Рабочая программа по письму 8 класс "Особый ребёнок"
Рабочая программа по письму 8 класс "Особый ребёнок"
Пояснительная записка
Рабочая программа пописьму разработана на основе «Программы обучения УО детей» Москва (составитель – НИИ дефектологии) с дополнением регионального и валеологического компонента. Региональный и валеологический компонент отражен в содержании заданий. Особое внимание обращено на коррекцию для исправления недостатков общего и речевого развития.
В данной программе использованы:
-Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
-Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
-Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.
-Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- 224 с.
Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных /коррекционных/ школ VIII вида.
Цель: овладение элементарными способами звукобуквенного анализа слов, умение правильно писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.
Основные задачи:
выработать элементарные навыки грамотного письма;
повысить уровень общего и речевого развития;
научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Основные коррекционно-развивающие задачи:
• развитие зрительного восприятия и узнавания;
• развитие пространственных представлений и ориентации;
• развитие основных мыслительных операций;
• развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
• коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Пояснительная записка
Рабочая программа пописьму разработана на основе «Программы обучения УО детей» Москва (составитель – НИИ дефектологии) с дополнением регионального и валеологического компонента. Региональный и валеологический компонент отражен в содержании заданий. Особое внимание обращено на коррекцию для исправления недостатков общего и речевого развития.
В данной программе использованы:
-Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
-Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
-Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.
-Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- 224 с.
Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных /коррекционных/ школ VIII вида.
Цель: овладение элементарными способами звукобуквенного анализа слов, умение правильно писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.
Основные задачи:
выработать элементарные навыки грамотного письма;
повысить уровень общего и речевого развития;
научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Основные коррекционно-развивающие задачи:
• развитие зрительного восприятия и узнавания;
• развитие пространственных представлений и ориентации;
• развитие основных мыслительных операций;
• развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по письму 8 класс "Особый ребёнок"»
Пояснительная записка
Рабочая программа пописьму разработана на основе «Программы обучения УО детей» Москва (составитель – НИИ дефектологии) с дополнением регионального и валеологического компонента. Региональный и валеологический компонент отражен в содержании заданий. Особое внимание обращено на коррекцию для исправления недостатков общего и речевого развития.
В данной программе использованы:
-Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
-Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
-Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.
-Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 .- 224 с.
Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для педагогических работников специальных /коррекционных/ школ VIII вида.
Цель: овладение элементарными способами звукобуквенного анализа слов, умение правильно писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.
Основные задачи:
выработать элементарные навыки грамотного письма;
повысить уровень общего и речевого развития;
научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Основные коррекционно-развивающие задачи:
• развитие зрительного восприятия и узнавания;
• развитие пространственных представлений и ориентации;
• развитие основных мыслительных операций;
• развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
• коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
- включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Общая характеристика предмета
Обучение письму и развитию речи связано с решением специфической задачи коррекционной школы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. В процессе обучения у обучающегося последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающийся приобретает начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающийся получает понятие о предложении, узнает, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой.
Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; девочка овладевает пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающийся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Задача учителя дать понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основных грамматических тем в последующем классе. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки. В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.
В начальных классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и т. д. Задача учителя формировать навыки связных устных и письменных высказываний.
Структура и содержаниерабочей программы по письму составлены с учетом особенностей познавательной деятельности УО детей. Они направлены на всестороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, помогают учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Принцип коррекционной направленности является ведущим. Содержание программы направлено на исправление недостатков общего, речевого, интеллектуального развития и нравственного воспитания умственно отсталых учащихся в процессе овладения каждым учебным предметом. При отборе учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут реализовать себя в обществе. Содержание программы предусматривает практическую направленность обучения.
Обучение письму носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил.
Обучение письму детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, требующую от учащихся усвоения только элементарных правил правописания.
Конечная цель обучения письму и чтению заключается в том, чтобы научить более способных детей списывать с печатного текста, писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать свое имя, фамилию, читать несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа по письму рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
Личностные ценности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Звуки и буквы.
Дифференциация твердых и мягких согласных, артикуляторно сходных звуков (Р-Л)..
Различение свистящих и шипящих (с-ш, з-ж, с-з, ш-ж).
Слово.
Различение основных категорий частей речи (названия предметов, названия действий предметов) по вопросам, правильное употребление их.
Предлоги (над, под, от, до).
Закрепление написания имен собственных и предлогов.
Раздельное написание предлогов со словами, обозначающими предметы.
Предложение.
Упражнения в составлении предложений по вопросам учителя, по картинке и опорным словам. Работа с деформированными предложениями, распространение предложений по вопросам. Запись их.
Списывание с классной доски и книги письменных и печатных текстов, инструкций по труду.
Проведение зрительных и слуховых диктантов.
Написание по образцу заявления.
Умение заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя).
Учащие могут уметь:
различать свистящие и шипящие
различать основных категорий частей речи
списывать с классной доски и книги письменные и печатные тексты, инструкции по труду
написать по образцу заявление
заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя)
Учащиеся могут знать:
способы дифференциации твердых и мягких согласных
написание имен собственных и предлогов
раздельное написание предлогов со словами, обозначающими предметы
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, индивидуальная работа, работа в паре с учителем.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Методы и приемы технологий обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные.
Основными видами деятельности обучающегося по предмету являются:
• составление предложений
• правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. ;
• написания предлогов с другими словами;
• составление и запись предложений по сюжетной картинке;
• работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Тема урока
Дата по
плану
Кол.
час
Самостоятельная подготовка.
Количество часов.
Коррекционно- развивающие задачи
Звуки и буквы
Развитие зрительной памяти.
Развитие наглядно – действенного мышления.
Развитие слухового внимания.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие зрительной памяти.
Развитие наглядно – действенного мышления.
Развитие слухового внимания.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие зрительной памяти.
Развитие наглядно – действенного мышления.
Развитие слухового внимания.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие зрительной памяти.
Развитие наглядно – действенного мышления.
Развитие слухового внимания.
Развитие фонематического восприятия.
1-3
Повторение гласных и согласных звуков.
2,3 ,5.09
3
Запись строчных букв( 1,5ч)
4-6
Различие гласных и согласных звуков.
9,10,12.09
3
Выделение в словах гласных (1,5ч)
7-9
Звонкие согласные.
16,17,19.09
3
Выделение в словах звонких согласных (1,5ч)
10-12
Глухие согласные.
23,24,26.09
3
Выделение в словах глухих согласных(1,5ч)
13-14
Слова с сочетаниями жи-ши.
30.09,1.10
2
Выделение в словах сочетаний жи-ши (1ч)
15-16
Слова с сочетанием ча.
3,7.10
2
Выделение в словах сочетания ча (1ч)
17
Слова с сочетаниями ча-ща.
8.10
1
Выделение в словах сочетаний ча-ща (0,5ч)
18-20
Слова с сочетанием чу
10,14,15.10
3
Выделение в словах сочетаний чу (1,5ч)
21-23
Слова с сочетанием щу
17,21,22.10
3
Выделение в словах сочетаний чу-щу (1,5ч)
24
Различие артикуляторно сходных звуков
24.10
1
Выделение в словах сочетаний чу-щу (0,5ч)
25-26
Твёрдые и мягкие согласные при обозначении мягкости буквой е.
28,29.10
2
Выделение в словах мягких согласных, обозначенных гласной е. (1ч)
27-28
Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой ё.
31.10,11.11
2
Выделение в словах мягких согласных, обозначенных гласной ё. (1ч)
29-30
Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой и.
12,14.11
2
Выделение в словах мягких согласных, обозначенных гласной и. (1ч)
31-32
Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой ю.
18,19.11
2
Выделение в словах мягких согласных, обозначенных гласной ю (1ч).
33-34
Мягкие согласные при обозначении мягкости буквой я.
21,25.11
2
Выделение в словах мягких согласных, обозначенных гласной я. (1ч)
35-36
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
26,28.11
2
Выделение в словах мягких согласных, обозначенных буквой ь (1ч)
37-38
Буква ь для обозначения мягкости в середине слова.
2,3.12
2
Выделение в словах мягких согласных обозначенных буквой ь (1ч).
Слово
39-44
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов.
5,9,10,12
16,17.12
6
Выделение слов, обозначающих названия предметов.(3ч)
45-47
Изучение слов, обозначающих действия предмета.
19,23,24.12
3
Выделение слов, обозначающих названия действия предметов.(1,5ч)
48
Слова, обозначающие названия действия предметов
26.12
1
Выделение слов, обозначающих названия действия предметов.(0,5ч)
49-51
Называние действий предметов по вопросам: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ?
13,14,16.01
3
Выделение слов, обозначающих названия действия предметов.(1,5ч)
52-54
Умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы (с помощью учителя).
20,21,23.01
3
Выделение слов, обозначающих названия действия предметов.(1,5ч)
55-57
Предлоги (у, за)
27,28,30.01
3
Выделение предлогов(1,5ч)
58-60
Умение находить предлоги в предложении.
3,4,6.02
3
Выделение предлогов(1,5ч)
61-63
Раздельное написание предлогов со словами.
10,11,13.02
3
Выделение предлогов(1,5ч)
Предложение
64-65
Упражнения в составлении предложений.
17,18.02
2
Списывание печатных текстов с учебника. (1ч)
66-67
Составление предложений по картинке.
20,24.02
2
Списывание печатных текстов с учебника. (1ч)
68-69
Составление предложений по опорным словам.
25,27.02
2
Списывание печатных текстов с учебника. (1ч)
70-72
Установление связи между словами в предложении по вопросам: КТО ЭТО?
3,4,6.03
2
Списывание печатных текстов с учебника. (1ч)
73-75
Установление связи между словами в предложении по вопросам: ЧТО ЭТО?
10,11,13.03
2
Списывание печатных текстов с учебника. (1ч)
76-77
Установление связи между словами в предложении по вопросам: ЧТО ДЕЛАЕТ?
17,18.03
2
Списывание печатных текстов с учебника. (1ч)
78
Списывание письменных текстов .
20.03
1
Списывание печатных текстов с учебника. (0,5ч)
79-80
Списывание письменных текстов .
31,1.04
2
Списывание письменных текстов с учебника. (1ч)
81-82
Списывание печатных текстов.
3,7.04
2
Списывание печатных текстов с учебника. (1ч)
83-84
Списывание печатных текстов с учебника.
8,10.04
2
Списывание печатных текстов с учебника. (1ч)
85-88
Умение вставить в предложение пропущенные слова.
14,15,17,21.04
4
Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)
89-93
Составление предложений из слов, данных в разбивку (с помощью учителя).
22,24,28,29.04
1.05
4
Списывание печатных текстов с учебника. (2ч)
94-95
Умение заполнить дневник.
5,6.05
2
Заполнение дневника(1ч)
96-97
Умение заполнить адрес на конверте.
8,12.05
2
Заполнение адреса на конверте(1ч)
98-99
Умение написать поздравительную открытку (с помощью учителя).
13,15.05
2
Заполнение поздравительной открытки (1ч)
100-101
Списывание письменных инструкций по труду.
19,20.05
2
Списывание письменных инструкций по труду (1ч)
102
Списывание печатных инструкций по труду.
22.05
1
Списывание письменных инструкций по труду (0,5ч)
Итого
102ч
51ч
Учебно-методическая литература.
Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в
5-9классах вспомогательной школы ». – М., 2008.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010.
Список литературы:
«Методика преподавания русского языка в специальной коррекционной школе VIII вида» Н.Г.Галунчикова Москва: Гуманитарный издательский центр ВАЛДОС 1999г.
Развивать речь, формировать правильную артикуляцию и дикцию, слуховое восприятие и речевой слух.
Формировать у детей общеречевых навыков, развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение и пространственную ориентировку, а также развивать мелкие мышцы рук.
Развивать зрительное восприятие.
Коммуникативные результаты:
Выполнять упражнения по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
Научить слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции, отвечать на вопросы.
Предметные результаты:
Овладеть элементарными навыками письма.
Познакомиться с понятиями слово, часть слова (слог), звук.
Научиться составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Писать простые слова, предложения.
Требования к оцениванию.
Оцениваниеобучающихся осуществляется на основе индивидуально-дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей ребенка, согласно основных требований к знаниям и умениям обучающихся.
Требования к уровню подготовки выпускников школы.
Учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к концу обучения в школе должны овладеть:
необходимыми для жизни навыками социального поведения и общения с окружающими;
уметь ориентироваться в окружающей действительности;
соблюдать общепринятые нормы поведения;
владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;
овладеть несложными навыками самообслуживания, личной гигиены, простейшими навыками ведения домашнего хозяйства.
Некоторые ученики могут овладеть несложными видами производительного труда.