Программа факультативного курса "Культура речи" для 6 класса.
Программа факультативного курса "Культура речи" для 6 класса.
Календарно – тематическое планирование элективного курса по русскому языку в 6 классе составлено в соответствии с авторской программой, составленной на основе учебников и учебных пособий, указанных в списке литературы, который прилагается к программе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса "Культура речи" для 6 класса.»
Культура речи.
Программа.
Составитель:
учитель Песчанской средней школы № 1 Карпова В.Ф.
Предисловие.
Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.
Под культурой понимается умение, во – первых, правильно говорить и писать, во – вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и задачами общения.
Речь культурного человека должна быть прежде всего содержательна, что обусловливается хорошим знанием материала, умением логично, последовательно излагать мысли, подкрепляя их конкретными фактами.
Кроме того, речь должна быть точной, что проявляется в умении говорящего употреблять слова в полном соответствии с их логическим значением.
Поэтому неправильно, например, употреблён глагол в предложении Земля вертится вокруг Солнца (следовало бы сказать вращается).
Особенно часто неточность изложения связана с употреблением иноязычных слов. При выборе слова следует учитывать и сложившуюся в языке сочетаемость данного слова с другими словами.
Правильной считается речь, в которой не нарушены нормы литературного языка. Однако только соблюдение литературных норм для овладения речевой культурой недостаточно. Можно говорить правильно, но при этом речь будет бесцветная, однообразная, скучная - - одним словом, невыразительная.
Выразительность речи достигается умелым и уместным использованием стилистически окрашенной лексики, разнообразных синтаксических конструкций, а в устной речи важно ещё и богатство интонаций. Таким образом, условием культурной речи является также владение выразительными средствами языка, умение использовать их в зависимости от ситуации общения. Чтобы соблюсти второе условие, надо знать стилистику, уметь пользоваться стилистически окрашенными средствами. Так, книжные слова уместны в научной, деловой речи и не желательны в ситуациях непринуждённого общения. Напротив, в официально – деловом стиле абсолютно неуместна экспрессивная лексика, разговорные обороты.
Стилистическая целесообразность употребления языковых средств, их соответствие потребностям общения – важные принципы культуры речи.
Надо помнить : чем содержательнее, правильнее, точнее, выразительнее речь, тем убедительнее и доступнее она для слушателей. Вот почему важно соблюдать принципы культуры речи.
Пояснительная записка к элективному по русскому языку «Культура речи» в 6 «А» классе. (Всего 68 часов по 2 часа в неделю).
Календарно – тематическое планирование элективного курса по русскому языку в 6 классе составлено в соответствии с авторской программой, составленной на основе учебников и учебных пособий, указанных в списке литературы, который прилагается к программе.
Цель курса «Культура речи» - формировать у учащихся умение правильно говорить и писать, употребляя языковые средства в соответствии с целями и задачами общения.
Задачи курса:
-раскрыть основную функцию данного курса – способствовать высокому уровню духовного развития учащихся, внутренней их культуре;
- научить умению логично, последовательно излагать мысли;
- употреблять слова в полном соответствии с их лексическим значением, особенно заимствованных;
- учить правильной и выразительной речи.
Культура речи выступает как практически значимый аспект формирования казахско – русского двуязычия.
Обучение культуре речи как национально – специфическому явлению и как важному компоненту процесса межличностного общения является одним из необходимых условий формирования и развития казахско – русского двуязычия.
Содержание этикетного материала определяется кругом наиболее распространённых речевых ошибок ,связанных с нарушением орфоэпических, лексических, морфологических, стилистических норм русского языка , которые распределяются по языковым темам в зависимости от использования изучаемых единиц для их оформления и по речевым темам в зависимости от ситуативно – смыслового соответствия.
Основными принципами выделены: а) принцип учёта места культуры речи в формировании общей культуры человека ;
б) принцип учёта соответствия материала возрасту учащихся;
в) принцип учёта соотнесённости материала с языковыми темами;
г) принцип соотнесённости материла развитию речи;
В данную программу факультативного курса включены теоретические и практические вопросы, касающиеся культуры речи учащихся, которая рассматривается как область выражения содержательно точной речи посредством соблюдения всех норм русского литературного языка.
Тематическое планирование элективного курса «Культура речи» в 6 «А» классе.
№.
Тема.
Колич. часов.
Сроки
Примечания
Всего часов.
68.
1.
Что значит элективный ? Общее понятие культуры.
1.
2.
Культура речи. История вопроса
1
3.
Речь правильная и речь хорошая.
1
4
Общение. Талант общения. Правила общения.
1
5.
Практическое занятие. «Умей поддержать беседу»
1
6.
Согласие и поддакивание.
1
7.
Несогласие.
1
8.
Благодарность.
1
9.
Сочетания СТЛ, СТН, ЗДН, ЧТ, ЧН.
1
10.
Устойчивые сочетания. Их употребление в речи.
1
11
Синонимы в русской речи.
1
12
Синонимический ряд..
1
13
Работа со словарём
1
14.
Употребление в речи паронимов.
1
15
Одеть или надеть?
1
16.
Работа со словарём
1
17-
Употребление в речи омонимов.
1
18
Отличие омонимов от многозначных слов.
1
19
Работа со словарём
1
20.
Употребление в речи многозначных слов.
1
21-
Работа со словарём.
1
22-23.
Употребление заимствованных слов.
2
24.
Работа со словарём
1
25 26.
Употребление в речи несклоняемых слов.
2
27-28.
Употребление форм степеней сравнения имён прилагательных.
2
29-30.
Числительные ОБА, ОБЕ. Их употребление в речи.
2
31
Формы Р.п. личных местоимений 3. л. ЕГО, ЕЁ, ИХ.
1
32
Употребление местоимений СКОЛЬКО, КОТОРЫЙ.
1
33-34
Особенности склонения слов
2
35-36
Употребление
в речи производных предлогов.
2
37-38
Употребление окончаний Р.п. мн. ч . в речи.
2
39-40
Употребление в речи деепричастий.
2
41-42
Правильное употребление в речи наречии
2
43-44
Особенности употребления предлогов.
2.
45-46
Неправильное употребление союзов.
2.
47
Тавтологическое употребление союзов и союзных слов.
1.
48
Неправильное употребление формы управляемого слова (существительного или местоимения) в сочетании с предлогами
49-50
Речевые ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением, неуместным употреблением слов.
2
51
Многословие.
1
52
Подпись или роспись?
1
53
Слова – паразиты.
1
54-55
Особенности грамматической связи между подлежащим и сказуемым.
2
56-57
Стилистические ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением, неуместным употреблением слов.
2
58-59
Нарушение норм лексической сочетаемости.
2
60-63
Нарушение орфоэпических норм русского языка
2.
64-65
Неправильное употребление форм наклонений и времени у глагола
2.
66-67
Практический семинар. Речевые ошибки, наиболее часто допускаемые в речи учащимися нашей школы.
2.
68
Итоговое занятие.
1.
\
Список использованной литературы.
1.Брызгунова Е.А.Звуки и интонация русской речи. – 3-е изд.- М,1977.
2.Боскетова К.Н. Актуальные проблемы современной методики обучения предметам гуманитарного цикла: Тез. к конф. мол. учёных и аспирантов НИИ СиМО АПН СССР.-
М;1990.с.75-77.
3.Брулева Ф.Г., Булгакова Г.Ф. Русский язык. Методическое руководство для учителей 10-11 классов общеобразовательных школ общественно – гуманитарного направления.
. –Алматы // Атамура, 2006.
4.Иевлева З.Н. Грамматика в речевых ситуациях // Русский язык в национальной школе.- 1970-№1.с.50-54; №2-с.49-55; №3-с.33-41; №5-с.36-42.
5.ЛаадыженскаяТ.А. Обучение вежливой речи // Русский язык в национальной школе.-1984.-№1.-с.27-32.
6.Капинос В.И. Школьные экзамены.- М, - // Дрофа, 1999.
7.СоколоваГ.П. Уроки углублённого изучения русского язык в 8 классе.- М, Просвещение, 1992.
8. Сулейменова Э.Д., Сабитова З.К. Русский язык Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. –Алматы // Атамура, 2005.
9. Сулейменова Э.Д., Сабитова З.К. Русский язык Дидактические материалы для 9 класса общеобразовательной школы. –Алматы // Атамура, 2005.