kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультативного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» составлено в соответствии с программой факультативного курса «Культура речи», автор – составитель С. И. Львова (Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2011г.)

Всего уроков 34; в неделю 1ч.

Основная цель данного курса состоит в повышении гра­мотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Сво­бодное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способ­ность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характерис­тике речевого общения в целом, особенностям письменного обще­ния, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография и пунктуация» для 10 класса »

















Программа

факультативного курса по русскому языку

«Русское правописание: орфография и пунктуация»

для 10 класса















Пояснительная записка.

Тематическое планирование факультативного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» составлено в соответствии с программой факультативного курса «Культура речи», автор – составитель С. И. Львова (Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2011г.)

Всего уроков 34; в неделю 1ч.

Основная цель данного курса состоит в повышении гра­мотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Сво­бодное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способ­ность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характерис­тике речевого общения в целом, особенностям письменного обще­ния, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе стано­вятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический ана­лиз, который основывается на языковом чутье и удовлетворяет есте­ственную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайн;/ рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая реф­лексия» (Г.О. Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование уме­ния ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их сис­темность, логику, взаимосвязь, существующую между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописа­ния, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономер­ностей).

На этой базе формируется умение ориентироваться в многооб­разных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Та­кое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обоб­щающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации зна­ний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского право­писания: орфография — 10 класс, пунктуация — 11 класс. Такой под­ход, разумеется, не исключает, а, напротив, предусматривает попут­ное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — со­вершенствование орфографических умений.

Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обоб­щающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семан­тический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, кото­рый в краткой и лаконичной форме не только дает информацию о про­исхождении слова, но и обменяет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой приём, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографичес­кие затруднения, вызванные морфемной особенностью того словооб­разовательного образца, которому соответствует данное слово и де­сятки других слов этой группы: - …истка, …иный, …инный т. п.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом за­висит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмыс­ленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыс­лей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учётом раз­ных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассни­ка, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной гра­мотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эф­фективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правопи­сания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразитель­но излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).



п/п

Тема

Количество часов

Содержание работы и деятельность учащихся

1 - 2.

Особенности письменного общения (2ч.)

Беседа на актуализацию сведений, известных учащимся: единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи; виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); пись­мо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических знаков); формы речевого общения: письменная и устная.

Создание речевой ситуации и языковой анализ речевого высказывания: от смысла к средствам его выражения: в устной речи и в письменной речи.

Выступления учащихся: особенности письменной речи; формы письменных высказываний и их признаки (письма, записки, деловые бумаги, ре­цензии, статьи, репортажи, сочинения — разные типы, конспекты, планы, рефераты и т. п.).; возникновение и развитие письма как средства общения.

3 - 4.

Орфография как система правил правописания (2ч)

Беседа на актуализацию сведений, известных учащимся: русское правописание; орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Выступления учащихся: некоторые сведения из истории русской орфографии; роль орфографии в письменном общении людей, ее возмож­ности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле инфор­мации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.

Исследовательская работа: разделы русской орфографии и обобщающее правило для каж­дого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единооб­разно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена, собственные, со строчной — нарица­тельные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

5 - 7.

Правописание корней (3ч.)

Исследовательская работа: система правил, регулирующих написа­ние гласных и согласных корня

8 - 9.

Правописание приставок (2ч.)

Исследовательская работа: деление приставок на группы, соот­носимые с разными принципами написания

10 - 12.

Правописание суффиксов (3ч.)

Исследовательская работа: система правил, связанных с напи­санием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов. Типичные суффиксы имён существительных и их написание. Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Типичные суффиксы глагола и их написание. Образование причастий с помощью специальных суффиксов.

13 - 14.

Правописание окончаний (2ч.)

Исследовательская работа: Система правил, регулирующих пра­вописание окончаний слов разных частей речи.

15 - 16.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма (2ч.)

Практикум: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь .


17.

