалог «Можно ли общаться без помощи языка?». Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения.

Работа с рисунками и текстом как основа анализа особенностей ситуаций устного и письменного общения.

Творческое задание: придумать ситуацию, когда необходимо воспользоваться письменной речью.

2

Фонетика

(10 часа)

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение.

Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’].

Слог. Определение количества слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).

Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка», в ходе которой актуализируются знания, приобретённые в период обучения грамоте.

Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного).

Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком». Дифференцированное задание: установление основания для сравнения звуков.

Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам.

Учебный диалог «Объясняем особенности гласных и согласных звуков»(при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи).

Игра «Отгадай звук» (определение звука по его характеристике).

Упражнение: соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его качественной характеристики.

Работа в парах: группировка звуков по заданному основанию. Комментированное выполнение задания: оценивание правильности предложенной характеристики звука, нахождение допущенных при характеристике ошибок. Дидактическая игра «Детективы», в ходе игры нужно в ряду предложенных слов находить слова с заданными характеристиками звукового состава.

3

Графика

(8 часа)

Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

Моделировать звуко­буквенный состав слов.

Упражнение: подбор 1—2 слов к предложенной звуко­буквенной модели.

Учебный диалог «Сравниваем звуковой и буквенный состав слов», в ходе диалога формулируются выводы о возможных соотношениях звукового и буквенного состава слов.

Работа с таблицей: заполнение таблицы примерами слов с разным соотношением количества звуков и букв для каждой из трёх колонок: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв.

Упражнение: определение количества слогов в слове, объяснение основания для деления слов на слоги.

Работа в парах: нахождение в тексте слов с заданными характеристиками звукового и слогового состава слова. Беседа о функциях ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного).

Практическая работа: нахождение в тексте слов по заданным основаниям (ь обозначает мягкость предшествующего согласного).

Игровое упражнение «Кто лучше расскажет о слове», в ходе выполнения упражнения отрабатывается умение строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова(при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи). Игра­соревнование «Повтори алфавит».

Совместное выполнение упражнения «Запиши слова по алфавиту».

4

Орфоэпия (изучается во всех разделах курса)

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

Наблюдение за местом ударения и произношением слов, отрабатываемых в учебнике.

Дидактическая игра «Придумай рифму» (предлагаются слова из орфоэпического словарика, к ним нужно придумывать рифмы).

Дидактическое упражнение: придумать предложения с отрабатываемым словом из орфоэпического словарика. Практическая работа: поставить ударение в словах из орфоэпического перечня, а потом правильно их произнести.

Творческая работа: сочинить рассказ, включив в него все слова из отрабатываемого в данном учебном году орфоэпического перечня, а потом прочитать его всему классу.

5

Лексика и морфология (20 часов)

Слово как единица языка (ознакомление).

Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление). Выявление слов, значение которых требует уточнения.

Учебный диалог «На какие вопросы могут отвечать слова?». Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?».

Совместное выполнение группировки слов по заданному признаку: отвечают на вопрос «что?» / отвечают на вопрос «кто?».

Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Комментированное выполнение задания: нахождение в тексте слов по заданным основаниям, например, поиск слов, отвечающих на вопрос «какая?».

Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Работа в парах: отработка умения задавать к приведённым словам вопросы «что делать?», «что сделать?».

Работа в группах: нахождение в тексте слов по заданному основанию, например, слов, отвечающих на вопрос «что делает?».

6

Синтаксис

(10 часов)

Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.

Работа со схемой предложения: умение читать схему предложения, преобразовывать информацию, полученную из схемы: составлять предложения, соответствующие схеме,

с учётом знаков препинания в конце схемы.

Совместная работа: составление предложения из набора слов.

Работа в группах: восстановление предложения в процессе выбора нужной формы слова, данного в скобках.

Работа с сюжетными картинками и небольшим текстом: выбор фрагментов текста, которые могут быть подписями под каждой из картинок.

Практическая работа: деление деформированного текста

на предложения, корректировка оформления предложений, списывание с учётом правильного оформления предложений.

7

Орфография и пунктуация

(34 часов)

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов в предложении;

  • прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;

  • перенос слов (без учёта морфемного членения слова);

  • гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;

  • сочетания чк, чн;

  • слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

  • знаки препинания;

  • в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Усвоение алгоритма списывания текста.

Наблюдение за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию, установление причин возможной ошибки при записи этих слов.

Комментированное выполнение задания: выявление места в слове, где можно допустить ошибку.

Беседа, актуализирующая последовательность действий при списывании.

Орфографический тренинг правильности и аккуратности списывания.

Наблюдение за написанием в предложенных текстах собственных имён существительных, формулирование выводов, соотнесение сделанных выводов с формулировкой правила в учебнике.

Упражнение: запись предложений, включающих собственные имена существительные.

Творческое задание: придумать небольшой рассказ, включив в него определённое количество собственных имён существительных.

Практическая работа: использовать правило правописания собственных имён при решении практических задач (выбор написания, например: Орёл — орёл, Снежинка — снежинка, Пушок — пушок и т. д.).

Упражнение: выбор необходимого знака препинания в конце предложения.

Наблюдение за языковым материалом, связанным с переносом слов, формулирование на основе наблюдения правила переноса слов.

Упражнение: запись слов с делением для переноса. Дифференцированное задание: поиск в тексте слов, которые нельзя переносить.

Орфографический тренинг: отработка правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, осуществление самоконтроля при использовании правил.

Наблюдение за написанием слов с сочетаниями чк, чн, формулирование правила по результатам наблюдения, соотнесение вывода с текстом учебника.

Орфографический тренинг: написание слов с сочетаниями чк, чн.

Проектное задание: подобрать текст диктанта, который можно использовать для проверки написания сочетаний гласных после шипящих.

8

Развитие речи

(20 часов)

Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видео­материалов, прослушивание аудиозаписи).

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Составление небольших рассказов на основе наблюдения.

Работа с рисунками, на которых изображены разные ситуации общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), устное обсуждение(при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи) этих ситуаций, выбор соответствующих каждой ситуации слов речевого этикета.

Учебный диалог, в ходе которого обсуждаются ситуации общения, в которых выражается просьба, обосновывается выбор слов речевого этикета, соответствующих ситуации выражения просьбы(при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи).

Моделирование речевой ситуации вежливого отказа с использованием опорных слов.

Разыгрывание сценок, отражающих ситуации выражения просьбы, извинения, вежливого отказа(при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи).

Моделирование речевой ситуации, содержащей извинение, анализ данной ситуации, выбор адекватных средств выражения извинения(при наличии возможности с учетом уровня развития устной речи).

Комментированное выполнение задания: выбор из предложенного набора этикетных слов, соответствующих заданным ситуациям общения.

Творческое задание: придумать ситуации общения, в которых могут быть употреблены предложенные этикетные слова.

Работа в группах: оценивание дидактического текста с точки зрения наличия/отсутствия необходимых элементов речевого этикета в описанных в тексте ситуациях общения.

Работа в группах: оценивание предложенных юмористических стихотворений с точки зрения соблюдения героями стихотворений правил речевого этикета.

Резерв: 29часов





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Русский язык. Азбука: 1-й класс: учебник: в 2 частях, 1 класс/ Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ‌​

​‌Комплект из 4-х прописей, предназначенных для работы с учебником "Азбука. 1 класс" В.Г. Горецкого. ‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. —
4-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2022‌​


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​​‌http://school-collection.edu.ru/
http://nachalka.school-club.ru/about/193/
http://www.rusedu.ru/subcat_28.html
http://www.uchportal.ru/load/47-2-2
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/organizatsiya-vneuchebnoi-deyatelnosti-v-nachalnoi-shkole


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей ОВЗ (вариант 6.2)

Автор: Пасько Ирина Викторовна

Дата: 20.12.2024

Номер свидетельства: 662291


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства