Рабочая программа по письму 9 класс "Особый ребёнок"
Рабочая программа по письму 9 класс "Особый ребёнок"
Пояснительная записка
Рабочая программа по письму разработана на основе «Программы обучения УО детей» Москва (составитель – НИИ дефектологии) с дополнением регионального и валеологического компонента. Региональный и валеологический компонент отражен в содержании заданий. Особое внимание обращено на коррекцию для исправления недостатков общего и речевого развития.
В данной программе использованы:
-Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
-Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.
-Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- 224 с.
Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных /коррекционных/ школ VIII вида.
Цель: овладение элементарными способами звукобуквенного анализа слов, умение правильно писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.
Основные задачи:
выработать элементарные навыки грамотного письма;
повысить уровень общего и речевого развития;
научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа по письму рассчитана на 68часов в год (2 часа в неделю).
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Звуки и буквы.
Дифференциация твердых и мягких согласных, артикуляторно сходных звуков (Р-Л).
Различение свистящих и шипящих (с-ш, з-ж, с-з, ш-ж).
Слово.
Различение основных категорий частей речи (названия предметов, названия действий предметов) по вопросам, правильное употребление их.
Предлоги (над, под, от, до).
Закрепление написания имен собственных и предлогов.
Раздельное написание предлогов со словами, обозначающими предметы.
Предложение.
Упражнения в составлении предложений по вопросам учителя, по картинке и опорным словам. Работа с деформированными предложениями, распространение предложений по вопросам. Запись их.
Списывание с классной доски и книги письменных и печатных текстов, инструкций по труду.
Проведение зрительных и слуховых диктантов.
Написание по образцу заявления.
Умение заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя).
Учащие могут уметь:
различать основных категорий частей речи
списывать с классной доски и книги письменные и печатные тексты, инструкции по труду
написать по образцу заявление
заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя)
Учащиеся могут знать:
написание имен собственных и предлогов
раздельное написание предлогов со словами, обозначающими предметы
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Тема урока
Дата по
плану
Кол
час
Самостоятельная подготовка.
Количество часов.
Коррекционно- развивающие задачи
Звуки и буквы
Развитие зрительной памяти.
Развитие наглядно – действенного мышления.
Развитие слухового внимания.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие зрительной памяти.
Развитие наглядно – действенного мышления.
Развитие слухового внимания.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие зрительной памяти.
Развитие наглядно – действенного мышления.
Развитие слухового внимания.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие зрительной памяти.
Развитие наглядно – действенного мышления.
Развитие слухового внимания.
Развитие фонематического восприятия.
1-2
Повторение гласных и согласных звуков.
6 - 8.09
2
Запись строчных букв( 2ч)
3-4
Различие гласных и согласных звуков.
13-15.09
2
Выделение в словах гласных (2ч)
5-6
Звонкие согласные.
20-22.09
2
Выделение в словах звонких согласных (2ч)
7-8
Глухие согласные.
27-29.09
2
Выделение в словах глухих согласных(2ч)
9
Слова с сочетаниями жи-ши.
4.10
1
Выделение в словах сочетаний жи-ши (1ч)
10
Слова с сочетанием ча.
6.10
1
Выделение в словах сочетания ча (1ч)
11
Слова с сочетаниями ча-ща.
11.10
1
Выделение в словах сочетаний ча-ща (1ч)
12
Слова с сочетанием чу
13.10
1
Выделение в словах сочетаний чу (1)
13
Слова с сочетанием щу
18.10
1
Выделение в словах сочетаний чу-щу (1ч)
14
Различие артикуляторно сходных звуков
20.10
1
Выделение в словах сочетаний чу-щу (1ч)
15-16
Твёрдые и мягкие согласные при обозначении мягкости буквой е.
25-27.10
2
Выделение в словах мягких согласных, обозначенных гласной е. (2ч)
17-18
Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой ё.
8-10.11
2
Выделение в словах мягких согласных, обозначенных гласной ё. (2ч)
19-20
Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой и.
15-17.11
2
Выделение в словах согласных, обозначенных гласной и. (2ч)
21-22
Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой ю.
22.-24.11
2
Выделение в словах согласных, обозначенных гласной ю (2ч).
23-24
Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой я.
29.11
1.12
2
Выделение в словах мягких согласных, обозначенных гласной я. (2ч)
25-26
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
6-8.12
2
Выделение в словах мягких согласных, обозначенных буквой ь (2ч)
27-28
Буква ь для обозначения мягкости в середине слова.
13-15.12
2
Выделение в словах согласных обозначенных буквой ь (2ч).
Слово
29-30
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов.
20-22.12
2
Выделение слов, обозначающих названия предметов.(2ч)
31-32
Изучение слов, обозначающих действия предмета.
27.12
12.01
2
Выделение слов, обозначающих названия действия предметов.(2ч)
33-34
Слова, обозначающие названия действия предметов
17-19.01
2
Выделение слов, обозначающих названия действия предметов.(2ч)
35-36
Называние действий предметов по вопросам: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?
24-26.01
2
Выделение слов, обозначающих действия предметов.(2ч)
37-38
Выделение слов, обозначающих названия действия предметов.(с помощью учителя).
31.01
2.02
2
Выделение слов, обозначающих названия действия предметов.(2ч)
39-40
Предлоги (у, за)
7-9.02
2
Выделение предлогов(2ч)
41-42
Умение находить предлоги в предложении.
14-16.02
2
Выделение предлогов(2ч)
43-44
Раздельное написание предлогов со словами.
21-28.02
2
Выделение предлогов(2ч)
Предложение
45-46
Упражнения в составлении предложений.
2-7.03
2
Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)
47-48
Составление предложений по картинке.
9-14.03
2
Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)
49-50
Составление предложений по опорным словам.
16-21.03
2
Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)
51-52
Установление связи между словами в предложении по вопросам: КТО ЭТО?
23.03
4.04
2
Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)
53-54
Установление связи между словами в предложении по вопросам: ЧТО ЭТО?
6-11.04
2
Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)
55-56
Установление связи между словами в предложении по вопросам: ЧТО ДЕЛАЕТ?
13-18.04
2
Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)
57-58
Списывание письменных текстов.
20-25.04
2
Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)
59-60
Списывание печатных текстов.
27.04
2.05
2
Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)
61
Списывание печатных текстов с учебника.
4.05
2
Списывание печатных текстов с учебника. (1ч)
62
Умение вставить в предложение пропущенные слова.
11.05
2
Списывание печатных текстов с учебника. (1ч)
63
Составление предложений из слов, данных в разбивку (с помощью учителя).
16.05
1
Списывание печатных текстов с учебника. (1ч)
64
Заполнение дневника
18.05
1
Заполнение дневника(1ч)
65
Заполнение адреса на конверте.
23.05
1
Заполнение адреса на конверте(1ч)
66
Заполнение поздравительной открытки
25.05
1
Заполнение поздравительной открытки (1ч)
67
Списывание письменных инструкций по труду.
30.05
1
Списывание письменных инструкций по труду (1ч)
68
Списывание печатных инструкций по труду.
1.06
1
Списывание письменных инструкций по труду (1ч)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по письму 9 класс "Особый ребёнок"»
Пояснительная записка
Рабочая программа пописьму разработана на основе «Программы обучения УО детей» Москва (составитель – НИИ дефектологии) с дополнением регионального и валеологического компонента. Региональный и валеологический компонент отражен в содержании заданий. Особое внимание обращено на коррекцию для исправления недостатков общего и речевого развития.
В данной программе использованы:
-Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
--Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.
-Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 .- 224 с.
Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных /коррекционных/ школ VIII вида.
Цель: овладение элементарными способами звукобуквенного анализа слов, умение правильно писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.
Основные задачи:
выработать элементарные навыки грамотного письма;
повысить уровень общего и речевого развития;
научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Основные коррекционно-развивающие задачи:
• развитие зрительного восприятия и узнавания;
• развитие пространственных представлений и ориентации;
• развитие основных мыслительных операций;
• развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
• коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Приоритетными направлениями коррекционной работы являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
- включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Общая характеристика предмета
Обучение письму и развитию речи связано с решением специфической задачи коррекционной школы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. В процессе обучения у обучающегося последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающийся приобретает начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающийся получает понятие о предложении, узнает, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой.
Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; девочка овладевает пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающийся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Задача учителя дать понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основных грамматических тем в последующем классе. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки. В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.
В начальных классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и т. д. Задача учителя формировать навыки связных устных и письменных высказываний.
Структура и содержаниерабочей программы по письму составлены с учетом особенностей познавательной деятельности УО детей. Они направлены на всестороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, помогают учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Принцип коррекционной направленности является ведущим. Содержание программы направлено на исправление недостатков общего, речевого, интеллектуального развития и нравственного воспитания умственно отсталых учащихся в процессе овладения каждым учебным предметом. При отборе учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут реализовать себя в обществе. Содержание программы предусматривает практическую направленность обучения.
Обучение письму носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил.