Правописание согласных на стыке морфем (1ч.)

Практикум: написание сочетаний чк, щн, нч, нщ,рч,рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

18.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова (1ч.)

Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.

19.

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи (1ч.)

Орфографический анализ

20 - 21.

Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем (2ч.)

Орфографический анализ слов с опорой на этимологический словарь. Использование орфографических, морфемных и словообразо­вательных словарей для объяснения правильного написание слов.

22.

Прием поморфемной записи слов и его прак­тическая значимость (1ч.)

Практикум.

23.

Слитные, дефисные и раздельные написания (1ч.)

Беседа на актуализацию сведений, известных учащимся: система правил данного раздела правописания; роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правиль­ного написания.

24.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы (1ч.)

Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

25.

Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза) (1ч.)

Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания ни с разными частями речи.

26.

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога (1ч.)

Орфографический анализ: слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Выступления учащихся: Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

27.

Особенности написания производных предлогов (1ч.)

Исследовательская работа: смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, так­же, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

28.

Образование и написание сложных слов (1ч.)

Исследовательская работа: образование и написание сложных слов (имена существитель­ные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отли­чия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.

29.

Употребление дефиса при написании знаменательных и слу­жебных частей речи (1ч.)

Орфографический анализ

30.

Словарь «Слитно или раздельно?» (1ч.)

Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

31 - 32.

Написание строчных и прописных букв (2ч.)

Смысловой и грамматический анализ при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная?».

33.

Практической занятие (1ч.)

Практикум.

34.

Зачётное занятие (1ч.)

Зачёт.


Литература:

Базжина Т.В., Крючкова Т.Ю. Русская пунктуация: Пособие справочник для старшеклассников, абитуриентов и студен­тов. -М., 2000.

БеднарскаяЛД. Грамотный человек. — Тула, 2003.

Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев АЛ. Современное русское письмо: Факультативный курс. — М.. 1974.

Единый государственный экзамен: Контрольные измеритель­ные материалы / Капинос В.И. и др. — М., 2002. 2003—2004, 2004-2005.

Львова С.И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.

Львова С.И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

Львова СЛ. Там, где кончается слово...: Книга для учашихся. - М., 1991.

Моисеев А.И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. — М., 1986.

Панов М.В. Занимательная орфография. — М.. 1984.

Панов М.В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфо­графии, ее достоинствах и недостатках. — М., 1964.

Постникова И.И. и др. Это непростое простое предложе­ние. - М., 1985.

Розенталъ Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.

Цыбулъко И.П., Львова С.И. Русский язык. Эффективная подготовка. — 2004. — М., 2004.

Словари

Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). — 2-е изд. — М., 2001.

Львова С.И. Краткий орфографический словарь с этимологи­ческими комментариями. — М., 2004.

Розенталь Д.Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника). — М., 1984.

Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. — М., 2002.

Ушаков ДЛ., Крючков С.Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы. (Любое издание.)

Шанский Н.М., Боброва ТА. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. (Любое издание.)

Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд.-М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сосх М.В. Панов. — М., 1984.

Для учителя

Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе — М 1990.

Волгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначе­ние. - М., 1979.

Волгина Н.С. Трудности современной пунктуации. — М 2000.

Волгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.

Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфо­графия. — М., 1976.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская ор­фография. — М., 1983.

Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.

Львова С.И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.

Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфогра­фии: Пособие для учителя. — М., 2000.

Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста: "8-9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.

Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста: 10-11 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.

Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту нагляд­ных пособий. — М., 2004.

Мучник Б.С. Культура письменной речи. — М., 1996.

Разумовская ММуМетодика обучения орфографии — М 1996.

РозенталъД.Э. Вопросы русского произношения и правопи­сания. — М., 1970.

Селезнева Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в вось­милетней школе. — М., 1980.

Фирсов Г.П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 1962.


8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Новичкова Екатерина Алексеевна

Дата: 27.08.2015

Номер свидетельства: 227223

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства