Программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса «По страницам орфографии»
Программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса «По страницам орфографии»
«?улиек?л ауданыны? білім б?лімі ?кімдігіні? Батыржан Кенжетаев атында?ы Новонежин орта мектебі» ММ
ГУ «Новонежинская средняя школа имени Батыржана Кенжетаева отдела образования акимата Аулиекольского района»
2014 ж. 27.08-нан мектепті? педагогикалы? ке?есінде бекітілді
Утверждена на педсовете школы от 27.08.2014 г.
Орыс тілінен «По страницам орфографии»
атты 8 сынып?а арнал?ан
факультативтік курс
ба?дарламасы
Программа
факультативного курса
по русскому языку
для 8 класса
«По страницам орфографии»
??растырушылар: «?улиек?л ауданыны? білім б?лімі
?кімдігіні? Батыржан Кенжетаев атында?ы Новонежин орта мектебі» ММ орыс тілі ж?не ?дебиеті п?ндеріні? м??алімдері
Кускадамова А.К., Сихымбаева А.К.
Составители: учителя русского языка и литературы
ГУ «Новонежинская средняя школа имени Батыржана Кенжетаева
отдела образования акимата Аулиекольского района»
Кускадамова А.К., Сихымбаева А.К.
Новонежин ауылы
с.Новонежинка
2014-2015 о?у жылы
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
«Без грамматики не выучишь математики», -гласит народная мудрость. Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего знания языка невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.
Факультативный курс « По страницам орфографии» способствует расширению знаний учащихся, развивает интерес к изучению русского языка. В ходе занятий у школьников формируются навыки самостоятельной учебной деятельности, развивается память и воображение, абстрактное мышление, воспитываются такие ценные качества личности, как трудолюбие, настойчивость и целеустремленность.
Курс содержит интересный и увлекательный материал, способствующий повышению теоретического уровня знаний учащихся, формирует основные приёмы умственной деятельности: обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Дидактический материал в большинстве своем дается в игровой и стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории. Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературой.
Программа предназначена для учащихся 7-8 классов и рассчитана на 68 часов в год.
Цель программы: формирование орфографической грамотности учащихся, сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.
Задачи:
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст;
умение определять частеречевую принадлежность слова в тексте;
умение работать с разными типами словарей (орфографическими, словообразовательными, этимологическими, орфоэпическими);
развитие навыка самостоятельного приобретения знаний
Методы обучения:
исследовательские;
проблемно-поисковые;
словесный.
Формы обучения:
индивидуальные задания;
работа в парах;
коллективная работа.
Виды деятельности:
теоретические (лекция с элементами беседы, составление чайнвордов, сканвордов, кроссвордов и ребусов; грамматические сказки, викторина);
практические (исследования и анализ языковых единиц, выполнение тестов, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска).
Ожидаемые результаты.
Знать:
основные орфографические правила русского языка;
условия, от которых зависит написание слов;
приёмы разграничения схожих написаний;
источники возникновения фразеологизмов.
Уметь:
опознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
правильно писать омонимичные служебные и знаменательные части речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса «По страницам орфографии» »
«Әулиекөл ауданының білім бөлімі әкімдігінің Батыржан Кенжетаев атындағы Новонежин орта мектебі» ММ
ГУ «Новонежинская средняя школа имени Батыржана Кенжетаева отдела образования акимата Аулиекольского района»
2014 ж. 27.08-нан мектептің педагогикалық кеңесінде бекітілді
Утверждена на педсовете школы от 27.08.2014 г.
Орыс тілінен «По страницам орфографии»
атты 8 сыныпқа арналған
факультативтік курс
бағдарламасы
Программа
факультативного курса
по русскому языку
для 8 класса
«По страницам орфографии»
Құрастырушылар: «Әулиекөл ауданының білім бөлімі
әкімдігінің Батыржан Кенжетаев атындағы Новонежин орта мектебі» ММ орыс тілі және әдебиеті пәндерінің мұғалімдері
Кускадамова А.К., Сихымбаева А.К.
Составители: учителя русского языка и литературы
ГУ «Новонежинская средняя школа имени Батыржана Кенжетаева
отдела образования акимата Аулиекольского района»
Кускадамова А.К., Сихымбаева А.К.
Новонежин ауылы
с.Новонежинка
2014-2015 оқу жылы
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
«Без грамматики не выучишь математики», -гласит народная мудрость. Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего знания языка невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.
Факультативный курс « По страницам орфографии» способствует расширению знаний учащихся, развивает интерес к изучению русского языка. В ходе занятий у школьников формируются навыки самостоятельной учебной деятельности, развивается память и воображение, абстрактное мышление, воспитываются такие ценные качества личности, как трудолюбие, настойчивость и целеустремленность.
Курс содержит интересный и увлекательный материал, способствующий повышению теоретического уровня знаний учащихся, формирует основные приёмы умственной деятельности: обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Дидактический материал в большинстве своем дается в игровой и стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории. Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературой.
Программа предназначена для учащихся 7-8 классов и рассчитана на 68 часов в год.
Цель программы: формирование орфографической грамотности учащихся, сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.
Задачи:
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст;
умение определять частеречевую принадлежность слова в тексте;
умение работать с разными типами словарей (орфографическими, словообразовательными, этимологическими, орфоэпическими);
развитие навыка самостоятельного приобретения знаний
Методы обучения:
исследовательские;
проблемно-поисковые;
словесный.
Формы обучения:
индивидуальные задания;
работа в парах;
коллективная работа.
Виды деятельности:
теоретические (лекция с элементами беседы, составление чайнвордов, сканвордов, кроссвордов и ребусов; грамматические сказки, викторина);
практические (исследования и анализ языковых единиц, выполнение тестов, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска).
Ожидаемые результаты.
Знать:
основные орфографические правила русского языка;
условия, от которых зависит написание слов;
приёмы разграничения схожих написаний;
источники возникновения фразеологизмов.
Уметь:
опознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
правильно писать омонимичные служебные и знаменательные части речи.
Содержание курса.
1. Введение. Предмет и задачи курса. Слово о грамматике. Происхождение слова «грамматика». Первая русская грамматика. «Российская грамматика» ( 1757г.) М.В.Ломоносова. Типы грамматик: теоретическая и нормативно-описательная. Нормативно-описательная грамматика(1952-1954гг.) «Грамматика русского языка»(АН СССР) (1 ч)
2. “Живой как жизнь”. Изменения в русском языке. Исторические изменения в составе слова. Опрощение-изменение в морфологическом строении слова. Переразложение перераспределение морфемного материала внутри слова при сохранении им производного характера. Усложнение основы- превращение ранее непроизводной основы в производную. Декорреляция-изменение характера или значения морфем и отношения их в слове. Судьба отдельных букв. Слова со скрытым звуком j (й). Скрытый j (й) на стыке корня и суффикса. Скрытый j (й) на стыке основы и окончания.
Практикум. Путешествие. (4 ч)
Копилки слов. Словари-наши помощники. Типы словарей. Словари. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. –, 1996.Данный Словарь совмещает параметры морфемного словаря (словаря морфемного состава слов) и орфографического словаря. В Словарь также включён теоретический материал по морфемике. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. 1986. Словарь содержит около 52000 слов. Собственно словарь состоит из 3 частей: 1. Корневая часть; 2. Префиксальная часть; 3. Суффиксальная часть. В словаре также дана информация о принципах морфемного анализа и правилах построения морфемных словарей. В Словарь включены следующие приложения: 1. Корни русского языка, сведённые в морфемы. 2. Наиболее продуктивные корни русского языка. 3. Омоморфемные корни. 4. Префиксы русского языка. 5. Суффиксы русского языка. 6. Наиболее активные суффиксы и префиксы русского языка. 7. Наиболее продуктивные модели русских слов. 8. Наиболее активные многоморфемные единства (морфемные блоки). Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. 1990.Данное лексикографическое произведение является первым большим гнездовым словарём русского языка. Словарь содержит информацию о словообразовательной структуре около 145000 производных слов.В Словарь также включены сведения об основных понятиях русского словообразования. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. 1997.Словарь содержит информацию о строении слова, способе его образования. Алексеев Д.И., Гозман И.Г., Сахаров Г.В. Словарь сокращений русского языка / Под ред. Д.И. Алексеева. – 4-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1984. – 487с. Словарь содержит около 17700 сокращений. Скляревская Г.Н. Словарь сокращений современного русского языка. – М.: Эксмо, 2004.Словарь содержит более 6000 сокращений. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка: ок. 1900 словообразов. единиц. – 2-е изд., испр. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 636, [4] с.
Словарь представляет собой лексикографическое описание аффиксальных словообразовательных единиц русского языка и включает 1892 морфемы. Словарь даёт сведения о семантике данных единиц, а также об их сочетаемостных свойствах.
Поспелов Е.М. Школьный топономический словарь. М., Просвещение,1988г., 224 с. Словарь даёт объяснение происхождения и смыслового значения названий различных географических объектов.
В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая Е.И. Голанова, И.А. Василевская; под ред. В.В. Иванова. Школьный словарь иностранных слов. М., Просвещение,1983г.
С.Г. Бархударов, С.И. Ожегов, А.Б. Шапиро. М. Советская энциклопедия, 1968г., 612. Орфографический словарь русского языка.
Работа со словарной статьей. (4ч)
4. Как строятся слова. Морфемы: корень, аффикс, префикс, флексия, основа. Проблема определения морфемы. Сегментные и суперсегментные морфемы. Нулевая морфема. Корневые и служебные морфемы. Особые морфемы-аффиксоиды (занимают промежуточное положение между корнями и аффиксами). Словообразовательный анализ.
Практикум. Тренировочные упражнения. (4 ч)
5. «Знаешь части слова – напишешь их толково». «Зри в корень…»
Гнезда родственных слов. Беглые гласные. Полногласные и неполногласные сочетания.
Практикум. Работа с художественным текстом.(4 ч)
6. «Ударение над гласной может сделать букву ясной». Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых, непроверяемых, чередующихся. (4 ч)
7.Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых. (2 ч)
8. Капризные буквы (о, е, ё) после шипящих. (3 ч)
9. Слова с удвоенными согласными. Практикум. Составлениекроссвордов.(2ч)
10. Друзья корней. Значение приставок. Исконные приставки (о,вы, пере, у, сверх, не) и заимствованные (супер, ультра, анти, и, пан). Прадедовские приставки. Редкие приставки. Роль смыслового анализа слова при различении приставок. Значение иноязычных приставок анти-,диа-,ди-,дис-,контр-,супер-,суб-. Особенности употребления слов с иноязычными приставками в научном стиле речи.
Правописание приставок и предлогов. Сестры пре- и при-.
Практикум. Решение лингвистических задач. Игра «Найди меня». (6 ч)
11.Суффиксы- большие молодцы. Ласковые и добрые суффиксы.Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, причастий. Игра «Кто больше?» (6 ч)
12. Суффиксы в именах. Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?” (2 ч)
15. Тренировочные упражнения по теме «Словообразование». Тест «Проверь себя» (3 ч)
16. Прописная или строчная? В названиях праздников, исторических событий, в географических терминах. Диктант-игра. (2 ч)
17. Аббревиатуры и грамматика. Судьба сокращений и трудности оценок. Склонение аббревиатур. Слитно или раздельно? Слитное, раздельное, дефисное написание слов (сложных существительных, прилагательных, наречий)
Практикум. Работа со словарем.(4ч)
18. Сложное существительное с двумя дефисами (экс-вице-премьер, инженер-вице-адмирал, жук-дровосек-корнеед и др.) (2ч)
19.Иноязычные слова с гласной Э-Е, И-Й, с одиночными и двойными согласными. (2ч)
20.Волшебный клубок орфограмм . Орфографический анализ текста.(2ч.)
21.Путешествие в страну русского языка. Систематизация, обобщение, углубление знаний в игровой форме. Практикум. Сочинение-миниатюра. Сообщения, выступления учеников-(4ч.)
Введение. Предмет и задачи курса. Слово о грамматике. Происхождение слова «грамматика». Первая русская грамматика. «Российская грамматика» ( 1757г.) М.В.Ломоносова. Виды грамматики: теоретическая и нормативно-описательная. Нормативно-описательная грамматика(1952-1954гг.) «Грамматика русского языка» (АН СССР)
Лекция. Конспект.
1
2
“Живой как жизнь”. Изменения в русском языке. Исторические изменения в составе слова. Опрощение-изменение в морфологическом строении слова. Переразложение- перераспределение морфемного материала внутри слова при сохранении им производного характера. Усложнение основы - превращение ранее непроизводной основы в производную. Декорреляция-изменение характера или значения морфем и отношения их в слове.
Практикум. Путешествие.
1
3-4
Судьба отдельных букв. Слова со скрытым звуком j (й). Скрытый j (й) на стыке корня и суффикса. Скрытый j (й) на стыке основы и окончания.
Практикум Путешествие
2
5-8
Копилки слов. Словари – наши помощники. Словарь морфем русского языка. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. Орфографический словарь русского языка. Школьный топономический словарь
Работа со словарной статьей.
4
9-10
Как строятся слова. Морфемы: корень, аффикс, префикс, флексия, основа. Проблема определения морфемы. Сегментные и суперсегментные морфемы. Нулевая морфема. Корневые и служебные морфемы. Особые морфемы-аффиксоиды (занимают промежуточное положение между корнями и аффиксами). Словообразование.
«Знаешь части слова – напишешь их толково». «Зри в корень…»
1
14-15
Гнезда родственных слов. Беглые гласные. Полногласные и неполногласные сочетания.
Составление веселых рифм
2
16
Практикум. Работа с художественным текстом
Анализ текста
1
17-20
«Ударение над гласной может сделать букву ясной». Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых, непроверяемых, чередующихся
Зашифрованные скороговорки
4
21-22
Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых
Решение лингвистических задач
2
23-25
Капризные буквы (о, е, ё) после шипящих
Письмо по памяти. Загадки –головоломки.
3
26-27
Слова с удвоенными согласными.
Составление кроссвордов.
2
28
Друзья корней. Исконные приставки (о,вы, пере, у, сверх, не) и заимствованные (супер, ультра, анти, и, пан). Значение приставок.
Решение лингвистических задач.
1
29
Правописание приставок и предлогов.
Тренировочные упражнения.
1
30-31
Сестры пре- и при-.
Тренировочные упражнения.
2
32
Прадедовские приставки. Редкие приставки.
Роль смыслового анализа слова при различении приставок. Значение иноязычных приставок анти-, диа-,ди-,дис-,контр-,супер-,суб-. Особенности употребления слов с иноязычными приставками в научном стиле речи.
Тренировочные упражнения по теме «Словообразование».
Тест «Проверь себя»
3
49-50
Прописная или строчная? В названиях праздников, исторических событий, в географических терминах.
Диктант-игра.
2
51-54
Аббревиатуры и грамматика. Судьба сокращений и трудности оценок. Склонение аббревиатур. Слитно или раздельно? Слитное, раздельное, дефисное написание слов (сложных существительных, прилагательных, наречий)
Практикум. Работа со словарем.
4
55-56
Сложное существительное с двумя дефисами (экс-вице-премьер, инженер-вице-адмирал, жук-дровосек-корнеед и др.)
Работа со словарем.
2
57-58
Иноязычные слова с гласной Э-Е, И-Й, с одиночными и двойными согласными
Работа со словарем.
2
59-60
Волшебный клубок орфограмм.
Орфографический анализ текста
Орфографический диктант
2
61-65
Путешествие в страну русского языка. Систематизация, обобщение, углубление знаний в игровой форме.
Практикум. Сочинение-миниатюра. Сообщения, выступления учеников
5
66
Проверь себя.
Тест
1
67-68
Значение орфографии. обобщение принципов орфографии
2
Список литературы
Беседы о русской грамматике./ Л.К.Граудина. Моска, «Знание», 1983г.
Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.
Занимательный русский язык. Серия «Нескучный учебник» /Г.Александров. С-Петербург, 1998г.
Занимательная орфография. М. Панов -М., 1984г.
Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
Словарь трудностей русского языка. Д.Розенталь, М. Теленкова. «Русский язык», 1984г.
Секреты орфографии: Кн. для учащихся 5-7 кл. / Г.Г.Граник, С.М,Бондаренко, Л,А.Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
Харитонова О. Занимательная литература: игры, викторины. - М.: Айрис-пресс, 2002. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003.