kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с задержкой психического развития по предмету «Литературное чтение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития  разработана для Корнейчука Вадима, ученика МБОУ «Кольугинская школа №1», 4 класс.

 в соответствии с требованиями :

-    Федерального Закона «Об образовании в РФ»,

- Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования.

-  Постановления от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. № 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

- Регионального базисного учебного плана для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (классов) VII вида.

-Устава школы

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Основные термины и понятия, используемые в программе.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования для Корнейчука Вадима, ученика МБОУ «Кольугинская школа №1».

Цель рабочей программы - конкретизация содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе заложен механизм  формирования у детей  функциональной грамотности, что способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Программа  ориентирована на формирование и развитие у обучающихся c ОВЗ VII вида речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

                             Программа учитывает особенности детей с ОВЗ VII вида.

  • Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
  • Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
  • Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
  • Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
  • Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
  • У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
  • Учащиеся  классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

 

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

 

Методы и формы через которые будет реализована программа обучения детей с ОВЗ VII вида:

  • обучение на интересе, на успехе, на доверии;
  • адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  • использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
  • формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
  • взаимообучение, диалогические методики;
  • комментированные упражнения;
  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся с ОВЗ VII вида овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

Незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющаяся в трудностях волевых усилий; нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, сопровождающаяся повышенной двигательной и речевой активностью. Дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. Кроме того, учащиеся  классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

Корректировка программы

Программа строит обучение  детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности  учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

Были внесены изменения в рабочую программу по литературному чтению для IV класса, разработанную  на основе программы начального общего образования, авторской программы Л.  Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой. Количество часов  45 часа в год (по 1,5 часа в неделю, 30 недель).

Содержание изучаемого предмета

№ п/п

Раздел (тема)

Колл.

часов

1

Былины. Летописи. Жития.

4

2

Чудесный мир классики

7

3

Поэтическая тетрадь.

5

4

Литературные сказки

4

5

Делу время — потехе час.

3

6

Страна далекого детства.

3

7

Поэтическая тетрадь.

2

8

Природа и мы.

4

9

Поэтическая тетрадь.

3

10

Родина.

2

11

Страна «Фантазия».

3

12

Зарубежная литература.

5

ИТОГО

45

При обучении чтению знания детей с ОВЗ VII вида должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, о жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Перечень планируемых результатов освоения программы :

  • владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, опре­делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло­вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас­сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду­мывать начало повествования или его возможное продолже­ние и завершение;
  • составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар­тинный);
  • вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей­зажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простей­шую характеристику основным действующим лицам произ­ведения;
  • знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений боль­ших фольклорных жанров, а также литературных произведе­ний писателей-классиков;
  • знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков оте­чественной и зарубежной литературы;
  • знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их переска­зывать;
  • знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуа­ции можно употребить каждую из них;
  • уметь полноценно слушать; осознанно и полно восприни­мать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схваты­вать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказа­тельствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • давать реальную самооценку выполнения любой проде­ланной работы, учебного задания.

Рабочая программа рассчитана на  45 часов в год, 1,5 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с задержкой психического развития по предмету «Литературное чтение» »




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кольчугинская школа №1»

Симферопольского района Республики Крым



РАССМОТРЕНО


и принято на заседании ШМО учителей начальных классов

протокол № ___ от ___.08.2015г.

Руководитель ШМО

______________ Сичкорез Т.И.

СОГЛАСОВАНО


зам. директора по УВР

__________Терещенко Е.В.

____.08.2015г.

УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ

_______ О.А.Лущик


приказ от ___.08.2015г.


______








АДАПТИРОВАННАЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

для детей с задержкой психического развития

по предмету «Литературное чтение»

для обучающегося 4 класса

Корнейчука Вадима







Класс: 4


Уровень образования: начальное общее образование


Срок реализации программы:2015/2016 учебный год


Количество часов по учебному плану: 4 класс – 1,5 ч/неделю, всего – 45 ч/год;


Составитель: Губина И.А. учитель начальных классов, 1 категория








Кольчугино, 2015





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития разработана для Корнейчука Вадима, ученика МБОУ «Кольугинская школа №1», 4 класс.

в соответствии с требованиями :

- Федерального Закона «Об образовании в РФ»,

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

- Постановления от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. № 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

- Регионального базисного учебного плана для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (классов) VII вида.

-Устава школы

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Основные термины и понятия, используемые в программе.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;


Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования для Корнейчука Вадима, ученика МБОУ «Кольугинская школа №1».


Цель рабочей программы - конкретизация содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе заложен механизм формирования у детей функциональной грамотности, что способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Программа ориентирована на формирование и развитие у обучающихся c ОВЗ VII вида речевых навыков, главным из которых является навык чтения.


Программа учитывает особенности детей с ОВЗ VII вида.

  • Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.

  • Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

  • Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

  • Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.

  • Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

  • У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)

  • Учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.


Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.


Методы и формы через которые будет реализована программа обучения детей с ОВЗ VII вида:

  • обучение на интересе, на успехе, на доверии;

  • адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;

  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

  • использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);

  • формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

  • взаимообучение, диалогические методики;

  • комментированные упражнения;

  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения.


Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся с ОВЗ VII вида овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

Незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющаяся в трудностях волевых усилий; нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, сопровождающаяся повышенной двигательной и речевой активностью. Дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. Кроме того, учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.


Корректировка программы

Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

Были внесены изменения в рабочую программу по литературному чтению для IV класса, разработанную на основе программы начального общего образования, авторской программы Л.  Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой. Количество часов 45 часа в год (по 1,5 часа в неделю, 30 недель) .


Содержание изучаемого предмета


п/п

Раздел (тема)

Колл.

часов

1

Былины. Летописи. Жития.

4

2

Чудесный мир классики

7

3

Поэтическая тетрадь.

5

4

Литературные сказки

4

5

Делу время — потехе час.

3

6

Страна далекого детства.

3

7

Поэтическая тетрадь.

2

8

Природа и мы.

4

9

Поэтическая тетрадь.

3

10

Родина.

2

11

Страна «Фантазия».

3

12

Зарубежная литература.

5

ИТОГО

45

















При обучении чтению знания детей с ОВЗ VII вида должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, о жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).


Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.


Перечень планируемых результатов освоения программы :

  • владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

  • понимать содержание прочитанного произведения, опре­делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло­вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас­сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду­мывать начало повествования или его возможное продолже­ние и завершение;

  • составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар­тинный);

  • вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей­зажные и бытовые описания;

  • самостоятельно или с помощью учителя давать простей­шую характеристику основным действующим лицам произ­ведения;

  • знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений боль­ших фольклорных жанров, а также литературных произведе­ний писателей-классиков;

  • знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков оте­чественной и зарубежной литературы;

  • знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их переска­зывать;

  • знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуа­ции можно употребить каждую из них;

  • уметь полноценно слушать; осознанно и полно восприни­мать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схваты­вать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказа­тельствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

  • давать реальную самооценку выполнения любой проде­ланной работы, учебного задания.


Рабочая программа рассчитана на 45 часов в год, 1,5 часа в неделю.







Календарно-тематический план 4 класс





№ п/п

Дата

Тема

Страницы учебника Предполагаемое

домашнее .задание


Элементы содержания

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

предметные результаты

Метапредметные (УУД)

личностные результаты

Летописи. Былины. Жития (4 ч)

1



2


Урок гражданина.



Летопись как жанр литературы. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»,





Жанры литературы. Устное народное творчество, жанровое своеобразие.





ЗНАТЬ:

- особенности былин.

УМЕТЬ:

- анализировать прочитанное;

- правильно читать и понимать исторические произведения;

- находить аналогии с реальными историческими событиями;

- характеризовать героев;

- высказывать свои суждения о прочитанном.






Коммуникативные :сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, опреде­лять общую цель и пути ее дос­тижения, адекватно оценивать собственное поведение и пове­дение окружающих

Регулятивные :выбирать дейст­вия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализа­ции: умение работать с учебной книгой, оценивать результаты выполненного задания

. Познавательные :находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание, осознанно и произвольно строить сообще­ния в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.





Проявлять уважение к своему языку и языкам других народов.

Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения к школе.

Этические чув­ства, прежде всего доброже­лательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

3


«И вспомнил Олег коня своего…».

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Обучение составлению высказываний оценочного суждения о прочитанном произведении.

4


Обобщающий урок по теме «Летописи, былины, сказания, житиё». С. 33-34 д/з с.33 в. 3,4


Определение жанровых особенностей произведений. Произведения авторские и народные. Составление плана и на его основе рассказа о рукописных книгах.




Чудесный мир классики (7 ч)

5


П.П. Ершов. «Конек-Горбунок». (отрывок)


Знакомство с биографией автора. Волшебная сказка, её своеобразие. Анализ языковых средств произведения.

ЗНАТЬ:

- особенности литературных сказок;

- особенности басен.

УМЕТЬ:

- давать оценку поступкам героев, определять тему и основную мысль сказки;

- находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления, самостоятельно заучивать наизусть,

- определять тему и основную мысль сказки, делить текст на смысловые части, характеризовать героев,

- находить в тексте средства художественно выразительности;

- создавать план произведения;

- высказывать свои суждения о прочитанном.


Коммуникативные :сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Регулятивные: выбирать дейст­вия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализа­ции: умение работать с учебной книгой

. Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Проявлять уважение к своему языку и языкам других народов.

6


А. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора…», «Птичка божия незнает…»

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Образные средства языка. Виды искусств и их взаимосвязь.


Регулятивные: удерживать учеб­ную задачу, применять установлен­ные правила в планировании способа решения. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника;

7


Творчество М. Ю. Лермонтова «Дары Терека». (отрывок)

Расширение знаний о жизни и творчестве поэта. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Образные средства языка.


Коммуникативные :сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Регулятивные: выбирать дейст­вия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализа­ции: умение работать с учебной книгой

. Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Проявлять уважение к своему языку и языкам других народов.

8


Творчество Л.Н.Толстой. «Детство».


Обучение составлению
небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст; оценивание переживаний главного героя.


Регулятивные: выбирать дейст­вия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализа­ции: умение работать с учебной книгой.

Познавательные: использовать

общие приёмы решения задач: по­иск информации в учебной книге. Коммуникативные: ставить во­просы, обращаться за помощью

Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника;

9


Л.Н. Толстой. «Как мужик убрал камень». (басня)


Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Образные средства языка и их роль в произведении.




10


Творчество А. П. Чехова «Мальчики». – первичное прочтение.

Знакомство с творчеством автора. Отличительные особенности рассказа и сказки. Работа над основным содержанием прочитанного.

Регулятивные: удерживать учеб­ную задачу, применять установлен­ные правила в планировании способа решения. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной дея­тельности

11


Обобщение знаний по теме:

«Из русской классической литературы».

Обобщение материала: своеобразие жанров, авторские особенности произведений. Обучение рассуждению по заданной теме.




Поэтическая тетрадь 1 (5 ч)

12


Ф.И. Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»


Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Настроение лирического героя. Работа над образными средствами языка.

ЗНАТЬ:

- особенности стихотворения.

УМЕТЬ:

- находить в тексте средства художественной выразительности;

- определять позицию автора;

- выразительно читать;

- выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос.

Регулятивные: выбирать дейст­вия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализа­ции: умение работать с учебной книгой.

Познавательные: использовать

общие приёмы решения задач: по­иск информации в учебной книге. Коммуникативные: ставить во­просы, обращаться за помощью

Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника;

13


Творчество Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот…»

Знакомство с творчеством поэта. Учиться наблюдать взаимосвязь поэзии с др.видами искусств. Образные средства языка.


Регулятивные: удерживать учеб­ную задачу, применять установлен­ные правила в планировании способа решения. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной дея­тельности

14


И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» , Творчество А.Н. Плещеева «Дети и птичка»

Уточнение сведений о творчестве поэта. Осознанность и выразительность чтения. Обучение составлению оценочных суждений о прочитанном произведении




15


Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки..»

Уточнение сведений о творчестве поэта. Герои стихотворений, их эмоциональное состояние. Работа над вариативностью интонирования.

Коммуникативные:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога.

Регулятивные:

составлять план и последовательность действий при определении разницы количества предметов, адекватно использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные:

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Формирование внутренней позиции школьника на основе

по­ложительного отношения к школе

16


И.Бунин «Листопад».

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».

Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Анализ образных средств языка, их роль в произведении. Словесное рисование. Практическое рисование. Взаимосвязь живописи и поэзии.




Литературные сказки (4 ч)

17


Творчество В. Ф. Одоевского «Городок
в табакерке». Знакомство с произведением.

Знакомство с биографией автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

ЗНАТЬ:

- особенности авторских сказок.

УМЕТЬ:

- характеризовать героев;

- выделять в тексте слова автора и персонажей;

- делить текст на смысловые части;

- составлять план пересказа.


Регулятивные: удерживать учеб­ную задачу, применять установлен­ные правила в планировании способа её решения. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника;

18


Творчество В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Знакомство с произведением.

Уточнение знаний о творчестве автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией.


Коммуникативные:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога.

Регулятивные:

составлять план и последовательность действий при определении разницы количества предметов, адекватно использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные:

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Формирование внутренней позиции школьника на основе

по­ложительного отношения к школе

19


Творчество П. П. Бажова «Серебряное копытце». Знакомство с произведением.

Знакомство с жизнью и творчеством автора. Своеобразие языка. Участие в диалоге при обсуждении произведения.




20


Творчество С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Первичное прочтение.

Знакомство с творчеством писателя. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Обучать высказывать оценочные суждения о прочитанном.


Регулятивные: применять установ­ленные правила в планировании способа решения

Познавательные: узнавать, назы­вать и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета

Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь при поиске нужной информации


Самооценка на основе критериев ус­пешности учебной дея­тельности

Делу время - потехе час (3 ч.)

21


Творчество Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Первичное прочтение.

Знакомство с творчеством автора. Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;

Строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

Описывать и сопоставлять различные объекты;

Самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

Развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

Совершенствовать звуковую культуру речи;

Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;


Регулятивные: удерживать учеб­ную задачу, применять установлен­ные правила в планировании способа её решения.

Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные: составлять вопросы, используя изученные на уроке понятия; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.


Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника;

22


В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка».

Уточнение сведений об авторе. Жанр – юмористический рассказ. Участие в диалоге, высказывание оценочных суждений с опорой на текст.




23


Творчество В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». Знакомство с текстом, частичный анализ.

Тема, главная мысль произведения. Анализ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.




Страна далекого детства (3 ч)

24


Б. С. Житков «Как я ловил
человечков», знакомство с текстом, частичный анализ.

Уточнение сведений жизни автора. Анализ произведения. Обсуждение причин, эмоционального состояния и поступков героев. Обучение умению вести диалог.

Уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное; самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;

развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;


Регулятивные: применять установ­ленные правила в планировании способа решения

Познавательные: узнавать, назы­вать и определять объекты и явления окружающей действительности в со­ответствии с содержанием предмета

Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь при поиске нужной информации


Самооценка на основе критериев ус­пешности учебной дея­тельности

25


К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Первичное прочтение.

Восстановление последовательности событий. Оценка событий, поступков героев. Роль образных средств в создании атмосферы произведения.


Регулятивные: составлять план и последовательность действий: поиск информации на странице учебника, умение выполнять взаимопроверку в парах. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: на­копление и использование опыта решения разнообразных математи­ческих задач.

Коммуникативные: инициатив­ное сотрудничество в парах.


Мотивация учебной дея­тельности

26


Н. Носов «Веселая семейка».

Знакомство с жизнью и творчеством автора. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Обучение постановке вопросов по тексту.




Поэтическая тетрадь 2 (2 ч)

27


В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». Анализ прочитанного.

Знакомство с творчеством автора. Словесное рисование. Наблюдение над взаимосвязью интонации и эмоциональной составляющей произведения.

уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка; уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов. развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;


Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, при­менять установленные правила в планировании способа её решения: Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: Коммуникативные: задавать во­просы, слушать собеседника, адек­ватно оценивать собственное пове­дение, поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаи­мопомощь

Самооценка на основе критериев ус­пешности учебной дея­тельности

28


М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Анализ стихотворения.

Знакомство с биографией и творчеством автора. Главная мысль, тема произведений. Интонирование произведений.




Природа и мы. (4 ч)

29


Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш», первичное чтение

Уточнение сведений об авторе. Главная мысль, герои рассказа. Объяснение причин поступков героев с использованием доказательств.

Развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;

размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;

Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познава­тельную

Познавательные: ставить и фор­мулировать проблемы, использовать общие приёмы решения задач; Коммуникативные: проявлять ак­тивность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач


Мотивация учебной дея­тельности

3 0


Творчество А. И. Куприна «Барбос и Жулька». Первичное чтение, анализ произведения.

Знакомство с творчеством автора. Тема, главная мысль, герои произведения. Словесное рисование. Соотношение с иллюстрациями.




31


М.М.Пришвин «Выскочка», первичное чтение. Творчество Е.И. Чарушина «Кабан».

Уточнение сведений об авторе. Анализ текста. Причины и последствия поступков. Обучение аргументации.


Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, при­менять установленные правила в планировании способа её решения: Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: Коммуникативные: задавать во­просы, слушать собеседника, адек­ватно оценивать собственное пове­дение, поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаи­мопомощь

Самооценка на основе критериев ус­пешности учебной дея­тельности

32


В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Первичное чтение произведения.

Знакомство с творчеством автора. Главная мысль, темы произведения. Тематическое многообразие.




Поэтическая тетрадь 3 (3 ч)

33


Б. Л. Пастернак «Золотая осень». Анализ прочитанного произведения.

Знакомство с творчеством и жизнью авторов. Картины природы в стихотворении...

Сопоставление произведений художественной литературы,
живописи и музыки.

Уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное; самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;


Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника.

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Познавательные: - использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм

Адекватная мотивация: осоз­нание ответст­венности чело­века за общее благополучие

34


С. А. Клычков «Весна в лесу». Анализ произведения. Д. Б. Кедрин «Бабье лето».

Работа над поэтическими произведениями. Средства выразительности языка и их роль в создании эмоционального фона.

35


С.А. Клычкова «Весна в лесу», С. А. Есенин «Лебедушка». Анализ произведений.

Расширение знаний о творчестве автора. Своеобразие языка произведения. Фольклорные элементы в авторском тексте, их значение.






Родина (2 ч)

36


И. С. Никитин «Русь». С. Д. Дрожжин «Родине». Анализ произведений.

Систематизация сведений о творчестве автора. Тема и главная мысль. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям.

уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка; уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов. развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;


Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания

Познавательные: ставить и фор­мулировать проблемы, использовать общие приёмы решения задач;

Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к новому знанию.

37


А. В. Жигулин «О, Родина!
В неярком блеске». Анализ произведений





Страна "Фантазия" (3 ч.)

38


Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Знакомство с произведением.

Знакомство с творчеством автора. Жанровые особенности произведения. Анализ поступков героев.

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу: Познавательные: использовать общие приёмы решения задач: Коммуникативные: задавать во­просы, слушать собеседника.


Самооценка на основе критериев ус­пешности учебной дея­тельности

3 9


Кир Булычев «Путешествие Алисы». Вопросы к прочитанному.

Анализ произведения. Характеристика героев с опорой на тест. Комичность произведения и средства её достижения. Работа с деформированным текстом. Составление картинного плана.




4 0


Э.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король».

Анализ произведения. Характеристика героев с опорой на тест. Комичность произведения и средства её достижения. Работа с деформированным текстом. Составление картинного плана.

Зарубежная литература (5 ч)

41


Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Характеристика главного героя.

Знакомство с зарубежными авторами, их своеобразием. Анализ текста. Работа с деформированным текстом. Вариативность заголовка. Портрет героя на основе текста.

Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь: различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;


Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника.

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»

Познавательные: - использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм

Адекватная мотивация: осоз­нание ответст­венности чело­века за общее благополучие

42


Г.Х. Андерсен «Русалочка». Знакомство с содержанием.

Восстановление последовательности событий. Установление причинно-следственных связей эмоциональных переживаний и поступков.




43


Г.Х. Андерсен «Русалочка». Обобщение.

Деление текста на части. Виды плана. Работа над планом. Пересказ фрагментов сказки.

44


М. Твен «Приключения Тома Сойера». Тема первой любви в произведении.

Знакомство с творчеством автора. Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

45


Библейские сказания.

С. Лагерлеф «Святая ночь». С. Лагерлеф «В Назарете».

Особенности произведения. Нравственные уроки произведения.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудниче­стве с учителем, адекватно использовать речь для планиро­вания и регуляции своей дея­тельности Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей дейст­вительности

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Целостный, со­циально ориен­тированный взгляд на мир в единстве и раз­нообразии при­роды, эстетиче­ские потребно­сти, ценности и чувства



Рекомендации и диагностические материалы по оценке результатов освоения обучающимися программы предмета «Литературное чтение»:


Для реализации рабочей программы на уроках литературного чтения используются: фронтальная беседа, самостоятельные и творческие работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы, схемы.


Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса:

  • проверочные работы – 5 (после каждого изученного раздела);

  • техника чтения - 5 (первый контроль – сентябрь, далее – в конце каждой четверти).




Методическое обеспечение:

Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Родная речь: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2009.

Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс». – М.: Просвещение, 2008.

  • Основная:

  1. Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение 4 класс, М.: Просвещение, 2007


  • Дополнительная:

  1. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2005

  2. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004


Пособия для учителя:

  1. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 4 класс. – М.: Просвещение, 2005

  2. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Губина Ирина Анатольевна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 237162

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства