Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»
Русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 3 года.
1кл.-3 ч. в неделю
2кл.-3кл.- 4ч. в неделю
Цели и задачи:
― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― Развитие навыков устной коммуникации;
― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости; деление слов на слоги для переноса; списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; выделение из текста предложений на заданную тему; участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв; характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов); дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); деление текста на предложения; выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста
после его анализа.
Содержание программного материала
Обучение русскому языку в дополнительном первом классе (I1) I–IV классах предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».
Подготовка к усвоению грамоты.Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи.Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма.Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
Обучение грамоте
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы.
Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем).
Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Практические грамматические упражнения и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова-друзья» и «Слова-враги»).
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
Календарно-тематический план учебного предмета «Русский язык»
3 класс на 2018-2019 учебный год
№.
п.п.
Название раздела, темы
Кол-во ча-
сов
ЦОР
Дата
План
Факт
1 четверть
1.
Повторение. Предложение. Выделение предложения из текста.
1
Анимированные задания
2.
Контрольное списывание.
1
3.
Предложение и его схема.
1
Модель схемы предложения
3.
Предложения-вопросы и предложения-ответы.
1
Использование иллюстрационной коллекции
5.
Завершение начатого предложения.
1
Анимированная модель предложения
6.
Различение набора слов и предложения.
1
Модель схемы предложения.
7.
Порядок слов в педложении.
1
Дидактический материал
8.
Письмо по памяти.
1
9.
Предложение. Закрепление знаний.
1
Работа с распечатанным материалом
10.
Контрольные задания. Работа над ошибками.
1
11.
Звуки и буквы. Знакомство с алфавитом.
1
Презентация
12.
Звуки гласные и согласные.
1
Интерактивная игра
13.
Гласные звуки и буквы. Ударение в словах.
1
Творческое задание
14.
Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове.
1
15.
Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове.
1
Тестовые задания
16.
Картинный диктант.
1
17.
Деление слов на слоги.
1
Лексическая работа (аудиозапись)
18.
Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога.
1
Слайд-презентация
19.
Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога.
1
Дидактический материал
20.
Контрольное списывание.
1
21.
Перенос части слова при письме.
1
Работа с распечатанным материалом
22.
Контрольные задания. Работа над ошибками.
1
23.
Согласные Звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Различение твердых и мягких согласных перед гласными.
1
Иллюстрационныйматериал
24.
Обозначение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ё,Ю,Я.
1
Презентация
25.
Обозначение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ё,Ю,Я.
1
Анимированные задания
26.
Письмо по памяти.
1
27.
Буква мягкий знак (Ь) на конце слова.
1
Презентация
28.
Буква мягкий знак (Ь) в середине слова.
1
Дидактический материал
29-30.
Повторение.
2
31.
Контрольная работа за 1 четверть
1
32.
Работа над ошибками.
1
Итого:
32
№
п.п.
Название раздела, темы
Кол-во ча-сов
ЦОР
Дата
План.
Факт.
2 четверть
33.
Различение твердых и мягких согласных.
1
Работа с распечатанным материалом
34.
Картинный диктант.
1
35.
Различение твердых и мягких согласных.
1
Лексическая работа (аудиозапись)
36.
Контрольные задания Работа над ошибками.
37.
Гласные после шипящих согласных Ш,Ж,Ч,Щ. Написание жи-ши в словах.
1
Дидактический материал
38.
Написание ча-ща в словах.
1
Аудиозапись «Шипящие звуки»
39.
Написание чу-щу в словах.
1
Аудиозапись «Шипящие звуки»
40.
Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
1
Тестовые задания
41.
Картинный диктант.
1
42.
Контрольные задания Работа над ошибками.
1
42.
Парные звонкие и глухие согласные. Составление пар звонких и глухих согласных
1
Игра-презентация
43-44.
Различение Б-П, В-Ф.
2
Иллюстрационный материал
45.
Письмо по памяти.
1
46-47.
Различение Д-Т, Г-К.
2
Работа с распечатанным материалом
48-49.
Различение Ж-Ш. З-С.
2
Дидактический материал
50.
Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова.
1
Электронное пособие «Согласные буквы и звуки»
51.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.
1
Лексическая работа (аудиозапись)
52.
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.
1
Лексическая работа (аудиозапись)
53.
Контрольное списывание.
1
54-55.
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.
2
Дидактический материал
56-57.
Правила правописания в словах. Закрепление знаний.
