Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития разработана для Корнейчука Вадима, ученика МБОУ «Кольугинская школа №1», 4 класс.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Постановления от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. № 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования для Корнейчука Вадима, ученика МБОУ «Кольугинская школа №1».
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся с ОВЗ VII вида овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
Незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющаяся в трудностях волевых усилий; нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, сопровождающаяся повышенной двигательной и речевой активностью. Дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. Кроме того, учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Были внесены изменения в рабочую программу по литературному чтению для IV класса, разработанную на основе программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой. Количество часов 45 часа в год (по 1,5 часа в неделю, 30 недель) .
При обучении чтению знания детей с ОВЗ VII вида должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, о жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
№ п/п | Дата | Тема Страницы учебника Предполагаемое домашнее .задание | Элементы содержания | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
предметные результаты | Метапредметные (УУД) | личностные результаты |
Летописи. Былины. Жития (4 ч) |
1
2 | | Урок гражданина.
Летопись как жанр литературы. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», |
Жанры литературы. Устное народное творчество, жанровое своеобразие. |
ЗНАТЬ: - особенности былин. УМЕТЬ: - анализировать прочитанное; - правильно читать и понимать исторические произведения; - находить аналогии с реальными историческими событиями; - характеризовать героев; - высказывать свои суждения о прочитанном. |
Коммуникативные :сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Регулятивные :выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой, оценивать результаты выполненного задания . Познавательные :находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. |
Проявлять уважение к своему языку и языкам других народов. Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе. Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
3 | | «И вспомнил Олег коня своего…». | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Обучение составлению высказываний оценочного суждения о прочитанном произведении. |
4 | | Обобщающий урок по теме «Летописи, былины, сказания, житиё». С. 33-34 д/з с.33 в. 3,4 | Определение жанровых особенностей произведений. Произведения авторские и народные. Составление плана и на его основе рассказа о рукописных книгах. | | | |
Чудесный мир классики (7 ч) |
5 | | П.П. Ершов. «Конек-Горбунок». (отрывок) | Знакомство с биографией автора. Волшебная сказка, её своеобразие. Анализ языковых средств произведения. | ЗНАТЬ: - особенности литературных сказок; - особенности басен. УМЕТЬ: - давать оценку поступкам героев, определять тему и основную мысль сказки; - находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления, самостоятельно заучивать наизусть, - определять тему и основную мысль сказки, делить текст на смысловые части, характеризовать героев, - находить в тексте средства художественно выразительности; - создавать план произведения; - высказывать свои суждения о прочитанном. | Коммуникативные :сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой . Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. | Проявлять уважение к своему языку и языкам других народов. |
6 | | А. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора…», «Птичка божия незнает…» | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Образные средства языка. Виды искусств и их взаимосвязь. | | Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий. Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; |
7 | | Творчество М. Ю. Лермонтова «Дары Терека». (отрывок) | Расширение знаний о жизни и творчестве поэта. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Образные средства языка. | | Коммуникативные :сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой . Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. | Проявлять уважение к своему языку и языкам других народов. |
8 | | Творчество Л.Н.Толстой. «Детство». | Обучение составлению небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст; оценивание переживаний главного героя. | | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: поиск информации в учебной книге. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; |
9 | | Л.Н. Толстой. «Как мужик убрал камень». (басня) | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Образные средства языка и их роль в произведении. | | | |
10 | | Творчество А. П. Чехова «Мальчики». – первичное прочтение. | Знакомство с творчеством автора. Отличительные особенности рассказа и сказки. Работа над основным содержанием прочитанного. | Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий. Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Мотивация учебной деятельности |
11 | | Обобщение знаний по теме: «Из русской классической литературы». | Обобщение материала: своеобразие жанров, авторские особенности произведений. Обучение рассуждению по заданной теме. | | | |
Поэтическая тетрадь 1 (5 ч) |
12 | | Ф.И. Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» | Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Настроение лирического героя. Работа над образными средствами языка. | ЗНАТЬ: - особенности стихотворения. УМЕТЬ: - находить в тексте средства художественной выразительности; - определять позицию автора; - выразительно читать; - выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: поиск информации в учебной книге. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; |