Обучение письму детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, требующую от учащихся усвоения только элементарных правил правописания.
Конечная цель обучения письму и чтению заключается в том, чтобы научить более способных детей списывать с печатного текста, писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать свое имя, фамилию, читать несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа по письму рассчитана на 68часов в год (2 часа в неделю).
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Звуки и буквы.
Дифференциация твердых и мягких согласных, артикуляторно сходных звуков (Р-Л)..
Различение свистящих и шипящих (с-ш, з-ж, с-з, ш-ж).
Слово.
Различение основных категорий частей речи (названия предметов, названия действий предметов) по вопросам, правильное употребление их.
Предлоги (над, под, от, до).
Закрепление написания имен собственных и предлогов.
Раздельное написание предлогов со словами, обозначающими предметы.
Предложение.
Упражнения в составлении предложений по вопросам учителя, по картинке и опорным словам. Работа с деформированными предложениями, распространение предложений по вопросам. Запись их.
Списывание с классной доски и книги письменных и печатных текстов, инструкций по труду.
Проведение зрительных и слуховых диктантов.
Написание по образцу заявления.
Умение заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя).
Учащие могут уметь:
различать основных категорий частей речи
списывать с классной доски и книги письменные и печатные тексты, инструкции по труду
написать по образцу заявление
заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя)
Учащиеся могут знать:
написание имен собственных и предлогов
раздельное написание предлогов со словами, обозначающими предметы
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, индивидуальная работа, работа в паре с учителем.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Методы и приемы технологий обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные.
Основными видами деятельности обучающегося по предмету являются:
• составление предложений
• правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. ;
• написания предлогов с другими словами;
• составление и запись предложений по сюжетной картинке;
• работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Тема урока
Дата по
плану
Кол
час
Самостоятельная подготовка.
Количество часов.
Коррекционно- развивающие задачи
Звуки и буквы
Развитие зрительной памяти.
Развитие наглядно – действенного мышления.
Развитие слухового внимания.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие зрительной памяти.
Развитие наглядно – действенного мышления.
Развитие слухового внимания.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие зрительной памяти.
Развитие наглядно – действенного мышления.
Развитие слухового внимания.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие зрительной памяти.
Развитие наглядно – действенного мышления.
Развитие слухового внимания.
Развитие фонематического восприятия.
1-2
Повторение гласных и согласных звуков.
6 - 8.09
2
Запись строчных букв( 2ч)
3-4
Различие гласных и согласных звуков.
13-15.09
2
Выделение в словах гласных (2ч)
5-6
Звонкие согласные.
20-22.09
2
Выделение в словах звонких согласных (2ч)
7-8
Глухие согласные.
27-29.09
2
Выделение в словах глухих согласных(2ч)
9
Слова с сочетаниями жи-ши.
4.10
1
Выделение в словах сочетаний жи-ши (1ч)
10
Слова с сочетанием ча.
6.10
1
Выделение в словах сочетания ча (1ч)
11
Слова с сочетаниями ча-ща.
11.10
1
Выделение в словах сочетаний ча-ща (1ч)
12
Слова с сочетанием чу
13.10
1
Выделение в словах сочетаний чу (1)
13
Слова с сочетанием щу
18.10
1
Выделение в словах сочетаний чу-щу (1ч)
14
Различие артикуляторно сходных звуков
20.10
1
Выделение в словах сочетаний чу-щу (1ч)
15-16
Твёрдые и мягкие согласные при обозначении мягкости буквой е.
25-27.10
2
Выделение в словах мягких согласных, обозначенных гласной е. (2ч)
17-18
Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой ё.
8-10.11
2
Выделение в словах мягких согласных, обозначенных гласной ё. (2ч)
19-20
Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой и.
15-17.11
2
Выделение в словах согласных, обозначенных гласной и. (2ч)
21-22
Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой ю.
22.-24.11
2
Выделение в словах согласных, обозначенных гласной ю (2ч).
23-24
Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой я.
29.11
1.12
2
Выделение в словах мягких согласных, обозначенных гласной я. (2ч)
25-26
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
6-8.12
2
Выделение в словах мягких согласных, обозначенных буквой ь (2ч)
27-28
Буква ь для обозначения мягкости в середине слова.
13-15.12
2
Выделение в словах согласных обозначенных буквой ь (2ч).
Слово
29-30
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов.
20-22.12
2
Выделение слов, обозначающих названия предметов.(2ч)
31-32
Изучение слов, обозначающих действия предмета.
27.12
12.01
2
Выделение слов, обозначающих названия действия предметов.(2ч)
33-34
Слова, обозначающие названия действия предметов
17-19.01
2
Выделение слов, обозначающих названия действия предметов.(2ч)
35-36
Называние действий предметов по вопросам: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?
24-26.01
2
Выделение слов, обозначающих действия предметов.(2ч)
37-38
Выделение слов, обозначающих названия действия предметов.(с помощью учителя).
31.01
2.02
2
Выделение слов, обозначающих названия действия предметов.(2ч)
39-40
Предлоги (у, за)
7-9.02
2
Выделение предлогов(2ч)
41-42
Умение находить предлоги в предложении.
14-16.02
2
Выделение предлогов(2ч)
43-44
Раздельное написание предлогов со словами.
21-28.02
2
Выделение предлогов(2ч)
Предложение
45-46
Упражнения в составлении предложений.
2-7.03
2
Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)
47-48
Составление предложений по картинке.
9-14.03
2
Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)
49-50
Составление предложений по опорным словам.
16-21.03
2
Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)
51-52
Установление связи между словами в предложении по вопросам: КТО ЭТО?
23.03
4.04
2
Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)
53-54
Установление связи между словами в предложении по вопросам: ЧТО ЭТО?
6-11.04
2
Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)
55-56
Установление связи между словами в предложении по вопросам: ЧТО ДЕЛАЕТ?
13-18.04
2
Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)
57-58
Списывание письменных текстов .
20-25.04
2
Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)
59-60
Списывание печатных текстов.
27.04
2.05
2
Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)
61
Списывание печатных текстов с учебника.
4.05
2
Списывание печатных текстов с учебника. (1ч)
62
Умение вставить в предложение пропущенные слова.
11.05
2
Списывание печатных текстов с учебника. (1ч)
63
Составление предложений из слов, данных в разбивку (с помощью учителя).
16.05
1
Списывание печатных текстов с учебника. (1ч)
64
Заполнение дневника
18.05
1
Заполнение дневника(1ч)
65
Заполнение адреса на конверте.
23.05
1
Заполнение адреса на конверте(1ч)
66
Заполнение поздравительной открытки
25.05
1
Заполнение поздравительной открытки (1ч)
67
Списывание письменных инструкций по труду.
30.05
1
Списывание письменных инструкций по труду (1ч)
68
Списывание печатных инструкций по труду.
1.06
1
Списывание письменных инструкций по труду (1ч)
Учебно-методическая литература.
Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 5-9классах вспомогательной школы ». – М., 2008.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010.
Список литературы:
«Методика преподавания русского языка в специальной коррекционной школе VIII вида» Н.Г Галунчикова Москва: ВЛАДОС 1999г.
Развивать речь, формировать правильную артикуляцию и дикцию, слуховое восприятие и речевой слух.
Формировать у детей общеречевых навыков, развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение и пространственную ориентировку, а также развивать мелкие мышцы рук.
Развивать зрительное восприятие.
Коммуникативные результаты:
Выполнять упражнения по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
Научить слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции, отвечать на вопросы.
Предметные результаты:
Овладеть элементарными навыками письма.
Познакомиться с понятиями слово, часть слова (слог), звук.
Научиться составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Писать простые слова, предложения.
Требования к оцениванию.
Оцениваниеобучающихся осуществляется на основе индивидуально-дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей ребенка, согласно основных требований к знаниям и умениям обучающихся.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по предметам:
1. Оптимальный уровень (соответствует отметке «5»): - выполняет задания самостоятельно; - выполняет задания по образцу; - выполняет задания по подражанию; - выполняет задания по словесной инструкции.
2. Допустимый уровень (соответствует отметке «4», «3»): - выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи; - выполняет задания по образцу после предложенной помощи; - выполняет задания по подражанию после предложенной помощи; - выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи.
3. Недопустимый уровень (соответствует отметке «2»): - задания самостоятельно не выполняет, помощь не принимает; - задания по образцу не выполняет, помощь не принимает; - задания по подражанию не выполняет, помощь не принимает; - задания по словесной инструкции не выполняет, помощь не принимает.
Требования к уровню подготовки выпускников школы.
Учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к концу обучения в школе должны овладеть:
необходимыми для жизни навыками социального поведения и общения с окружающими;
уметь ориентироваться в окружающей действительности;
соблюдать общепринятые нормы поведения;
владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;
овладеть несложными навыками самообслуживания, личной гигиены, простейшими навыками ведения домашнего хозяйства.
Некоторые ученики могут овладеть несложными видами производительного труда.