2
Тренажер
58.
Картинный диктант.
1
59-60.
Правила правописания в словах. Закрепление знаний.
2
Тренажер
61.
Работа со словарем. Закрепление.
1
Серия предметных картинок
62.
Повторение пройденного материала за 1, 2 четверти.
1
63.
Контрольная работа за 2 четверть.
1
64.
Работа над ошибками. Закрепление материала.
1
Итого:
32
№.
п.п.
Название раздела, темы
Кол-во ча-
сов
ЦОР
Дата
План.
Факт.
3 четверть
65.
Слово. Названия предметов.
Словарь (повторение). Различение названий предметов по вопросам кто? что?
1
Словарные слова (видео и аудиозапись)
66.
Обобщающее название для группы однородных предметов.
1
Интерактивная игра
67.
Письмо по памяти.
1
68.
Выделение названий предмета из предложения.
1
Дидактический материал
69.
Выделение названий предмета из предложения.
1
Анимированные задания
70.
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных.
1
Презентация
71.
Контрольные задания Работа над ошибками.
1
72.
Названия действий. Различение названий действий по вопросам что делает? что делают?
1
Иллюстрационный материал
73.
Контрольное списывание.
1
74.
Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что сделал? что сделала?
1
Раздаточный материал
75.
Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?
1
Анимированные задания
76.
Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?
1
77.
Письмо по памяти.
1
78-79.
Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают?
2
Лексическая работа « Один-много»
80-81.
Постановка вопросов к названиям действий.
2
Лексическая работа
82-83.
Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.
2
Лексическая работа
84.
Картинный диктант.
1
85.
Контрольные задания. Работа над ошибками
1
86.
Названия признаков. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
1
Интерактивная игра
87.
Различение предметов по их признакам.
1
Тестовые задания
88.
Письмо по памяти.
1
Анимированные задания
89.
Постановка вопросов к названиям признаков предмета.
1
Тренажер. Работа с распечатанным материалом
90.
Постановка вопросов к названиям признаков предмета.
1
91.
Выделение названий признаков предмета из предложения.
1
Тестовые задания
92.
Контрольное списывание.
1
93.
Названия предметов, действий и признаков.
1
Просмотр мультфильма
94.
Контрольные задания. Работа над ошибками.
1
95.
Предлоги. Предлоги в, на, с, из, у
1
Презентация
96.
Предлоги к, по со словами.
1
Тестовые задания
97.
Предлог от со словами.
1
Предметные картинки
98.
Контрольное списывание.
1
99.
Предлоги над, под со словами.
1
Анимированная модель схемы предложения с предлогами
100.
Предлог о со словами.
1
Иллюстрирован-
ные задания
101.
Картинный диктант.
1
102.
Предлоги к, по, от, над, под, о со словами.
1
Тестовые задания
103.
Контрольная работа за 3 четверть.
1
104.
Работа над ошибками. Закрепление пройденного.
1
Итого:
40
№.
п.п.
Название раздела, темы
Кол-во ча-
сов
ЦОР
Дата
План.
Факт.
4 четверть
105.
Предложение. Выделение предложения из текста.
1
Аудиозапись
106.
Письмо по памяти.
1
107.
Предложение законченное и незаконченное.
1
Презентация
108.
Предложение законченное и незаконченное.
1
Анимированная модель схемы предложения.
109.
Распространение предложений.
1
Тренажер
110.
Контрольное списывание.
1
Презентация по теме
111.
Распространение предложений.
1
Работа с раздаточным материалом.
112.
Слова в предложении.
1
Анимированные задания
113.
Письмо по памяти.
1
114.
Порядок слов в предложении.
1
115.
Составление предложений.
1
Серия предметных картинок
116.
Составление предложений.
1
Серия сюжетных картинок
117.
Контрольные задания. Работа над ошибками.
1
118-119.
Повторение. Слово. Правила правописания в слове.
2
Тестовые задания
120-121.
Название предметов и признаков.
2
Анимированные задания
122.
Письмо по памяти.
1
123-124.
Название действий.
2
Тестовые задания
125.
Картинный диктант.
1
126-127.
Предложение.
2
Тренажер
128.
Контрольное списывание.
1
129.
Словарь.
2
Работа с распечатанным материалом
130-133.
Упражнения на закрепление пройденного в 3 классе.
4
134.
Повторение пройденного за 2018-2019 уч. год
1
135.
Контрольная работа за 2018-2019 уч. год
1
136.
Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала.