Рабочая программа по предмету "Человек" 9 класс "Особый ребёнок"
Рабочая программа по предмету "Человек" 9 класс "Особый ребёнок"
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Человек.» для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания образования программы «Человек» Н.А. Новоселовой, А.А. Шлыковой из сборника «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» и требований к уровню подготовки обучающихся с умеренной умственной отсталостью в 9 классе и регионального компонента.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:
1. Закон «Об образовании» в РФ № 273 от 30.12.2012г.
2. Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)
3. Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).
4. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984г., Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для V-IX классов под ред. В.В. Воронковой М., «Владос», 2000 год.5.
5. Закон «Об образовании» в Ростовской области от 22.10.2013г.
Цель: формирование общих представлений о человеке.
Задачами курса «Человек» являются:
1. Знакомство и расширение представлений о человеке.
2. Обогащение и уточнение словаря. Называние и характеристика строения человека.Активное участие в беседе.
3. Описание предметов с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям. Сравнение предметов и явлений между собой.
4. Использование в своей речи вновь усвоенных слов.
5.Воспитание чувств сопереживания природе, культуры и экологической культуры, любви к природе родного края и родного края.
6.Формирование элементарных знаний о профилактике заболеваний.
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Человек.» для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания образования программы «Человек» Н.А. Новоселовой, А.А. Шлыковой из сборника «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» и требований к уровню подготовки обучающихся с умеренной умственной отсталостью в 9 классе и регионального компонента.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:
1. Закон «Об образовании» в РФ № 273 от 30.12.2012г.
2. Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)
3. Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).
4. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984г., Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для V-IX классов под ред. В.В. Воронковой М., «Владос», 2000 год.5.
5. Закон «Об образовании» в Ростовской области от 22.10.2013г.
Цель: формирование общих представлений о человеке.
Задачами курса «Человек» являются:
1. Знакомство и расширение представлений о человеке.2. Обогащение и уточнение словаря. Называние и характеристика строения человека.Активное участие в беседе.
3. Описание предметов с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям. Сравнение предметов и явлений между собой.
4. Использование в своей речи вновь усвоенных слов.
5.Воспитание чувств сопереживания природе, культуры и экологической культуры, любви к природе родного края и родного края.
6.Формирование элементарных знаний о профилактике заболеваний.
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Человек.» для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания образования программы «Человек» Н.А. Новоселовой, А.А. Шлыковой из сборника «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» и требований к уровню подготовки обучающихся с умеренной умственной отсталостью в 9 классе и регионального компонента.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:
1. Закон «Об образовании» в РФ № 273 от 30.12.2012г.
2. Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)
3. Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).
4. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984г., Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для V-IX классов под ред. В.В. Воронковой М., «Владос», 2000 год.5.
5. Закон «Об образовании» в Ростовской области от 22.10.2013г.
Цель: формирование общих представлений о человеке.
Задачами курса «Человек» являются:
1. Знакомство и расширение представлений о человеке.
2. Обогащение и уточнение словаря. Называние и характеристика строения человека.Активное участие в беседе.
3. Описание предметов с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям. Сравнение предметов и явлений между собой.
4. Использование в своей речи вновь усвоенных слов.
5.Воспитание чувств сопереживания природе, культуры и экологической культуры, любви к природе родного края и родного края.
6.Формирование элементарных знаний о профилактике заболеваний.
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Человек.» для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания образования программы «Человек» Н.А. Новоселовой, А.А. Шлыковой из сборника «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» и требований к уровню подготовки обучающихся с умеренной умственной отсталостью в 9 классе и регионального компонента.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:
1. Закон «Об образовании» в РФ № 273 от 30.12.2012г.
2. Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)
3. Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).
4. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984г., Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для V-IX классов под ред. В.В. Воронковой М., «Владос», 2000 год.5.
5. Закон «Об образовании» в Ростовской области от 22.10.2013г.
Цель: формирование общих представлений о человеке.
Задачами курса «Человек» являются:
1. Знакомство и расширение представлений о человеке.
2. Обогащение и уточнение словаря. Называние и характеристика строения человека.Активное участие в беседе.
3. Описание предметов с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям. Сравнение предметов и явлений между собой.
4. Использование в своей речи вновь усвоенных слов.
5.Воспитание чувств сопереживания природе, культуры и экологической культуры, любви к природе родного края и родного края.
6.Формирование элементарных знаний о профилактике заболеваний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Человек" 9 класс "Особый ребёнок"»
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Человек.» для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания образования программы «Человек» Н.А. Новоселовой, А.А. Шлыковой из сборника «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» и требований к уровню подготовки обучающихся с умеренной умственной отсталостью в 9 классе и регионального компонента.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа:
1. Закон «Об образовании» в РФ № 273 от 30.12.2012г.
2. Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)
3. Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).
4. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР, Москва 1984г., Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для V-IX классов под ред. В.В. Воронковой М., «Владос», 2000 год.5.
5. Закон «Об образовании» в Ростовской области от 22.10.2013г.
Цель: формирование общих представлений о человеке.
Задачами курса «Человек» являются:
1. Знакомство и расширение представлений о человеке.
2. Обогащение и уточнение словаря. Называние и характеристика строения человека .Активное участие в беседе.
3. Описание предметов с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям. Сравнение предметов и явлений между собой.
4. Использование в своей речи вновь усвоенных слов.
5.Воспитание чувств сопереживания природе, культуры и экологической культуры, любви к природе родного края и родного края.
6.Формирование элементарных знаний о профилактике заболеваний.
Применение педагогических технологий:
1.Коррекционно-развивающего занятия.
2.Традиционного обучения.
3.Поэтапного формирования умственных действий.
Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
- включение обучающихся в домашний, хозяйственный, труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Общая характеристика предмета
Содержание и методы работы на уроке «Человек» стимулируют к познавательной деятельности ребенка к получению знаний о себе, об организме человека и охране своего собственного здоровья.
Изучение предметов построено по концентрическому принципу. Это позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями. Последовательность изучения тем может варьироваться учителем самостоятельно. Знания и умения, полученные на этих уроках, необходимо использовать на уроках чтения, математики, ИЗО, а также в повседневной жизни.
Предмет «Человек» вводится после курса развития речи и являются средством формирования естествоведческих знаний, развития понятийного мышления на материале сведений о живой природе. Наблюдения, практические работы развивают речь, наблюдательность, внимание, память, мышление учащихся. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, побуждают интерес, стимулируют познавательную деятельность ребенка, способствуют развитию личности школьника.
Целью обучения данному предмету является освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания с частичной помощью учителя, а затем и самостоятельно, культурно-гигиенические навыки, выполняемые вместе с педагогом, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности жизнедеятельности.
В основу уроков по предмету положен комплексный подход, который предполагает:
ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;
организацию предметно-развивающей среды для обучения учащихся правилам здоровье сбережения и безопасности;
развитие мотивационно- потребностной сферы учащихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности;
формирование способности учеников к моделированию и символизации в действиях с игровыми аналогами настоящих предметов, предметами-заместителями, картинками и пиктограммами в обучающих предметно-практических упражнениях, игровых упражнениях и играх;
В ходе обучающих уроков-занятий, организуемых в форме совместной деятельности учителя и учащихся, включающих практические и игровые упражнения, развиваются и закрепляются:
умения и навыки называть своё имя, говорить о себе от первого лица;
способности выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя невербальные и вербальные средства общения;
интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, физические потребности), представления о физических возможностях других людей (сверстника и взрослого) и признаках здоровья человека;
представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, в доступном учащемуся предметном мире, о назначении предметов, правилах их безопасного использования;
положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процедур, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные вещи, аккуратно сложенные учебные предметы, одежда и т.д.);
умение элементарно описывать своё самочувствие, способность привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания;
желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья;
устойчивый интерес к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения, к развитию своей самостоятельности.
Исходя из особенностей развития мыслительной деятельности учащихся, их индивидуально-типологических характеристик, учитель на уроках
воспитывает (тренирует) у них состояние физической, психической и социальной защищённости. Это является основой социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с умеренной умственной отсталостью. Учащиеся в доступной форме получают представления о том, что безопасность окружающего мира – необходимое условие существования каждого человека, взрослого и ребёнка.
В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся формируются:
основы безопасности собственной жизнедеятельности: представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях;
навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям.
Наряду с формированием представлений о собственной безопасности учащимся в доступной форме раскрываются основы безопасности окружающего мира природы.
Важным аспектом формирования представлений о сохранении здоровья является обучение учащихся правилам поведения в ситуациях дорожного движения, в экстремальных ситуациях при возникновении пожара. Учащиеся знакомятся с различными общеупотребительными знаками пожарной безопасности, дорожного движения, предупреждающими и информационными знаками.
Учебно-методический комплект:
Конспекты. Учебник: Никишов А. И., Теремов А. В. Естествознание, - М.: Просвещение, 1991.
Содержание программы.
Человек.9 класс (34 ч.)
Я – человек. Мои имя, фамилия, возраст, пол.
Внешний облик человека. Лицо человека, выражение лица.
Органы чувств, гигиенический уход за глазами, ушами, носом.
Профилактика травматизма и профилактика заболеваний органов чувств человека.
Строение ротовой полости: губы, зубы, язык, твердое и мягкое небо. Уход за зубами, профилактика кариеса и пародонтоза.
Осанка человека. Роль физических упражнений в формировании правильной осанки.
Кожа. Гигиенический уход за кожей. Повреждение кожи: порез, ожог. Первая помощь при порезах и ожогах. Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями.
Болезнь, здоровье. Профилактика заболеваний – закаливание, физкультура, режим дня. Питание, профилактика пищевых отравлений.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема раздела
Кол.час
Дата
Самостоятельная подготовка.
Кол-во часов.
Коррекционно -
развивающие задачи
1-2
Я – человек.
2
1.09
Совершенствовать умение делать простейшие умозаключения, логические выводы .
Развивать наблюдательность, эмоциональное отношение к объектам окружающего мира.
Коррекция познавательной деятельности путём анализа, синтеза сравнения, классификации, умозаключения.
3-4
Мои имя, фамилия, возраст, пол.
2
4.09
5-6
Внешний облик человека.
2
8.09
7-8
Лицо человека, выражение лица.
2
11.09
9-10
Органы чувств.
2
15.09
11-12
Органы зрения. Строение.
2
18,22.09
Знать способы выполнения основных упражнений, их функции.
13-14
Охрана органов зрения.
2
15-16
Профилактика заболеваний органов зрения человека.
2
25,29.09
Рассказать об органах чувств, их строение, выполнять гигиенические нормы.
17-18
Гигиенический уход за глазами.
2
19-20
Строение ротовой полости: губы, зубы, язык, твердое и мягкое небо.
2
2,6.10
21-22
Уход за зубами
2
23-24
Профилактика кариеса и пародонтоза.
2
25-26
Органы слуха. Строение.
2
16,20.10
27-28
Охрана органов слуха.
2
Болезни, виды болезней, симптомы простудных заболеваний. Лекарственные препараты для лечения простуды. Аптека, работники аптеки.
29-30
Гигиенический уход за ушами.
2
23,27.10
Рассказать об органах чувств, их строение, выполнять гигиенические нормы.
31-32
Профилактика заболеваний органов слуха человека.
2
Рассказать об органах чувств, их строение, выполнять гигиенические нормы.
33-34
Органы вкуса. Значение.
2
35-36
Органы обоняния. Значение.
2
30.10,10.11
Болезни, виды болезней, симптомы простудных заболеваний.
37-38
Охрана органов обоняния.
2
39-40
Гигиенический уход за носом.
2
соблюдать гигиенические нормы по чистоте
41-42
Органы осязания.Зачем человеку кожа
2
13,17.11
Рассказать о строении ,о значении кожного покрова, выполнять гигиенические нормы.
43-44
Кожа. Гигиенический уход за кожей.
2
соблюдать гигиенические нормы по чистоте
45-46
Повреждение кожи: порез, ожог.
2
47-48
Первая помощь при порезах и ожогах
2
20,24.11
Коррекция познавательной деятельности путём анализа, синтеза сравнения, классификации, умозаключения.
49-50
Волосы и ногти.
2
Средства ухода за волосами.
- Основные правила по уходу за волосами.
51-52
Уход за волосами и ногтями.
2
8,11.12
53-54
Осанка человека.
2
15.12
55-56
Роль физических упражнений в формировании правильной осанки.
2
18.12
Развитие общей и мелкой моторики, координации движений при выполнении практических работ. Формирование навыков, способствующих сохранению здоровья, путем соблюдения правил техники безопасности.
57-58
Питание, профилактика пищевых отравлений.
2
22,25.12
Рассказать об органах системы пищеварения, их строение, выполнять гигиенические нормы.
59-60
Как следует питаться.
2
29.12,12.01
Знания о продуктах питания, правилах поведения за столом и работы с плитой.
61-62
Здоровая пища для всей семьи.
2
15.01
Понятие о здоровом питании, пользе сырых овощей, ягод и фруктов.
63-64
Как сделать сон полезным.
2
19.01
65-66
Болезнь, здоровье.
2
22,26.01
67-68
Профилактика заболеваний – закаливание, физкультура, режим дня.
2
29.01,2.02
69
Режим дня.
2
5,9.02
70
Закаливание.
2
12.02
Правила закаливания.
68
34
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список литературы.
1. Вестник регионального образования. Официальное справочно-информационное методическое издание Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. № 1, 2002.
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
3. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). – М., 1999.
4. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями . –М., 1996.
5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2000.- 124 с.
6. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.-М., 1990.
7. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М., 1988.
8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми . // Дефектология, № 1.-1984.
9. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Новые учеб. программы и методические материалы. - Книга 1, книга 2. Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
10. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. – М., 1983.
11. Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида подготовительный и I-IV классы.- М.: Просвещение, 2001.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Привить интерес к обучению.
Развивать речь, формировать правильную артикуляцию и дикцию, слуховое восприятие и речевой слух.
Формировать у детей общеречевых навыков, развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение и пространственную ориентировку, а также развивать мелкие мышцы рук.
Развивать зрительное восприятие.
Коммуникативные результаты:
Выполнять упражнения по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
Научить слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции, отвечать на вопросы.
Предметные результаты:
Учащиеся должны овладеть:
необходимыми для жизни навыками социального поведения и общения с окружающими;
уметь ориентироваться в окружающей действительности;
соблюдать общепринятые нормы поведения;
владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;
овладеть несложными навыками самообслуживания, личной гигиены.
Результативность освоения учащимися содержания программы оценивается не столько по приобретаемым детьми вербальным знаниям, сколько по усвоению, овладению ими приёмами элементарной мыслительной и двигательной деятельности. Основное внимание при этом обращается на доступную степень активности, возможную самостоятельность учащихся в ситуациях, моделирующих возникновение пожара, на правильность обращения с пожароопасными предметами, на знание правил дорожного движения, правил обращения с травмоопасными предметами, ядовитыми растениями и плодами и их выполнение.
На уроках учащиеся учатся применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире:
невербальные и вербальные средства общения, необходимые для самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур (сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений);
предметы и материалы, необходимые для становления и развития навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежда, посуда) с использованием специальных символов (картинки, пиктограммы), с которыми дети многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях;
навыки и умения по уходу за своими вещами, игрушками, учебными вещами и т.п.;
алгоритм действия, который даётся учащимся поэтапно и с помощью наглядных схем (мнемотаблицы, алгоритмические предписания в виде пиктограмм и т.п.);
наиболее употребляемые знаковые системы (светофор, цвет специального автомобиля, предупреждающие, запрещающие, информационные и другие знаки, регулирующие поведение людей в общественных местах и в природе);
правила поведения в различных экстремальных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в природе;
информационно-бытовые знания, обеспечивающие им комфортное проживание.
В процессе изучения тематических групп по предмету учащиеся должны:
уточнить и закрепить понятийный аппарат (название предметов, действий с ними);
чётко представлять последовательность операций с бытовыми предметами, при этом знать правила безопасности;
уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях;
освоить модели межличностного общения, необходимые в жизни.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по предметам:
1. Оптимальный уровень (соответствует отметке «5»): - выполняет задания самостоятельно; - выполняет задания по образцу; - выполняет задания по подражанию; - выполняет задания по словесной инструкции.
2. Допустимый уровень (соответствует отметке «4», «3»): - выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи; - выполняет задания по образцу после предложенной помощи; - выполняет задания по подражанию после предложенной помощи; - выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи.
3. Недопустимый уровень (соответствует отметке «2»): - задания самостоятельно не выполняет, помощь не принимает; - задания по образцу не выполняет, помощь не принимает; - задания по подражанию не выполняет, помощь не принимает; - задания по словесной инструкции не выполняет, помощь не принимает.