13 | | Творчество Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот…» | Знакомство с творчеством поэта. Учиться наблюдать взаимосвязь поэзии с др.видами искусств. Образные средства языка. | | Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий. Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Мотивация учебной деятельности |
14 | | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» , Творчество А.Н. Плещеева «Дети и птичка» | Уточнение сведений о творчестве поэта. Осознанность и выразительность чтения. Обучение составлению оценочных суждений о прочитанном произведении | | | |
15 | | Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки..» | Уточнение сведений о творчестве поэта. Герои стихотворений, их эмоциональное состояние. Работа над вариативностью интонирования. | Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Регулятивные: составлять план и последовательность действий при определении разницы количества предметов, адекватно использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. | Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе |
16 | | И.Бунин «Листопад». А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». | Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Анализ образных средств языка, их роль в произведении. Словесное рисование. Практическое рисование. Взаимосвязь живописи и поэзии. | | | |
Литературные сказки (4 ч) |
17 | | Творчество В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Знакомство с произведением. | Знакомство с биографией автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | ЗНАТЬ: - особенности авторских сказок. УМЕТЬ: - характеризовать героев; - выделять в тексте слова автора и персонажей; - делить текст на смысловые части; - составлять план пересказа. | Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа её решения. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий. Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; |
18 | | Творчество В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Знакомство с произведением. | Уточнение знаний о творчестве автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. | | Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Регулятивные: составлять план и последовательность действий при определении разницы количества предметов, адекватно использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. | Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе |
19 | | Творчество П. П. Бажова «Серебряное копытце». Знакомство с произведением. | Знакомство с жизнью и творчеством автора. Своеобразие языка. Участие в диалоге при обсуждении произведения. | | | |
20 | | Творчество С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Первичное прочтение. | Знакомство с творчеством писателя. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Обучать высказывать оценочные суждения о прочитанном. | | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь при поиске нужной информации | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
Делу время - потехе час (3 ч.) |
21 | | Творчество Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Первичное прочтение. | Знакомство с творчеством автора. Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста; Строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта; Описывать и сопоставлять различные объекты; Самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника; Развивать умение от чтения вслух к чтению про себя; Совершенствовать звуковую культуру речи; Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания; | Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа её решения. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий. Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; |
22 | | В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». | Уточнение сведений об авторе. Жанр – юмористический рассказ. Участие в диалоге, высказывание оценочных суждений с опорой на текст. | | | |
23 | | Творчество В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». Знакомство с текстом, частичный анализ. | Тема, главная мысль произведения. Анализ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | | | |
Страна далекого детства (3 ч) |
24 | | Б. С. Житков «Как я ловил человечков», знакомство с текстом, частичный анализ. | Уточнение сведений жизни автора. Анализ произведения. Обсуждение причин, эмоционального состояния и поступков героев. Обучение умению вести диалог. | Уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное; самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц; развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного; | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь при поиске нужной информации | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
25 | | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Первичное прочтение. | Восстановление последовательности событий. Оценка событий, поступков героев. Роль образных средств в создании атмосферы произведения. | | Регулятивные: составлять план и последовательность действий: поиск информации на странице учебника, умение выполнять взаимопроверку в парах. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в парах. | Мотивация учебной деятельности |
26 | | Н. Носов «Веселая семейка». | Знакомство с жизнью и творчеством автора. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Обучение постановке вопросов по тексту. | | | |
Поэтическая тетрадь 2 (2 ч) |
27 | | В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». Анализ прочитанного. | Знакомство с творчеством автора. Словесное рисование. Наблюдение над взаимосвязью интонации и эмоциональной составляющей произведения. | уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка; уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов. развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений; | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа её решения: Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
28 | | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Анализ стихотворения. | Знакомство с биографией и творчеством автора. Главная мысль, тема произведений. Интонирование произведений. | | | |
Природа и мы. (4 ч) |
29 | | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш», первичное чтение | Уточнение сведений об авторе. Главная мысль, герои рассказа. Объяснение причин поступков героев с использованием доказательств. | Развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям; размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора; | Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать общие приёмы решения задач; Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач | Мотивация учебной деятельности |
3 0 | | Творчество А. И. Куприна «Барбос и Жулька». Первичное чтение, анализ произведения. | Знакомство с творчеством автора. Тема, главная мысль, герои произведения. Словесное рисование. Соотношение с иллюстрациями. | | | |
31 | | М.М.Пришвин «Выскочка», первичное чтение. Творчество Е.И. Чарушина «Кабан». | Уточнение сведений об авторе. Анализ текста. Причины и последствия поступков. Обучение аргументации. | | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа её решения: Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
32 | | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Первичное чтение произведения. | Знакомство с творчеством автора. Главная мысль, темы произведения. Тематическое многообразие. | | | |
Поэтическая тетрадь 3 (3 ч) |
33 | | Б. Л. Пастернак «Золотая осень». Анализ прочитанного произведения. | Знакомство с творчеством и жизнью авторов. Картины природы в стихотворении... Сопоставление произведений художественной литературы, живописи и музыки. | Уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное; самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц; | Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Познавательные: - использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм | Адекватная мотивация: осознание ответственности человека за общее благополучие |
34 | | С. А. Клычков «Весна в лесу». Анализ произведения. Д. Б. Кедрин «Бабье лето». | Работа над поэтическими произведениями. Средства выразительности языка и их роль в создании эмоционального фона. |
35 | | С.А. Клычкова «Весна в лесу», С. А. Есенин «Лебедушка». Анализ произведений. | Расширение знаний о творчестве автора. Своеобразие языка произведения. Фольклорные элементы в авторском тексте, их значение. | | | |
Родина (2 ч) |
36 | | И. С. Никитин «Русь». С. Д. Дрожжин «Родине». Анализ произведений. | Систематизация сведений о творчестве автора. Тема и главная мысль. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям. | уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка; уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов. развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений; | Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать общие приёмы решения задач; | Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию. |
37 | | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Анализ произведений | | | | |
Страна "Фантазия" (3 ч.) |
38 | | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Знакомство с произведением. | Знакомство с творчеством автора. Жанровые особенности произведения. Анализ поступков героев. | читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки); различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу: Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
3 9 | | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Вопросы к прочитанному. | Анализ произведения. Характеристика героев с опорой на тест. Комичность произведения и средства её достижения. Работа с деформированным текстом. Составление картинного плана. | | | |
4 0 | | Э.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король». | Анализ произведения. Характеристика героев с опорой на тест. Комичность произведения и средства её достижения. Работа с деформированным текстом. Составление картинного плана. |
Зарубежная литература (5 ч) |
41 | | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Характеристика главного героя. | Знакомство с зарубежными авторами, их своеобразием. Анализ текста. Работа с деформированным текстом. Вариативность заголовка. Портрет героя на основе текста. | Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; Уметь: различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; | Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» Познавательные: - использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм | Адекватная мотивация: осознание ответственности человека за общее благополучие |
42 | | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Знакомство с содержанием. | Восстановление последовательности событий. Установление причинно-следственных связей эмоциональных переживаний и поступков. | | | |
43 | | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Обобщение. | Деление текста на части. Виды плана. Работа над планом. Пересказ фрагментов сказки. |
44 | | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Тема первой любви в произведении. | Знакомство с творчеством автора. Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного |
45 | | Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь». С. Лагерлеф «В Назарете». | Особенности произведения. Нравственные уроки произведения. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства |
Для реализации рабочей программы на уроках литературного чтения используются: фронтальная беседа, самостоятельные и творческие работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы, схемы.
Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Родная речь: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2009.
Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс». – М.: Просвещение, 2008.