Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:
1. Закон «Об образовании» в РФ № 273 от 30.12.2012г.
2. Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)
3. Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).
4. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984г., Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для V-IX классов под ред. В.В. Воронковой М., «Владос», 2000 год.5.
5. Закон «Об образовании» в Ростовской области от 22.10.2013г.
Основное внимание в коррекционно-развивающей работе обращается на усвоение учащимися средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи – главная задача обучения предмету «Развитие речи», а коммуникативный принцип построения уроков является ведущим.
1.Коррекционно-развивающего занятия.
2.Традиционного обучения.
3.Поэтапного формирования умственных действий.
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Решение речевых задач осуществляется через постепенное усложнение материала заданий от урока к уроку. Коррекционные и воспитательные задачи решаются благодаря совершенствованию восприятия, памяти, мышления. На изучение учащимися с умеренной степенью умственной отсталости курса «Развитие речи» отведено 2 часа в неделю.
Особенностью методики преподавания уроков является комплексный подход, который направлен на решение взаимосвязанных задач по развития фонетического, лексического, грамматического строя речи. Основной формой является предметные уроки, на которых учащиеся знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий. Уроки построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают интерес, стимулируют к деятельности. Усвоение детьми знаний тесно связано с развитием на доступном уровне их познавательных способностей, сенсорного аппарата, внимания и речи. Поэтому в программу включены экскурсии, наблюдения. Наблюдая за предметами и явлениями, учащиеся учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.
Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Во время практических занятий учащиеся учатся использовать в новых ситуация полученные знания. Данные уроки способствуют развитию и коррекции личности умственно отсталого школьника и необходимы ему в жизни.
В ходе организации и проведения уроков по предмету «Развитие речи» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительская (Каким образом он может говорить?).
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ на 2016-2017 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) (учебная нагрузка – 2ч в неделю).
№ | Содержание | Кол час | ТСО Наглядность | Словарь | Дата | Коррекционная работа | Региональный компонент |
I ЧЕТВЕРТЬ- 18 часов. |
1 | Времена года: лето | 1 | Сюжетные картинки, предметные картинки. | Солнце, водоем, ягоды, сенокос, | 1.09 | Коррекция мышления на основе упражнений и классификации. | Р.К.Лето в Ростовской области. |
2 | Начало осени. Сбор урожая. | 1 | Сюжетные картинки, предметные картинки. | Сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай. | 3.09 | Коррекция мышления на основе упражнений и классификации. | Р.К. Признаки осени |
3 | Сбор урожая овощи, фрукты. | 1 | Сюжетные картинки, овощи и фрукты | Заготовки, консервы. | 8.09 | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | Р.К. Овощи и фрукты, Ростовской области. |
4 | Город | 1 | Иллюстрации, фотографии. | Город, улица, проспект, площадь, музей, театр. | 10.09 | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | Р.К |
5 | Учреждения города | 1 | Иллюстрации, фотографии. | Почта, телеграф, магазин, рынок, больница, аптека | 15.09 | Коррекция пространственной ориентировки. Развитие связной речи при составлении текста-описания. | Р.К. Улицы и объекты родного города. |
6 | Сезонные изменения: сентябрь | 1 | | | 17.09 | Развитие связной монологической речи при описании погоды. | Р.К.Сентябрь на улицах |
7 | Сентябрь-начало осени. | 1 | Сюжетные картинки | Осень, , дождь, листопад, ненастье. | 22.09 | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
8 | Село, деревня. | 1 | Сюжетные картинки, таблицы. | ферма, элеватор, | 24.09 | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании, | Р.К.Окрестности родного села. |
9 | Правила дорожного движения | 1 | Сюжетные картинки по теме "Транспорт", | Пешеход, проезжая часть, мостовая, тротуар, | 29.09 | Формирование навыков составления текста-повествования. | Р.К. дорога в школу |
10 | Овощи, фрукты, ягоды. | 1 | Опорные картинки, овощи, фрукты, ягоды | Овощи, фрукты, витамины. | 1.10 | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | |
11 | Орехи | 1 | Картинки с изображением орехов | Орех, плод, скорлупа, ядро | | Развитие мышления при сравнивании натуральных образцов плодов и орехов. | Р.К.Плоды в Ростовской области. |
12 | Времена года: середина осени | 1 | Календарь природы. Картины, таблицы. | Осень, погода, листопад, заморозки, иней, изморозь. | 8.10 | Коррекция внимания, восприятия при работе с Календарем природы. Развитие речи при описании погоды и сезонных изменений. | Р.К.осень в в Ростовской области.. |
13 | Золотой октябрь. | 1 | Картины природы в октябре, сюжетные картинки. | Октябрь, увядание, заморозки, перелет, иней. | 13.10 | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. | Р.К.Октябрь в в Ростовской области. |
14 | Грибы | 1 | Иллюстрации и муляжи грибов, | Гриб, корзина, подосиновик, | 15.10 | . Развитие монологической речи при составлении рассказа. | Р.К.Грибы в Ростовской области.. |
15 | Семена цветковых растений | 1 | Коллекции семян, таблица, картинки Пр-ия | Семена, сбор, хранение | 20.10 | Коррекция памяти и внимания при планировании этапов практической работы. | Р.к. семена растений пришкольного участка |
16 | Полевые растения рожь, кукуруза, овес | 1 | Гербарные образцы полевых растений. | Злак, колос, рожь, овес, кукуруза, солома, жатва, | 22.10 | Развитие монологической речи при описании поля в разные времена года. | Полевые растения в Ростовской области. |
17 | Полевые растения и их использование | 1 | Гербарные образцы полевых растений. | Озимые, жатва, урожай, комбайн. | 27.10 | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. | |
18 | Растения обобщение. | | Таблицы, картинки, открытки. | | 29.10 | . Развитие связной речи при описании растений, составлении рассказа- повествования, ответах на вопросы | |
II ЧЕТВЕРТЬ-14 часов |
19 | Поздняя осень. Ноябрь. | 1 | Картины природы в ноябре, сюжетные картинки. | Ноябрь, заморозки, похолодание | 10.11 | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. | Р.К.Ноябрь в в Ростовской области. |
20 | Квартира. | 1 | Разрезные картинки, карточки | Квартира, комната, кухня, туалет, | 12.11 | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. | |
21 | Комната | 1 | Таблицы, картинки с изображением | Комната, гостиная, спальня, зал, | 17.11 | Отработка словообразовательных навыков составления сравнительного описания. | |
22 | Мебель | 1 | Картинки предметов мебели | Мебель, стол, стул, шкаф, кровать, | 19.11 | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений с сюжетными картинками и | |
23 | Уход за мебелью. | 1 | Картинки с изображениями видов мебели, | Пыль. | 24.11 | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений и воспроизведении. | |
24 | Посуда. | 1 | посуда. | Посуда, чайник, чашка, тарелка, | 26.11 | Коррекция мышления на основе упражнений в описании и сравнении. | |
25 | Уход за посудой. | 1 | Различные виды посуды, средства ухода за посудой. | Раковина, вода. | 1.12 | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | |
26 | Сезонные изменения: декабрь | 1 | | | 3.12 | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении | Р.К. Декабрь в в Ростовской области. |
27 | Погода и природа зимой | 1 | Картины зимней природы, Дневник природы | Температура, погода, холод, вьюга, | 8.12 | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | Р.К.Особенности зимы в Ростовской области. |
28 | Охрана здоровья: отдых зимой. | 1 | Картины зимней природы. Пр-ия | Отдых, здоровье, закаливание, одежда, лыжи, | 10.12 | Коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей. | |
29 | Одежда и ее виды. | 1 | Таблицы с разными видами одежды, | Одежда, пальто, куртка, брюки, | 15.12 | Коррекция внимания на основе упражнений на описание и сравнение разной одежды. | |
30 | Уход за одеждой. | 1 | Таблицы, сюжетные картинки, средства ухода за одеждой. | Щетка, утюг, стирка, чистка, | 17.12 | Коррекция мыслительной деятельности при подборе средств ухода за разными видами одежды, | |
31 | Обувь и ее виды. | 1 | сюжетные картинки. Пр-ия | Обувь, туфли, ботинки, | 22.12 | Развитие связной речи при описании обуви. | |
32 | Уход за разными видами обуви. | 1 | Таблицы, сюжетные картинки, средства ухода за обувью. | Щетка, крем. | 24.12 | Коррекция внимания на основе практических упражнений в последовательности хода за обувью. | |
III четверть -20 часов. |
33 | Январь -начало года. Как я провела каникулы. | 1 | Картины зимней природы, сюжетные картинки. | Зима, отдых, каникулы, забавы, веселье, святки, рождество. | 14.01 | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | Р.К. Январь. в Ростовской области. |
34 | хвойные растения. | 1 | Таблицы с изображением хвойных растений, | Ель, сосна, хвоя, шишки, кора, ветви. | 19.01 | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. | Р.К. Хвойные растения в Рост области. |
35 | Комнатные растения. Части растений. | 1 | Различные комнатные растения, | Бегония, герань, традесканция, алоэ, | 21.01 | Коррекция внимания при описании и различении разных комнатных растений. | |
36 | Комнатные растения: бегония, | 1 | Комнатные растения: бегония, герань, алоэ | Бегония, герань, алоэ, кашпо, лекарство. | 26.01 | Коррекция мышления при сравнении и различении Развитие речи на основе составления описания растений. | |
37 | Сезонные изменения середины зимы | 1 | | | 28.01 | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении | Р.К. зима в нашем крае |
38 | Деревья | 1 | Таблицы, картинки, открытки. | Растения, деревья, стебли, ствол, лист | 2.02 | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | Р.К.Растения в Ростовской области |
39 | хвойные растения. | 1 | хвойных растений, гербарные образцы. | Ель, сосна, хвоя, шишки, кора, ветви. | 4.02 | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений | Р.К. Хвойные растения. |
40 | Труд людей зимой | 1 | Сюжетные картинки, картины зимних пейзажей. | Снегоуборка, снегозадержание. | 9.02 | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. | Р.К. Зимние заботы |
41 | Домашние животные: свинья. | 1 | Картинки, таблицы, открытки. | Свинья, боров, поросенок,. | 11.02 | Коррекция мышления на основе упражнений и установлении логических связей. | |
42 | Домашние животные: корова. | 1 | коровы, сюжетные картинки. | Ферма, корова, бык, теленок, доярка. | 16.02 | Коррекция мышления на основе упражнений и классификации | |
43 | Домашние животные: лошадь. | 1 | лошади, сюжетные картинки. | Грива, конюх, конюшня, коневодство, седло, | 18.02 | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе- синтезе. | |
44 | Сезонные изменения в природе: весна. | 1 | | | 23.02 | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении | Р.К.Весна в Ростовской области. |
45 | Голубой март. | 1 | Таблица, сюжетные картинки. | Оттепель, капель, проталина, сосулька. | 25.02 | Коррекция внимания на основе упражнений с сюжетными картинками. Развитие при описании по картине. | Р.К. март в Ростовской области. |
46 | Дикие животные: лось. | 1 | Таблица с изображением лося, сюжетные картинки. | Животное, лось, лосиха, лосенок, лес. | 1.03 | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. | Р.К. |
47 | Дикие животные: олень. | 1 | Таблица с изображением оленя, сюжетные картинки. | Олень, олениха, олененок. | 3.03 | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | |
48 | Домашние птицы: гусь. | 1 | Сюжетные картинки, картинки с изображением гуся. | Гусь, гусыня, гусенок, гнездо, клюв, крылья, | 8.03 | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. | Р.К. Разведение гусей в Ростовской области. |
49 | Домашние птицы: индюк. | 1 | индюка, сюжетные картинки. | Индюк, индюшка, индюшонок. | 10.03 | Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении. | |
50 | Дикие птицы: гусь, лебедь. | 1 | диких гусей, лебедей, сюжетные картинки. | Гусь, гусыня, гусенок, лебедь, лебедушка, птенцы, | 15.03 | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | Р.К. Места обитания диких гусей и лебедей |
51 | Птицы перелетные и зимующие | 1 | Таблицы, картинки, открытки с изображением птиц. | Птица, ворона, воробей, скворечник, | 17.03 | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и различении. | Р.К. Зимующие и перелетные птицы нашей местности. |
52 | Животные обобщение. | 1 | Таблицы, картинки, дидактические игры. | | 22.03 | Коррекция мыслительных процессов при воспроизведении полученных знаний. | |
IV ЧЕТВЕРТЬ- 16 часов. |
53 | Сезонные изменения в природе: апрель. | 1 | | | 24.03 | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении | Р.К.Апрель в Ростовской области. |
54 | Птицы в русских сказках. | 1 | Иллюстрации к сказкам, картинки, открытки. | Гуси- лебеди, Серая шейка. Жар- птица. | 5.04 | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. Развитие речи на основе пересказа фрагментов сказок. | |
55 | Труд людей весной. | 1 | Таблицы, сюжетные картинки, открытки. | уборка, вскапывание, посадка. | 7.04 | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей. | Р.К. Весенние заботы |
56 | Полезные насекомые | 1 | Коллекции насекомых. | муравей, пчела муравейник. | 12.04 | Коррекция мышления на основе упражнения в классификации. | Р.К. полезные насекомые в Рост области. . |
57 | Вредные насекомые | 1 | изображением насекомых. | бабочка, комар, таракан, майский жук. | 14.04 | Коррекция мышления на основе упражнения в классификации. | Р.К. Вредные насекомые в |
58 | Рыбы. | 1 | Таблицы, картинки с изображением рыб. Модель «Скелет рыбы» | Окунь, лещ, щука, сельдь, акула, осетр, икринки, мальки, море, | 19.04 | Коррекция пространственной ориентировки. | Р.К. Рыбы наших озер. |
59 | Уход за рыбами в аквариуме | 1 | Таблица, картинки, аквариум | аквариум, жабры, чешуя, плавники. | 21.04 | Коррекция пространственной ориентировки. | |
60 | Человек- часть природы. | 1 | Таблица- схема. | Природа, растения, животные, человек, | 26.04 | Коррекция мышления | Р.К. Охрана природы в |
61 | Сезонные изменения в природе: май. | 1 | | | 28.04 | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении | Р.К. Май на улицах в Ростовской области. |
62 | Как я познаю окружающий мир. | 1 | Таблица с изображением органов чувств, | Чувства, слух, зрение, вкус, запах, глаза , уши, язык, | 3.05 | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей. | |
63 | Отдых и труд дома | 1 | Таблицы ,сюжетные картинки. | Здоровье, болезнь, инфекция, | 5.05 | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | |
64 | Режим питания | ! | Таблицы, картинки, сюжетные картинки, | Пища, еда, , обед, полдник, ужин. | 10.05 | Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении. | |
65 | Режим сна | 1 | Сюжетные картинки. Пр-ия | Сон, спокойствие, белье, бессонница. | 12.05 | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений запоминании и | |
66 | Наше общение. | 1 | Сюжетные картинки | Общение, взаимопомощь, дружба, помощь. | 17.05 | Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении. | |
67 | Занимательный урок | 1 | Кроссворды, ребусы, настольные игры | | 19.05 | Активизация мыслительных процессов на основе занимательных заданий. | |
68 | Повторение. | 1 | Таблицы, сюжетные картинки. | | 24.05 | Выявление уровня скоординированности работы различных анализаторов, оперативности выполнения заданий. | |
1. Программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 6-9 классов. Сборник 1. Издательство Москва «Владос» 2000 г.
2. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида; Москва, изд. «Просвещение», 2011г.
3. Сухаревская Е. Ю., Занимательное естествознание. Жизнь на Земле: Учебно-методическое пособие для учителей. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2003 г.
4. Экологические сказки: Пособие для учителей 1-6 класс, сост. Г. А. Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2005г.
5. Лифанова Т. Ф., Дидактические игры на уроках естествознания.- Москва, 2001
6. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание.- Ростов-на Дону; Изд-во «Учитель», 2003 г.
7. Зайцев Г. К. Твое здоровье: Укрепление организма; Детство-пресс, 1999.
8. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»; М.: ВАКО, 2004.
9. Сайт ОС «Школа 2100» http://www.school2100.ru/uroki/elementary/
10. Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Привить интерес к обучению.
Развивать речь, формировать правильную артикуляцию и дикцию, слуховое восприятие и речевой слух.
Формировать у детей общеречевых навыков, развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение и пространственную ориентировку, а также развивать мелкие мышцы рук.
Развивать зрительное восприятие.
Выполнять упражнения по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
Научить слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции, отвечать на вопросы.
овладеть несложными навыками самообслуживания, личной гигиены.
1. Оптимальный уровень (соответствует отметке «5»): - выполняет задания самостоятельно; - выполняет задания по образцу; - выполняет задания по подражанию; - выполняет задания по словесной инструкции.
2. Допустимый уровень (соответствует отметке «4», «3»): - выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи; - выполняет задания по образцу после предложенной помощи; - выполняет задания по подражанию после предложенной помощи; - выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи.
3. Недопустимый уровень (соответствует отметке «2»): - задания самостоятельно не выполняет, помощь не принимает; - задания по образцу не выполняет, помощь не принимает; - задания по подражанию не выполняет, помощь не принимает; - задания по словесной инструкции не выполняет, помощь не принимает.