Рабочая программа по предмету "Мир растений и животных" 8 класс "Особый ребёнок"
Рабочая программа по предмету "Мир растений и животных" 8 класс "Особый ребёнок"
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Мир растений» и «Мир животных» для 8 класса составлена на основе обязательного минимума содержания образования программы «Мир растений» » и «Мир животных» Н.А. Новоселовой, А.А. Шлыковой из сборника «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» и требований к уровню подготовки обучающихся с умеренной умственной отсталостью в 8 классе и регионального компонента.
Цель: формирование общих представлений о растительном мире нашей планеты.
Задачами курса «Мир растений» и «Мир животных»являются:
1. Знакомство и расширение представлений о мире растений и животных.
2. Обогащение и уточнение словаря. Называние и характеристика растений и животных по их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация предметов. Активное участие в беседе.
3. Описание предметов с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям. Сравнение предметов и явлений между собой.
4. Использование в своей речи вновь усвоенных слов.
5.Воспитание чувств сопереживания природе, культуры и экологической культуры, любви к природе родного края и родного края.
6.Формирование элементарных знаний о природе Земли.
Применение педагогических технологий:
1.Коррекционно-развивающего занятия.
2.Традиционного обучения.
3.Поэтапного формирования умственных действий.
Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
- включение обучающихся в домашний, хозяйственный, труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Общая характеристика предмета
Предметы «Мир животных» и «Мир растений» вводятся после курса развития речи и являются средством формирования естествоведческих знаний, развития понятийного мышления на материале сведений о живой природе. Знакомство с миром растений и животных дети получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Они ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и занятиями людей. Наблюдают их зависимость от местных условий. Учащимися ведутся ежедневные наблюдения за погодой (температура, облачность, осадки, сила и направление ветра); за сезонными изменениями в природе (продолжительность дня, температура, высота солнца над горизонтом). Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают речь, наблюдательность, внимание, память, мышление учащихся. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, побуждают интерес, стимулируют познавательную деятельность ребенка, способствуют развитию личности школьника.
Содержание и методы работы на уроке «Человек» стимулируют к познавательной деятельности ребенка к получению знаний о себе, об организме человека и охране своего собственного здоровья.
Изучение предметов построено по концентрическому принципу. Это позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями. Последовательность изучения тем может варьироваться учителем самостоятельно. Знания и умения, полученные на этих уроках, необходимо использовать на уроках чтения, математики, ИЗО, а также в повседневной жизни.
Учебно-методический комплект:
Конспекты. Учебник: Никишов А. И., Теремов А. В. Естествознание, - М.: Просвещение, 1991.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Мир растений и животных" 8 класс "Особый ребёнок"»
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Мир растений» и «Мир животных» для 8 класса составлена на основе обязательного минимума содержания образования программы «Мир растений» » и «Мир животных» Н.А. Новоселовой, А.А. Шлыковой из сборника «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» и требований к уровню подготовки обучающихся с умеренной умственной отсталостью в 8 классе и регионального компонента.
Цель: формирование общих представлений о растительном мире нашей планеты.
Задачами курса «Мир растений» и «Мир животных»являются:
1. Знакомство и расширение представлений о мире растений и животных.
2. Обогащение и уточнение словаря. Называние и характеристика растений и животных по их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация предметов. Активное участие в беседе.
3. Описание предметов с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям. Сравнение предметов и явлений между собой.
4. Использование в своей речи вновь усвоенных слов.
5.Воспитание чувств сопереживания природе, культуры и экологической культуры, любви к природе родного края и родного края.
6.Формирование элементарных знаний о природе Земли.
Применение педагогических технологий:
1.Коррекционно-развивающего занятия.
2.Традиционного обучения.
3.Поэтапного формирования умственных действий.
Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
- включение обучающихся в домашний, хозяйственный, труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Общая характеристика предмета
Предметы «Мир животных» и «Мир растений» вводятся после курса развития речи и являются средством формирования естествоведческих знаний, развития понятийного мышления на материале сведений о живой природе. Знакомство с миром растений и животных дети получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Они ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и занятиями людей. Наблюдают их зависимость от местных условий. Учащимися ведутся ежедневные наблюдения за погодой (температура, облачность, осадки, сила и направление ветра); за сезонными изменениями в природе (продолжительность дня, температура, высота солнца над горизонтом). Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают речь, наблюдательность, внимание, память, мышление учащихся. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, побуждают интерес, стимулируют познавательную деятельность ребенка, способствуют развитию личности школьника.
Содержание и методы работы на уроке «Человек» стимулируют к познавательной деятельности ребенка к получению знаний о себе, об организме человека и охране своего собственного здоровья.
Изучение предметов построено по концентрическому принципу. Это позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями. Последовательность изучения тем может варьироваться учителем самостоятельно. Знания и умения, полученные на этих уроках, необходимо использовать на уроках чтения, математики, ИЗО, а также в повседневной жизни.
Учебно-методический комплект:
Конспекты. Учебник: Никишов А. И., Теремов А. В. Естествознание, - М.: Просвещение, 1991.
Содержание программы
Мир растений
8 класс (34 ч.)
Окружающий нас мир. Природа нашей местности, вокруг нас (пришкольный участок, сад, огород, лес, сквер, парк; почва; воздух, которым мы дышим; вода в природе, свойства воды, значение воды, осадки). Сезонные изменения в природе. Погода. Смена времен года.
Мир растений и его разнообразие (лиственные, хвойные деревья, кустарники, травы, цветковые растения, мхи, грибы, водоросли т.д.). Жизнь растений в различные времена года. Экскурсии в разное время года на одно и то же место. Наблюдение за изменениями в жизни растений. Наблюдение за растениями на прогулках, по дороге в школу и обратно.
Комнатные растения: бегония, кактус, герань, фиалка. Наблюдение и уход за ними. Органы растений: корень, стебель, лист, цветок, плод. Проращивание растений из семян, наблюдение за появлением корня, листьев и цветков.
Сравнение листьев по форме, цвету, величине. Наблюдение за набуханием почек в природе и на ветках, поставленных в воду.
Фрукты. Овощи. Ягоды. Сравнение их по цвету, размеру, форме, запаху, вкусу. Гигиенические требования употребления их в пищу.
Цветковые растения: полевые цветы и садовые цветы. Части цветковых растений, их сравнение, дифференциация. Уход за садовыми растениями.
Грибы съедобные и несъедобные, сравнение их по форме, размеру, цвету. Гигиенические требования употребления их в пищу.
Растения огорода: овощи (капуста, картофель, морковь и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп и др.). Друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, лягушки и др.). Враги (гусеницы, личинки насекомых, кроты, мыши).
Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес и др.).
Растения луга: клевер, колокольчик, ромашка, мятлик, тимофеевка и др.
Растения водоемов: водоросли, кувшинка, рогоз и др.
Растения леса: лиственные деревья, хвойные деревья, кустарники, травы, грибы. Растения сада: плодовые деревья, ягодные кустарники, декоративные растения (весенние: тюльпаны, нарциссы; летние: розы, гладиолусы, пионы; осенние: астры, хризантемы).
Практическая работа по уходу и выращиванию комнатных растений; участие в работах на пришкольном участке.
Экскурсии в парк, огород, поле, лес.
Мир животных
8 класс (34ч.)
Мир животных. Разнообразие животного мира (по способам питания и месту обитания).
Сезонные изменения в жизни животных.
Домашние животные (корова, лошадь, кошка, собака, домашние птицы, аквариумные рыбки и т.д.), детеныши животных, чем питаются, как за ними ухаживать.
Дикие животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, олень, лось). Сравнение диких и домашних животных, их классификация по способу питания (травоядные, хищные, всеядные).
Насекомые, части тела насекомых, сравнение их по форме, размеру, цвету.
Птицы. Домашние и дикие птицы. Водоплавающие, перелетные, зимующие. Сравнение и классификация насекомых и птиц. Обитатели леса (звери, птицы, насекомые).
Обитатели водоемов (рыбы, лягушки, жабы).
Друзья и вредители огородных растений.
Экскурсии в природу: наблюдение за животными в лесу, поле, болоте, водоеме и т.д.
Практическая работа по уходу за животными.
Человек.
IX класс (34 ч.)
Я – человек. Мои имя, фамилия, возраст, пол.
Внешний облик человека. Лицо человека, выражение лица.
Органы чувств, гигиенический уход за глазами, ушами, носом.
Профилактика травматизма и профилактика заболеваний органов чувств человека.
Строение ротовой полости: губы, зубы, язык, твердое и мягкое небо. Уход за зубами, профилактика кариеса и пародонтоза.
Осанка человека. Роль физических упражнений в формировании правильной осанки.
Кожа. Гигиенический уход за кожей. Повреждение кожи: порез, ожог. Первая помощь при порезах и ожогах. Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями.
Болезнь, здоровье. Профилактика заболеваний – закаливание, физкультура, режим дня. Питание, профилактика пищевых отравлений.
Темы разделов
Коррекционно –развивающие задачи
Сложности ,при изучении тем
I
Сезонные изменения в жизни животных.
Приобщение ребёнка к научным открытиям учёных.
Нарушение причинно-следственных связей
II
Основные отряды, виды животных.
Развивать образную, вербальную, аффективную память путём конкретной ориентации: запоминание, воспроизведение, узнавание и различие.
запоминание по этапам от простого к сложному
1.Многообразие видов. Одомашнивание.
формировать наблюдательность и эмоциональное отношение к окружающему миру.
недоразвитость мыслительных процессов и эмоциональной сферы
Рассказывать о погоде летом, жизни растений (0,5ч)
Совершенствовать умение делать простейшие умозаключения, логические выводы .
Развивать наблюдательность, эмоциональное отношение к объектам окружающего мира.
Коррекция познавательной деятельности путём анализа, синтеза сравнения, классификации, умозаключения.
2
Жизнь животных летом.
1
4.09
Рассказывать о жизни животных летом (0,5ч)
3
Экскурсия. Наблюдение за изменениями в жизни растений и животных.
1
8.09
Рассказывать о жизни растений и животных летом (0,5ч)
Природа нашей местности, вокруг нас.
4
Природа вокруг нас.
1
11.09
Рассказывать о природе вокруг нас (0,5ч)
5
Сад, огород.
1
15.09
Рассказывать о растениях сада, огорода (0,5ч)
6
Лес. Сквер, парк.
1
18,22.09
Рассказывать о растениях леса , парка. (0,5ч)
7
Почва.
1
Рассказывать о почве.(0,5ч)
8
Воздух, которым мы дышим.
1
25,29.09
Рассказывать о воздухе.(0,5ч)
9
Вода в природе. Свойства воды. Значение воды. Осадки.
1
Рассказывать о воде в природе. (0,5ч)
Мир домашних животных и его разнообразие
10
Домашние животные, детеныши животных, чем питаются, как за ними ухаживать: кошка, собака.
1
2,6.10
Рассказывать о домашних животных(0,5ч)
11
Домашние животные: лошадь, корова.
1
Рассказывать о домашних животных(0,5ч)
12
Домашние животные: свинья.
1
Рассказывать о домашних животных(0,5ч)
13
Домашние птицы: куры, гуси, утки.
1
16,20.10
Рассказывать о домашних животных(0,5ч)
14
Аквариумные рыбки. Практическая работа по уходу за домашними животными.
1
Рассказывать о домашних животных(0,5ч)
Мир диких животных и его разнообразие
15
Животные леса (травоядные): заяц, олень, лось).
1
23,27.10
Рассказывать о диких животных(0,5ч)
16
Животные леса (всеядные): еж, белка.
1
Рассказывать о диких животных(0,5ч)
17
Животные леса (хищные): лиса, волк.
1
Рассказывать о диких животных(0,5ч)
18
Перелётные птицы: ласточка, журавль.
1
30.10,10.11
Рассказывать о птицах(0,5ч)
19
Зимующие птицы: воробей, ворона.
1
Рассказывать о птицах (0,5ч)
20
Водоплавающие птицы.
1
Рассказывать о птицах (0,5ч)
21
Обитатели водоемов (рыбы, лягушки, жабы).
1
13,17.11
Рассказывать об обитателях водоемов(0,5ч)
22
Сравнение диких и домашних животных.
1
Рассказывать о диких животных(0,5ч)
23
Насекомые, части тела насекомых, сравнение их по форме, размеру, цвету.
1
Рассказывать о насекомых(0,5ч)
Сезонные изменения в природе осенью.
Развивать наблюдательность, эмоциональное отношение к объектам окружающего мира.
24
Погода осенью. Жизнь растений осенью.
1
20,24.11
Рассказывать о погоде осенью(0,5ч)
25
Жизнь животных осенью.
1
Рассказывать о жизни растений осенью (0,5ч)
26
Экскурсия. Наблюдение за изменениями в жизни растений и животных.
1
8,11.12
Рассказывать о жизни растений осенью (0,5ч)
Мир растений и его разнообразие
27
Растения и их части (деревья, кустарники, травы)
1
15.12
Рассказывать о растениях и их частях (деревья, кустарники, травы) (0,5ч)
28
Хвойные растения: сосна .
1
18.12
Рассказывать о хвойных растениях (сосне).
Развитие общей и мелкой моторики, координации движений при выполнении практических работ. Формирование навыков, способствующих сохранению здоровья, путем соблюдения правил техники безопасности.
29
Хвойные растения: ель.
1
22,25.12
Рассказывать о хвойных растениях (ель) (1ч)
30
Лиственные деревья. Особенности и отличия. (дуб, берёза, тополь)
1
29.12,12.01
Рассказывать о деревьях родного края. Особенности и отличия. (дуб, берёза, тополь) (1ч)
31
Кустарники декоративные и садовые(сирень, жасмин, малина).
1
15.01
Рассказывать о кустарниках декоративных и садовых(сирень, жасмин, малина). (0,5ч)
32
Травы.
1
19.01
Рассказывать о травах(0,5ч)
33
Цветковые растения: полевые и садовые цветы. Части цветковых растений
1
22,26.01
Рассказывать о цветковых растениях. (1ч)
34
Мхи.
1
29.01,2.02
Рассказывать о мхах(1ч)
35
Грибы съедобные и несъедобные, сравнение их по форме, размеру, цвету.
1
5,9.02
Рассказывать о грибах съедобных и ядовитых(1ч)
36
Водоросли.
1
12.02
Рассказывать о водорослях(0,5ч)
Сезонные изменения в природе зимой.
Коррекция познавательной деятельности путём анализа, синтеза сравнения, классификации, умозаключения.
37
Погода зимой.
1
16.02
Рассказывать о погоде зимой. (0,5ч)
38
Жизнь растений и животных зимой.
1
19.02
Рассказывать о жизни растений зимой. (0,5ч)
39
Экскурсия. Наблюдение за изменениями в жизни растений и животных.
1
23.02
Рассказывать о жизни растений зимой (0,5ч)
Комнатные растения.
40
Органы растения: корень, стебель, лист, цветок, плод.
1
26.02
Рассказывать об органах растений: корень, стебель, лист, цветок, плод. (0,5ч)
Формирование умения устанавливать простейшие взаимосвязи между строением и функцией отдельного органа растения,
41
Бегония. Наблюдение и уход за растением. Полив и рыхление почвы.
1
2.03
Рассказывать об уходе за растением. Полив и рыхление почвы. (0,5ч)
42
Кактус. Наблюдение и уход за растением.
1
5.03
Рассказывать об уходе за растением. Полив и рыхление почвы. (0,5ч)
43
Герань. Наблюдение и уход за растением.
1
9.03
Рассказывать об уходе за растением. Полив и рыхление почвы. (0,5ч)
44
Фиалка. Наблюдение и уход за растением.
1
12.03
Рассказывать об уходе за растением. Полив и рыхление почвы. (0,5ч)
45
Практическая работа по уходу и выращиванию комнатных растений
1
Рассказывать об уходе за растением. Полив и рыхление почвы. (0,5ч)
Фрукты. Овощи. Ягоды.
46
Фрукты. Гигиенические требования употребления их в пищу.
1
16.03
Рассказывать о фруктах. (0,5ч)
Развитие общей и мелкой моторики, координации движений при выполнении практических работ. Формирование навыков, способствующих сохранению здоровья, путем соблюдения правил техники безопасности.
47
Яблоня. Груша. Сравнение их по цвету, размеру, форме, запаху, вкусу
1
19.03
Рассказывать о яблоне, груше. Сравнение их по цвету, размеру, форме, запаху, вкусу (0,5ч)
48
Абрикос.
1
30.03
Рассказывать об абрикосе (0,5ч)
49
Вишня.
1
2.04
Рассказывать о вишне (0,5ч)
50
Фрукты. Сравнение их по цвету, размеру, форме, запаху, вкусу
1
6.04
Рассказывать о фруктах (0,5ч)
51
Ягоды. Малина. Сравнение их по цвету, размеру, форме, запаху, вкусу.
1
9.04
Рассказывать о ягодах, малине(0,5ч)
52
Картофель. Применение человеком
1
13.04
Рассказывать о картофеле (0,5ч)
53
Томат. Применение человеком
1
16.04
Рассказывать о томатах (0,5ч)
54
Горох. Фасоль. Применение человеком
1
20.04
Рассказывать о горохе, фасоли (0,5ч)
55
Лук. Чеснок. Применение человеком
1
23.04
Рассказывать о луке, чесноке (0,5ч)
56
Бахчевые. Арбуз. Применение человеком.
1
27.04
Рассказывать об арбузе (0,5ч)
Развивать наблюдательность, эмоциональное отношение к объектам окружающего мира.
Коррекция познавательной деятельности путём анализа, синтеза сравнения, классификации, умозаключения.
57
Растения леса: лиственные деревья, хвойные деревья, кустарники, травы, грибы.
1
Рассказывать о растениях и их частях (деревья, кустарники, травы) (0,5ч)
58
Растения сада: плодовые деревья, ягодные кустарники, декоративные растения
1
Рассказывать о растениях и их частях (деревья, кустарники, травы) (0,5ч)
59
Декоративные растения: весенние, летние, осенние.
1
Рассказывать о растениях и их частях (деревья, кустарники, травы) (0,5ч)
60
Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес и др.).
1
30.04
Рассказывать о растениях и их частях (0,5ч)
61
Растения луга: клевер, колокольчик, ромашка, мятлик, тимофеевка и др.
1
Рассказывать о растениях и их частях (0,5ч)
62
Растения водоемов: водоросли, кувшинка, рогоз и др.
1
Рассказывать о растениях и их частях (0,5ч)
63
Посев семян гороха для наблюдения за развитием всходов.
1
4,7.05
Наблюдения за развитием всходов. (1ч)
64
Растения .Обобщение.
1
Сезонные изменения в природе весной.
65
Весна. Сезонные изменения погоды .
1
11.05
Рассказывать о сезонных изменениях погоды (0,5ч)
66
Весна. Сезонные изменения в жизни растений и животных.
1
14.05
Рассказывать об изменения в жизни растений весной (0,5ч)
67
Экскурсия в огород.
1
68
Экскурсия в парк: наблюдение за весенним цветением деревьев и кустов родного края.
1
18.05
Рассказывать об изменения в жизни растений весной (0,5ч)
Итого:
68
34
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Печатные пособия :Грибы. Плоские фигуры. Цифры и счет. Транспорт. Одежда. Мое тело и пять чувств Детям о правилах дорожного движения. Многообразие животных. Кто это? Что это? Части растений. Многообразие растений
2.Демонстрационные таблицы
(Зимние гости. Зимующие птицы. Перелетные птицы. Части растений. Растения зимой и весной. Деревья, кустарники, травы, грибы. Живая и не живая природа. Лето. Весна. Зима.
Из наглядных средств используются натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих растений, коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, видеофильмы, раздаточный материал. Дополнительные пособия – карточки для проверки знаний, карточки-загадки с изображением объектов и явлений природы.
Список литературы.
1. Программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 6-9 классов. Сборник 1. Издательство Москва «Владос» 2000 г.
2. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида; Москва, изд. «Просвещение», 2011г.
3. Сухаревская Е. Ю., Занимательное естествознание. Жизнь на Земле: Учебно-методическое пособие для учителей. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2003 г.
4. Экологические сказки: Пособие для учителей 1-6 класс, сост. Г. А. Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2005г.
5. Лифанова Т. Ф., Дидактические игры на уроках естествознания.- Москва, 2001
6. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание.- Ростов-на Дону; Изд-во «Учитель», 2003 г.
7. Зайцев Г. К. Твое здоровье: Укрепление организма; Детство-пресс, 1999.
8. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»; М.: ВАКО, 2004.
10. Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Привить интерес к обучению.
Развивать речь, формировать правильную артикуляцию и дикцию, слуховое восприятие и речевой слух.
Формировать у детей общеречевых навыков, развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение и пространственную ориентировку, а также развивать мелкие мышцы рук.
Развивать зрительное восприятие.
Коммуникативные результаты:
Выполнять упражнения по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
Научить слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции, отвечать на вопросы.
Предметные результаты:
Учащиеся должны овладеть:
необходимыми для жизни навыками социального поведения и общения с окружающими;
уметь ориентироваться в окружающей действительности;
соблюдать общепринятые нормы поведения;
владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;
овладеть несложными навыками самообслуживания, личной гигиены
Список литературы.
1. Вестник регионального образования. Официальное справочно-информационное методическое издание Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. № 1, 2002.
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
3. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). – М., 1999.
4. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями . –М., 1996.
5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2000.- 124 с.
6. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.-М., 1990.
7. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М., 1988.
8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми . // Дефектология, № 1.-1984.
9. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Новые учеб. программы и методические материалы. - Книга 1, книга 2. Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
10. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. – М., 1983.
11. Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида подготовительный и I-IV классы.- М.: Просвещение, 2001.